1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Под редакцией Кулаковых

 
 

Теперь, братья, я должен напомнить вам о Доброй Вести, которую я провозгласил вам, которую вы приняли, и в которой вы утвердились,
 
Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1

которой вы спасаетесь, если только твёрдо держитесь того, что я возвестил вам. Если же нет, тогда ваша вера была напрасна.
 
Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.

Ибо я, в первую очередь, передал вам то, что сам принял, а именно что Мессия умер за наши грехи, в соответствии с тем, что сказано в Еврейских Писаниях;
 
Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер

и был погребён; и на третий день воскрес, в соответствии с тем, что говорится в Еврейских Писаниях
 
и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,

и его видел Петр, а затем Двенадцать;
 
и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,

а впоследствии его одновременно видели более пятисот братьев, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые уже мертвы.
 
а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2

Потом его видел Иаков, затем все посланники;
 
После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,

последним же видел его я, хотя я и родился не вовремя.
 
и уже после всех явился и мне, недостойному.3

Ибо я наименьший из всех посланников, недостойный называться посланником, поскольку преследовал Божью Мессианскую Общину.
 
Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.

Однако по благоволению Бога, я тот, кто я есть, и Его благоволение ко мне не было напрасным; напротив, я трудился больше, нежели все они, впрочем, не я, а Божье благоволение ко мне.
 
Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.

Как бы то ни было, я или они, именно это мы провозглашаем, и именно этому вы поверили.
 
Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.

Если уже было провозглашено, что Мессия воскрес из мёртвых, как же некоторые из вас говорят, что никакого воскресения не существует?
 
Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!

Если не существует воскресения мёртвых, тогда Мессия не воскрес;
 
Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,

а если Мессия не воскрес, тогда то, что мы провозглашаем, напрасно; и ваша вера также напрасна;
 
а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.

более того, оказывается, что мы лжесвидетельствуем о Боге, так как свидетельствуем, что Бог воскресил Мессию, которого Он не воскрешал, если верно то, что нет воскресения мёртвых.
 
Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.

Ибо, если мёртвые не воскресают, тогда Мессия также не воскрес;
 
Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

а если Мессия не воскрес, ваша вера бесполезна, и вы по-прежнему в своих грехах.
 
Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.

Кроме того, если так всё обстоит, то умершие в союзе с Мессией, погибли.
 
Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.

Если только в этой жизни мы надеемся на Мессию, то мы достойны большего сожаления, чем кто бы то ни был.
 
Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.

Истина же в том, что Мессия действительно воскрес из мёртвых, словно первый плод из умерших.
 
Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5

Ибо, поскольку смерть пришла посредством человека, так же и воскресение мёртвых пришло посредством человека.
 
Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.

Так же, как, благодаря Адаму, все умирают, благодаря Мессии, все оживут.
 
И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.

Но каждый в своём порядке: первый плод — Мессия; затем те, кто принадлежат Мессии, во время его прихода;
 
Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.

затем кульминация, когда он передаст Царство Богу Отцу, после того, как упразднит всякое правление, всякую власть и силу.
 
И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Ибо он должен править, пока не повергнет всех своих врагов под ноги свои.
 
Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;

Последний же враг, который будет уничтожен, — смерть,
 
последний же враг истребится — смерть.

поскольку "Он всё покорил под ноги его". Когда говорится, что "всё" покорено ему, ясно, что всё, кроме Бога, который и есть Тот, Кто покорил всё Мессии.
 
Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.

Когда же всё будет покорено Сыну, тогда он подчинит себя Богу, покорившему всё ему, так что Бог станет всем во всех.
 
Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9

Если это не так, тогда чего достигнут те люди, которые принимают погружение от имени умерших? Если умершие не воскресают, зачем люди принимают за них погружение?
 
Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?

В сущности, для чего мы сами ежечасно подвергаем себя опасности?
 
Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?

