От Марка 9 глава

Евангелие от Марка благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 "Да! — продолжал он. — Говорю вам, что здесь находятся люди, которые не познают смерти до тех пор, пока не увидят, как Божье Царство приходит в силе!"
2 Спустя шесть дней, Иисус* взял Петра*, Иакова* и Иоанна* и повёл их тайно на высокую гору. У них на глазах его внешность начала изменяться,
3 и одежда стала ослепительно белой, такой белой, что на земле ничто не смогло бы сравниться с ней.
4 Вслед за тем они увидели, что с Иисусом* беседуют Илия* и Моисей*.
5 Петр* сказал Иисусу*: "Хорошо, что мы здесь, раби! Давай поставим здесь три шатра — один для тебя, один для Моисея* и один для Илии*".
6 (Он не знал, что сказать, так как они были очень напуганы)
7 Затем их окутало облако; и из облака раздался голос: "Это Мой Сын, любимый Мною. Слушайте его!"
8 Вдруг, оглядевшись, они не увидели никого, кроме Иисуса*.
9 Когда они спускались с горы, он предупредил их, чтобы они никому не говорили о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.
10 И они сохранили это в тайне; однако постоянно спрашивали друг у друга: "Что значит 'воскреснуть из мёртвых?'"
11 Они также спрашивали его: "Почему книжники* говорят, что сначала должен прийти Илия*?"
12 "Действительно, сначала придёт Илия*, — ответил он, — и восстановит всё. Однако почему в Еврейских Писаниях* написано, что Сын Человеческий должен будет много страдать и будет отвергнут?
13 Более того: говорю вам, что Илия* уже пришёл, и поступили с ним как захотелось, что и сказано о нем в Еврейских Писаниях*".
14 Вернувшись к ученикам*, они увидели, что вокруг них собралась огромная толпа, и некоторые из книжников* ведут с ними спор.
15 Когда люди заметили его, они удивились и побежали его приветствовать.
16 Он спросил их: "О чём вы спорите?"
17 Один из них ответил ему: "Раби, я привёл тебе своего сына, потому что в нём нечистый дух немоты.
18 Всякий раз, схватив его, он бросает его на землю — мальчик брызжет слюной, скрежещет зубами, и всё его тело немеет. Я просил твоих учеников*, чтобы они выгнали из него духа, но они не смогли этого сделать".
19 "Люди без веры! — отвечал он. — Сколько же мне ещё быть с вами? Сколько же я должен терпеть вас? Приведите его ко мне!"
20 Они привели к нему мальчика, и как только дух увидел его, он бросил мальчика на землю биться в конвульсиях.
21 Иисус* спросил отца мальчика: "Давно это с ним происходит?"
22 "С самого детства, — ответил тот, — и он часто пытается убить его, бросая в огонь или в воду. Но если ты можешь что-нибудь сделать, сжалься над нами и помоги нам!"
23 Иисус* сказал ему: "Что ты имеешь в виду, говоря 'если можешь?' Всё возможно тому, кто верит!"
24 Тут же отец ребёнка воскликнул: "Я верю — помоги моему неверию!"
25 Иисус*, увидев, что народ начинает теснить их со всех сторон, запретил нечистому духу, говоря: "Дух глухоты и немоты! Я приказываю тебе: выйди из него и никогда больше в него не возвращайся!"
26 Издав пронзительный вопль и вызвав у мальчика сильный приступ, он вышел. Мальчик лежал, как мёртвый, и многие подумали, что он умер.
27 Но Иисус* взял его руку, поднял его, и он встал.
28 После того, как Иисус* вошёл в дом, ученики* обратились к нему втайне от всех: "Почему мы не смогли его изгнать?"
29 Он сказал им: "Духа подобного рода можно изгнать только посредством молитвы".
30 Покинув то место, они направились через Галилею*. Иисус* не хотел, чтобы кто-нибудь знал об этом,
31 потому что учил своих учеников*. Он говорил им: "Сына Человеческого предадут в руки людей, которые казнят его, но через три дня после того, как его убьют, он воскреснет".
32 Но они не понимали, что он имел в виду, и боялись его спрашивать.
33 Они прибыли в Капернаум*. Находясь в доме, Иисус* спросил у них: "Что вы обсуждали, пока мы шли?"
34 Но они молчали; так как по дороге они спорили друг с другом по поводу того, кто из них самый великий.
35 Он сел, подозвал к себе Двенадцать и сказал им: "Если кто-то хочет быть первым, он должен стать последним из всех и слугой всем".
36 Он взял ребёнка и поставил его посреди них. Затем обнял его и сказал им:
37 "Всякий, кто радушно принимает одного такого ребёнка в моё имя, принимает меня, а тот, кто принимает меня, не меня принимает, а Пославшего меня".
38 Иоанн* сказал ему: "Раби, мы видели человека, изгонявшего бесов твоим именем; и так как он не один из нас, мы запретили ему".
39 Но Иисус* сказал: "Не запрещайте ему, ведь никто, творящий чудеса моим именем, не сможет вскоре после этого сказать обо мне что-то дурное.
40 Потому что тот, кто не против нас, за нас.
41 Действительно, если кто-нибудь даст вам хотя бы чашку воды по той причине, что вы пришли во имя Мессии — да! Говорю вам, что он не потеряет своей награды.
42 А если кто-то обольстит одного из этих малых, верящих мне — для него было бы лучше, если бы ему надели на шею мельничный жёрнов и бросили в море.
43 Если твоя рука заставляет тебя грешить, отсеки её! Лучше тебе быть калекой и приобрести вечную жизнь, чем сохранить обе руки и попасть в геенну*, в неугасимый огонь!
44 **
45 И если твоя нога заставляет тебя грешить, отсеки её! Лучше тебе быть хромым, но приобрести вечную жизнь, чем сохранить обе ноги и быть брошенным в геенну*!
46 **
47 И если твой глаз заставляет тебя грешить, вырви его! Лучше тебе быть с одним глазом, но войти в Божье Царство, чем сохранить оба глаза и быть брошенным в геенну*,
48 где червь их не умирает и не угасает огонь.
49 Вот именно, каждый будет посолен огнём.
50 Соль — превосходная вещь, но если она утратит свою солёность, чем вы приправите её? Поэтому имейте в себе соль, то есть будьте в мире друг с другом".

