Откровение 11 глава

Откровение Иоанна Богослова
Еврейский Новый Завет → Толкование Далласской семинарии

Еврейский Новый Завет

1 Мне дали измерительную трость, подобную жезлу, и велели: "Встань и измерь Храм Божий и жертвенник, и сосчитай число людей, поклоняющихся в нём!
2 А внешний двор Храма не учитывай, не измеряй его, так как он был дан язычникам*, и они будут попирать святой город в течение сорока двух месяцев.
3 Я также дам власть двум моим свидетелям; и они, облачённые в ветхие одежды, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней".
4 Это две маслины и два светильника*, стоящие перед Господом земли.
5 Если кто-либо захочет навредить им, изо рта их выходит огонь и пожирает их врагов — да, если кто-нибудь попытается навредить им, именно так он и погибнет.
6 У них есть власть затворять небо, чтобы не было дождя в течение всего того времени, пока они будут пророчествовать; также у них есть власть превращать воды в кровь и поражать землю всевозможными бедствиями, когда они только пожелают.
7 Когда они закончат свидетельствовать, зверь, выходящий из Бездны, будет сражаться с ними, возьмёт верх над ними и умертвит их;
8 и трупы их будут лежать на главной улице великого города, имя которого, если говорить о духовном его состоянии, — "Содом*" и "Египет", это тот город, где Господь их был казнён на стойке.
9 И люди из народов, колен, языков и племён будут смотреть на их тела три с половиной дня, и не позволят положить трупы в гробницы.
10 Люди, живущие в Стране, будут радоваться, веселиться и посылать друг другу подарки, потому что эти два пророка так мучили их.
11 Но по прошествии трёх с половиной дней дыхание жизни от Бога вошло в них, они поднялись на ноги, и великий страх объял тех, кто видел их.
12 Затем эти двое услышали громкий голос с небес, говоривший им: "Поднимитесь сюда!" И они взошли на небеса в облаке, в то время как враги их наблюдали за ними.
13 В тот час произошло великое землетрясение, и десятая часть города превратилась в руины. Семь тысяч человек погибли при землетрясении, остальных охватил благоговейный страх, и они воздали славу Богу небес.
14 Второе горе прошло; вот, третье наступит вскоре.
15 Седьмой ангел протрубил в бараний рог*, и раздались громкие голоса в небесах, говорившие: "Царство мира стало Царством нашего Господа и Его Мессии, и Он будет править во веки веков!"
16 Двадцать четыре старца, сидящие на своих тронах в присутствии Бога, пали на лица свои и прославили Бога,
17 говоря: "Благодарим Тебя, Господь*, Бог небесных воинств, Тот, Кто есть и был, за то, что Ты принял власть и воцарился.
18 Вознегодовали язычники*. Но вот, пришёл Твой гнев, время судить мёртвых, время вознаграждать Твоих слуг, пророков, и Твой святой народ, всех, кто стоит в трепете в Твоём присутствии, от мала до велика. Это также время погубить тех, кто губил землю".
19 Затем открылся Храм Божий на небесах, и Ковчег Договора был виден в Его Храме; и были вспышки молнии, голоса, раскаты грома, землетрясение и неистовый град.

Толкование Далласской семинарии

1. ИЗМЕРЕНИЕ ХРАМА (11:1−2)

Откр 11:1−2. Апостолу Иоанну дана была трость, подобная посоху (жезлу) и приказано было измерить храм и жертвенник, но не измерять внешний двор. Другими словами, он должен был измерить святилище и «святое святых», куда могли входить только священники, тогда как во внешний двор доступ был открыт любому человеку. Апостолу дано было объяснение, что внешний двор, как и весь Иерусалим, отданы во власть язычникам на сорок два месяца.

Но зачем понадобилось это измерение? Можно предложить такое логичное объяснение: чтобы подчеркнуть, что храм принадлежит Богу, — ведь замерам обычно подвергается чья-то собственность, а указание, полученное Иоанном, исходило от Бога. (О схожем измерении храма мы читаем в 40 главе книги Пророка Иезекииля, а об измерении Нового Иерусалима — в Откровении 21:15−17.) Очевидно, Иерусалимский храм будет восстановлен с тем, чтобы правоверные иудеи могли приносить в нем жертвы — в согласии с законом Моисея.

