Деяния 17 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Пройдя Амфиполис и Аполлонию, Савл* и Сила прибыли в Фессалонику, где была синагога.
2 Савл*, по своему обыкновению, вошёл туда, и в течение трёх Суббот* преподавал им учения* из Еврейских Писаний*,
3 объясняя и подтверждая с помощью текста, что Мессия должен был перенести страдания и воскреснуть из мёртвых, и что "Иисус*, которого я проповедую вам, и есть Мессия".
4 Некоторые из евреев поверили и решили присоединиться к Савлу* и Силе, а кроме них многие греки из "боящихся Бога" и немалое число знатных женщин.
5 Однако неверующие евреи, охваченные завистью, отыскав каких-то негодяев из тех, что бродят без дела по рыночной площади, собрали из них толпу и устроили в городе беспорядки. Они напали на дом Иасона*, намереваясь вывести Савла* и Силу к народу.
6 Но не обнаружив их, потащили Иасона* и некоторых других братьев к городским властям и стали кричать: "Эти люди, перевернувшие весь мир вверх дном, и сюда добрались!
7 А Иасон* позволил им жить в его доме! Они не повинуются указам императора, так как утверждают, что у них другой царь — Иисус*!"
8 Их слова встревожили народ и власти,
9 так что они отпустили Иасона* и остальных только после того, как те дали им обязательство.
10 Как только настала ночь, братья отправили Савла* и Силу в Верию*. Прибыв туда, они тотчас пошли в синагогу.
11 Местный народ был более благоразумен, нежели жители Фессалоники; они с большим интересом выслушали послание, ежедневно сверяя с Еврейскими Писаниями* то, что говорил Савл*.
12 Многие из них уверовали, кроме того, поверило немало греков — как знатных женщин, так и мужчин.
13 Однако когда неверующие евреи из Фессалоники узнали о том, что Савл* проповедует Божье Слово и в Верии*, они направились туда и устроили там беспорядки, подстрекая народ.
14 Братья немедленно отправили Савла* вниз по побережью, а Сила и Тимофей остались.
15 Люди, пошедшие вместе с Савлом*, проводили его до самых Афин и отправились назад, получив указания передать Силе и Тимофею, чтобы те как можно скорее шли к нему.
16 Пока Савл* ждал их в Афинах, его дух пришёл в смятение при виде города, полного идолов.
17 Тогда он начал устраивать в синагоге дискуссии с евреями и "боящимися Бога", а также ежедневно говорил на рыночной площади со всеми, кто там находился.
18 Кроме того с ним стали встречаться философы эпикурейцы и стоики. Некоторые из них спрашивали: "Что хочет сказать этот болтун?" Другие, из-за того, что он проповедовал Добрую Весть о Иисусе* и воскресении из мёртвых, говорили: "Похоже, он проповедует чужих богов".
19 Они взяли его и повели в Верховный Совет, говоря: "Можем ли мы знать, что за новое учение ты преподаёшь?
20 Кое-что из того, что мы слышим, представляется нам весьма странным, и мы хотели бы знать, что всё это означает".
21 (Все афиняне, а также проживавшие там чужеземцы, охотно проводили свободное время, беседуя и слушая о новейших учениях).
22 Савл* встал посреди собрания Совета и сказал: "Жители Афин, я вижу, что вы очень набожны во всех отношениях!
23 Так как прогуливаясь и осматривая ваши святыни, я обнаружил жертвенник, на котором было начертано: 'Неведомому Богу'. Я же проповедую вам того, которому вы уже поклоняетесь, не подозревая об этом.
24 Бог, сотворивший вселенную и всё, что находится в ней, Господь небес и земли, живёт не в рукотворных храмах;
25 и не нуждается в служении человеческих рук, не испытывая ни в чём недостатка; ведь Он сам даёт каждому жизнь и дыхание и всё остальное.
26 От одного человека Он произвёл все народы, населяющие землю, установив пределы их расселению и времена их процветания.
27 Бог сделал так для того, чтобы люди искали Его, и, возможно, дотянувшись, нашли бы Его — хотя на самом деле Он недалеко от каждого из нас,
28 'так как в нём мы живём и движемся и существуем'. Действительно, по выражению некоторых из ваших поэтов: 'Поистине мы дети его'.
29 Итак, будучи Божьими детьми, мы не должны полагать, что сущность Бога напоминает золото, серебро или камень, которые принимают форму благодаря мастерству и воображению человека.
30 В прошлом Бог прощал подобное неведение, но сейчас Он велит всем людям обратиться к Нему от своих грехов.
31 Ибо Он назначил День, в который будет справедливо судить весь населённый мир посредством человека, предназначенного Им для этой цели, что Он и доказал всем, воскресив его из мёртвых".
32 При упоминании о воскресении мёртвых некоторые начали высмеивать его, а другие сказали: "Хотелось бы ещё как-нибудь послушать тебя по этому вопросу".
33 И Савл* покинул собрание.
34 Некоторые же остались с ним и поверили, в том числе и член Верховного Совета Дионисий, а также женщина по имени Дамарь, а вместе с ними поверили и некоторые другие.

