От Марка 14 глава

Евангелие от Марка благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Это было за два дня до наступления Пасхи* (то есть праздника Мацы), и руководящие священники* и книжники* пытались найти способ тайно арестовать его и казнить;
2 потому что говорили: "Не во время праздника, иначе народ взбунтуется".
3 Когда он находился в Вифании*, в доме Симона* (человека, который страдал отталкивающим заболеванием кожи) и ел, пришла женщина с алебастровым кувшином, наполненным духами из чистого нардового масла, очень дорогими, разбила кувшин и возлила духи ему на голову.
4 Но некоторые из находившихся там говорили рассерженно: "К чему такая трата?
5 Эти духи можно было продать, выручив годовой заработок, и раздать деньги нищим!" И они ругали её.
6 Но Иисус* сказал: "Оставьте её в покое. Зачем вы её тревожите? Она сделала для меня хорошее дело.
7 Потому что нищие всегда будут с вами, и когда бы вы ни захотели помочь им, всегда сможете это сделать. А я не буду с вами всегда.
8 Она сделала то, что смогла, — заранее возлила на моё тело духи, подготовив его к погребению.
9 Да! Говорю вам, что где бы во всём мире ни провозглашали эту Добрую Весть, в память о ней расскажут о том, что она сделала".
10 После этого Иуда Искариот*, бывший одним из Двенадцати, пошёл к руководящим священникам*, чтобы предать им Иисуса*.
11 Они обрадовались, услышав это, и пообещали дать ему денег. И он стал искать удобного случая, чтобы предать Иисуса*.
12 В первый день мацы, заколов ягнёнка для Пасхи*, ученики* спросили Иисуса*: "Куда нам пойти, чтобы приготовить тебе пасхальную вечернюю трапезу*?"
13 Он послал двоих из них, дав им следующие указания: "Пойдите в город, там вы встретите человека, несущего кувшин с водой. Следуйте за ним;
14 и когда он войдет в дом, передайте ему, что раби спрашивает: 'Где здесь комната для гостей, в которой я могу есть пасхальный ужин со своими учениками*?'
15 Он покажет вам большую комнату наверху, уже подготовленную. Сделайте там все приготовления".
16 Ученики* отправились, пришли в город и всё произошло так, как он им сказал; и они приготовили пасхальную вечернюю трапезу*.
17 Когда настал вечер и Иисус* прибыл туда с Двенадцатью.
18 После того, как они возлегли и приступили к еде, Иисус* сказал: "Да! Говорю вам, что один из вас собирается предать меня".
19 Они расстроились и стали спрашивать его, один за другим: "Ты ведь не меня имеешь в виду, верно?"
20 "Это один из Двенадцати, — сказал он им, — тот, кто обмакнёт хлеб* в блюдо вместе со мной.
21 Потому что Сын Человеческий умрёт так, как об этом сказано в Еврейских Писаниях*; но горе тому человеку, который предаст Сына Человеческого! Лучше было бы ему вообще не родиться!"
22 Во время еды, Иисус* взял кусок хлеба*, произнёс благословение*, дал им и сказал: "Возьмите! Это моё тело".
23 Также он взял чашу вина, произнёс благословение* и дал им; и они пили.
24 Он сказал им: "Это моя кровь, утверждающая Новый Договор, кровь, проливаемая ради многих людей.
25 Да! Говорю вам, я не буду пить больше этого 'плода виноградной лозы' до того дня, пока не выпью новое вино в Божьем Царстве".
26 Спев псалмы прославления*, они отправились к Масличной горе.
27 Иисус* сказал им: "Все вы утратите веру в меня, потому что в Еврейских Писаниях* сказано: 'Я поражу пастуха, и овцы бросятся врассыпную'.
28 Но после того, как я воскресну, я направлюсь в Галилею* прежде вас".
29 Петр* сказал ему: "Даже если все остальные перестанут верить в тебя, я не перестану".
30 Иисус* ответил: "Да! Говорю тебе, что сегодня же ночью, прежде чем петух прокричит дважды, ты три раза отречёшься от меня!"
31 Но Петр* продолжал настаивать: "Если мне придётся даже умереть вместе с тобой, я никогда от тебя не отрекусь!" И все они говорили то же самое.
32 Они направились в место, называемое Гефсимания*; и Иисус* сказал своим ученикам*: "Посидите здесь, пока я помолюсь".
33 Он взял с собой Петра*, Иакова* и Иоанна*. Им овладели скорбь и боль;
34 и он сказал им: "Сердце моё охвачено смертельной тоской! Оставайтесь здесь и бодрствуйте".