Новой Женевской Библии

9:1 Царствие Божие, пришедшее в силе. См. ком. к 4:11; 4:13. Поскольку Царство Божие «внутрь вас есть» (Лк 17:21), то и силу его ученики почувствуют в себе после сошествия на них Духа Святого (см. Деян, гл. 2).

9:2 по прошествии дней шести. Согласно Исх 24:16, именно «шесть дней» требуется для подготовки к принятию откровения и лицезрению славы богоявления. Параллель между гл. 24 книги Исход и преображением очевидна, особенно если учесть тот факт, что в параллельном тексте Евангелия от Луки (Лк 9:31) использовано греческое слово «эксодос» — «исход».

Петра, Иакова и Иоанна. Эти трое ближайших учеников Иисуса представляют всех двенадцать апостолов, так же как в другом случае их мог представлять один Петр (8:29; Мф 16:18; Деян 2:14).

на гору высокую. И Моисею (на Синае), и Илии (на Хориве) дано было лицезреть явления Бога на высоких горах (Исх, гл. 24; 3Цар, гл. 19).

преобразился. Букв.: «изменил вид» (греч.: «метеморфозэ»). Павел употребляет этот же глагол при описании преображающего действия Духа в верующем (Рим 12:2; 2Кор 3:18). См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».

9:4 Илия с Моисеем. Преображение связывает ветхий завет с новым, непосредственно соединяя Моисея и Илию, представителей череды древних пророков, с Иисусом и Его апостолами, последними Божиими посланниками, возвестившими, что искупление совершилось.

9:5 сделаем три кущи. Петр, вероятно, желал бесконечно продлить это славное событие и тем самым избежать предсказанных Иисусом (8:31−33) страданий.

9:7 Сей есть Сын Мой возлюбленный. Это прозвучавшее с небес заявление представляет собой высшую точку Божиего откровения о личности Иисуса.

Его слушайте. Это повеление Божие является приказом и не допускает возражений и оговорок.

9:10 спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых. См. ком. к 4:11. Евреи ожидали общего воскресения мертвых в конце истории, но не индивидуального воскресения в ее середине — отсюда и недоумение учеников.

