От Луки 5 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Библия говорит сегодня

Еврейский Новый Завет

1 Однажды, когда Иисус* стоял на берегу озера Геннисаретского*, а люди теснились вокруг него, чтобы услышать слово Божье,
2 он заметил две лодки, приставшие к берегу, оставленные рыбаками, которые чинили сети.
3 Войдя в лодку, принадлежавшую Симону*, он попросил его отплыть немного от берега. Затем он сел и учил народ из лодки.
4 Закончив говорить, он обратился к Симону*: "Отплыви туда, где поглубже, и забрось сеть для ловли".
5 Симон* ответил: "Мы трудились всю ночь, раби, и ничего не поймали! Но если ты так говоришь, я заброшу сеть".
6 Они сделали так и поймали столько рыбы, что сеть стала рваться.
7 Тогда они подали знак своим товарищам, находившимся в другой лодке, чтобы пришли и помогли им; те пришли и наполнили обе лодки так, что они начали тонуть.
8 Когда Симон* Петр* увидел такое, он упал подле колен Иисуса* и сказал: "Отойди от меня, господин, потому что я грешник!"
9 Так как при виде пойманного количества рыбы его и всех бывших с ним охватило изумление,
10 также и Иакова* и Ионанна*, товарищей Симона*. "Не бойся, — сказал Иисус* Симону*, — впредь ты будешь ловить людей!"
11 И как только они вытащили лодки на берег, то всё оставили и пошли за ним.
12 Однажды, когда Иисус* находился в одном городе, к нему подошёл человек, вся кожа которого была покрыта отталкивающими язвами. Увидев Иисуса*, он пал ниц и умолял его: "Господин, если хочешь, можешь очистить меня".
13 Иисус* протянул руку и дотронулся до него, говоря: "Да, хочу! Очистись!" В тот же миг кожная болезнь оставила его.
14 Затем Иисус* предупредил его, чтобы он никому не рассказывал. "Лучше, для свидетельства людям, пойди к священнику*, принеси жертву за своё очищение, которую заповедал Моисей*".
15 Но весть о Иисусе* продолжала распространяться ещё быстрее, так что стали собираться огромные толпы людей, чтобы послушать и излечиться от своих болезней.
16 Однако он имел обыкновение уходить в отдалённые места, чтобы молиться.
17 Однажды, когда Иисус* учил, при этом присутствовали фарисеи* и учителя Закона*, пришедшие из разных сел Галилеи* и Иудеи*, а также из Иерусалима*; и с ним была сила Господа*, чтобы исцелять больных.
18 Пришли какие-то люди и принесли на носилках парализованного человека. Они хотели внести его внутрь и положить перед Иисусом*,
19 но не могли войти с ним из-за толпы. Тогда они поднялись на крышу и опустили его на подстилке через кровлю в середину собрания, прямо перед Иисусом*.
20 Когда Иисус* увидел их веру, он сказал: "Друг, прощены тебе твои грехи".
21 Учителя Закона* и фарисеи* стали размышлять: "Кто этот человек, что говорит такие богохульства? Кто кроме Бога может простить грех?"
22 Но Иисус*, зная, о чём они думают, ответил: "Почему вы размышляете так в своих сердцах?
23 Что легче сказать? 'Твои грехи прощены тебе' ? Или: 'Встань и ходи'?
24 Но смотрите! Я докажу вам, что Сын Человеческий имеет на земле полномочия прощать грехи". Затем он сказал парализованному: "Говорю тебе: встань, подними свою подстилку и иди домой!"
25 Тут же на глазах у всех он поднялся, поднял то, на чём лежал, и пошёл домой, восхваляя Бога.
26 Всех их охватило изумление, и они произнесли благословение* Богу, будучи преисполнены благоговейного страха, и говорили: "Сегодня мы видели необычайное".
27 После этого Иисус* вышел и увидел сборщика налогов по имени Левия*, сидевшего в своей палатке для сбора налогов, и сказал ему: "Следуй за мной!"
28 Тот поднялся, оставил всё и пошёл за ним.
29 Левий* устроил у себя дома праздничный обед в честь Иисуса*, и за столом с ним находилось множество сборщиков налогов и других людей.
30 Фарисеи* и учителя Закона* негодовали на учеников*, говоря им: "Почему вы едите и пьёте со сборщиками налогов и грешниками?"
31 Но Иисус* ответил им: "Во враче нуждаются не здоровые, а больные.
32 Я пришёл не для того, чтобы призвать 'праведных', но чтобы призвать грешников оставить грехи и возвратиться к Богу".
33 Затем они сказали ему: "ученики Ионанна* постоянно постятся и молятся, также и ученики фарисеев*; а твои едят и пьют".
34 Иисус* ответил им: "Разве можно заставлять поститься гостей на свадьбе, пока жених всё ещё с ними?
35 Придёт время, когда у них заберут жениха, и когда оно настанет, они будут поститься".
36 Затем он пояснил это примером: "Никто не отрывает лоскут от новой одежды и не пришивает к старой, иначе не только новая одежда порвется, но и лоскут от новой одежды не подойдёт к старой.
37 Также никто не вливает молодое вино в старые мехи; а если сделает так, молодое вино прорвёт мехи и выльется, и мехи также станут негодными.
38 Напротив, молодое вино следует вливать в только что изготовленные мехи.
39 Кроме того, выпив старого вина, люди не захотят молодого, потому что скажут: старое вино очень хорошее".

