2 Коринфянам 8 глава

Второе послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Библия говорит сегодня

Еврейский Новый Завет

1 Теперь, братья, мы должны рассказать вам о том, какое благоволение проявил Бог к собраниям в Македонии.
2 Несмотря на тяжёлые испытания, вопреки абсолютной нищете, радость переполняет их богатством щедрости.
3 Говорю вам, что они не просто жертвовали, насколько позволяли им средства, но по доброй воле давали сверх того.
4 Они упрашивали и умоляли нас о возможности поучаствовать в служении Божьему народу.
5 Кроме того, они делали это не так, как мы того ожидали, но прежде они отдали самих себя Господу, то есть, по воле Божьей, нам.
6 Всё это побудило нас просить Тита, чтобы он завершил этот же благотворительный дар среди вас, поскольку он и положил этому начало,
7 подобно тому, как вы отличились во всём — в вере, в речах, в знаниях, в усердии всякого рода, и в своей любви к нам — постарайтесь отличиться и в этом даре.
8 Я не приказываю вам, а проверяю искренность вашей любви, учитывая то, как усердны остальные.
9 Ибо вы знаете, насколько щедр был наш Господь Мессия Иисус*: ради вас он обнищал, хотя и был богат, чтобы посредством своей нищеты обогатить вас.
10 В отношении данного вопроса я лишь высказываю своё мнение. Год назад вы не только первыми взялись за это дело, но и первыми проявили желание. Это будет для вашей же пользы,
11 если вы закончите то, что начали. Проявив усердие и готовность начать это дело, проявите усердие и теперь, чтобы его завершить, пожертвовав из того, что имеете.
12 Ибо если есть готовность отдать, то дар будет приниматься в соответствии с тем, что вы имеете, а не с тем, чего у вас нет.
13 Нет нужды в том, чтобы облегчение для других причиняло трудности вам самим, но должна быть взаимная поддержка.
14 Сейчас ваш избыток может помочь тем, кто нуждается, когда же вы будете в нужде, их избыток поможет вам, в этом и состоит взаимность.
15 Как сказано в Еврейских Писаниях*: "У того, кто собрал больше, не было лишнего, и у того, кто собрал меньше, не было недостатка".
16 Я же благодарен Богу за то, что Он вложил в сердце Тита такую же преданность по отношению к вам;
17 так как он не только откликнулся на наши просьбы, но, будучи столь предан, направляется к вам по собственному желанию.
18 А с ним мы посылаем брата, чей труд ради Доброй Вести хвалится во всех собраниях;
19 кроме того, он был избран собраниями в качестве нашего спутника, чтобы проводимые благотворительные сборы принесли славу Господу и стали свидетельством нашего стремления помочь.
20 Цель наша во всём этом — показать, что хотя мы собираем столь значительные суммы, нас не в чем упрекнуть;
21 поскольку мы изо всех сил стараемся поступать правильно не только перед Богом, но также перед остальными людьми.
22 Вместе с этими двумя мы посылаем ещё одного брата, того, чьё усердие было проверено много раз и во многих ситуациях, и который сейчас ещё более усерден, так как полностью полагается на вас.
23 Что касается Тита, это мой сотрудник, работающий со мной от имени всех вас, а остальные братья с ним — это посланники от собраний, прославляющие Мессию.
24 Поэтому любовь, которую вы проявите по отношению к этим людям, станет для них свидетельством того, что мы гордимся вами не напрасно. А через них об этом узнают и все собрания, которые направили их.

Библия говорит сегодня

13. Новости Tитa из Коринфа: сбор денег (8:1 — 9:15)

Переход от гл. 7 к гл. 8 знаменуется переменой тона. В предыдущей главе Павел вернулся к переживаниям по поводу радостной встречи в Македонии с Титом, принесшим хорошие новости о реакции коринфян на «печальное послание», посвященное вразумлению оскорбителя. Сейчас, в гл. 8, он пишет в более трезвом тоне, но все еще с большой долей воодушевления и оптимизма по поводу другой новости, принесенной Титом из Коринфа, — новости о сборе денег.

