Римлянам 8 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Потому нет более никакого осуждения тем, кто в союзе с Мессией Иисусом*.
2 Почему? Потому что Пятикнижие* Духа, производящее жизнь в союзе с Мессией Иисусом*, освободило меня от "закона*" греха и смерти.
3 Ибо, что не могло сделать само по себе Пятикнижие*, не имея силы привлечь старое естество к сотрудничеству, сделал Бог, послав Своего Сына как человека, обладающего естеством, подобным нашему греховному естеству. Бог поступил так, чтобы покончить с грехом, и, таким образом, Он привёл в исполнение приговор греху, свойственному человеческому естеству,
4 чтобы справедливые требования Пятикнижия* исполнились в нас, живущих не по похотям старого естества, но согласно тому, чего желает Дух.
5 Поскольку те люди, которые отождествляют себя со своим старым естеством, занимают разум заботами старого естества, а те, кто отождествляет себя с Духом, занимают свой разум тем, что от Духа.
6 Если разум руководим старым естеством — это смерть, но если разум руководим Духом — это жизнь и мир*.
7 Так как разум, руководимый старым естеством, враждебен по отношению к Богу, поскольку он не покоряет себя Божьему Пятикнижию* — в действительности, он и не способен на это.
8 Таким образом, люди, которые отождествляют себя со своим старым естеством, не могут угодить Богу.
9 Вы же отождествляйте себя не со своим старым естеством, а с Духом — если только Дух Божий обитает в вас, так как всякий, не имеющий Духа Мессии, не принадлежит Мессии.
10 Однако, если Мессия в вас, тогда, с одной стороны, тело мертво из-за греха; с другой же стороны, Дух даёт жизнь, поскольку Бог считает вас праведными.
11 И если Дух Того, Кто воскресил Иисуса* из мёртвых, живёт в вас, тогда Воскресивший Мессию Иисуса* даст жизнь и вашим смертным телам посредством живущего в вас Духа.
12 Итак, братья, мы ничем не обязаны нашему старому естеству, чтобы жить согласно старому естеству.
13 Ибо если вы живёте согласно своему старому естеству, то несомненно умрёте; но если вы живёте по Духу и непрестанно умерщвляете плотские дела, тогда вы будете жить.
14 Все те, кого ведёт Божий Дух, являются сыновьями Бога.
15 Ибо вы получили не дух рабства, чтобы снова жить в страхе; наоборот, вы получили Дух, усыновляющего нас, и его властью мы взываем: "Дорогой Отец*!".
16 И сам Дух свидетельствует нашему духу, что мы являемся Божьими детьми;
17 а если мы дети, то тогда и наследники, наследники Бога и сонаследники с Мессией — если только мы страдаем вместе с ним, чтобы вместе с ним и прославиться.
18 Не думаю, что страдания, которые мы сейчас переносим, хоть сколько-нибудь сравнимы с той славой, которая откроется нам в будущем.
19 Творение с нетерпением ожидает, когда же откроются Божьи сыновья;
20 поскольку творение покорилось состоянию безысходности не по своей воле, но по воле того, кто покорил его. Однако ему была дана твёрдая надежда на то,
21 что и оно будет освобождено от ярма тления и насладится свободой, сопутствующей славе, которую обретут Божьи дети.
22 Мы знаем, что до сего дня всё творение стенает, словно в родовых муках;
23 и не только оно, но и мы сами, обладающие первыми плодами Духа, стенаем внутри в постоянном ожидании того момента, когда мы станем сыновьями — то есть когда всё наше тело будет искуплено и освобождено.
24 Именно в этой надежде мы были спасены. Однако, если мы видим то, на что надеемся, то это уже не надежда — кто же надеется на то, что уже видит?
25 Если же мы продолжаем надеяться на то, что не видим, то терпеливо ожидаем [исполнения надежды].
26 Подобным образом, Дух помогает нам в том, в чём мы слабы; ведь мы не знаем, как следует молиться. Но сам Дух ходатайствует за нас стенаниями столь глубокими, что их невозможно выразить словами;
27 и Тот, Кто исследует сердца, точно знает, о чём думает Дух, потому что его мольбы о Божьем народе совпадают с тем, чего желает Бог.
28 Кроме того, мы знаем, что Бог делает так, что всё происходящее содействует благополучию тех, кто любит Его и призван в соответствии с Его замыслом;
29 поскольку тем, кого Он заранее знал, Он предопределил преобразоваться по образцу Своего Сына, чтобы он мог стать первенцем среди многих братьев;
30 а тех, кого Он предопределил, Он призвал; призванных же Он оправдал; а оправданных прославил!
31 Что же тогда следует сказать в этой связи? Если Бог за нас, кто может быть против нас?
32 Тот, Кто не пожалел даже собственного Сына, но отдал его ради всех нас, — возможно ли, что отдав нам Своего Сына, Он не даст нам и всего остального?
33 Итак, кто обвинит Божий избранный народ? Конечно же, не Бог, ведь именно Он стал причиной их оправдания!
34 Кто наказывает их? Конечно же, не Мессия Иисус*, который умер и, но более того, воскрес из мёртвых, и находится по правую руку от Бога, ходатайствуя за нас!
35 Кто отделит нас от любви Мессии? Беда? Трудности? Гонения? Голод? Нищета? Опасность? Война?
36 Как говорят Еврейские Писания*: "Ради Тебя убивают нас весь день, считают нас овцами для заклания".
37 Нет, среди всего этого мы более чем победители с помощью Того, Кто возлюбил нас.
38 Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни другие небесные правители, ни уже существующее, ни то, что будет существовать,
39 ни власти наверху, ни власти внизу, ни какое-либо другое творение не сможет отделить нас от любви Божьей, приходящей к нам через Мессию Иисуса*, нашего Господа.

