Римлянам 3 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Тогда какое же преимущество имеет еврей? Какова ценность обрезания?
2 Велика в любом отношении! Прежде всего, евреям были вверены сами слова Божьи.
3 Если кто-то из них и не был верным, что из того? Неужели их неверность отменяет верность Бога?
4 Да запретят Небеса! Бог будет прав, даже если все остальные окажутся лжецами! — как говорят Еврейские Писания*: "Так что Ты, Боже, оказываешься правым в Своём слове и победишь в суде Твоём".
5 Итак, если на фоне нашей неправедности ярче видна праведность Божья, что же скажем? Что Бог не прав, навлекая Свой гнев на нас? (Я говорю так, как обычно говорят люди).
6 Да запретят небеса! Иначе как же Богу судить мир?
7 "Но, — скажешь ты, — если благодаря моей лжи Божья истина укрепляется и приносит Ему большую славу, то как можно судить меня лишь за то, что я простой грешник?"
8 И в самом деле! Почему бы не сказать: (как порочат нас некоторые, заявляя, что мы говорим подобное) "Давайте делать злое, чтобы из этого вышло что-нибудь доброе"? В отношении таких людей справедлив суд!
9 Итак, разве мы, евреи, лучше? Не совсем; ибо я уже доказал, что все люди, евреи и язычники, одинаково находятся во власти греха.
10 Как говорят об этом Еврейские Писания*: "Нет ни одного праведного, ни одного! — Никто не разумеет,
11 никто не ищет Бога,
12 все отвернулись и в это мгновенье стали бесполезными; нет ни одного, кто знает доброту, ни одного!
13 Их глотки — открытые могилы, языками вводят в заблуждение. Змеиный яд под губами их.
14 Их уста полны проклятий и горечи.
15 Их ноги торопятся пролить кровь,
16 на путях их разрушение и муки,
17 и путь мира* не известен им.
18 Нет страха Божьего пред очами их".
19 Более того, мы знаем, что все, что говорит Пятикнижие*, относится к тем, кто живет в рамках Пятикнижия*; чтобы можно было затворить уста любого человека и показать всему миру, что он заслуживает Божьего воздаяния.
20 Ибо в Его глазах никто из живых не может оказаться праведным лишь благодаря законническому исполнению заповедей Пятикнижия*, поскольку Пятикнижие* ясно показывает людям, насколько они грешны.
21 Но вот, независимо от Пятикнижия*, был явлен Божий путь оправдания людей в Его глазах — хотя Пятикнижие* и Пророки тоже свидетельствуют о нём —
22 и это оправдание приходит от Бога через верность Мессии Иисуса* ко всем, кто верит непрестанно. Ибо нет различия между евреем и язычником,
23 поскольку все согрешили и не смогли заслужить похвалы от Бога.
24 По Божьей благодати, незаслуженно, всем дарован статус праведников перед Ним, благодаря поступку, искупающему нас от нашего порабощения греху, совершённому Мессией Иисусом*.
25 Бог предоставил Иисуса* в качестве искупления* за грех, благодаря его верности в жертвенной смерти с пролитием крови. Таким образом доказана праведность Божья; потому что в снисходительности Своей Он [оставляя без наказания или воздаяния] прошёл мимо грехов, совершённых людьми в прошлом;
26 и таким образом доказана Его праведность в настоящем веке тем, что Сам Он праведен, и что именно Он делает людей праведными на основании верности Иисуса*.
27 Итак, уместно ли хвастовство? Ни в коей мере! Какое Пятикнижие* исключает его? Основанное на законническом соблюдении правил? Нет, Пятикнижие*, основанное на доверии [Богу].
28 Потому мы придерживаемся мнения, что человек будет оправдан Богом на основании доверия Ему, а это не имеет отношения к законническому соблюдению повелений Пятикнижия*.
29 Разве Бог является только Богом евреев? Не Бог ли он и язычников? Да, действительно, Он также Бог язычников;
30 потому что, как вы знаете, Бог один. Потому обрезанных Он сочтёт праведными на основании доверия, а также и необрезанных посредством того же доверия.
31 Значит ли это, что мы упраздняем Пятикнижие* подобным доверием [Богу]? Да запретят небеса! Напротив, мы укрепляем Пятикнижие*.

Новой Женевской Библии

3:1−20 Павел переходит к доказательству того, что все человечество подпадает под Божие осуждение.

3:1 Утверждение Павла, что у Бога нет лицеприятия (2:11), не означает, что нет «преимущества быть иудеем»; однако непослушание сводит на нет это преимущество.

3:2 слово Божие. Здесь выражена вера апостола в то, что богодухновенность ВЗ была не только смысловой, но и вербальной (Мф 4:4).

3:3−4 Ответное неверие не упраздняет верность Бога Своим обетованиям. См. 9:6−7; 2Тим 2:13.

3:5−8 Здесь представлены два внешне сходных рассуждения. Если неправда человеческая служит проявлению правды Божией (ст. 5) и если на фоне неверности человеческой выявляется верность Божия (ст. 7), разве не является несправедливостью со стороны Бога проявить «гнев» на человека (ст. 5) или осудить его как грешника (ст. 7)? Опровержение первого довода таково: уже самое установление факта, что судит нас Бог, неизбежно влечет за собой вывод, что Бог праведен (ст. 6). Ложный вывод из второго: следует продолжать творить зло, чтобы в результате из него вышло добро — сам по себе является злочестивым и абсурдным (6:1−2, 15). Оба возражения упускают из вида, что связь между Божией благодатью и грехом не характеризуется причинно-следственным отношением (ст. 5).