В гл. 8−9 идет речь о том, что Павел в других местах называет «сбором для святых» (1Кор 16:1) или «подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» (Рим 15:26). Это «подаяние», сбор которого завершился в 57 г. н. э., имеет своим началом события, происшедшие за десять лет этого в Иерусалиме, когда Павел и Варнава заключили миссионерское соглашение со «столпами» иерусалимской церкви — Иаковом, Петром и Иоанном. Было решено, что Иаков, Петр и Иоанн будут заниматься обращением евреев, в то время как Павел и Варнава отправятся к язычникам. Это миссионерское соглашение было заключено с одним условием: Павел и Варнава должны были «помнить нищих», то есть собирать пожертвования среди язычников для иерусалимских христиан (Гал 2:9−10).

Павел объяснял римлянам, что «духовные блага» [синодальном переводе Библии — «духовное». — Примеч. пер.] благовестия, полученные язычниками, пришли к ним из христианской общины в Иерусалиме. Язычники были в духовном долгу перед ними и должны были возместить это «материальными благами» (Рим 15:27) [В синодальном переводе Библии — «телесное». — Примеч. пер.]. В сборе пожертвований просматривается желание Павла создать чувство единства и братства у двух ветвей христианства — евреев и язычников, — между которыми существовало некоторое напряжение. Павел, возможно, пытался продемонстрировать, что, со своей стороны, добросовестно исполняет иерусалимский договор относительно «нищих». Поэтому перед завершением своего служения в регионе Эгейского моря он и собирался провести сбор этих пожертвований (1Кор 16:5−6; Деян 19:21; Деян 24:17). Собрав дар иерусалимской церкви от церквей Асии, Македонии и Ахаии, Павел исполнил обязательство, данное Иакову, Петру и Иоанну десять (?) лет назад. Это было достойное завершение одной из глав в миссионерской карьере Павла.

Мы можем предположить, что впечатляющий размах организации сбора пожертвований свидетельствует о попытке Павла решить проблему иудействующих. Ведь фракция иудействующих была весьма активна во время встречи Павла, Варнавы и «столпов» и также во время следующей встречи в Иерусалиме между делегатами из Антиохии и от церкви-матери (Гал 2:4−5; Деян 15:1, 5). На этих двух собраниях программа иудеизации язычников была отвергнута (на первом собрании — подспудно, на втором — открыто). Движение иудействующих, тем не менее, не исчезло и вновь заявило о себе после прибытия в Коринф миссионеров-евреев. Эта миссия расцвела из-за атмосферы, сложившейся в иерусалимской церкви благодаря руководству Иакова, хотя он и не санкционировал это движение. Не организовал ли Павел столь масштабный сбор пожертвований, чтобы укрепить влияние Иакова над движением, которое зародилось в Иерусалиме и сеяло такой раздор среди состоявших из язычников церквей? Ведь Павел сейчас мог бы сказать: «Мы согласились помнить о нищих и мы о них помним. Вы согласились с тем, что язычников не должны беспокоить сторонники обрезания, но их продолжают беспокоить. Мы исполнили нашу часть договора, вы должны исполнить вашу. Уговорите иудействующих или прикажите оставить языческие церкви». И хотя это только предположение, оно представляется вполне корректным и весьма вероятным.

Павел изложил порядок сбора пожертвований в Первом послании к Коринфянам: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (1Кор 16:2−4).

За год до написания Второго послания к Коринфянам христиане из Коринфа начали откладывать деньги, хотя сейчас их энтузиазм, похоже, ослаб (8:10−11). Чтобы к своему прибытию в Коринф окончательно решить этот вопрос, Павел отправляет Тита вместе с двумя неназванными товарищами, один из которых был хорошо известен, другой — менее известен (8:16−18).

Гл. 8−9, следовательно, образуют самостоятельный фрагмент, где он пытается побудить читателей послания завершить мероприятие по сбору пожертвований. Добился л и Павел своего? В своем послании к Римлянам, написанном спустя несколько месяцев, он замечает, что «…Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред ними» (Рим 15:26−27). Из этого мы заключаем, что коринфяне действительно завершили начатое ранее дело.

В этих главах мы можем вычленить некоторые неизменные принципы, которыми христианину следует руководствоваться при распоряжении своими дарами и возможностями. Далее Павел будет предостерегать нас оттого, что он называет «местничеством», то есть от излишней озабоченности делами своего «прихода». Верующие должны смотреть дальше проблем своей собственной общины и проявлять заботу о Божьем народе и в других местах.

1. Щедрые македоняне (8:1−5)

Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским; 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; 3 ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией.