35 Пройдя немного дальше, он упал на землю и молился, чтобы, если возможно, час тот миновал его:
36 "Абба! (что значит: "Дорогой Отец!") Для Тебя всё возможно. Удали от меня эту чашу! Впрочем, не моя воля, а Твоя".
37 Он пришёл и обнаружил, что они спят; и сказал Петру*: "Симон*, ты спишь? Неужели ты не мог пободрствовать один час?
38 Бодрствуй и молись, чтобы не подвергнуться испытанию — дух истинно полон сил, а человеческое естество немощно".
39 И опять он отошёл и молился теми же словами;
40 и опять, вернувшись, обнаружил их спящими, глаза их отяжелели; и они не знали, что ему ответить.
41 В третий раз он пришёл и сказал им: "Теперь спите, отдыхайте... Ну, вот, достаточно! Время пришло! Смотрите! Сына Человеческого предают в руки грешников!
42 Вставайте! Пошли! Вот идёт предатель!"
43 Пока Иисус* всё ещё говорил, подошёл Иуда* (один из Двенадцати), а с ним — толпа с мечами и дубинками, от руководящих священников*, книжников* и старейшин.
44 Предатель условился подать им знак: "Человек, которого я поцелую, — тот, кто вам нужен. Хватайте его и берите под стражу".
45 Придя туда, он сразу же подошёл к Иисусу*, сказал: "Раби!" и поцеловал.
46 Тогда они схватили его и взяли под стражу;
47 но один из стоявших рядом выхватил меч и ударил им слугу первосвященника*, отрубив ему ухо.
48 Иисус* обратился к ним: "Итак, вы вышли взять меня с мечами и дубинками, как будто я вождь бунтовщиков?
49 Каждый день я находился с вами во дворе Храма, учил, но вы не схватили меня! Но пусть исполнится Танах".
50 И все ученики* бросили его и убежали.
51 Один юноша всё же решил последовать за ним; но он был в спальной накидке; и когда его попытались схватить,
52 он быстро сбросил с себя накидку и убежал раздетый.
53 Иисуса* повели к первосвященнику*, у которого собрались все руководящие священники*, старейшины и книжники*.
54 Петр* следовал за ним в отдалении прямо до внутреннего двора первосвященника*, там он сел рядом со стражей и стал греться у костра.
55 Руководящие священники* и весь синедрион* пытались найти свидетельства против Иисуса*, чтобы можно было казнить его, но не находили.
56 Потому как многие давали против него ложные показания, но их свидетельства не совпадали.
57 Некоторые встали и дали следующие ложные показания:
58 "Мы слышали, как он говорил: 'Я разрушу этот рукотворный Храм; и через три дня построю новый, нерукотворный'".
59 Даже в этом случае их свидетельства не совпали.
60 Первосвященник* вышел вперёд и спросил Иисуса*: "Разве тебе нечего сказать в ответ на обвинения, выдвигаемые этими людьми?"
61 Но он молчал и ничего не отвечал. И опять первосвященник* задал ему вопрос: "Ты ли Мессия*, сын Благословенного*?"
62 "Я есть, — ответил Иисус*. — Более того, вы увидите Сына Человеческого, сидящего по правую руку Бога* и сходящего на облаках небесных."
63 При этом первосвященник* разорвал на себе одежду и сказал: "К чему нам ещё свидетели?
64 Вы слышали, как он богохульствует! Каким будет ваш приговор?" И все они признали его виновным и подлежащим смертной казни.
65 Тогда некоторые стали плевать в него; и завязав ему глаза, начали бить его кулаками и говорить ему: "Посмотрим, как ты пророчествуешь!" И когда охранники забрали его, они тоже били его.
66 Тем временем Петр* всё ещё находился внизу, во внутреннем дворе. Одна из служанок первосвященника*
67 заметила Петра*, гревшегося у костра, присмотрелась к нему и сказала: "Ты был с Иисусом* из Назарета*!"
68 Но он отрицал, говоря: "Не имею ни малейшего понятия, о чём ты говоришь!" Он вышел в передний двор, пропел петух.
69 Там его увидела девушка и сказала стоявшим там: "Этот человек — один из них".
70 И снова он отрицал это. Спустя некоторое время, стоявшие там обратились к Петру*: "Ты наверняка один из них, ведь ты из Галилеи*".
71 При этом он начал призывать на себя проклятия и клялся: "Я не знаю человека, о котором вы мне говорите!" —
72 и в тот же миг петух пропел во второй раз. Тогда Петр* вспомнил, что сказал ему Иисус*: "Прежде, чем петух пропоёт дважды, ты трижды отречёшься от меня". И он бросился на землю и зарыдал.

