От Луки 3 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Библия говорит сегодня

Еврейский Новый Завет

1 В пятнадцатый год правления императора Тиверия, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи*, Ирод управлял Галилеей*, его брат Филипп — Итуреей* и Трахонитской областью, Лисаний — Авилинией,
2 а Анна* и Каиафа* были первосвященниками*, было слово Божье Иоанну* сыну Захарии* в пустыне.
3 Он прошёл по всей области Иордана*, провозглашая погружение, символизирующее оставление грехов и возвращение к Богу для получения прощения,
4 как написано в книге пророка Исайи*: "Голос кричащего: 'В пустыне приготовьте путь Господу*! Выпрямите тропы для Него!
5 Каждая долина да наполнится, каждая гора и холм — понизится; извилистые дороги да выровняются и неровные пути станут прямыми.
6 Тогда всё человечество увидит Божье избавление".
7 Поэтому Иоанн* говорил народу, приходившему, чтобы принять от него погружение: "Змеи! Кто предостерёг вас, что вы хотите избегнуть будущего наказания?
8 Если вы на самом деле оставили грехи, докажите это плодами своих дел! И не говорите себе: 'Авраам* наш отец'! Так как говорю вам, что Бог может воздвигнуть Аврааму* сыновей из этих камней!
9 Уже поднесён топор к корням деревьев и вот-вот ударит; всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь!"
10 Народ спросил Иоанн*: "Тогда что же нам делать?"
11 Он ответил: "Тот, у кого есть две накидки, пусть поделится с тем, у кого нет ни одной, а тот, у кого есть пища, пусть сделает то же самое".
12 Сборщики налогов также пришли принять погружение и спросили у него: "Раби, что нам нужно делать?"
13 Он сказал им: "Берите столько, сколько определено правительством, не больше".
14 Некоторые солдаты спросили его: "Как насчёт нас? Что нам делать?" Им он сказал: "Не запугивайте никого, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем".
15 Народ находился в состоянии ожидания, и все хотели знать, не Мессия ли сам Иоанн*;
16 поэтому Иоанн* ответил им всем: "Я омываю вас в воде, но тот, кто идёт следом за мной, могущественнее меня — я не достоин даже развязать его сандалии! Он погрузит вас в Святого Духа* и в огонь.
17 Он несёт с собой лопату для веяния, чтобы очистить ток и собрать пшеницу в свой амбар, а солому сжечь неугасимым огнём!"
18 С помощью этих и многих других предостережений он возвещал народу Добрую Весть.
19 Иоанн* также обвинял Ирода, областного правителя, за то, что тот взял в жёны Иродиаду, жену своего брата, и за всё зло, которое совершил Ирод;
20 после чего Ирод, ко всему прочему, заключил Иоанна* в темницу.
21 Иисус* принял погружение вместе со всем народом. Когда он молился, небеса раскрылись;
22 Святой Дух* сошёл на него в виде голубя; и раздался голос с небес; "Ты сын Мой, любимый Мною; Я весьма доволен тобой".
23 Иисусу* было около тридцати лет, когда он начал своё служение. Предполагалось, что он был сыном Иосифа*, который был Илиев*,
24 Матфатов*, Левиин*, Мелхиев*, Ианнаев*, Иосифов*,
25 Маттафиев*, Амосов*, Наумов*, Еслимов*, Наггеев*,
26 Маафов*, Маттафиев*, Семеиев*, Иосифов*, Иудин*,
27 Иоаннанов*, Рисаев*, Зоровавелев*, Салафиилев*, Нириев*,
28 Мелхиев*, Аддиев*, Косамов*, Елмодамов*, Иров*,
29 Иосиев*, Елиезеров*, Иоримов*, Матфатов*, Левиин*,
30 Симеонов*, Иудин*, Иосифов*, Ионанов*, Елиакимов*,
31 Мелеаев*, Маинанов*, Маттафаев*, Нафанов*, Давидов,
32 Иессеев*, Овидов*, Воозов*, Салмонов*, Наассонов*,
33 Аминадавов*, Арамов*, Есромов*, Фаресов*, Иудин*,
34 Иаковлев*, Исааков*, Авраамов*, Фаррин*, Нахоров*,
35 Серухов*, Рагавов*, Фалеков, Еверов*, Салин*,
36 Каинанов*, Арфаксадов*, Симов*, Ноев*, Ламехов*,
37 Мафусалов*, Енохов*, Иаредов*, Малелеилов*, Каинанов*,
38 Еносов*, Сифов*, Адама, Бога.

Библия говорит сегодня

Деяния Спасителя

3:1−4:30 Сын Божий

Список звучных имен в 3:1−2 дает понять, что начинается что-то новое. Он «производит эффект», как говорит Друри, «церемониального открытия или въезда с фанфарами». Становится ясно, что и абзац 1:1−4, и обе первые главы были введением, а основной рассказ об Иисусе начинается только сейчас. Тем не менее нитью основной темы Лука связывает эти главы вместе. Здесь он продолжает рассказ о Благой вести (3:18), которая тридцать лет назад была посланием ангела Захарии в Иерусалиме (1:19) и пастухам в Вифлееме (2:10). Здесь, как и там, провозглашается Благая весть о спасении, которая сейчас звучит в теме Иоанна (3:6) так же, как она звучала в «Магнификате» Марии (1:47), «Бенедиктусе» Захарии (1:69) и в „Nunc Dimittis” Симеона (2:30).