Павел выражает глубокую признательность христианам Македонии. Фессалоникийцы подверглись гонениям, однако от них благовестие разнеслось по всей материковой Греции и за ее пределы (1Фес 1:6−8; 1Фес 2:14; 2Фес 1:5). Павел далее также выразит благодарность Богу за то, что филиппийцы участвовали «в благовествовании от первого дня… доныне», имея в виду, что уже более десяти лет они «оказывали ему участие подаянием и принятием» (Флп 1:5; Флп 4:15).

В своем послании, адресованном одной церкви, коринфянам, Павел довольно подчеркнуто упоминает дела других христиан, македонян. Они были столь нищи (ст. 2), что Павел не ожидал от них участия в сборе пожертвований. В ответ на благовествование они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам (ст. 5). Не Павел, а они сами проявили активность. Они умоляли его принять дар и участие их в служении святым (ст. 4). Некоторые из своих замечательных озарений Павел высказывает мимоходом, как здесь, где он говорит об одном из фундаментальных принципов христианства: «Они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам». Действительно, в ответ на благовествование мы должны «отдавать» себя Господу Иисусу, Его служителям и другим верующим. Отдавать себя Господу и другим — суть христианства.

Основной смысл обращенного к коринфянам слова до боли прост. Коринфяне, которые были (относительно) богаты, согласились пожертвовать, но перестали этим заниматься. Македоняне, которые были исключительно бедны, сами предложили свою помощь и начали этим заниматься. Павел пытается пристыдить коринфян и заставить их сделать то, что полагалось сделать.

Слово charts используется дважды в этом отрывке: благодать (ст. 1) и дар (ст. 4) [Из дальнейших рассуждений автора понятно, что в английском переводе Библии это слово звучит скорее как «милость». — Примеч. пер.]. Подобно Богу, проявившему милость по отношению к грешным и недостойным людям, которые такого отношения не заслуживали, македоняне проявляют милость, или абсолютную любовь, к христианам из далекой Иудеи. Таким образом, дар является подтверждением, что благодать была получена не напрасно (см.: 6:1). Но charts означает также незаслуженно полученную нами милость, которая преображает нас изнутри. Поэтому Павел и пишет о благодати Божией, данной церквам Македонским (ст. 1). Коринфяне должны подражать македонянам и проявлять милость по отношению к другим, и тогда можно будет сказать, что благодать Божья действует и в них тоже.

Благодаря charts- благодати Божьей, проявляемой по отношению к ним и действующей в них, — они обретают charismata — дары, включая дар помощи, или дар отдавать (Рим 12:8). Происходящее в последние годы повторное открытие даров в церквах Божьих — явление весьма отрадное. Церковь, где обретенная прихожанами благодать отражена в великодушном проявлении даров по отношению к другим, можно назвать поистине «харизматической».

Конечно, для многих будет сюрпризом открыть, что великодушная помощь другим является «даром». Слышали ли мы когда-нибудь, чтобы кто-то из верующих молился о получении такого «дара»? (!) Тем не менее это, несомненно, «дар», как и другие перечисленные в Новом Завете (см.: Рим 12:3−8; 1Кор 12:6−11, 27−31; 1Кор 13:1−3; Еф 4:11−13; 1Пет 4:7−11),«дар», который нужно с любовью использовать на благо другим.

2. Скупые коринфяне (8:6−11)

Павел увещевает коринфян дружеским, ободряющим тоном. Поскольку они изобилуют во многом — в вере и слове, познании, всяком усердии, — пусть они изобилуют также и в щедрости (ст. 7). Здесь, однако, нет и намека на принуждение или повеление. У них есть пример македонян. Пусть теперь коринфяне проявят свою любовь.

Павел дает коринфянам еще один пример действия благодати. В первом примере македоняне были бедными, во втором — Иисус Христос, как коринфяне, богат. Вы знаете благодать (charts) Господа нашего Иисуса Христа (ст. 9), пишет Павел, указывая тем самым, что они это уже знают. Учение не было новым, хотя приложение его могло быть и новым.