И произойдет это в первой половине того семилетнего периода, который известен как семидесятая седьмина Даниила. Однако в начале второй половины этого периода продолжительностью 42 месяца, с наступлением великой скорби, жертвоприношения в храме прекратятся, а сам он будет осквернен, сделавшись местопребыванием нового мирового правителя, который водрузит в храме идола, а себя объявит богом (Дан 9:27; Дан 12:11; 2Фес 2:4; Откр 13:14−15).

Иоанну было также поручено сосчитать поклоняющихся в храме. Здесь, возможно, та мысль, что Богу угодно будет «оценить» не только храм, но и тех, кто приходит туда, чтобы поклониться Ему, — с целью отделить их от язычников.

Попытки толковать период времени в 42 месяца как-то иносказательно не представляются обоснованными, особенно в свете явно нарочитого «уточнения» протяженности этого периода в 11:3 («тысяча двести шестьдесят дней», т. е. 42 месяца, если исходить из 30 дней в месяце). Из 11:2, кроме того, ясно, что «время язычников» (Лк 21:24) будет продолжаться до второго пришествия Христа. Хотя временно евреи, возможно, будут владеть Иерусалимом и в ту пору, как владеют им в наши дни, в великую скорбь власть над «великим городом» перейдет к язычникам.

Некоторые богословы считают, что 42 месяца, о которых здесь идет речь, соответствуют первой половине Данииловой седьмины (Дан 9:27); с уверенностью судить об этом трудно, но на основании контекста данного места представляется, что скорее тут подразумевается вторая ее половина. В пользу этого говорит, в частности, тот факт, что в первой половине упоминаемого семилетнего периоде власть над Иерусалимом будет в руках иудеев, которые будут поклоняться в своем храме; здесь же, по-видимому, подразумевается тот период, когда язычники будут попирать город и храм.

2. СЛУЖЕНИЕ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (11:3−6)

Откр 11:3−6. Иоанну было открыто, что Бог даст особую силу некоим двум свидетелям Своим, чтобы, одетые во вретище (что было обычно для пророков древности), они пророчествовали 42 месяца или 1260. дней. В знак особого признания их Богом они были названы двумя маслинами и двумя светильниками.

По поводу этих «свидетелей» высказано множество различных мнений. Некоторые не считают, что речь тут идет об обычных людях. Однако в свете того, что они будут убиты, а затем воскреснут, представляется, что это все-таки будут живые конкретные люди. Другое дело, кто именно! На этот вопрос ответить нелегко. Чаще других высказывается мнение, что это будут Илия и Моисей, поскольку кары, которые низводили они на людей в ветхозаветные времена, схожи с перечисляемыми в Откр 11:5−6. Подтверждение находят и в предсказании пророка Малахии (Мал 4:5): «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного».

Далее: Сам Христос говорил о частичном исполнении этого пророчества относительно Илии (Мф 17:10−13; Мк 9:11−13; сравните Лк 1:17). Оба — Моисей и Илия — были «свидетелями» преображения Христа (Мф 17:3), в котором может быть усмотрено предвестие Его второго пришествия. Трудность, однако, заключается в том, что Моисей уже умер однажды. Некоторые в этой связи полагают, что «двумя свидетелями» явятся Илия и Енох, которые оба были взяты на небо живыми (Евр 9:27). Итак, разными людьми по-разному понимается это место Писания. Не исключено и то, что никто из известных нам «исторических персонажей» за ними не стоит.

Сравнение их с маслинами и светильниками имеет аналогию в Ветхом Завете (Зах 4:2−14, где речь идет о Первосвященнике Иисусе и правителе Зоровавеле). Сравнение этих двоих со светильниками указывает на исполнение их силой от Духа Святого, символизируемого елеем (оливковым маслом). Возможно, именно эта символика «распространяется» и на «двух свидетелей» из книги Откровения.

Как и пророкам ветхозаветных времен, этим свидетелям будет дано совершать чудеса; в частности, они, будут губить огнем тех, кто захочет причинить им вред (Откр 11:3). Подобно пророку Илии, им дана будет сила лишать землю дождя, и, подобно Моисею, — превращать воду в кровь и поражать землю всякою язвою (стих 6). Находясь в дни великой скорби в гуще неверующих, в условиях отпадения людей от истинного Бога и активного действия сатанинских сил, эти два свидетеля будут на протяжении 1260 дней олицетворять собой угрозу миру, погрязшему во зле.

