От Матфея 12 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 В то время шёл Иисус* как-то раз в Субботу* через пшеничные поля. Его ученики* были голодны, и потому стали срывать колосья и есть их.
2 Увидев это, фарисеи* сказали ему: "Смотри! Твои ученики* нарушают Субботу*!"
3 Но он сказал им: "Разве вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и бывшие с ним проголодались?
4 Он вошёл в Дом Божий и ел Хлеб Присутствия, что было запрещено делать как ему, так и его спутникам, — это позволяется только священникам*.
5 Или вы не читали в Пятикнижии*, что в Субботу* священники* нарушают Субботу*, но всё же невиновны?
6 Говорю вам, здесь, в этом месте, более великое, чем Храм!
7 Если бы вы знали, что значит "Я больше хочу сострадания, нежели жертвоприношения животных", вы бы не осуждали невинных.
8 Так как Сын Человеческий — Господин Субботы*!"
9 Идя оттуда далее, он вошёл в синагогу.
10 У одного человека там была сухая рука. Ища повод обвинить его в чём-либо, его спросили: "Разрешено ли исцелять в Субботу*?"
11 Но он отвечал: "Если у вас есть овца, и в Субботу* она упадёт в яму, кто из вас бросит и не вытащит её?
12 Насколько же более ценен человек по сравнению с овцой! Потому, творить добро — вот что разрешено в Субботу*".
13 Затем сказал он тому человеку: "Протяни руку". И как только тот протянул руку, она стала здоровой, как и другая.
14 Однако фарисеи* вышли и начали тайно совещаться, как бы им расправиться с Иисусом*.
15 Зная об этом, он покинул ту область. Множество народа последовало за ним, и он исцелил их всех,
16 но предупредил, чтобы они не разглашали о нём,
17 чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю*:
18 "Вот Мой слуга, которого Я избрал, любимый Мною, которым Я весьма доволен; Я возложу на него Дух Мой, и он провозгласит язычникам правосудие.
19 Он не будет сражаться и кричать, никто не услышит его голос на улицах;
20 он не переломит надломленного тростника и тлеющего фитиля не погасит, пока не установит истинное правосудие.
21 На него будут надеяться язычники".
22 Затем какие-то люди принесли ему человека, находившегося во власти бесов, слепого и немого, и Иисус* исцелил его, так что тот мог и говорить, и видеть.
23 Люди в толпе были изумлены и спрашивали: "Не он ли Сын Давида?"
24 Но когда это услышали фарисеи*, они сказали: "Этот человек изгоняет бесов с помощью Веельзевула*, повелителя бесов".
25 Однако зная, о чём они думают, Иисус* сказал им: "Всякое царство, разделяющееся внутри себя, разрушится, и всякий город, разделяющийся внутри себя, или семья, не устоят.
26 Если сатана* изгоняет сатану*, он разделился внутри себя; как же его царство может уцелеть?
27 Кроме того, если я изгоняю бесов с помощью Веельзевула*, то с чьей же помощью ваши люди изгоняют их? Итак, пусть они будут вам судьями!
28 Но если я изгоняю бесов Духом Божьим, тогда Божье Царство достигло вас!
29 И как может кто-либо ворваться в дом сильного человека и убежать с его имуществом, если прежде он не свяжет того человека? Только после этого он сможет ограбить его дом.
30 Те, кто не со мной — против меня, а те, кто не собирают вместе со мной — расточают.
31 Поэтому я говорю вам, что людям простится любой грех и богохульство, но оскорбление Святого Духа* не будет прощено.
32 Можно оскорбить Сына Человеческого, и это простится. Но если кто-то не перестаёт оскорблять Святого Духа*, не будет прощено ему ни в этом мире*, ни в грядущем мире*.
33 Если вы считаете дерево хорошим, то и его плоды должны быть хорошими; если же вы считаете дерево плохим, то и его плоды должны быть плохими; потому что дерево познаётся по плодам.
34 Змеи! Как вы, будучи злыми, можете сказать что-либо доброе? Ведь уста говорят то, что переполняет сердце.
35 Добрый человек из своего доброго хранилища выносит наружу доброе, а злой из своего злого хранилища выносит наружу злое.
36 Более того, вот что я скажу вам: в День Суда людям придётся давать ответ за каждое небрежное слово, брошенное ими;
37 потому что своими словами оправдаешься и своими же словами осудишься".
38 На это некоторые из книжников* сказали: "Раби, хотим увидеть от тебя чудесное знамение".
39 Он отвечал: "Злое и прелюбодейное поколение просит знамения? Нет! Никакого знамения не будет ему дано, кроме знамения пророка Ионы*.
40 Ибо подобно тому, как Иона* был три дня и три ночи в чреве морского чудовища так же и Сын Человеческий будет находиться три дня и три ночи в глубине земли.
41 Народ Ниневии* встанет в День Суда вместе с нынешним поколением и осудит его, потому что они обратились от своих грехов к Богу после проповеди Ионы*, но тот, кто находится сейчас здесь, больше Ионы*.
42 Царица Южная встанет в День Суда вместе с этим поколением и осудит его, потому что она пришла от края земли послушать мудрости Соломона*, но тот, кто сейчас здесь, больше Соломона*.
43 Когда нечистый дух выходит из человека, он странствует по засушливым местам и не находит себе покоя.
44 Тогда он говорит себе: "Возвращусь-ка я в дом, который покинул". Придя туда, он обнаруживает, что дом пуст, чисто выметен и убран.
45 Тогда он идёт и берёт с собой семерых других духов, которые ещё злее, нежели он сам, и они приходят туда жить, так что, в конечном счёте, человек становится ещё хуже, чем был до того. Именно так и будет с этим грешным поколением".
46 Он разговаривал с людьми, когда пришли его мать и братья и стояли снаружи, передавая, что хотят поговорить с ним.
47 **
48 Но он ответил сообщившему это: "Кто моя мать и кто мои братья?"
49 Указывая на учеников*, он сказал: "Смотри! Вот моя мать и мои братья!
50 Исполняющий то, чего желает мой небесный Отец — он мне брат, и сестра, и мать".