Новой Женевской Библии

17:1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику. В 167−142 гг. до Р.Х. Амфиполь был столицей северной части Македонии. Павел и его спутники конечной целью имели Фессалонику, столицу Македонии, ее административный и торговый центр.

17:2 три субботы. Из посланий апостола Павла можно заключить, что он пробыл в Фессалонике гораздо дольше, чем три субботы подряд. Текст не указывает, сколько времени прошло после третьей субботы до момента, когда Павел и Сила вынуждены были покинуть город.

17:7 они поступают против повелений кесаря. Против Павла, который проповедовал духовное Царство Божие (14:22; 19:8; 20:25; 28:23, 31), было выдвинуто политическое обвинение. Его противники придали его учению оттенок политического сопротивления Риму. Приблизительно в это время император Клавдий (49−50 гг. по Р.Х.) изгнал евреев из Рима из-за мятежей, возникших будто бы по подстрекательству «Хреста», что можно считать указанием на Христа.

17:10 в Верию. Этот город, сохранивший свое название доныне, находится километрах в семидесяти к юго-западу от Фессалоники, в предгорьях Олимпа.

17:11 ежедневно разбирая Писания. Верийцы сличали учение Павла с уже записанным словом Божиим; в этом они подали хороший пример Церкви на все времена.

17:16 в Афинах. Один из главных интеллектуальных и культурных центров древнего мира.

полного идолов. Т.е. статуй языческих богов и посвященных им храмов.

17:18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов. Эпикур (342−270 гг. до Р.Х.), основатель философской системы, учил, что главная цель человеческой жизни — удовольствие и существование без печали, страдания и страха. Зенон (340−265 гг. до Р.Х.), основатель стоицизма, главным считал сохранение гармонии с природой, предлагал полагаться на разум и другие самодостаточные средства. В религиозном отношении Зенон был пантеистом и рассматривал Бога как «мировую душу».

17:19 ареопаг. Городской совет Афин; в римские времена был судебным органом, под юрисдикцию которого подпадали вопросы воспитания, религии и нравственности. Свое название получил по месту, где первоначально проводились заседания. Этот совет должен был вынести суждение о религиозных идеях Павла.

17:23−27 неведомому Богу. Возможно, Павел имел в виду жертвенник с такой надписью, воздвигнутый афинянами, чтобы не осталось в небрежении ни одно божество. Павел использовал это как точку контакта, чтобы направить свою речь к теме Живого, личного Бога, Творца мира, Который сотворил человека и простирает Свой промысл над временем и пространством.

17:28 мы Им живем и движемся и существуем. Павел говорит, что именно Бог призвал нас к бытию, и существуем мы лишь Его промыслительным попечением.

как и некоторые из ваших стихотворцев. Вначале Павел приводит строки, приписываемые критскому поэту Эпимениду (ок. 600 г. до Р.Х.), из его «Cretica»: «Ибо в тебе мы живем и движемся и существуем». Затем он цитирует «Гимн Зевсу» Клеанта (331−233 гг. до Р.Х.) и киликийского поэта Арата (ок. 315−240 гг. до Р.Х.), из его «Phaenomena»: «...мы Его и род».

17:30−31 оставляя времена неведения, Бог. Т.е. Бог принимал во внимание ограниченность их познания об истинном Боге, но теперь Он открывает им истину о Себе. Вместе со всем человечеством они призваны покаяться в своих грехах.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.