От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 В тот же день Иисус* вышел из дома и сел у озера;
2 но вокруг него собралось так много людей, что он вошёл в лодку и сел там, а народ стоял на берегу.
3 Он о многом рассказывал им в притчах: "Вышел земледелец сеять.
4 И когда он сеял, некоторые семена упали у дороги; прилетели птицы и поклевали их.
5 Другие упали на каменистый участок земли, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока,
6 когда же встало солнце, молодые растения опалились; и не имея глубоких корней, засохли.
7 Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили растения.
8 Но остальные упали в плодородную почву и произвели зерно в сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше того, что было посеяно.
9 Те, у кого есть уши, да услышат!"
10 Затем подошли ученики* и спросили Иисуса*: "Почему ты разговариваешь с ними притчами?"
11 Он ответил: "Потому что вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано.
12 Всякому имеющему что-либо, будет дано больше, так что у него будет много; но у того, кто ничего не имеет, отнимут даже то, что у него есть.
13 Вот почему я говорю с ними притчами: они смотрят, не видя, и слушают, не слыша и не понимая.
14 То есть в них исполняется пророчество Исайи*, в котором сказано: 'Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но не увидите,
15 потому что сердце этого народа огрубело — ушами едва слышат, глаза закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, не понять сердцем и не возвратиться ко Мне, чтобы Я исцелил их'.
16 Но благословенны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши, потому что слышат!
17 Да, в самом деле! Говорю вам, что не один пророк и не один праведник* страстно желали увидеть то, что вы видите, но не видели этого, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.
18 Теперь послушайте, что означает притча о земледельце.
19 Всякий, кто слышит весть о Царстве, но не понимает её, подобен семени, посаженному вдоль дороги — приходит Злой и забирает посеянное в его сердце.
20 Семя, посаженное на каменистой почве подобно человеку, который слышит весть и тут же радостно принимает её,
21 но в нём нет корня. Поэтому он остаётся на время; но как только из-за этой вести возникают неприятности или гонения, сразу же оставляет её.
22 Ну, а семена, посаженные среди колючек, означают того, кто слышит весть, но заботы этого мира и обманчивое очарование богатства заглушают эту весть в нём, так что она не приносит плода.
23 Однако семя, посаженное на плодородной почве, — это тот, кто слышит весть и понимает её; такой человек обязательно принесёт плод, в сто, шестьдесят или тридцать раз больше того, что было посеяно".
24 Иисус* предложил им ещё одну притчу. "Царство Небес подобно человеку, посеявшему хорошие семена на поле;
25 но пока работники спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.
26 Когда пшеница проросла и появились колосья, показались и сорняки.
27 Слуги пришли к хозяину и сказали: 'Господин, ты ведь посеял на своём поле хорошие семена? Откуда же взялись сорняки?'
28 Он ответил: 'Это сделал враг'. Слуги спросили его: 'Хочешь, мы пойдём и выдернем их?'
29 Но он сказал: 'Нет, потому что если вы выдернете сорняки, то вместе с ними можете вырвать с корнем и пшеницу.
30 Пусть растут вместе до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам сорвать сначала сорняки и связать их в снопы, чтобы после сжечь, а пшеницу собрать в мой амбар'".
31 Ещё одну притчу предложил им Иисус*. "Царство Небес похоже на горчичное семя, которое человек берёт и сажает на своём поле.
32 Оно самое маленькое из всех семян, но когда вырастает, становится больше любого растения в саду, превращается в дерево, и птицы, летающие вокруг, прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".
33 И он рассказал им ещё одну притчу. "Царство Небес похоже на дрожжи, которые женщина взяла и положила в три меры муки, а затем ждала, пока подойдёт тесто".
34 Всё это Иисус* рассказывал народу в притчах; по сути, всё, что он говорил им, было в притчах,
35 чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я отворю уста в притчах, Я скажу то, что было сокрыто от создания вселенной".
36 Затем он оставил людей и вошёл в дом. Его ученики* подошли к нему и сказали: "Объясни нам притчу о семенах в поле".
37 Он отвечал: "Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;
38 поле — это мир. Хорошие семена — это люди, принадлежащие Царству; а сорняки — люди, принадлежащие Злому.
39 Враг, сажающий их, — это Противник, жатва — конец времён, а жнецы — ангелы.
40 Подобно тому, как собирают сорняки и сжигают в огне, так будет и в конце времён.
41 Сын Человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут из Царства всё то, что заставляет людей грешить, и всех тех, кто отдалился от Пятикнижия*;
42 и бросят их в горящую печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.
43 Тогда праведники будут сиять, подобно солнцу, в Царстве своего Отца. Все те, у кого есть уши, да услышат!
44 Царство Небес похоже на спрятанное в поле сокровище. Человек нашёл его, перепрятал, затем с великой радостью пошёл и продал всё, что у него было, и купил то поле.
45 Ещё Царство Небес подобно купцу, искавшему красивые жемчужины.
46 Найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
47 И ещё похоже Царство Небес на сети, заброшенные в озеро, в которые попалось много разной рыбы.
48 Когда сети наполнились, рыбаки вытащили их на берег, сели и собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
49 Так будет и в конце времён — ангелы пойдут и отделят злых людей от праведных и
50 бросят их в огненную печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.
51 Поняли ли вы всё это?" "Да", — ответили они.
52 Он сказал им: "Поэтому каждый книжник*, ставший учеником* для Царства Небес, подобен хозяину дома, выносящему из своей сокровищницы как старое, так и новое".
53 Когда Иисус* закончил рассказывать притчи, он покинул то место
54 и направился в свой родной город. Там он учил в синагоге так, что поражались, спрашивая: "Откуда у него такая мудрость и способность творить чудеса?
55 Разве он не сын плотника? Разве не Мария* его мать? Не его ли братья Иаков*, Иосиф*, Симон* и Иуда*?
56 А его сестры, разве они не среди нас? Так откуда у него всё это?"
57 И они затаили обиду на него. Но Иисус* сказал им: "Единственное место, где люди не уважают пророка, — это его родной город и его родной дом".
58 Он сотворил там мало чудес, так как им недоставало веры.

