Откровение 14 глава

Откровение Иоанна Богослова
Еврейский Новый Завет → Толкование Далласской семинарии

Еврейский Новый Завет

1 Затем я взглянул, и вот, Ягнёнок стоит на горе Сион*; а с ним сто сорок четыре тысячи, на лбах у которых начертано его имя и имя его Отца.
2 Я услышал звук с небес, подобный звуку несущихся вод и подобный звуку рокочущего грома; звук, услышанный мною, напоминал также звук арфистов, играющих на арфах.
3 Они пели новую песню перед троном и перед четырьмя живыми существами и старцами, и никто не мог научиться этой песне, кроме ста сорока четырёх тысяч, искупленных из мира.
4 Это те, которые не осквернились с женщинами, ибо они девственники; они следуют за Ягнёнком, куда бы он ни шёл; они искуплены из среды человечества как первые плоды для Бога и Ягнёнка;
5 в устах их нет лжи — они непорочны.
6 После этого я увидел ещё одного ангела, летящего посреди небес с вечной Доброй Вестью, чтобы провозгласить её всем живущим на земле — всем народам, коленам, языкам и племенам.
7 Громким голосом он сказал: "Бойтесь Бога, воздавайте Ему славу, ибо настал час, когда Он свершит суд! Поклонитесь Создавшему небеса и землю, море и источники вод!"
8 За ним следовал другой ангел, говоривший: "Пал, пал Вавилон [великая блудница]! Из-за неё все народы выпьют вино Божьей ярости, вызванной её блудом!"
9 Третий ангел последовал за ними и сказал громким голосом: "Всякий, кто станет поклоняться зверю и его образу и примет метку на лоб или правую руку,
10 непременно будет пить вино ярости Божьей, вино неразбавленное, изливающееся в чашу Его гнева. Он будет мучим огнём и серой перед святыми ангелами и перед Ягнёнком,
11 и дым их мучения восходит во веки веков. Ни днём, ни ночью не имеют покоя поклоняющиеся зверю и его образу и принимающие знак его имени".
12 Тогда Божьему народу необходима будет стойкость, всем тем, кто соблюдает Его заповеди и проявляет верность Иисусу*.
13 Затем я услышал голос с небес, говоривший: "Запиши: 'Отныне благословенны мёртвые, умершие в единстве с Господом!' 'Да, — говорит Дух, — теперь они могут отдохнуть от своих трудов, ибо всё, чего они достигли, следует за ними'".
14 Затем я взглянул, и вот, передо мной находилось белое облако. На облаке был некто, видом напоминавший Сына Человеческого с золотой короной на голове и острым серпом в руке.
15 Ещё один ангел вышел из Храма и прокричал сидящему на облаке: "Бери серп свой и начни жать, потому что настало время жатвы — урожай земли созрел!"
16 Сидящий на облаке прошёлся своим серпом по всей земле, и урожай земли был собран.
17 Другой ангел вышел из Храма на небесах, и у него также был острый серп.
18 Затем из жертвенника вышел ещё один ангел, отвечавший за огонь, и он громким голосом прокричал имевшему острый серп: "Воспользуйся своим острым серпом и собери виноградные грозди с виноградной лозы земли, ибо они созрели!"
19 Ангел прошёлся своим серпом по земле, собрал грозди земли и бросил их в огромную давильню Божьей ярости.
20 Давильня была истоптана за пределами города, и потекла из неё кровь высотой до узд конских и протяжённостью в триста двадцать километров.

Толкование Далласской семинарии

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ НА ЗЕМЛЕ И НА НЕБЕ (главы 14−15)

а. 144 000 на г оре Сион (14:1−5)

В главах 14 и 13 представлены новые события и подробности происходящего на небе и на земле — в преддверии последних кар — судов семи чаш гнева Божия (глава 16) и продолжающихся судов (главы 17 и 18).