Новой Женевской Библии

14:1 Через два дня. Иоанн (12:1) говорит об участии Иисуса в этой вечере за шесть дней до Пасхи. Причиной такого расхождения может быть использование двух различных календарей: официального римского, которого придерживается Иоанн, и иудейского, которому следовали авторы синоптических Евангелий.

Пасхи. Пасха была самым важным из иудейских праздников, поскольку ее отмечали в память избавления израильского народа от египетского рабства (Исх 12:1−30; слово «пасха» означает «проходить мимо»). Во времена Иисуса Пасху праздновали на четырнадцатый день первого месяца — нисана (который примерно соответствовал нашему апрелю) — по еврейскому календарю; этот день был последним перед полнолунием, предшествовавшим весеннему равноденствию. Также не исключено, что Марк смещает хронологические рамки событий, поскольку большее значение придает самому событию, чем его точной датировке.

14:2 не в праздник. Так как Пасха была самым важным из иудейских праздников, отмечать ее в Иерусалим собиралось огромное число паломников. По оценке Иосифа Флавия, население города увеличивалось в это время с пятидесяти тысяч до трех миллионов! Хотя эти цифры обычно считают преувеличенными, они указывают, что у властей были причины для опасения народных волнений.

14:3 в Вифании. См. ком. к 11:1.

возлежал. В древности люди не сидели за столом, а возлежали на специальных ложах, опираясь на левый локоть (Ин 13:23).

Симона прокаженного. Несомненно, этот человек уже не был прокаженным. Возможно, Симон был исцелен Иисусом.

женщина. Согласно Ин 12:3, этой женщиной была Мария, сестра Лазаря и Марфы.

с алавастровым сосудом. Алавастр — род мрамора, который в чистом виде бывает белым или полупрозрачным. Такие сосуды считались предметами роскоши. нарда чистого. Благовоние, которое получали из корня растения, растущего в Гималаях.

разбивши сосуд. Согласно Ин 12:3, сосуд вмещал один фунт (около 450 граммов) масла. Этого количества должно было хватить для того, чтобы покрыть благовонием все тело Иисуса, на что указывают слова Его о помазании (ст. 8).

14:6 доброе дело. В противоположность ученикам, Иисус увидел в поступке Марии проявление верности и любви к Нему, стоявшему перед лицом смерти. Кроме того, для Иисуса было очевидно, что Мария этим актом почтила в Нем Мессию.

14:7 Противопоставлением слов «всегда» и «не всегда» Иисус противополагает вечное преходящему; любовь расчету, самоотречение здравому смыслу.

14:8 предварила помазать тело Мое к погребению. Мария, движимая пророческим духом, совершила действие, которое захотят сделать жены мироносицы, но им в этом будет отказано (16:1−6).

14:10 из двенадцати. См. ком. к 3:14.

Иуда Искариот. См. ком. к 13:19. Иуда был избран Самим Иисусом, Который с самого начала знал, кто предаст Его. Согласно Божиему плану, Иисус должен был страдать и умереть (Откр 13:8), но Иуда не был обречен стать предателем: его выбор — дело его воли.

14:12 день опресноков. Первый день опресноков приходился на 15 нисана: пасхальная трапеза происходила 14 нисана, «когда закололи пасхального агнца». У Марка отмечается смещение этих праздников (см. ком. к 14:1).

То обстоятельство, что Иисус умер именно тогда, «когда заколали пасхального агнца», имеет огромное значение — Иисус не только символически, но и в прямом смысле явился тем Агнцем Божиим, Который взял на себя грехи мира. Именно поэтому евангелист Марк придает значение не конкретному дню, а связывает описываемые события с закланием пасхальной жертвы.

14:13 человек, несущий кувшин воды. Обычно кувшины с водой носили женщины. Мужчина, несущий кувшин с водой, — это было редкое явление.

14:17 с двенадцатью. Все Евангелия, включая (хотя и косвенно) Евангелие от Иоанна, отмечают, что теми, кто присутствовал рядом с Иисусом в этот возвышеннейший момент Его служения, были двенадцать учеников, которых Он избрал вначале (ср. 3:14). Согласно Лк 22:30, именно в этот момент Иисус заявил, что в будущем они будут нести служение как «судьи» нового народа Божиего. Здесь они свидетельствуют о вступлении нового завета в силу.

14:20 один из двенадцати. См. ком. к 3:14.

обмакивающий со Мною в блюдо. Участие в трапезе было знаком искренней дружбы. Потому многие и соблазнялись тем, что Иисус ел с мытарями и грешниками (2:16).

14:21 Сын Человеческий идет, как писано о Нем. См. ком. к 8:31.