Библия говорит сегодня

4) Воздействие на обстоятельства

... Сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (5:4−6).

Религия — это проклятие, когда мы впускаем Господа в свою жизнь только через одну дверь, в то время как все остальные двери с надписью «мирское» плотно закрыты от Него. Такую религию Иисус осуждает.

Когда Иисус использует лодку Симона в качестве места для проповеди, ее владелец не возражает против этого. Но когда она снова становится всего лишь рыбацкой лодкой, принадлежащей Симону, Иисус не диктует ему, как ее использовать. Рыболовство — это дело Симона. И так во всем: люди будут слушать Иисуса, размышлять о том, что Он говорит, и даже просить Его помочь, когда им плохо. Но для Него сделать то, что Он делал в тех четырех случаях, вмешаться в их работу, в их дом и отдых — это совсем другое дело. Иисус — плотник, ставший проповедником, говорит Симону — рыбаку, как рыбачить! Мы можем догадаться, что ответит Симон (5:5), и представить выражение его лица. Вполне возможно, что в голове у него в этот момент мелькнула какая-нибудь еврейская пословица вроде нашей о яйцах и курице. И все же слово власти показывает, что Иисус гораздо больше знает о работе Симона, чем сам Симон. И результат оказывается весьма существенным (5:6−7).

Многие из нас сказали бы, что в таком случае слово Иисуса приходит к ним в дом в буквальном смысле, так как оно вторгается в их личную жизнь, вместо того чтобы оставаться там, где ему следует быть, — в воскресной проповеди священника. Мысль Иисуса, что они должны ежедневно благодарить Отца за дар солнца и дождя, пищи и одежды, жизни и дыхания (Мф 5:45; Мф 6:31; Деян 14:17; Деян 17:25), за Его господство над всеми живыми созданиями (Флп 2:10; Кол 1:18), за освящение Его Святым Духом каждой крупицы нашего бытия (1Фес 5:23; 1Пет 1:2), была чем-то абсолютно новым и необычным, и, возможно, именно тогда Благая весть вошла в сердца людей. И для нас, тех, для кого все это уже давно не ново и неудивительно, эта мысль может быть столь же необходимой и убедительной.

5) Исправление человеческих отношений

...Пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него (5:12−13).

Нетрудно понять, почему Лука продолжает свой рассказ историей об исцелении прокаженного. Ибо это не просто еще одно исцеление. Основное внимание здесь фокусируется не на исцелении, а на болезни, называемой в Библии проказой. Прокаженный был не просто больным, он был изгоем. Он не только потерял здоровье; он также потерял семью, друзей, дом, средства для существования. Люди не хотели, да им и запрещалось, общаться с ним. Поэтому мы можем представить, с каким трепетом замер этот человек, когда Иисус «простер руку, прикоснулся к нему». Ибо для него это было в буквальном смысле первым за многие годы контактом с живым человеком; и это означало для него также возвращение к семье, друзьям, к обществу, от которого болезнь оторвала его. Это было для него восстановлением всех разрушенных отношений с людьми.