Новой Женевской Библии

13:1−53 Это собрание притч о сущности Царства Небесного — третья из основных частей Евангелия от Матфея.

13:3 притчами. Притча — это иносказание, уподобление, содержащее мудрость. Большинство Иисусовых притчей являются иллюстрациями, поясняющими Его главные мысли, но в них есть внутренняя глубина, постичь которую помогут только правильные взаимоотношения с Иисусом. Только Своим ученикам Иисус пояснял смысл притч (о сеятеле — ст. 18−23 и о плевелах — ст. 36−43).

13:10 См. статью «Учение Иисуса».

13:11−17 Здесь трудно не заметить учения об избранничестве. Даже способность понимать весть Божию, не говоря уже о том, чтобы ей следовать, — дар Божий. Уши, что слышат, благословятся Богом.

13:11 вам дано... а им не дано. Иисус отвечает здесь на вопрос: «Для чего притчами говоришь им?» (ст. 10). «Тайны» Царствия — это то, о чем завуалированно говорится в ВЗ, а сейчас, когда пришел Царь, тайны были открыты ученикам. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

13:13−15 видя. Букв.: «чтобы видели». У Марка (4:12) это выражено сильнее (букв.: «так что они могут увидеть»; ср. Лк 8:10). По Марку, Иисус говорит притчами, чтобы скрыть смысл и наказать неверие (Мк 4:11). У Матфея притчи Иисуса — Его ответ на неверие и неспособность понять. Считают, что Матфей смягчил замечания об абсолютной воле Божией, имеющие место у Марка. Оборот «да не» (букв.: «чтобы не») в ст. 15 (ср. Мк 4:12) указывает, что причиной огрубения сердца является Божия суверенная воля. То, что у Марка сказано прямо, здесь Иисус говорит в притчах, ибо должно исполниться пророчество Исаии (6:9). Хотя в этих стихах Матфей больше, чем Марк и Лука, высвечивает нравственную ответственность тех, кто отверг Христа, все три синоптика, как и приведенный отрывок из ВЗ, говорят о том, что всемогущество Божие сочетается с человеческой ответственностью.

13:19 См. статью «Царство Божие».

13:22 обольщение богатства. Богатство — это благоволение Божие, но оно может быть опасным, если овладеет сердцем.

13:23 слышащего слово и разумеющего. Только слышание и разумение слова (тем самым и послушание ему) приносит плоды. Некоторые слышат слово, но не принимают его, потому что боятся невзгод и слишком привержены мирскому. Кроме того, плоды можно приносить по-разному, тут есть как бы несколько уровней. Однако в итоге существует только два вида «земли»: та, что приносит плоды, и та, что не приносит.

13:24−30 Иисус Сам объясняет эту притчу в ст. 36−43. Поле — это весь мир, а не только Израиль или Церковь, и Бог не судит его тут же, немедленно, ради избранных, которые есть в мире. Праведные изначально должны жить среди неправедных.

13:31 зерну горчичному. То, что от Бога, может казаться в мире ничтожным, но плоды его обильны. Конечно, Царство Небесное в таком сравнении кажется исчезающе малым по сравнению с могущественным Римом, но оно по сути своей грандиозно.

13:32 Дерево, на ветвях которого птицы вьют гнезда, напоминает Иез 17:23 и 32:6, где птицы — это языческие народы, находящие прибежище у Мессии и наслаждающиеся благословением завета.

13:33 подобно закваске. Хотя закваска или дрожжи часто символизируют зло (16:11), здесь суть в том, что Царство заквашивает мир. Обе картины, как и притча о плевелах, показывают, что Иисус собирается распространить Свою Весть за пределы Израиля по всему миру.

13:34−35 Притчи и откровенны, и сокровенны. Иисус приводит начало Пс 77, где иносказательно повествуется о том, как Бог вызволил из рабства Свой народ. Кульминация рассказа — избрание Давида «от дворов овчих». Сами искупительные события скрыты не были, но значение их не для всех было явным. Псалмопевец сам раскрывает его.

13:37 Сын Человеческий. См. ком. к 8:20.

13:42 См. статью «Ад».

13:43 воссияют, как солнце. Ср. Дан 12:3, где содержится обетование грядущего воскресения.

13:44−46 Иисус в притчах поведал сокровенное о Царстве (ст. 35), но от очень многих оно осталось сокрытым, ибо они не осознают, насколько бесценно сообщенное Им: те, кто знает цену Царству, отдадут за него все (ср. Флп 3:8).

13:52 всякий книжник. Иисус нередко порицал учителей (23:13−32), однако не за то, что они учили Писанию, а за их лицемерие.

наученный Царству Небесному. Слова эти можно передать как «стал учеником Царства». Поскольку непосредственно перед этим Иисус спрашивает учеников, поняли ли они «все это», ясно, что ученикам самим предстоит стать учителями и, подобно радушному хозяину, разделить с другими полученное сокровище.

13:55 плотников... сын. Греческое слово, переведенное здесь как «плотник», можно понимать шире — «строитель». Вполне возможно, что Иосиф был каменщиком.

13:58 Иисус не совершил многих чудес в Назарете не потому, что без веры людей Ему недостает силы, но потому, что от чудес без веры мало пользы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.