3:5 по человеческому рассуждению. Павел признает, что вне контекста последний довод как будто содержит дух противостояния с его стороны Самому Богу; поэтому в конце стиха он поясняет, что это лишь предположение, которое кто-нибудь мог бы высказать.

3:6 иначе как Богу судить мир? Ложность предположения явствует из факта, что его содержание опровергает аксиому: Бог действительно является Судьей мира.

3:8 как некоторые злословят нас. Ср. в 5:20 — 6:1. Павел отвергает ложное толкование его собственных слов.

3:10 как написано. См. 1:17; 3:3. Библейские тексты в своей совокупности подчеркивают господство греха над всем, вследствие чего все человечество порочно и подлежит осуждению.

3:18 Нет страха Божия. Словом «страх» определяется сущность подобающего человеку отношения к Богу; его отсутствие практически является безбожием.

3:19 говорит. Указание на то, что Павел рассматривает Священное Писание как живой голос Божий.

к состоящим под законом. Здесь это выражение означает тех, кому дан закон, т.е., в частности, иудеев. Ср. 2:12.

заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен. Никто — будь то иудей или язычник — не имеет основания для оправдания: никто не может утверждать, что свободен от вины перед Богом. Все подлежат осуждению.

3:20 ибо законом познается грех. Иудей приводит в доказательство своего привилегированного положения перед лицом Божиим тот факт, что он обладает законом; Павел же доказал, что грех иудея становится очевидным и осуждается законом; закон не скрывает и не покрывает грех (см. 7:7−11). На последнем суде всякое препирательство с всеправедным и всеведущим Судьей будет тщетно.

3:21−31 Показав, что и иудеи, и язычники нуждаются в правде Божией, открытой Евангелием (1:16), Павел далее поясняет, каким образом она подается через Христа (3:21−26).

3:21 Но ныне. Закон Моисея, рассматриваемый как требование, не может дать спасение. Тем не менее, Евангелие не противопоставляется закону Моисея (1:2). Оно уже было провозглашено «законом и пророками». Но «ныне» (в настоящее время, получившее искупительное значение благодаря пришествию Христа, ст. 26) правда Божия осуществляется в истории через Христа и совершенное Им дело.

независимо от закона. Хотя оправдания перед Богом невозможно достичь покорностью закону, Павел утверждает, что Евангелие не является отрицанием закона (ст. 31; 6:15; 8:3−4; 13:8, 10).

3:22 через веру во Иисуса Христа... на всех верующих. Праведность может быть получена теми, кто верует в Иисуса Христа.

3:23 См. «Первородный грех и всеобщая греховность».

3:24 получая оправдание. В Писании оправдание противопоставляется осуждению (Притч 17:15). Уверовавшие грешники объявляются оправданными посредством вмененной им праведности Христа — «жертвы умилостивления» (5:17). Праведность Христа стала достоянием грешников. Оправдание явилось окончательным и необратимым (8:1, 33−34). Оно основывается на беспредельном послушании Христа, благодаря которому заповеди, предписанные нам законом Божиим, были Им выполнены, и на Его крестной смерти, которая являлась Божиим приговором нам. Поэтому верующие разделяют праведность воскресшего Христа, с Которым они объединены навеки (2Кор 5:21).

даром, по благодати Его. Павел в иных словах повторяет мысль, что спасение даровано нам исключительно по Божественной милости.

искуплением. Свобода куплена, за нее уплачена определенная цена. Ценой нашего спасения явилась смерть Христа (Мк 10:45; 1Тим 2:6; Евр 9:15).

3:25 Бог предложил. Павел указывает, что смерть Христа утоляет Божий гнев, удовлетворяя Его справедливость; она не порождает любовь Божию, а, скорее, сама является плодом любви. См. 5:8; 8:32; Ин 3:16.

в жертву умилостивления. См. статью «Искупление». Христос умер как искупительная жертва (т.е. как «жертва за грех», 8:3), утоляющая гнев Божий. Поскольку грех вызывает гнев Божий (1:18, 32), новое состояние оправданности может быть даровано, лишь когда гнев иссякнет, будучи излит сполна.

через веру. Ср. ст. 22. Оправдание осуществляется через веру.

к показанию правды Его. См. ком. к 1:17.

3:27 Где же то, чем бы хвалиться? См. 2:17, 23. Поскольку иудеи и язычники равно находятся под гневом за свои грехи, поскольку закон не ограждает иудея, а, скорее, наоборот — являет его осуждение, и поскольку Евангелие обнажает неправедность человека, являя праведность Бога, никто, даже иудей, не имеет чем хвалиться (4:2−3). Похвала «уничтожена», поскольку только вера (ст. 27−28, 30), а не человеческие подвиги даруют спасение.

3:30 один Бог. Тот факт, что спасение подается не посредством обладания законом, указывает, что спасение доступно наравне с иудеями и другим народам. Павел утверждает это перед лицом иудеев, основываясь на принципе, что Бог един (Втор 6:4). Павел подчеркивает, что и иудеям («обрезанным»), и язычникам («необрезанным») оправдание равно даруется только через веру.

3:31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Павел отвергает закон как средство спасения. Но поскольку закон как нравственное требование был дан грешникам не ради того, чтобы оправдать их (ст. 19−20), принцип спасения по благодати через веру не может войти в противоречие с законом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.