Откровение 14 глава

Откровение Иоанна Богослова
Еврейский Новый Завет → Библия говорит сегодня

Еврейский Новый Завет

1 Затем я взглянул, и вот, Ягнёнок стоит на горе Сион*; а с ним сто сорок четыре тысячи, на лбах у которых начертано его имя и имя его Отца.
2 Я услышал звук с небес, подобный звуку несущихся вод и подобный звуку рокочущего грома; звук, услышанный мною, напоминал также звук арфистов, играющих на арфах.
3 Они пели новую песню перед троном и перед четырьмя живыми существами и старцами, и никто не мог научиться этой песне, кроме ста сорока четырёх тысяч, искупленных из мира.
4 Это те, которые не осквернились с женщинами, ибо они девственники; они следуют за Ягнёнком, куда бы он ни шёл; они искуплены из среды человечества как первые плоды для Бога и Ягнёнка;
5 в устах их нет лжи — они непорочны.
6 После этого я увидел ещё одного ангела, летящего посреди небес с вечной Доброй Вестью, чтобы провозгласить её всем живущим на земле — всем народам, коленам, языкам и племенам.
7 Громким голосом он сказал: "Бойтесь Бога, воздавайте Ему славу, ибо настал час, когда Он свершит суд! Поклонитесь Создавшему небеса и землю, море и источники вод!"
8 За ним следовал другой ангел, говоривший: "Пал, пал Вавилон [великая блудница]! Из-за неё все народы выпьют вино Божьей ярости, вызванной её блудом!"
9 Третий ангел последовал за ними и сказал громким голосом: "Всякий, кто станет поклоняться зверю и его образу и примет метку на лоб или правую руку,
10 непременно будет пить вино ярости Божьей, вино неразбавленное, изливающееся в чашу Его гнева. Он будет мучим огнём и серой перед святыми ангелами и перед Ягнёнком,
11 и дым их мучения восходит во веки веков. Ни днём, ни ночью не имеют покоя поклоняющиеся зверю и его образу и принимающие знак его имени".
12 Тогда Божьему народу необходима будет стойкость, всем тем, кто соблюдает Его заповеди и проявляет верность Иисусу*.
13 Затем я услышал голос с небес, говоривший: "Запиши: 'Отныне благословенны мёртвые, умершие в единстве с Господом!' 'Да, — говорит Дух, — теперь они могут отдохнуть от своих трудов, ибо всё, чего они достигли, следует за ними'".
14 Затем я взглянул, и вот, передо мной находилось белое облако. На облаке был некто, видом напоминавший Сына Человеческого с золотой короной на голове и острым серпом в руке.
15 Ещё один ангел вышел из Храма и прокричал сидящему на облаке: "Бери серп свой и начни жать, потому что настало время жатвы — урожай земли созрел!"
16 Сидящий на облаке прошёлся своим серпом по всей земле, и урожай земли был собран.
17 Другой ангел вышел из Храма на небесах, и у него также был острый серп.
18 Затем из жертвенника вышел ещё один ангел, отвечавший за огонь, и он громким голосом прокричал имевшему острый серп: "Воспользуйся своим острым серпом и собери виноградные грозди с виноградной лозы земли, ибо они созрели!"
19 Ангел прошёлся своим серпом по земле, собрал грозди земли и бросил их в огромную давильню Божьей ярости.
20 Давильня была истоптана за пределами города, и потекла из неё кровь высотой до узд конских и протяжённостью в триста двадцать километров.

Библия говорит сегодня

8. ТРЕТЬЕ ВИДЕНИЕ: АГНЕЦ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ (14:1−5)

Обстановка в видении 3 вновь напоминает нам второй Псалом. «Уже подробно была показана картина мятущихся народов, их тщетные попытки сбросить с себя божественное владычество; теперь пора вспомнить, что говорит Бог: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». И вот Он стоит на горе Сион, а Его народ окружает Его». 144 000 — это Церковь, весь Божий народ. В контексте того общего подхода к Откровению, которым мы руководствуемся, в этом отрывке нет ничего, что могло бы подтолкнуть нас к иному выводу. Их имена стоят рядом с именами Христа и Бога; они искуплены и знают песню искупленных; девственность, истина и чистота характеризуют их как Божьих святых.