Откр 14:1−2. Здесь мы снова встречаемся с теми 144 000 «запечатленных», о которых шла речь в 7 главе; Иоанн видит их вместе с Агнцем стоящими на горе Сион. Есть, в самом деле, разумное основание полагать, что это — те же самые 144 000, только «изображенные» в завершающий период времени великой скорби.

Видение «предвосхищает» триумф этих людей, переживших без вреда для себя страшное время кар Господних и, вот, дождавшихся возвращения Христа на землю. В отличие от многих других, эти не станут мучениками. Однако они не будут и единственными уцелевшими, так как немало других — язычников и евреев — обратятся при конце времен ко Христу и, избежав каким-то образом мученической кончины, удостоятся чести приветствовать Христа при Его возвращении.

В сцене, увиденной Иоанном, опять сопутствуют шум как бы множества вод и… звук сильного грома… и голос как бы гуслистов (арфистов)… О звуке грома говорится также в 4:5; 6:1; 8:5; 11:19; 16:18; 19:6.

Откр 14:3−5. Иоанн пишет: Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами… Нет уверенности, что поют именно эти 144 000; речь тут может идти о небесном хоре, возможно, о том множестве людей, одетых в белые одежды, о которых упоминается в Откр 7:9−17. Однако нет основания рассматривать гору Сион как символ неба. «Хор» могли составлять и упомянутые 144 000 (Откр 14:1), которые остались в живых до пришествия Христа, и, вот, находятся вместе с Ним в буквальном смысле на горе Сион.

Упоминание о том, что они не осквернилась с женами можно понимать и в «узком» смысле (в дни великой скорби они отрешились от нормальной семейной жизни или отказались от вступления в брак, чтобы изолировать себя от антихристианского мира) и одновременно в расширительном плане — как символ их духовной чистоты (сравните с символикой «девства» в 4Цар 19:21; Ис 37:22; Иер 18:13; Иер 31:4, 21; Плач 2:13; Ам 5:2). Во 2Кор 11:2 вся Церковь уподобляется «чистой деве», несмотря на то, что она составляется как женщинами, так и мужчинами.

Некоторые богословы полагают, что 144 000 — это евангелисты, которые будут жить в дни великой скорби. Однако в Писании не говорится, что они были проповедниками или пророками; лишь — об их чистоте и о том, что они не будут убиты, как многие другие. они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. И далее апостол Иоанн говорит, что Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. «Первенцы», возможно, означает, что эти евреи были первыми из своих соплеменников, обратившихся ко Христу при конце времен (Зах 12:10; Рим 11:15, 26−27). Они названы непорочными, и, кроме того, о них говорится как о людях, которые в период торжества лжи не осквернили уста свои лукавством (т. е. ложно).

Повторим, что в целом этот раздел есть пророческое видение прославления, которого удостоятся 144 000 при возвращении Христа на землю.

б. Возвещенное тремя Ангелами (14:6−12)

Откр 14:6−8. Затем Иоанн видит Ангела, летящего по небу, который имеет вечное Евангелие. Ему поручено благовествовать всем остающимся в живых на земле. Из-за слов «Евангелие» и «благовествовать» некоторые полагают, что тут подразумевается проповедь спасения или благой вести относительно грядущего царства Божия.

Собственно, попытки пробудить совесть человеческую будут, очевидно, предприниматься Отцом Небесным до последнего момента, однако, из данного контекста следует, что здесь подразумевается весть не о спасении, а, напротив, о наступлении часа суда Его и осуждения. Поэтому и призывает Ангел: Убойтесь Бога и воздайте Ему славу! Так что «вечное Евангелие» скорее предстает тут вестью о справедливых карах Божиих в свете Его праведности.

За первым Ангелом следовал второй, провозглашая падение Вавилона, напоившего яростным вином блуда своего… все народы. (О Вавилоне толкование на главу 18.)

Откр 14:9−12. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное (символ того, что грядущий на них гнев Божий не будет смягчен Его милосердием)… Другими словами, эти люди будут обречены бесконечным мучениям вместе с сатаною, ангелами его и другими неспасенными грешниками. О вечном характере их мук недвусмысленно сказано в стихе 11: и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью…

Те, которые останутся верными Иисусу и заповедям Божиим, призываются к терпению (стих 12; сравните 13:10).