Новой Женевской Библии

8:1−39 Развивая тему о христианской уверенности и надежде (см. 5:1−11), Павел акцентирует внимание на размышлениях о славе спасения.

8:1 Итак. Апостол проявляет здесь пастырское попечение. Он как бы говорит: «В свете предшествующего напоминания о присутствующей в вас греховной природе вам следует ныне вспомнить, что вы призваны во Христе, оправданы и находитесь в безопасности под Его защитой».

осуждения. Вероятно, в смысле как объявления приговора, так и приведения его в исполнение.

8:2 закон духа жизни... от закона греха и смерти. «Закон духа» — подразумевается движущая сила Духа Святого (7:23); «закон смерти» — движущая сила греха, а также Божественный нравственный закон, посредством которого грех производит смерть (7:8−13).

8:3 закон... был бессилен. Павел не подвергает критике нравственный закон, но опять отмечает, что из-за греховности человека закон не может принести спасение.

Сына Своего. Эти слова напоминают об Исааке (Быт 22:2) и указывают на неизмеримую цену нашего искупления (ст. 32).

в подобии плоти греховной. Ср. 1:23; 5:14; 6:5; Флп 2:7. Указание на сходство с первообразом; «греховная плоть» означает человеческую природу, которая вследствие грехопадения была извращена и покорилась греху. Человеческая природа Христа была подобна нашей в том смысле, что Он изведал искушения и вся Его жизнь была составной частью падшего мира, хрупкая и подверженная многим тяготам. Однако Он не грешил, в Нем не было нравственной или духовной порчи, так что подобие не является полным. Если бы в Иисусе была хоть какая-то примесь греха, Он не отвечал бы ветхозаветному требованию: «жертва за грех» должна быть «без порока» (Лев 4:3).

осудил грех во плоти. Павел, видимо, подразумевает, что грех был судим и осужден распятием воплощенного Сына Божия, так что теперь любые притязания греха добиться нашего осуждения несостоятельны. Следовательно, над теми, кто во Христе, не тяготеет более никакое осуждение.

8:4−8 Павел подробно сопоставляет старый и новый образы жизни — жизнь по плоти и жизнь по Духу (7:6) — в терминах двух определенных состояний или умонастроений: одно под влиянием греховной природы, второе — под влиянием Христа силой Духа Святого.

8:7 вражда против Бога. Полное отпадение от Бога — таково умонастроение всякого человека, еще не обновленного Духом (3:9−18). Плотской человек считает Бога своим врагом.

8:9−11 Христиане не подвластны греховной природе («плоти») в Адаме, ими правит Христос, потому что Дух, живущий в них, есть Дух Христов. Хотя смерть как телесное переживание еще пребывает, однако побеждает жизнь, ибо те, кто соединен со Христом, живут для Бога в области Духа. Двойственность, о которой здесь говорится, это различие не между физическим и духовным аспектами бытия верующего, а между двумя сферами бытия — телесного бытия в падшем мире (с неизбежной в нем смертью) и жизнью в Духе.