Они являются последователями, или учениками, Христа и первыми начатками Его урожая. Те, кто следуют за Агнцем, составляют civitas Dei — город (или государство) Божий, в противоположность тем, которые поклоняются зверю из моря и составляют извращенное сатанинское государство.

Нет здесь также и ничего, наводящего на мысль, что 144 000 — это только победоносная Церковь и что мы смотрим либо в мир умерших, либо в будущее. Первые два видения описывают мир в настоящем времени, и если у нас нет веских оснований поступить иначе, то нам следует принять, что и в третьем видении происходит то же самое. Говорить о Церкви, о живых и умерших ее членах, как о пребывающей с Богом на горе Сион (хотя здесь имеется в виду и не земная географическая точка, но тем не менее это духовная реальность, имеющая место и сейчас) — вполне в духе Писания (Евр 12:22; Еф 2:6; Ин 4:20−24).

Упоминание о девственности 144 000 послужило причиной ненужных вопросов. Вероятно, что это, как и многое в Откровении, символ, особенно если учесть, что Библия не придает чрезвычайной значимости целомудрию. В ней повсюду единодушно поощряется институт брака (Быт 2:18−24; Еф 5:22−33; Евр 13:4). И в Новом Завете есть похожий парадокс. Христос поддерживает сказанное в Законе относительно заботы о родителях, и в то же время говорит нам, что, следуя за Ним, мы должны возненавидеть их (Мк 7:9 и далее; Лк 14:26). Но мы знаем, что Он имеет в виду. Любовь к Нему должна настолько превосходить любовь к родителям (которую Он Сам нам заповедовал), что второе по сравнению с первым будет казаться ненавистью. Также, как говорит Он дальше, неотъемлемой частью брака должна быть полная преданность партнеру (Мф 19:3−6); и затем Он говорит в стихе 4, что следование за Агнцем означает такую полную преданность Ему на духовном уровне, что по сравнению с ней все человеческие связи и привязанности бледнеют.

9. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: АНГЕЛЫ БЛАГОДАТИ, ПРИГОВОРА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (14:6−13)

Начальные сцены показали часть мира, управляемую сатаной. В первом видении показана общественная система, а во втором — религия. Третье видение, в противоположность первому, показало нам членов общества Бога. И вполне закономерно ожидать, что четвертое видение будет освещать тот же аспект, что и второе. И мы не обманываемся в своих ожиданиях.

Слово «ангел» означает «посланник». Три ангела передают нам три вести.

Первый говорит о благодати. У него есть Евангелие, чтобы провозглашать его: Благая Весть о том, как установить правильные отношения с Богом. Это самая главная весть. Она даже более важна, чем то, что Павел проповедовал язычникам Листры и Афин (Деян 14:17); это то же Евангелие, которое проповедовалось Адаму в Эдеме, еще до того как взаимоотношения с Богом были испорчены; это гипотетическое Евангелие, именно это имел в виду Иисус, когда ответил законнику: «Так поступай, и будешь жить» (Лк 10:28). Первая часть вести такова: «Признавай Бога как своего Создателя и Судью, как Начало и Конец твоего существования, и все у тебя будет хорошо».

Но дела обстоят вовсе не хорошо, и второй Ангел может сказать почему. Вавилону, о котором он говорит дальше, посвящена целая сцена, и в свое время мы полностью ее рассмотрим. На данный момент достаточно сказать, что Вавилон — это еще один образ зверя из моря, мировой системы, которая восстает против Бога. Ангел несет весть о том, что дух Вавилона заразил все народы и сделал людей неспособными отзываться на весть первого Ангела; но при всем своем могуществе Вавилон обречен на погибель.

Третий Ангел несет весть каждому отдельному человеку. Тот, кто не мыслит себя без Вавилона, разделит его участь и, подобно ему, «будет пить вино ярости Божией» (ст. 9−11); а не мыслящий себя без Xpистa аналогичным образом разделит Его участь и будет иметь вечную жизнь (ст. 12−13).