9:12 Илия должен придти прежде. Иисус учит, что в образе Илии были предвосхищены служение и судьба Крестителя (ср. Ин 1:21).

9:13 поступили с ним. Как Илия пострадал от рук Ахава и Иезавели (3Цар 19:9, 10), так и Иоанн Креститель потерпел от Ирода и Иродиады.

9:19 о, род неверный! Раздражение, проявленное Иисусом в связи с недостатком у учеников веры, и Его разочарование при виде общего скептицизма и бессилия, когда Он сошел с горы Преображения, напоминают о том, как Моисей, сойдя с горы Синай, обнаружил в израильском стане неверие и неверность (Исх, гл. 32).

9:25 См. статью «Демоны».

9:28 наедине. См. 4:10; ком. к 8:32.

9:31 учил Своих учеников. Обучение двенадцати апостолов являлось для Иисуса первоочередным делом. На этот раз Он повторял то, чему уже учил (8:31), потому что хотел особо подчеркнуть эту истину, чувствуя, что урок усвоен учениками недостаточно.

9:34 кто больше. См. ком. к 4:11. Этот пример свидетельствует, как далеки были ученики от истинного понимания слов, дел и самой миссии Иисуса.

9:35 призвал двенадцать. Снова двенадцать учеников выделены особо (3:14), и их руководящее положение открыто признано.

кто хочет быть первым. Эти слова прямо адресованы двенадцати апостолам. Иисус не отменяет систему руководства и иерархию, а показывает, каким образом руководители должны осуществлять свои функции (т.е. быть «из всех последним и всем слугою»). Этот принцип основан на личном примере Самого Иисуса, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45).

9:36 дитя. Ср. Мф 18:4. Иисус говорит здесь о рождении свыше; возрожденный человек поначалу является «духовным младенцем», многого не понимающим. Иисус призывает не отвергать таких людей, как и Сам Он не отверг Своих учеников, «принявших» Его, но не понимавших. Ср. Рим 14:1: «немощных в вере принимайте без споров о мнениях». На примере ребенка Иисус показывает, что Бог наделил всех людей равными достоинствами. И о слабейшем из рода человеческого следует заботиться так же, как и о величайшем его представителе (см. ком. к 9:35).

9:38 не ходит за нами. Вероятно, данное выражение не означает, что этот человек не был последователем Иисуса (он изгонял бесов именем Иисуса и хорошо говорил о Нем, ст. 39), скорее, он не принадлежал к числу двенадцати и потому не получал официального поручения совершать подобную работу (6:7). Иисус не отвергает инициативу этого человека, а, напротив, утверждает, что следует с благодарностью признавать всех тех, кто поддерживает Его дело, и относиться к ним доброжелательно.

9:41 кто напоит вас чашею воды во имя Мое. Все акты милосердия, заботы и исцеления, совершаемые во имя Иисуса, т.е. с пониманием значения Его личности, Его дела и цели Его служения, заслуживают признания как свидетельства истинной принадлежности к числу Его учеников.

9:42 кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня. Слово «малых» может относиться либо к детям (ст. 36), либо к неизвестному верующему, упомянутому в ст. 39.

9:43 отсеки ее. Это следует воспринимать как гиперболу (см. также ст. 45:47). См. статью «Ад».

9:49 огнем осолится... солью осолится. В Ветхом Завете для очищения от грехов требовалось принесение жертвы всесожжения (см. Быт 8:20; Исх 20:24; Исх 29:18, 42). В таком контексте слово «огонь» подразумевает очищение. Слово «соль», подразумевая чистоту (личную святость и сохранение в чистоте и неискаженности учения Христа), приобретает то же значение, что и «огонь».

9:50 Имейте в себе соль. См. ком. к ст. 49. Помимо уже истолкованного значения, слово «соль» связано с понятием сохранения. Применительно к понятию «тайны Царства Божия», соль может символизировать именно сохранение этих тайн от искажения (ср. «не давайте святыни псам», Мф 7:6). Тогда и слова: «...ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?», приобретают глубокий смысл. Следует особо отметить, что, говоря о тайне, Иисус имел в виду не сокрытие истин, а напротив, раскрытие их людям, но такое раскрытие, которое бы ни на йоту не повреждало и не искажало самой истины (как теми, кто будет излагать учение Христа, так и теми, кто будет воспринимать его).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.