Таким же образом Лука показывает своим читателям, что даже по прошествии тридцати лет главной темой остается обшение Господа с людьми. Есть Благая весть; это Благая весть о спасении; и Благая весть о спасении — это послание с неба на землю. Этот небесный голос мы уже не раз слышали в гл 1 и 2. Говорят ангелы, говорят мужчины и женщины, исполненные Святого Духа, говорит само Дитя Божье. Здесь, где начинается история о взрослой жизни Иисуса, событие, которое Лука так впечатляюще помещает в соответствующие исторические условия, — перед нами сцена мира и год, в котором пересекаются сроки полномочий четырех правителей при определенном иудейском первосвященнике, — оказывается не тем, что мы ожидали. Главное здесь не начало служения Иисуса и даже не Его крещение; на самом деле речь здесь, в некотором смысле, вообще не об Иисусе. Главное здесь то, что «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря... был глагол Божий к Иоанну» (3:1−2) [Когда появился Иоанн Креститель, ни один из самых старых жителей Палестины не мог припомнить, чтобы хотя бы в самом раннем детстве он разговаривал с кем-нибудь, видевшим пророка... В этих условиях появление настоящего пророка стало событием чрезвычайной важности, важнее даже, чем война или революция» (John Seelex Весе Homo; quoted by Plummcr, p; 7).]. Более того, когда на сцене появляется Иисус и крестится, Лука не уделяет этим событиям особого внимания, но концентрирует его на чем-то другом: «Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись молился» (это всего лишь описание обстановки), случилосьто, что «отверзлось небо... Дух Святый нисшел... и был глас с небес» (3:21−22).

Господь Луки — это Господь, Который разговаривает. Он ворвался в мир, который, несмотря на смешение мириад голосов, погибал от недостатка животворящего гласа с небес, и Он провозглашает нам Благую весть о спасении; и это спасение заключается в Его Сыне. Тот же Самый Господь говорит сегодня, и говорит Он о том же, чтобы восполнить те же нужды. Так давайте же послушаем, «что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему», спасение Свое «дарует нам» (Пс 84:8−9).

1. Голоса у реки (3:1−22)

...Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя... Иоанн приходившему креститься от него народу говорил...<...>...Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму... (3:2−3, 8).

...И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (3:22).

1) Голос пророка

Иоанн был послан приготовить «путь Господу» (3:4), и в его задачи входило указать людям на грядущего Христа, а значит на Господа. Поэтому не случайно он постоянно предупреждал их («говорил» в 3:7 означает «обычно говорил»), ибо обращался к аудитории, свое отношение к которой он показывает в 3:8. Они говорили в себе: «отец у нас Авраам»; они выросли с убеждением, что раз они были предками Авраама и поэтому принадлежали к избранному роду, значит, они уже в правильных отношениях с Господом. Иоанн должен был разрушить это ложное убеждение. Ему было недостаточно выманить их из своих домов, чтобы они пришли к Иордану послушать его. Он должен был затронуть их сердца и дать им понять, что ни одна духовная привилегия не может сама по себе сделать человека праведным перед Богом и угодным Ему.

Действия Иоанна говорили о том же. Ибо крещение было тем обрядом, через который язычники становились «иудеями»; тот, кто уже принадлежал израильскому семейству, не нуждался в нем. Проповедуя крещение иудеям (3:3), Иоанн тем самым «относит их к категории язычников. Физическое родство с Авраамом оказывается здесь бесполезным».

«Весь народ», откликнувшийся на слова Иоанна, «крестился» (3:21), так как всем было необходимо признать свои неправильные отношения с Господом. Здесь-то и происходит нечто исключительное.

2) Голос Господа

С народом, пришедшим к Иордану для крещения, приходит также «и Иисус». Исаия пророчествовал о том, что Сын — Раб будет «к злодеям причтен», и это пророчество «должно исполниться» (22:37; Ис 53:12). Но это будет завершением процесса, которому суждено длиться более тридцати лет. Христос будет человеком среди грешников на протяжении всех дней Своего воплощения, и это будет более заметным, чем Его крещение со всеми.

Но все же тот факт, что Он хочет быть причисленным к этим злодеям, подчеркивает разницу между Ним и ими. Когда Он намеренно причисляет Себя к грешникам, Он тем самым показывает, что Сам Он не грешник. «Христос, входя в мир... <...>...Сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10:5−7). Он мог сказать, что «крещение покаяния для прошения грехов» было для Него ненужным и неуместным; но Его готовность испытать это так же, как и все, если этого желает Отец, отмечает Его среди всех остальных абсолютным повиновением Богу. Этим решением Он устраняет сомнения Иоанна по поводу уместности крещения, как мы узнаем из рассказа Луки: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). Лука еще раз затронет тему повиновения Иисуса в рассказе об искушении Его в пустыне (4:1−13). Сейчас же он указывает нам на парадокс: Своим крещением Иисус выражает солидарность с людьми и в то же время отличие от них.