3. СМЕРТЬ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (11:7−10)

Откр 11:7−10. Когда служение свидетелей окончится, Бог позволит зверю, выходящему из бездны (сравните Откр 9:1−2, 11; Откр 17:8; Откр 20:1, 3) победить их. О звере или об антихристе в Откровении упоминается девять раз (13:1; 14:9, 11; 15:2; 16:2; 17:3, 13; 19:20; 20:10). (Заметим, что «первый зверь» — антихрист — «определяется» в Библии в одних местах как «зверь, выходящий из бездны», а в других — как «зверь, выходящий из моря»; это может соответствовать его «двоякой» характеристике — как «ставленника сатаны» и как выходца из человеческой среды; напомним, что «море» — символ неспокойного, мятущегося мира — ред.) Убитых свидетелей оставят непогребенными на улице в Иерусалиме, который духовно называется Содом и Египет — по причине отвержения Бога его жителями, их отступничества.

Три с половиной дня весь мир будет радоваться, и злорадствовать по поводу гибели этих свидетелей, переставших докучать ему. Нам, живущим в век телевидения, понятно, как это может быть, что многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их… Смерть Божиих свидетелей будет воспринята антихристом и сатаной как великая их победа, а люди станут на радостях посылать подарки друг другу.

4. ВОСКРЕСЕНИЕ ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ (11:11−12)

Откр 11:11−12. Однако через три с половиной дня убитые пророки воскресли и… стали на ноги свои. Повинуясь голосу с неба, они взошли туда на облаке. В изумлении и страхе наблюдали это враги их.

5. СУД БОЖИЙ НАД ИЕРУСАЛИМОМ (11:13−14)

Откр 11:13−14. И в тот же момент произошло великое землетрясение, и десятая часть Иерусалима была разрушена им; семь тысяч человек погибло в результате этого землетрясения. (Напомним, что по мнению некоторых толкователей, повторяющиеся в Откровении и вообще характерные для Священного Писания цифры 3, 4, 7 и 10 не столько соответствуют точным числам, сколько символизируют необычайно большие величины.) В отличие от реакции людей на предыдущие суды Божии, на этот раз они, объятые страхом, воздали славу Богу небесному.

Так прошло второе горе; впереди оставались звучание последней, седьмой, трубы и наступление третьего горя.

6. При звуках седьмой трубы (11:15−19)

Откр 11:15. Какие именно события произошли при звуке седьмой трубы, описано не здесь, а в 16 главе, здесь же последний результат вступления ее в действие только назван, но и сказанное в этом стихе исполнено драматизма. Как только прозвучала седьмая труба, Иоанн услышал, как многие голоса проговорили в небесах: царство мира сделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. Сравните с предсказаниями о земном царстве Христа у Иезекииля (21:26−27), у Даниила (2:35, 44; 4:3; 6:26; 7:14, 26−27) и у Захарии (14:9).

То обстоятельство, что все эти пророчества исполнятся во второе пришествие Христа, определенно свидетельствует, что «период седьмой трубы» включает в себя и возвращение Господа на землю. Таким образом седьмой трубой подается знак к началу новой серии судов — «судов семи чаш гнева Божия», о которых подробно говорится в 16 главе.

Откр 11:16−18. Здесь перед Иоанном снова, возникают двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих (на страницах Откровения они появляются довольно часто — 4:4, 10; 5:5−6, 8, 11, 14; 7:11, 13; 11:16; 14:3; 19:4). Апостол видит, как они пали на лица свои и поклонились Богу. Из их слов можно понять, что время последнего Божьего суда над народами («рассвирепевшими в их нечестии язычниками»), над живыми и мертвыми наступило, как наступило и время награждения (по-русски звучит как «возмездие») Богом верных Его рабов.

Старцы называют Бога Вседержителем («пантократор»; сравните 1:8; 4:8; 15:3; 16:7, 14; 19:6, 15; 21:22), вечносущим (Который есть и был, и грядешь; сравните 1:8; 4:8) и благодарят Его за то, что теперь Он явит силу Свою во всей ее полноте и воцарится наконец на земле (стих 17). В сущности этим коротким гимном хвалы приветствуется второе пришествие Христа и установление царства Его на земле.

Откр 11:19. Заканчивается глава лицезрением Иоанном еще одного драматического видения: И отверзся храм Божий на небе, — пишет он. Апостол получает возможность заглянуть внутрь его; он видит там ковчег завета Божия. Речь, очевидно, идет именно о небесном храме — не о земном. А в сфере земли в тот же момент произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (сравните 8:5).

Поражающее душу описание событий, связанных с седьмой трубой, будучи лишь начато апостолом, здесь прерывается, чтобы возобновиться в 16 главе. «Хронологически» время это близко ко времени второго пришествия Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.