8:10 дух жив. Букв.: «дух есть жизнь». Это может относиться к оживотворенному духу верующего или к Святому Духу. Последнее вероятнее ввиду того, что весь этот отрывок говорит о действиях Духа. В нем подчеркивается связь духа Святого со Христом. Живущий (в нас) «Дух Божий» (ст. 9) есть «Дух Христов» (ст. 9); «Христос в вас» (ст. 10) благодаря пребыванию в нас Духа. Павел считает это единение настолько тесным, что позволяет себе изречь «Господь есть Дух» (2Кор 3:17; ср. 1Кор 15:45). Эти выражения не означают, что Христос и Дух Святой теряют Свою индивидуальную Личность. Павел, скорее, указывает, что Христос и Дух Святой действуют как одно там, где жизнь воскресшего Христа заполняет верующего. Таким образом, присутствие Духа есть залог будущего телесного воскресения верующего (ст. 11).

8:11 Этот стих говорит об участии Божественной Троицы в осуществлении спасения и подразумевает единство Отца, Сына и Святого Духа в Их Существе, подобно тому, как они объединены в совершаемом Ими деле искупления.

8:12−13 Начиная с этих стихов и до конца главы Павел говорит обобщенно — о себе и обо всех верующих.

8:13 умерщвляете дела плотские. Тело само по себе не есть зло, но грех осуществляется посредством деяний тела; эти осуществления греха и следует умертвить, т.е. положить им конец, 6:12−13; 12:1.

8:14 Путь святости описывается далее как путь под водительством Духа, им следуют сыны Божии. «Водительство» напоминает об «усыновлении» Израиля и руководстве им на пути исхода через пустыню; возможно, такова основа рассуждений Павла (9:4; Втор 8:2, 15).

8:15 Духа усыновления. Христиане получили «Духа усыновления». Наряду с оправданием и избавлением от осуждения (ст. 1) верующие становятся членами семьи Божией и имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Верующий взывает: «Авва, Отче» (см. Мк 14:36). Этот возглас выражает уверенное осознание своего сыновства. Здесь «усыновление» означает приемное сыновство.

8:16 В возгласе «Авва, Отче» проявляется двойное свидетельство о нашем сыновстве — свидетельство нашего собственного духа и свидетельство, исходящее от Святого Духа (Гал 4:6).

8:17−21 Подобно тому, как все дети в семье являются наследниками своего отца наравне со старшим братом, так верующие являются наследниками Божиими во Христе и вместе с Ним. Но получение наследства, причитающегося нам во Христе, подразумевает участие в Его страданиях, они — путь к тому, чтобы нам «с Ним и прославиться» (2Кор 4:17). «Слава» (ст. 17−21; ср. ст. 30) означает преображающее, облагораживающее, приносящее радость проявление Бога в нашей человеческой личности. Слава, которая проявится в нас, предполагает, что сыны Божьи откроются в подлинной своей природе (ст. 19) и что вся тварь будет освобождена от своего теперешнего состояния несовершенства и тления (ст. 20−21). Эта слава, открывшись, совершенно уничтожит все зло и вред («суету», ст. 20), какие претерпел тварный миропорядок вследствие грехопадения Адама (Быт 3:17). Новое бытие (Мф 19:28; Деян 3:21; Откр 21:1) тварного миропорядка соответствует свободе в славе (ст. 17−18), которой наслаждаются чада Божьи, и является ее прямым результатом.

8:22−25 Теперешнее состояние тварного мира не окончательное; оно подобно состоянию матери, стонущей в муках деторождения. У всего творения есть эсхатологическая судьба, и тварь стонет, ожидая ее исполнения; стенают и верующие, и «Сам Дух» (ст. 23−26). Начало нашему спасению положено, в качестве его первого плода мы получили дар Духа, но оно не будет совершено прежде воскресения, т.е. до полноты нашего усыновления во Христе (ст. 23). Следовательно, христианской жизни неизбежно свойственно терпеливое ожидание в надежде.

8:24 мы спасены в надежде. Родовые муки (скорбь и печаль о теперешнем состоянии вещей (7:24−25; 8:18, 36) — проникнуты не разочарованием и горечью (5:5), а упованием, терпением (ст. 25).

8:26 Также и Дух подкрепляет. Дух укрепляет нас в немощи, которую мы ощущаем непрестанно. Недоумение, как молиться за себя, ведомо всем без исключения христианам. Наше безотчетное стремление молиться как должно свидетельствует, что живущий в нас Дух уже помогает нам, ходатайствуя за нас в наших сердцах, выражая прошения, на которые непременно отзовется Отец.