Упомянув обо всем этом, мы не должны забывать, что для Луки здесь существует нечто более важное, чем крещение. «Замечательно следующее, — замечает Пламмер. — То, что кажется нам здесь самым важным, является всего лишь описанием обстоятельств». «Когда же... Иисус крестившись молился... был глас с небес» — вот где главное событие. То, что Господь должен был сказать об Иисусе, очень отличалось от того, что Иоанн должен был сказать заблудшим сынам Авраама. После того как народ крестился — то есть признал, что, несмотря на свое еврейское происхождение, был в неправильных отношениях с Богом, — явился глас Господа, сообщающий об Иисусе: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Иисус, в отличие от остальных, приемлем для Господа. Как никто другой, Он с самого начала был в правильных отношениях с Ним. Он есть Сын Божий. Так говорит Господь.

2. Генеалогическое древо (3:23−38)

Иисус... был, как думали, сын Иосифов... Зоровавелев... Давидов... Иудин... Авраамов... Адамов... Божий (3:23, 27, 31, 33, 34, 38).

Генеалогическое древо Иисуса едва ли выглядит как будоражушее послание с небес! Но все же Лука включает его в свой рассказ о том, что я называю «голоса у реки», ибо здесь Господь действительно разговаривает с нами. Помня о том, что на иврите слова «сын» и «отец» означали, соответственно, потомка и предка, насколько бы ни были они далеки друг от друга (ср.: 3:8), мы можем вполне законно упростить всю генеалогию. Соединив 3:23 и 3:38, мы увидим, что данный раздел, как и предыдущий, показывает нам, что «Иисус... Сын Божий». Длинный список труднопроизносимых имен (ужас для начинающих изучать Библию, особенно когда этот отрывок читается в церкви!) открывает нам глубокую, жизненно необходимую истину о том, что означает это имя.

1) Иисус сын Адамов

Читая сразу после рассказа о крещении Иисуса длинный список, представляющий генеалогическое древо, мы сталкиваемся с еще одним парадоксом. Он напоминает нам, что Иисуса считали сыном Иосифа; это был Его законный родитель, не имеющий отношения к учению о непорочном зачатии. Он принадлежал к семье плотника из Назарета, «где был воспитан» (4:16). Самый обычный сельский житель, самый обычный галилеянин. Он, как и многие другие, был сыном Зоровавеля, принца и сына царя Давида, члена царского дома рода Иудина. Если взглянуть еще глубже, Он был сыном Авраама, израильтянина, и поэтому, согласно генеалогии, родственником всем когда-либо жившим евреям. И Лука (ибо это характерно именно для него) отводит нас еще дальше назад. Иисус принадлежит не только еврейскому народу, Он принадлежит всему человеческому роду, ибо Он сын Адамов.

Показав нам Иисуса, причисляющего Себя к грешникам, Лука подчеркивает, что Иисус действительно ощущает Свое единение с человечеством, действительно принадлежит определенному народу и даже определенной семье, жившей в одной из палестинских деревень.

Но евангелист делает еще один шаг назад и, поступая таким образом, опять указывает на парадокс: Иисус был истинно человеком и втоже время насколько Он был непохож на остальных. Ибо Лука, назвав Иисуса сыном Адама, не колеблясь называет Адама сыном Господа; поэтому и Иисус, благодаря Своей человеческой природе, есть Сын Господа.

2) Иисус Сын Божий

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт 1:26). И изначально человек действительно был подобен Богу, до тех пор пока не согрешил. Все мы дети Адама, а Адам был сыном Господа; но линия не продолжилась.

Она прервалась при падении. Теперь никто, приходящий в этот мир, не несет подобие Господа, ибо из-за греха Адама все его потомки потеряли право называться сынами Божьими.

Никто, кроме Иисуса. Кульминация предыдущего раздела (3:22) сделала ясным, что Он Сын Божий; данный же раздел указывает нам на неразрывные отношения между Ним и Его небесным Отцом. Другими словами, Он снова стал тем, кем когда-то был Адам. Он человек, которого некогда задумал Бог, Его образ и подобие. Мы можем изобразить наше нынешнее существование в виде ямы, в которой все мы находимся, ибо грех Адама исключил для нас всякую возможность выбраться наверх. Иисус подобен нам в том, что Он сошел в эту яму вместе с нами. Таково послание и истории крещения, и генеалогического древа, если мы пропустим их заключительные стихи. Но Он непохожна нас тем, что если мы здесь из-за греха неповиновения, то Он спустился сюда, повинуясь Отцу (Флп 2:6−8), и Он никогда не отпустит веревку, соединяющую Его с небесным миром. Он прочно привязан к нему Своими неразрывными отношениями с Отцом. Вот почему Его человеческая природа отлична от нашей. Вот почему только держась за Него, мы можем выбраться из этой ямы. Это и есть послание последних слов истории о крещении (3:22) и генеалогического древа (3:23−38).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.