И это тоже подвластно слову Иисуса, и нам не нужно ходить далеко, чтобы увидеть тому подтверждение в нашем измученном мире. Мы не только видим, как восстает «народ на народ, и царство на царство» (21:10), но как происходит борьба и раскол между расами, религиозными конфессиями, социальными классами, начальством и подчиненными, мужем и женой, молодыми и старыми. Даже внутри христианской общины чаще стало встречаться отчуждение между братьями. А одно из величайших слов Благой вести — это «примирение»; и когда мы примиряемся с Господом, мы примиряемся друг с другом. Церковь, члены которой больше не бегут друг от друга, как от прокаженных, но воссоединяются в братстве и любви, — это самое мощное свидетельство силы живого Бога (Ин 13:35; 1Ин 4:8, 12). Неудивительно, что в этом месте Лука отмечает: «Тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему» (5:15).

6) Спасение души человеческой

... Принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен... И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои (5:18, 20).

Еще одно исцеление? Нет; как и в случае с проказой, здесь нечто большее, чем просто исцеление. Шестой эпизод Луки показывает, как слово Иисуса проникает еще глубже, в самую сердцевину человеческой души, где прячется корень всех его бед. Мы практически подобрались к сути дела. Произошло еще одно исцеление (как и ожидали участники событий); но, несмотря на то что ум и тело человека, его повседневная жизнь, человеческие отношения остаются важными для Иисуса, главное условие спасения заключается «в прощении грехов», как пророчествовал Захария, исполненный Святого Духа (1:77). Нам необходимо быть честными перед собой, честными перед своим ближним, но, прежде всего, необходимо быть честными перед Богом. За многие годы наша гордая эгоцентричность скопила тяжелый груз греха; как же нам избавиться от него?

С каким бы (возможно, еще более очевидным) «расслаблением» я ни пришел к Иисусу, Он устремит туда Свой взор и направит Свое слово. И я расстанусь с этой нуждой навсегда, когда Он скажет: «Прощаются тебе грехи твои».

Именно таким было послание, которое провозглашал Иоанн (3:3), и именное этим посланием ученики Иисуса будут посланы Им в мир (24:47). Это послание прощения, спасения от греха.

7) Он овладевает человеческим сердцем

После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левин, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним (5:27−28).

Мы уже видели, как Симон и его друзья «оставили все и последовали за Ним» (5:11), но сила слова, способного овладевать человеческим сердцем, лучше всего видна здесь, где повеление так отважно и не подготовлено, а связи Левия со старой жизнью так сильны.

В шестом эпизоде Иисус, простив парализованному его грехи, показал Себя Спасителем от греха. Здесь же Он показывает Себя Господином жизни. Все, что произошло раньше, собрано в этих двух стихах: мы видим господство Иисуса над умом и телом человека, над его отношениями с другими, над его образом жизни и, что самое главное, видим, как очищается душа от греха и как овладевает Христос сердцем человека.

Обращение Левия приводит к двум заключительным высказываниям Иисуса, где, однако, звучат не слова власти, как те, что мы слышали до этого, но объяснения. В них Он сообщает нам, что же произошло в действительности; ведь в семи этих случаях «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс 32:9).

2. Слово Иисуса, в котором Он дает объяснения (5:29−39)

Иисусом восхищались с самого начала (4:15), но противостояние, о котором Лука упоминает сразу после проповеди Иисуса в Назарете (4:28 и дал.), дает о себе знать и здесь (5:17 и дал.). Фарисеи начинают понимать, что новый учитель Своим энергичным словом утверждает не то, что им хотелось бы слышать.

«Угощение» в доме Левия, данное в честь принятия им «послания Иисуса», становится для фарисеев поводом, чтобы сделать Иисусу выговор. Практический результат Его проповеди отличается от того, что они понимали под «истинной религией»; им кажется, что последовать за Ним означает быть неразборчивым в компании (5:30) и не соблюдать религиозных ритуалов (5:33).