14:22 когда они ели. Священная трапеза нового завета органически связана со священной ветхозаветной трапезой и, можно сказать, вырастает из нее (см. параллели, связывающие этот текст с Исх 24:9−11). Иисус берет два составляющих элемента пасхальной трапезы — пресный хлеб и вино (другими обязательными блюдами пасхального стола были горькие травы, специальный соус и ягненок), — чтобы использовать их в качестве образов совершенно нового дела искупления. См. статью «Вечеря Господня».

сие есть Тело Мое. Хлеб, разломленный на куски и разделенный между участниками трапезы, служит образом тела Иисуса, которое Он отдал в жертву, приняв смерть ради «многих» (ст. 24).

14:24 Кровь Моя. Слова Иисуса о вине следует понимать в свете истории первой Пасхи, когда кровь убиенного агнца заслонила народ от Божиего гнева (Исх 12:29, 30). Выражение «кровь завета» происходит из Исх 24:8 и напоминает о библейских заветах, запечатленных кровью (Быт 15:9−21; Быт 17:9−14; Исх 24:4−8).

за многих изливаемая. В словах Иисуса просматривается указание на Ис 53:12, где Раб Божий «предал (букв.: «излил») душу Свою на смерть» и «понес на Себе грех многих».

14:25 Я уже не буду пить от плода виноградного. Иисус предсказывает здесь Свою близкую гибель.

буду пить новое вино. Чашу страданий.

14:26 воспев. Упоминание о пении показывает, что Иисус следовал традиционному пасхальному ритуалу. Он и Его ученики пели Пс 113−117, которыми обычно заканчивалась пасхальная трапеза.

гору Елеонскую. См. ком. к 11:1.

14:27 написано. Предсказание Иисуса об отпадении двенадцати учеников связано, прежде всего, с пророчеством Захарии (Зах 13:7), в соответствии с которым уже произошел Его торжественный вход в Иерусалим (см. ком. к 11:2).

14:28 в Галилее. Ангел у гробницы напомнит об этом обещании (16:7).

14:30 прежде нежели дважды пропоет петух. Это выражение, вполне возможно, является образным и означает «до рассвета».

14:33 Петра, Иакова и Иоанна. См. ком. к 5:37.

ужасаться. Этот глагол встречается только в Евангелии от Марка, и каждый раз он выражает глубокое эмоциональное переживание.

14:34 душа Моя скорбит смертельно. Иисус чувствовал Себя буквально умирающим под бременем скорби и сильнейших эмоций, вызванных столкновением с силами зла и смерти и Его собственным превращением в жертву за человеческий грех.

14:35 час. Это слово употреблено здесь в значении «определенный момент времени»; у Марка оно встречается очень редко (см. также ст. 41; ср. Ин 2:4; Ин 4:21, 23; Ин 13:1).

14:36 Авва. Арамейское слово, означающее «отец» и употребляемое лишь при очень тесном общении, показывает, насколько близкими были отношения между Иисусом и Богом Отцом.

чашу. См. ком. к 10:38.

14:37 находит их спящими. Ученики и на этот раз не смогли понять Иисуса. В иносказательном смысле их духовное пробуждение начнется с момента воскресения Христа.

14:38 Бодрствуйте и молитесь. Ср. 13:32−37. Состояние бодрствования Иисус связывает с молитвой, без которой оно в принципе невозможно. Поскольку речь идет о духовном бодрствовании, Иисус подчеркивает, что дух бодр — его следует только не угашать (см. 1Фес 5:19), т.е. поддерживать молитвой.

14:41 спите и почиваете. Отречение Петра и было вызвано тем, что он духовно не бодрствовал. Это справедливо и в отношении других учеников.

14:44 поцелую. Поцелуй несовместим с предательством и злом. Это знак дружбы и доверия, как и совместная трапеза (ст. 20).

14:47 Один же из стоявших тут. См. Ин 18:10. Очевидно, Петр, проявив слабость в Гефсимании (ст. 37), теперь хотел показать, что его преданность не была пустыми словами (ст. 29−31). Однако он, по всей видимости, надеясь на плоть (физическое сопротивление), забыл слова Иисуса: «плоть... немощна» (ст. 38).

14:49 да сбудутся Писания. См. ком. к 8:31. Учитывая ст. 50, можно заключить, что Иисус мог иметь в виду тот текст, который уже был процитирован в ст. 27 (Зах 13:7).

14:51 юноша. Возможно, это был сам Марк, поскольку никто из евангелистов, кроме него, не упоминает об этом.