Этот текст, несомненно один из самых значительных у Павла, учит, что личное существование Иисуса началось не с рождения в Вифлееме в последние годы правления Ирода Великого. Слова Он, будучи богат указывают на неограниченное предсуществование, тогда как слово обнищал говорит о Его вступлении в поток истории в определенное время и в определенном месте. Послание к Филиппийцам содержит хорошее объяснение фразы о богатстве Христа. Там Павел утверждает, что Иисус (в своем предсуществовании) «был образом Бога» и «был равен Богу» (Флп 2:6). Иными словами, Иисус был по своей природе Богом. В этом смысле Иисус «богат», причем вечно. Слово обнищал, которое относится к его земной жизни, служит, чтобы заострить наше внимание — насколько велико богатство его прежнего существования по сравнению с жизнью после воплощения.

Вторая глава послания к Филиппийцам помогает объяснить слова обнищал и нищета. В этом отрывке говорится, что Иисус «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:6−8). Нищета Иисуса, следовательно, была смирением в воплощении и жизни, и послушанием в смерти. Иисус Сам сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк 9:58). Он изначально знал, что в Иерусалиме Его ожидает «чаша» страдания и «крещение» смерти (Мк 10:39). Слово обнищал описывает смиренную жизнь Иисуса и послушную смерть, которые, как говорит Brunner, представляли «неразрывное целое» [Е. Brunner, The Mediator (Lutterworth, 1963), p. 399.].

Тем не менее, как отмечает Денни, «Новый Завет не знает ничего такого о воплощении, что определялось бы вне связи с искуплением». Он продолжает: «Не Вифлеем, а Голгофа — центр откровения» [J. Denney, The Death of Christ (Tyndale Press, 1960), p. 179.]. Пакер по этому поводу замечает: «Значение яслей в Вифлееме заключается в месте, которое они занимают в последовательности этапов, ведущих Сына Божьего к голгофскому кресту» [J. I. Packer, Knowing God (Hodder and Stoughton, 1973), p.51.].

Еще один фрагмент, хорошо поясняющий слова обнищал и нищета, находится в первой части данного послания, где Павел говорит о смерти Христа: «Незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (5:21). Именно благодаря нищете жертвенной, примиряющей смерти, мы, грешные нищие, становимся богатыми Божьей праведностью.

В нашем великом рождественском тексте — 2Кор 8:9 — можно выделить два смысла. Во-первых, нужно с радостью принимать Господа Иисуса Христа в свое сердце и быть благодарными Ему за совершаемые в отношении нас спасительные дела. Во-вторых, во всех вопросах, связанных с помощью и дарами, нам подобает подражать его щедрости. Ясно, что жертвенная смерть Иисуса является основным стимулом нашей щедрости.

3. Щедрость, любовь и крест

У общин, как и у людей, есть индивидуальные особенности. Если попытаться разглядеть написанное между строк, можно прийти к выводу, что македонские общины весьма отличались от общин коринфских. Македонские церкви проявили огромную щедрость, несмотря на крайнюю нищету. Напротив, коринфяне, которые, вероятно, были зажиточными, наделе оказались скупыми.

Внимательно рассматривая послания к македонянам [К фессалоникийцам и филиппийцам.] и коринфянам, можно выявить и другие удивительные особенности.

Коринфяне легко группировались по фракциям, предъявляли друг другу судебные иски и выставляли напоказ свои дары (1Кор 1:12; 1Кор 6:1; 1Кор 13:1−3). Они не спешили обращать внимание на своих бедных и немощных братьев (1Кор 11:21). Они терпели у себя вопиющие проявления безнравственности со стороны своих собратьев и даже хвалились ими (1Кор 5:2). Когда прибыли новые служители из Иудеи, они быстро потеряли интерес к Павлу и обратили свой взор на более привлекательных незнакомцев (11:4). Об их эгоизме и непостоянстве говорит каждая страница посланий Павла. Македоняне же, хотя и имели проблемы, показали себя более заботливыми и внимательными. Филиппийцы два раза отправляли Павлу деньги за его служение и один раз прислали своего собрата, чтобы тот присутствовал с Павлом (Флп 4:16; Флп 2:25−30). Павел только один раз смог похвалить коринфян за проявление любви, и даже тогда он отнесся к ним с некоторой долей снисходительности (8:7). Любви у них было так мало, что Павлу неоднократно приходилось увещевать их проявлять любовь (1Кор 13:1−3; 1Кор 14:1; 1Кор 16:14; 2Кор 8:8). Напротив, македонян Павел хвалит за любовь и добрые дела (1Фес 1:3; 1Фес 3:6; 2Фес 1:3; Флп 1:9; Флп 2:1). Македоняне были исполнены любви и, несмотря на нищету, проявляли большую щедрость. Коринфянам же не хватало как любви, так и щедрости. Вероятно, стоит обратить внимание также и на тот факт, что, несмотря на свойственное коринфянам почитание «мудрости» (1Кор 1:20), Павлу пришлось столь пространно объяснять коринфским церквам значение Божьей благодати и смерти Христа. Они явно не понимали, что значит быть любимыми и проявлять любовь.

