От Матфея 4 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Затем Дух повёл Иисуса* в пустыню для испытания Противником.
2 Пропостившись сорок дней и ночей, Иисус* был голоден.
3 Искуситель подошёл к нему и сказал: "Если ты Сын Божий, прикажи этим камням превратиться в хлебы".
4 Но он ответил: "Сказано в Еврейских Писаниях*: "Не хлебом единым живёт человек, но всяким словом, исходящим от уст Господа*".
5 Затем Противник взял его в Святой Город и поставил его на самом верху Храма.
6 "Если ты Сын Божий, — сказал он, — прыгни вниз! Ведь Еврейские Писания* говорят: "Он возложит на ангелов своих ответственность за тебя. Они поддержат тебя руками, и потому не ударишься и ногой своей о камни".
7 Иисус* ответил ему: "Но сказано также: Не подвергай испытаниям Господа* Бога твоего".
8 Ещё раз Противник взял его на вершину очень высокой горы, показал ему все царства мира в их славе
9 и сказал ему: "Всё это я отдам тебе, если поклонишься мне".
10 Хватит, Противник*! — сказал ему Иисус*. — Ибо Еврейские Писания* говорят: "Поклоняйся Господу* Богу твоему, и только Ему служи".
11 Тогда Противник оставил его, и пришли ангелы и стали заботиться о нём.
12 Когда Иисус* услышал, что Иоанн* брошен в темницу, он вернулся в Галилею*;
13 но, оставив Назарет*, пришёл и поселился в Капернауме*, городе на берегу озера, неподалёку от границы между Завулоном* и Неффалим*.
14 Это случилось, чтобы исполнилось сказанное пророком Исайей*:
15 "Земля Завулона* и земля Неффалим*, в сторону озера, за Иорданом*, Галилея язычников*
16 Народ, живущий во тьме увидел великий свет; над живущими в этом краю, в тени смерти, воссияло утро".
17 С этого времени Иисус* стал проповедовать: "Оставьте свои грехи и обратитесь к Богу, потому что близко Царство Небес!"
18 Проходя вдоль побережья Галилейского моря*, Иисус* увидел двух братьев-рыбаков — Симона*, известного как Петр*, и его брата Андрея — забрасывающих сети в воду.
19 Иисус* сказал им: "Идите за мной, и я сделаю вас ловцами людей!"
20 Они тотчас оставили свои сети и пошли с ним.
21 Идя оттуда далее, он увидел двух других братьев, Иакова, сына Зеведея* и Иоанна*, его брата, чинящих сети в лодке со своим отцом, Зеведеем*, и он позвал их.
22 Тотчас они оставили лодку и своего отца и пошли с Иисусом*.
23 Иисус* проходил повсюду в Галилее*, уча в их синагогах, провозглашая Добрую Весть Царства, исцеляя людей от всякого рода болезней и недомоганий.
24 Молва о нём распространилась по всей Сирии, и люди приносили к нему всех, кто страдал различными заболеваниями и недугами, а также бесноватых, эпилептиков, паралитиков; и он исцелял их.
25 Огромные толпы из Галилеи*, области Десятиградия, Иерусалима*, Иудеи* и из-за Иордана* следовали за ним.

Новой Женевской Библии

4:1 для искушения. Хотя Бог искушаем не бывает (Иак 1:13), наши искушения входят в промысел Божий для нашего же добра. Если устоим — станем сильнее; если поддадимся — научимся лучше понимать, что нам нужно для дальнейшего освящения и благословения.

Искушения Христа соответствуют (и противопоставляются) испытаниям Израиля в пустыне. Сорок дней перекликаются с сорока годами (Числ 14:34). Пребывание Иисуса в пустыне соотносится с местом во Второзаконии (8:1−5), на которое Он Сам и ссылается в ответе на одно из искушений. Опыт Израиля в пустыне явился прообразом, тенью испытания Иисуса.

Описанные искушения свойственны всем: похоть плоти, гордыня, желание обладать (1Ин 2:16). Но каждое из них — еще и чисто мессианское. Сатана, обращаясь к Иисусу, ссылается на Его Божественное право: «если Ты Сын Божий» (ст. 3:6; ср. 27:40). Последнее искушение предлагает Иисусу путь к царствованию, следуя которым можно миновать крест. Иисус был искушаем так же, как и мы (Евр 4:15), но Он не согрешил. Он может «быть милостивым и верным первосвященником пред Богом» (Евр 2:17) и ходатайствовать за нас, поскольку по Своей человеческой природе Он знает, что значит подвергаться искушению. См. ком. к Лк 3:22; статью «Безгрешность Иисуса».

4:3 Сын Божий. См. ком. к 16:16.

4:4 всяким словом. Во Втор 8:3 это относится к слову Божию о направлении движения по пустыне и о манне небесной. Иисус не согласился подвергнуть испытанию Свое доверие к Богу. На каждое искушение сатаны Он отвечает словами Писания. «Меч духовный — Слово Божие» (Еф 6:17), и Иисус в духовном борении опирается на Писание. См. статью «Слово Божие: Писание как откровение».

4:5 на крыле храма. Возможно, речь идет о выступе стены храма над долиной Кедрона.

4:6 И сатана может ссылаться на Писание, но он использует Пс 90:11−12 в значении, прямо противоположном истинному. Псалом 90 призывает довериться Богу; сатана пытается подменить доверие проверкой, подвергая сомнению верность Божию. См. статью «Сатана».

4:7 Израиль «искушал» Бога в Массе и Мериве (Исх 17:1−7).

4:10 Иисус отвергает идолопоклонство. Он повелевает сатане отойти, ибо уже победил «сильного» (см. 12:29).

4:15 Галилея языческая. Матфей подчеркивает, что в земном служении Иисус сосредоточен исключительно на доме Израилевом (10:5−6). Однако замечание, что служение это исполняет слова Исаии (9:2), является доказательством, что 28:19 у Матфея не приписан позднее; конечная цель включает все народы.

4:17 С того времени. Слова эти встречаются также в 16:21 и обозначают переход от подготовки к периоду общественного служения Иисуса.

приблизилось. См. ком. к 3:2.

4:23 уча... проповедуя... исцеляя. Уча, Иисус говорил о природе и цели Царства Божия, как это видно из Нагорной проповеди (гл. 5−7) и притч о Царстве (гл. 13). Проповедуя, Он благовествовал о приближении Царства, т.е. осуществлении главного Божиего замысла в истории. Исцеления же знаменовали, что Царство действительно пришло (11:5).

4:24 по всей Сирии. Понимать это можно по-разному. Для римлян это, в сущности, означало всю Палестину, кроме Галилеи (Лк 2:2). Галилеянин, вероятно, подразумевал бы под этим словом земли севернее Галилеи, от Средиземноморья до Дамаска.

бесноватых. Здесь подчеркнуто отличие «бесноватости» от припадков эпилепсии (ср. 17:15).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.