Иисус объясняет, что действительно происходит, когда человек принимает Его послание, которое кажется таким разрушительным для традиционной иудейской религии. Происходит то, что делает фарисейские понятия о святости — воздержание от сомнительных компаний и соблюдение поста — абсолютно бессмысленными. Результат Своего слова Он демонстрирует двумя путями — исцелением и изменением.

1) Слово приносит исцеление

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (5:31).

Причина, почему Иисус общается с грешниками, проста, и Он приводит простую иллюстрацию для объяснения этого. Есть здоровый человек, есть больной человек и есть врач; то есть (говорит Иисус) праведный, грешный и Я. Я общаюсь с грешниками, потому что они больны, а у Меня есть лекарство. Чем хуже они себя чувствуют, тем охотнее отдаются в Мои руки. Главная их болезнь — это грех, который приводит к смерти; Мое послание о спасении — это единственное, что им может помочь. Та же самая истина, только в сжатом виде, выражена в Евангелии от Иоанна: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин 5:24).

Это одна сторона всех этих историй. Они показывают нам силу слова Иисуса, способную «исцелять» людей от любых заболеваний, начиная с поверхностных умственных и физических до тех, которыми болеет наша душа.

Здесь стоит повторить то, что было уже сказано ранее, а именно что эта идея (духовное исцеление, приносимое словом Иисуса) была особо близка Луке из-за его профессии. И хотя Лука нигде об этом не упоминает, нам едва ли стоит сомневаться в его убежденности, что такое же лечение может быть эффективным и в руках практикующих врачей, что он сам, например, может прописать это слово в его письменной форме для лечения духовных заболеваний Феофила и ожидать от этого соответствующих результатов.

Эта медицинская метафора Иисуса заставляет нас думать об ответственности церкви. С одной стороны, существует множество людей, которые действительно духовно больны и умирают от недостатка целительного слова. Нам не следует думать, как это делают многие, что в целом люди «здоровы» или будут «здоровыми» в конце концов. С другой стороны, благовествование все еще «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16), и поэтому у нас в руках как раз то, что может излечить наши больные грехом души, «бальзам Галаадский», дающий нам исцеление. Испытав на себе действие лекарства, мы обретаем уверенность, что оно подействует и на других; а обретая это целительное средство, мы становимся ответственными за то, чтобы оно стало доступным и для остальных.

2) Слово приносит изменение

Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды... И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие... И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого (5:36−37, 39).

Подумайте об Иисусе как о враче, и Его слово станет лекарством для болезней духовных; подумайте о Нем как о женихе (5:34), и Его слово обозначит пришествие особого события, дня отдыха, празднества и нарядных одеяний, когда атмосфера будничного мира всецело меняется. Эти перемены Он иллюстрирует в трех маленьких картинах.

Будут такие, которые отхватят кусочек Его послания; другие возьмут побольше, чтобы залатать этим дыры в одежде своих старых идей. Но какая разумная домохозяйка порежет новое платье, чтобы сделать из него заплаты для старого? Мое слово, — сообщает Иисус, — это новое платье, а не материя для заплат.

Будут и такие, которые захотят, чтобы все было новым, но при условии, что сохранится и старое. Однако так дело не пойдет.

Если вы согласны принять новое вино послания Иисуса во всей полноте, то хрупкие меха ваших старых убеждений не смогут удержать его. Вы должны будете полностью отказаться от них.

Но будут и такие, кто не захочет даже попробовать новое вино. И не потому, что «старое лучше» (5:39). «Человек с предрассудками не только никогда не попробует нового, но даже не признает, что у того есть хоть какие-то достоинства». Он не станет утруждать себя сравнением старого с новым, потому что старое достаточно хорошо для него. Это отказ признать даже возможность перемен, поскольку принятие слова непременно влечет за собой перемены. Когда идет жених, наступает новый день. И лекарство — это то, что принесет с собою врач для тех, кто пожелает Его слушать. Вот что случится, когда человек откроет свои уши для слова Иисуса и позволит его силе действовать в нем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.