4. Равенство (8:12−15)

Когда мы распоряжаемся нашими дарами, в данном случае возможностью делиться деньгами, важно именно усердие, с каким мы делимся тем, что имеем. Бедная вдова, которую Господь похвалил за пожертвование двух медных монет (Мк 12:42−44), имела скудные средства, но была богата усердием, делясь тем, что имела. Именно такое поведение хвалит здесь апостол (ст. 12).

1) Равномерность усердия

Павел вовсе не ожидает, что коринфяне будут выступать исключительно в роли жертвователей (ст. 13). Важно соблюдать равномерность (ст. 14). Речь идет не об обязательной материальной равномерности, то есть вынужденном жертвовании по принципу «ты мне, я тебе», где все сводится в экономическую плоскость; речь идет о духовной равномерности. Естественно, то, что «вынужденно», исключает то, что «по благодати». В соответствии со средствами следует иметь равное усердие делиться так, чтобы один брат не получил слишком больших возможностей за счет слишком большой жертвы другого брата. Усердие должно быть равномерным.

Павел иллюстрирует свой принцип равномерности, или духовной справедливости, цитатой из Исх 16:18, где говорится о даровании Господом в пустыне манны небесной. Благодаря сотворенному Богом чуду и те, кто собрал ее мало, и те, кто собрал много, получили в итоге достаточное ее количество. Мысль Павла заключается в том, что всякий раз, когда народ Божий, богато или бедно одаренный, готов охотно использовать свои дары и деньги, мы будем наблюдать равномерность; несправедливости не будет. Некоторые могут иметь больше, некоторые меньше, но у всех будет достаточно.

Вывод отсюда вытекает следующий. Мы, в соответствии с нашими средствами, должны выполнять принцип «справедливости», или же равномерности, проявляя усердие в желании делиться. Говоря конкретнее, мы должны спросить нашу совесть, не приходится ли нашим собратьям-христианам делать или платить больше из-за того, что мы, в силу эгоизма, делаем и платим меньше, чем могли бы. Вполне вероятно, что представляющие нас миссионеры или пасторы перегружены или недополучают (либо то и другое) из-за нашего нежелания лепиться равномерно и с усердием.

2) Павел как духовный лидер

Очевидно, что Павел столкнулся с деликатной проблемой, с которой в последствии имели дело многие христианские лидеры. Коринфяне не преуспевали в жертвовании. То, что проблема лежала в материальной плоскости, в конечном счете не имеет значения. Нехватка вполне могла проявляться в сфере молитвы или благовествования. Вопрос заключается в следующем: как те, кто занимается духовным наставничеством, должны поощрять большую самоотдачу своих верующих собратьев? Подход Павла к решению проблемы неторопливости коринфян, поэтому, будет поучительным.

Во-первых, он воздает им должное за то, что они начали дело. Хотя дипломатично, но ясно, напоминает им, что этого недостаточно. Титу, обладавшему, по всей видимости, смекалкой в финансовых вопросах [См.: Гал 2:1 (ср.: Деян 11:29−30), где говорится о том, что Тит и Варнава доставили материальную помощь из Антиохии в Иерусалим.] предстояло завершить это дело (ст. 6).

Во-вторых, он одобрительно отмечает другие их дары, в которых они изобилуют. И твердо, но осторожно, указывает, что щедрость их не адекватна дарам, которыми они и привлекли к себе внимание (ст. 7).

В третьих, он не поддается на искушение манипулировать их чувством вины или навязывать им законнические требования. Дарованная им Божья благодать должна быть побудительным мотивом; их ответом должна быть любовь (милость) (ст. 8). Поскольку Павел не упоминает ветхозаветную практику собирать десятину, мы можем заключить, что Павел не считал эту практику обязательной для христиан.