8:28 Притом знаем. Христианин оценивает настоящее положение дел в свете своей уверенности в будущем. По образу истинных израильтян, в коих исполняется первая и наибольшая заповедь (Мф 22:37−38), мы пробуждаемся к любви к Богу, познавая Его любовь к нам (5:5−8).

призванным. Призванным к вере (ст. 30; ср. 1:6).

по Его изволению. Воля Божия является залогом «блага» для Его людей в терминах Божественного понимания «блага», т.е. не легкого покоя, а сообразности Христу, ст. 17−23. Пути промысла Божия таковы, что все случающееся с нами неизменно служит нашему конечному благу.

8:29 предузнал... предопределил. Стихи 29:30 поясняют «изволение» Божие (ст. 28), раскрывая его как Божественный план спасающей благодати, позволяющей всем верующим увидеть, что их вера и спасение происходят от предвечного решения Бога привести их к славе; они могут ожидать этой славы, нисколько не сомневаясь. Предназначенное для верующих состояние (сообразность Христу и прославление с Ним) проистекает из Божественного провидения. Это провидение («предузнал») объемлет не факты или события, а личность и означает, что Бог по Собственному изволению избрал объекты Своей деятельной спасающей любви. Такое знание подразумевает личные близкие отношения, а не просто «знание о ком-то» (Быт 4:1; Ам 3:2; Мф 1:25); по существу, оно равнозначно избранию.

8:30 Те, кто предопределены, в свое время бывают «призваны», т.е. задействованы через Евангелие к спасительному общению со Христом (1:6; ср. 1Кор 1:9). Отметим, что те, кто призваны, они же и оправданы. Призвание не может означать внешний призыв через проповедь Евангелия, который многие отвергают, это — внутренний зов Божий, осуществляющий Его предначертание. Поскольку все предопределенные призваны таким образом, ясно, что предопределение состоит в таком действенном призвании. Предопределение не основано на провидении того, как откликнется человек на призыв Евангелия. Как предопределение состоит в призвании, так плод призвания есть оправдание и, как следствие, прославление. Прошедшее время глагола «прославил» указывает, что с Божией точки зрения все уже совершено. Бог завершит дело согласно Своим намерениям (см. статью «Сохранение святых»).

8:31−39 Павел подводит всю аргументацию 1:16 — 8:39 к заключению, дерзновенно обращаясь ко всем силам, которые могут стать преградой нерушимой уверенности церкви в том, что она будет сохранена в нынешнем веке и прославлена в будущем. Ср. Ис 50:4−9.

8:31 Что же сказать на это? «Это» охватывает все ранее сказанное в послании относительно дарования благодати падшим грешникам.

кто против нас? Противодействие, несомненно, будет, но Павел хочет подчеркнуть, что оно бессильно сокрушить веру: поскольку «Бог за нас», можно не сомневаться в победной духовной стойкости.

8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил. Ср. Быт 22:12.

предал Его. В других местах это выражение имеет значение активного участия в судопроизводстве, вынесшем приговор Христу (Мф 20:19; Мф 26:15−16; Мф 27:2, 18, 26; ср. Ис 53:6, 10).

за всех нас. За ныне верующих (3:9−18; 5:6−8). То, что Бог отдал Сына Своего на смерть за нас, это наивысший дар, являющийся залогом последующего дарования всего остального, что потребно для нашего полного и окончательного прославления (ст. 30).

8:33 Бог оправдывает их. Смертью и воскресением Христа Судия уже снял все обвинения против нас (4:25). Самооправдание излишне.

8:34 Он и одесную Бога. Почетное место, занимаемое Тем, кто облечен исполнительной властью (ср. Пс 109:1). Над нами не может тяготеть осуждение (см. ком. к ст. 1), если принявший на Себя наши грехи воцарился и ходатайствует за нас на небесах (1Ин 2:1), в то время как Дух ходатайствует в сердцах наших (ст. 27).

8:35 любви Божией. Иначе: «любви Христовой». У Павла это выражение синонимично выражению «любви Божией во Христе» (ст. 39), что свидетельствует о его убежденности в единосущии Отца и Сына.

8:36 Обращение Павла к ВЗ указывает, что страдание не является неожиданностью для народа Божия. Однако во Христе такие страдания становятся средством достижения славы (5:1−5; 8:17−23).

8:37 преодолеваем. Сила проявляется в терпении, с которым переносятся гонения и скорби.

8:38−39 Никто в сотворенном мире не может воспрепятствовать нам пользоваться действенной любовью Бога к нам во Христе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.