Ответный удар Бога, направленный на ложь зверя из земли, — весть «о грехе, и о правде, и о суде» (Ин 16:8). Основываясь на этом контексте более чем разумно предположить, что четвертое видение соответствует первым трем. В нем также будут показаны события, происходящие на протяжении всей истории христианства; две фразы, которые, на первый взгляд, говорят о будущем, тем не менее могут быть поняты и как истины сегодняшнего дня.

В течение всех «трех с половиной лет» будет происходить схватка этих четырех сил. В свою книгу Кто отвалил камень? Фрэнк Моррисон включил главу, озаглавленную «Психологический параллелограмм сил». Здесь имеет место аналогичный образец. В одном углу параллелограмма находится государство, или, точнее, «система», — человеческий род, политически и общественно организованный так, как это угодно дракону. В этой системе все устроено так, чтобы в каждой данной ситуации наилучшим образом служить его интересам. Рядом с ним, на той же стороне параллелограмма располагаются идеологии, которые оправдывают творимые системой дела, придают ей квазирелигиозный оттенок и мистически «санкционируют» их. На другой стороне, напротив «народов», или мира, находящегося во власти дракона, располагается «святой», особый народ (1Пет 2:9) — Церковь, искупленное Богом общество. В четвертом углу, напротив идеологий, являющихся плотью и кровью мира дракона, находится Евангелие истины, которое дает жизнь Божьей Церкви. Любое событие в истории можно рассматривать как результат конфликтующего взаимодействия этих четырех сил, двух на одной стороне и двух на другой; это противоположные «вести», вдохновляющие противоположные общества, которые, в свою очередь, являются воплощением и олицетворением этих «вестей».

Час Суда (ст. 7) и падение Вавилона в каком-то смысле еще предстоят в будущем. Тем не менее суд уже происходит (Ин 3:19; Ин 12:31); и Вавилон в таком плохом состоянии, что его можно считать павшим, — сравните «он будет мучим... они не имеют покоя» (стихи 10−11) — (в русском переводе (Синодальное издание) сказано «не будут иметь покоя». — прим. перев.).

10. ПЯТОЕ ВИДЕНИЕ: ПОСЛЕДНЯЯ ЖАТВА (14:14−20)

«Жатва есть кончина века», когда ангелы будут посланы, чтобы сжать и нечестивых, и праведных (Мф 13:30, 39). В отличие от первого видения, где четыре зверя из Книги Пророка Даниила 7 соединились в одном, в пятом видении жатва распределяется между четырьмя различными персонажами: двое жнут, а двое говорят им, когда жать. Урожай винограда, которому уготовано точило ярости Божьей и который порождает гигантский поток крови, символизирует жатву нечестивых; земля превратится в кровавую баню (возможно, 1600 стадий, или фар лонгов, обозначает длину Ханаана, 200 миль «от Дана до Вирсавии»), хотя сам город при этом остается незапятнанным, поскольку внутри него нет места такому осквернению (Евр 13:11−12).

Фарлонг равняется 1/8 мили (прим. ред.).

В соответствии с параллельными отрывками из Евангелий, другой урожай — предположительно урожай пшеницы — символизирует жатву праведников; хотя в Ветхом Завете жатва обычно является символом суда над нечестивыми, но Христос говорил о сборе как плевелов, так и пшеницы, и о плохой и хорошей рыбе (Мф 13:24 и далее; 47 и далее). Каждый из жнецов, несмотря на то, что один из них и напоминает «Сына Человеческого» (которого мы считаем Христом, хотя некоторые комментаторы не согласны с этой трактовкой), должен ждать властного слова от Бога, прежде чем начать работу, ибо «о дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13:32).

В Книге Пророка Даниила 7 «подобный Сыну Человеческому» спускается на облаках небесных, чтобы положить конец владычеству зверей. Также и здесь мы становимся свидетелями появления решающего фактора в космическом конфликте. Ибо в течение всех трех с половиной лет существовало напряжение между двумя обществами, между последователями зверя и последователями Агнца и, соответственно, — между их идеологиями. Только последняя жатва положит этому конец. Тогда, с одной стороны (если позаимствовать образ из Ветхого Завета), «наполнится мера беззакония Аммореев», а с другой, — весь Израиль приготовится к спасению (Быт 15:16; Рим 11:26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.