Новой Женевской Библии

12:2 не должно. Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для пропитания; таким образом, учеников нельзя сравнивать с земледельцами, которые делают какую-то запрещенную работу. Упрек фарисеев основан на устном предании, которое искажало закон. См. статью «Христианская свобода».

в субботу. Суббота является символом Божией власти над творением (Исх 20:8). Суббота — воспоминание об искуплении народа Божия (Втор 5:12). Суббота олицетворяет надежду на вечный покой по пришествии полноты времен (Евр 4:9). Иисус — Господин субботы, и потому в Нем исполняются все три значения (Кол 2:16−17).

12:3−6 В ответ на обвинение фарисеев Иисус приводит два довода; оба ведут от меньшего к большему и оба указывают на Него и на Его власть. Давиду в час нужды было позволено нарушить ритуальный закон, а сейчас перед фарисеями Тот, Чья власть много больше. Точно так же нужды храмового служения освобождают священников от требования закона, гласящего, что нельзя работать в субботу, а «здесь Тот, Кто больше храма» (ст. 6).

12:6 Тот, Кто больше храма. Как истинная вера важнее для Бога, чем ритуальные символы, так и Тот, в Ком во всей полноте обитает Бог, больше, чем место, где Он обитает символически. Иисус — Еммануил («с нами Бог») — истинный Храм, на который указывал символ (Ин 1:14; Ин 2:21). Ученики были тогда с Иисусом, и потому их служение больше того, что совершали священники в храме.

12:7 милости хочу. Цитатой из Осии 6:6 (ср. 9:13) Иисус осуждает фарисеев, искажающих закон. Бог дал закон человеку в помощь, а фарисеи изменили саму его цель, сделав его тяжким бременем (Мк 2:27).

12:8 господин и субботы. Сын Человеческий получил власть над всей тварью и власть искупления (20:28). Тем самым, Он имеет власть и над субботой, которая знаменует Божие владычество, и над творением, и над искуплением. Сказанное Иисусом вызвало шок у фарисеев и укрепило их в решении убить Его (ст. 14).

12:9−14 Другой пример того, что Христос — Господин субботы. В Ветхом Завете нет прямого запрещения исцелять в этот день, и вообще добро разрешается творить всегда. Заметим, что Иисус нигде не учит, что с пришествием Царства суббота отменяется. Он пришел не нарушить закон, но исполнить (см. 5:17 и ком.). Дело не в том, что фарисеи соблюдали субботу, а в том, что они неверно ее понимали и обращали в тяжкое бремя то, что должно быть радостью.

12:16 запретил им объявлять. Слова Исаии (42:1−4) объясняют, почему Иисус запрещал «объявлять», кто Он. Он пришел возвестить и установить правду, но не показывая силу и уж тем более — не поднимая народ на политическое или военное выступление. Но поскольку пророчества о Мессии понимали именно в таком смысле, Ему приходилось предупреждать ложные восторги, которые неизбежно возникли бы.

12:24 веельзевул. См. ком. к Мк 3:22.

12:29 не свяжет сильного. Победой над сатаной в пустыне и изгнанием бесов Иисус показал, что «связал сильного» и тот бессилен помешать пришествию Царства. В иудейской апокалиптической литературе слова «связать сатану» означали мессианскую эру (см. 20:2).

12:31−32 Хула на Духа — называть Его дела, делами сатаны. Кощунственную хулу на Духа Святого невозможно простить, поскольку она предполагает явное, осознанное, твердое отвержение той самой Силы, которая приводит к покаянию. Ясно, что любой, уверовавший в истину, уже не может этого совершить. См. статью «Грех, не имеющий прощения».

12:36−37 Иисус указывает здесь, что слова, даже необдуманно произнесенные, влияют на наше положение в вечности. Грехи словом — ложь, сплетни, оскорбления — осуждаются в Писании не менее сурово, чем прелюбодеяние и убийство (5:22, 37; 2Кор 12:20; 1Тим 1:10; Иак 3:6; Откр 21:8).

12:38 знамения. Поразительно, что они ищут знамений при том, чему только что были свидетелями.

12:39 знамения Ионы. Иона был как бы мертв и ожил. Воскресение Сына Человеческого — самое великое из знамений того, что пришло Царство.

12:40 три дня и три ночи. Образное выражение, означающее «три дня».

12:43−45 Если в сердце не обитает Святой Дух, там могут поселиться нечистые духи (Рим 8:9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.