14:53 — 15:15 В этом разделе описан суд над Иисусом, представлявший собой первую часть Его страданий. Фактически Иисус был осужден дважды и, что парадоксально, именно теми органами власти, которые заслужили себе славу величайших поборников справедливости в древнем мире. Оба разбирательства были, однако, неправосудными. Была допущена масса ошибок и беззаконий, а принципы правосудия оказались принесенными в жертву политическим соображениям. Суд иудеев над Иисусом состоял из трех частей: 1) предварительное слушание перед бывшим первосвященником Анной, о котором сообщается только у Иоанна (Ин 18:12−14, 19−23); 2) суд синедриона под председательством Каиафы (официального первосвященника и зятя Анны), происходивший во внутреннем дворе дома Каиафы (ст. 53−65); 3) утреннее заседание синедриона (15:1). Суд римлян тоже проходил в три этапа: 1) допрос Пилатом (15:2−5); 2) допрос Иродом Антипой (Лк 23:6−12), о котором у Марка не сообщается; 3) снова суд Пилата (15:6−15).

14:54 двора первосвященникова. Обычно синедрион заседал в храме, однако на ночь двери храма запирались. Поэтому процесс проходил на территории резиденции первосвященника.

у огня. Букв.: «у света»; огонь давал одновременно и тепло, и свет.

14:57 лжесвидетельствовали. Втор 19:15−21 определяет условия, при которых свидетельские показания принимаются во внимание. Вина устанавливается на основании показаний двух или трех свидетелей, чьи утверждения должны совпадать. Лжесвидетельство считалось столь же тяжким грехом, как и само преступление. Поэтому лжесвидетелей ждало то же наказание, что и обвиняемого (Втор 19:18−20). Ни одно из положений этого законодательства не было соблюдено в деле Иисуса.

14:58 Я разрушу храм сей рукотворенный. Здесь явное извращение слов Иисуса. См. 11:12−18; Мф 21:12−13; Лк 19:45−46; Ин 2:19.

14:61 Христос. Греческая форма еврейского слова «машиах», означающего «помазанник».

Сын Благословенного. «Благословенный» — слово, которым раввины заменяли слово «Бог», чтобы не произносить его напрасно (Исх 20:7; Втор 5:11). Таким образом, «Сын Благословенного» означает «Сын Божий».

14:62 Я. В греческом тексте это слово аналогично имени, под которым Бог открылся Моисею (см. ком. к 13:6).

Сына Человеческого. См. ком. к 2:10.

на облаках. См. ком. к 13:26.

14:63 разодрав одежды свои. Символический акт, выражающий глубокую скорбь или возмущение (Быт 37:29; 4Цар 18:37; 4Цар 19:1; Езд 9:3; Иер 36:24; Иоиль 2:13).

на что еще нам свидетелей? Первосвященник считает всех членов синедриона свидетелями «богохульства», произнесенного Иисусом.

14:64 богохульство. В конце концов Иисус был осужден не за мятеж и не за организацию общественных беспорядков, а за Его притязания на божественное достоинство, которые и составляли самую суть провозглашенной Им вести. Наказанием за богохульство (т.е. за оскорбление чести Божиего имени) была смерть через побивание камнями (Лев 24:16), но поскольку лишь римский суд обладал правом выносить смертные приговоры, Иисус был предан смерти римским способом казни — через распятие на кресте.

Побивание камнями за нарушение закона имело и символический смысл. Поскольку закон, начертанный Господом Богом на каменных скрижалях, символически ассоциировался с камнем, а одна из его Десяти Заповедей запрещала убийство: «Не убивай» (Исх 20:13), то побивание камнями как бы означало, что преступника казнят не люди, а сам закон.

То обстоятельство, что синедрион, обвинив Иисуса в нарушении закона, не смог подвергнуть его побиванию камнями, символически выражает мысль, что Иисус не нарушал закон и обвинения были ложными.

14:67 Назарянином. См. ком. к 1:24.

14:70 Галилеянин. Евреи из Иудеи презирали галилейских евреев как неполноценных в культурном и религиозном отношении. Петр резко выделялся из толпы своей манерой поведения и галилейским акцентом.

14:71 клясться и божиться. Петр, начавший с простого формального отречения, доходит до ложных клятв. С человеческой точки зрения, теперь мало что отличает отречение Петра от предательства Иуды. В этот момент кажется, что вся работа Иисуса по подготовке двенадцати учеников закончилась полной неудачей: ученики спят, когда Иисус терпит невыносимые страдания (ст. 37), Иуда предает Его синедриону (ст. 44:45), все покидают Иисуса после Его ареста (ст. 50), а Петр даже отрицает знакомство с Ним (ст. 71).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.