В-четвертых, он предлагает им рассмотреть два образца праведности и сопоставить их с собой. Первый образец — это македоняне, которые во многом были значительно беднее коринфян (ст. 2). Второй образец — Господь Иисус, был до Своего воплощения несоизмеримо богат Своим Сыновством у Отца (ст. 9). Коринфяне не были богаты, как Господь, и не были бедны, как македоняне. Однако когда реально потребовалось чем-нибудь пожертвовать, им, коринфянам, не хватило щедрости. Выводы из этого очевидны.

В-пятых, он занимает позицию советника, то есть ненавязчиво подводит их к мысли, что с их недостатком должен бороться не он, а они сами. Он может лишь советовать; они, и только они, могут решить проблему (ст. 10). В вопросе «помощи» (или наставления) существенно важно, чтобы человек, которому эта помощь оказывается, был готов лицом к лицу встретить проблему и не имел возможности манипулировать своим помощником так, чтобы последнему самому приходилось решать эту проблему.

5. Почетное дело (8:16−24)

Никто лучше Павла не знал, что инициатива по сбору денег может сделать его мишенью для обвинений, что деньги предназначались для его кармана. В самом деле, и сегодня ничто так не подрывает доверие к служению, как домыслы о его алчности и мошенничестве.

Павел распоряжался обилием приношений (ст. 20), то есть большой суммой. Чтобы сохранить доверие, он принимал все меры предосторожности, чтобы освободить себя от непосредственного контакта с деньгами. «Когда же приду, — говорит он коринфянам, — то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами… в Иерусалим» (1Кор 16:3). Когда пожертвования были в конце концов доставлены в Иерусалим, семь посланцев прибыли с этими деньгами (Деян 20:4). Смысл сбора пожертвований был важнее личности Павла. Между тем, чтобы ускорить это мероприятие он посылает в Коринф не одного, не двух, а трех ответственных лиц.

Тит едва ли нуждается в представлении. Он коллега и сотрудник Павла, и, тем не менее, он является служителем со своими полномочиями, так как отправляется к коринфянам добровольно [NIV переводит это слово выражением «по своей инициативе». — Примеч. пер.] (ст. 17).

Второй человек назван братом, во всех церквах позволяемым за благовествование (ст. 18). Македонские церкви избрали его (ст. 19; греческий глагол позволяет предположить — «поднятием рук»).

Вероятно, Тит должен был прочитать письмо в церквах и представить этого человека коринфянам. Кто же он? Первое предположение: этим известным в македонских церквах проповедником Евангелия был Лука. То, что Лука, автор Деяний, был в Филиппах (откуда, вероятно, написано послание) с 50 по 57 г. н. э., можно предположить на основании первого отрывка Деяний, где встречаются местоимения «мы/нас», события которого оканчиваются в Филиппах, и второго подобного отрывка, действие которого в Филиппах, напротив, начинается (Деян 16:11−17; ср.: 20:6). Вполне вероятно, что Лука проживал в Филиппах все эти восемь лет и стал там известен. Тот, кто смог написать Евангелие, вполне мог стать известен своей проповедью Евангелия.

О третьем человеке говорится как о брате нашем, которого усердие много раз испытали во многом (ст. 22). Можно, опять-таки, предположить, что его коринфянам должен был представить Тит.

Последние двое названы братьями (ст. 23) [См.: Ε. Е. Ellis, 'Paul and his Co—workers', NTS 17 (1971), pp. 437−453.], что является в определенной степени специальным термином, употреблявшимся в отношении тех, кто работал непосредственно с Павлом и под его руководством. Павел упоминает их как посланников (буквально «апостолов») церквей (ст. 23), то есть представителей, или посыльных, им назначенных и «курсирующих» между ним и церквами.

В NIV ст. 23 завершается тем, что посланники названы честью Христовой. Однако более аккуратным является перевод RSV — «славой Христовой» (doxa Christou. Сами церкви, а не их прихожане, являются «славой Христовой». Эта мысль похожа на то, как Иоанн видит Христа, когда изображает Его с «семью звездами» (напр.: Откр 1:16) в правой руке, что, вероятно, обозначает семь церквей. Если такое толкование принимать за истинное, в местной церкви нам следует видеть (потенциальный) источник славы Христа. Почетной задачей для местной церкви есть прославление Христа своей жизнью и свидетельством.

Таким образом, данные стихи по сути являются небольшим рекомендательным письмом для трех христиан, направляющихся в Коринф. Они служат напоминанием всем христианам и церковным лидерам о том, с какой исключительной осторожностью следует относиться к вопросам, связанным с церковными деньгами.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.