Доктрина о вечном наказании, конечно, трудна для понимания; в среде либеральных богословов она непопулярна. И тем не менее. Библией утверждается именно эта доктрина. Причем в Откровении Иисус Христос и апостол Иоанн говорят на эту тему больше и определеннее, чем говорится об этом во всей остальной Библии.

в. О блаженстве верных Господу (14:13)

Откр 14:13. После страшного и торжественного заверения, произнесенного третьим Ангелом, Иоанн услышал голос с неба, который повелел ему записать то, что этот голос произнес: Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

Этот стих часто относят ко всем верующим, однако из контекста явствует, что обещание блаженства дается тут тем, кто умрет в дни великой скорби. Для них смерть явится избавлением от гонений и мучений; посредством ее они войдут в славное присутствие Господа.

г. Возвещенное второй группой из трех Ангелов (14:14−20)

Откр 14:14−16. Иоанну далее было показано …светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому. На голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Некоторые считают, что это — Ангел, однако, более вероятно, что здесь подразумевается Иисус Христос, Который в Священном Писании часто называется «Сыном Человеческим» (сравните 1:13). Только в Евангелии от Матфея он назван так более 25 раз (Мф 8:20; Мф 9:6; Мф 11:19; Мф 12:8, 32; Мф 13:41 и далее). Серп в руках «Сидящего на облаке» — орудие суда, что подтверждается словами трех следующих Ангелов (Откр 14:15−20).

Ангел, «вышедший из храма», призвал Христа: Пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. Здесь употреблено греческое слово ексерарнте. которое означает, «переспела», «начала увядать». И поверг сидящий… серп свой на землю, и земля была пожата, т. е. суд совершился.

Откр 14:17−20. И… вышел Ангел из небесного храма, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем (вероятно, по приказанию Божию, управляющий стихией огня), вышел от жертвенника… Вспомним, что именно от небесного жертвенника всесожжения возносили свою молитву об отмщении нечестивым, замучившим их, души праведников; в свете этого происходящее далее может быть воспринято как ответ на их молитву.

Итак, Ангел, «имеющий власть над огнем», воскликнул к тому Ангелу, который вышел из храма, говоря: пусти острый серп твой и обрежь грозди винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И, подчинившись, поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божья. И истоптаны были ягоды в точиле за городом (за пределами города; речь, по-видимому, идет об Иерусалиме).

В прежние времена сок из винограда выжимали в подготовленных для этого ямах, где виноград топтали ногами. Отсюда этот образ, который раскрывается в стихе 20: И истоптаны ягоды — и потекла кровь из точила даже до узд конских, на 1600 стадий (т. е. на 300 примерно километров). На 300 км в округе Иерусалима совершится кровавая бойня — это место может быть понято буквально, однако невозможно представить себе, чтобы поток крови поднялся на такую высоту («до узд конских»); здесь, видимо, метафора, выражающая масштабы бойни (сравните Ис 63:1−3). Из других мест Писания (к примеру, из Откр 16:14; Дан 11:40−45) явствует, что перед вторым пришествием Христа на земле разразятся невиданного масштаба войны, и в данном случае речь, возможно, идет об одном из сражений того времени.

Взятая в целом, 14 глава Откровения подразумевает — с одной стороны — сохранение в дни великой скорби «запечатленных» Богом людей — в количестве 144 000 и «представляет» нам их; с другой стороны, в ней описуются ужасные суды, которые обрушатся на мир, отвергающий Христа и следующий за антихристом.

Богослов Уильям Келли видит в этой главе своего рода план основных событий последнего времени:

1) явление Богобоязненного остатка Израиля;
2) заключительное обращение к язычникам;
3) падение Вавилона;
4) обреченность поклоняющихся «зверю»;
5) блаженство замученных святых;
6) жатва;
7) излияние гнева Божия на нечестивый мир.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.