Братья, пользуясь своим правом гордиться, которое даёт мне Мессия Иисус, наш Господь, я со всей серьёзностью говорю вам, что каждый день я умираю.
 
Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.

Если моя борьба в Ефесе с "дикими зверями" велась исключительно из человеческих соображений, то какая мне в этом польза? Если умершие не воскресают, мы можем жить, согласно поговорке: "Давайте есть и пить, ведь завтра мы умрём!"
 
Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11

Не обманывайтесь. "Дурные сообщества развращают добрые нравы".
 
Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.

Придите в себя! Живите праведно и перестаньте грешить! К стыду вашему говорю: некоторым из вас недостаёт знания Бога.
 
Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.

Однако кто-нибудь спросит: "Каким образом воскреснут умершие? Какое тело у них будет?"
 
Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»

Глупцы! Если вы посеете семя, то прежде чем оно оживёт, оно должно умереть.
 
Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.

Кроме того, то, что ты сеешь, — это не тело, которое будет после, а голое семя, скажем, пшеницы, или какое-то другое;
 
И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.

но Бог даёт ему тело, которое приготовил для него; и каждому виду семян Бог даёт определённое тело.
 
Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.

Не вся живая материя одинакова, но у людей она одного рода, иного рода у животных, иного рода у птиц и иного рода у рыб.
 
У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.

Далее, существуют небесные тела и земные тела, но небесные тела имеют свою красоту, а земные тела обладают красотой иного рода.
 
Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.

У солнца своя красота, иная красота у луны, совсем другая — у звёзд; по сути, каждая звезда обладает своей собственной, неповторимой красотой.
 
В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13

Так же и с воскресением мёртвых. Когда тело "сеется", оно разлагается; воскреснув, оно уже не подвержено разложению.
 
Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;

Оно сеется в уничижении, но, воскреснув, будет прекрасно. Оно сеется слабым, но, воскреснув, будет сильным.
 
предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.

Оно сеется как обычное человеческое тело, а, воскреснув, станет телом, руководимым Духом. Если есть обычное человеческое тело, то есть и тело, руководимое Духом.
 
Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.

По сути, так говорят Еврейские Писания: первый человек, Адам, стал живым человеком; а последний "Адам" стал Духом, дающим жизнь.
 
По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.

Тем не менее, заметьте, что первым было не тело от Духа, а обычное человеческое тело, а после — то, которое от Духа.
 
И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.

Первый человек из земли, создан из праха; второй человек — с небес.
 
Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18

Рождённые от праха подобны тому, кто был создан из праха, а рождённые от небес подобны тому, кто с небес;
 
Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.

и, подобно тому, как мы носили образ человека из праха, так же мы будем носить образ человека с небес.
 
И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.

Позвольте, братья, сказать вам следующее: плоть и кровь не имеют доли в Божьем Царстве, а то, что подвержено тлению, не может иметь доли в том, что нетленно.
 
Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.

Открою вам тайну — не все из нас умрут! Но все мы изменимся!
 
И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.

Это произойдёт очень быстро, в одно мгновение, во время последнего звука бараньего рога. Ибо протрубит бараний рог, и мёртвые воскреснут для вечной жизни, и мы также изменимся.
 
Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,

Ибо материя, подверженная тлению, должна облечься в нетленность, а смертная материя должна облечься в бессмертие.
 
ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.

Когда тленное облечётся в нетление, а смертное — в бессмертие, тогда исполнится отрывок Еврейских Писаний: "Смерть будет покорена навеки".
 
Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21

"Смерть, где твоя победа? Смерть, где жало твоё?"
 
«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22

Жало смерти — это грех; а грех черпает свою силу в Пятикнижии;
 
Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23

но, благодарим Бога, Который дарует нам победу через нашего Господа Мессию Иисуса!
 
Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.

Итак, мои дорогие братья, будьте тверды и непоколебимы, всегда исполняя труд Господа настолько усердно, насколько вы только можете, зная, что, будучи в союзе с Господом, ваши усилия не были напрасны.
 
Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.