1 Коринфянам 11 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 старайтесь подражать мне, как сам я стараюсь подражать Мессии.
2 Я же хвалю вас, так как вы помните всё то, чему я учил вас, и соблюдаете традиции в том виде, в каком я передал их вам.
3 Но хочу, чтобы вы поняли, что всякому мужчине глава — Мессия, жене глава — её муж, а Мессии глава — Бог.
4 Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий, имея на голове что-либо, покрывающее и ниспадающее с неё, навлекает стыд на свою голову,
5 а всякая женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, навлекает стыд на свою голову — это то же самое, как если бы она была обрита.
6 Ибо если женщина не покрывает голову, пусть также острижёт волосы; если же ей стыдно быть остриженной или обритой, тогда пусть покрывает голову.
7 Ибо мужчина и в правду не должен закрывать голову покрывалом, поскольку он является образом и славой Бога, а женщина — слава мужчины.
8 Ведь не мужчина был сотворён от женщины, а женщина от мужчины;
9 и не мужчина был создан ради женщины, а женщина ради мужчины.
10 Причина, по которой женщина должна покрывать голову, свидетельствуя о своем подчинении власти, имеет отношение к ангелам.
11 Впрочем, в союзе с Господом ни женщина не может без мужчины, ни мужчина без женщины;
12 как женщина была создана от мужчины, так и мужчина рождается от женщины. Все же от Бога.
13 Посудите сами, прилично ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 Разве сама природа вещей не учит вас, что мужчина, отращивающий длинные волосы, позорит себя?
15 При этом женщина, у которой длинные волосы, украшает свою внешность, потому что волосы были даны ей, чтобы покрывать голову.
16 И всё же, если кто-то хочет возразить, то ни у нас нет подобного обычая, ни у Божьих Мессианских общин.
17 Давая вам следующие наставления, я не могу похвалить вас, потому что когда вы встречаетесь, это приносит больше вреда, нежели пользы!
18 Ибо я, во-первых, слышал, что когда вы собираетесь вместе как община, то делитесь на группировки; и я в какой-то степени верю этому
19 (если допустить, что среди вас должны быть некоторые разделения, чтобы показать, кто из вас занимает правильную позицию).
20 Итак, когда вы собираетесь, то делаете это не для того, чтобы принять участие в трапезе Господа;
21 потому что когда вы едите, каждый спешит сделать это быстрее остальных, так что один остаётся голодным, а другой уже пьян!
22 Неужели у вас нет домов, где вы можете есть и пить? Или вы хотите показать своё неуважение к Божьей Мессианской общине и унижаете тех, кто беден? Что же я должен сказать вам? Должен ли я похвалить вас? Что ж, за это я не хвалю вас!
23 Ибо то, что я получил от Господа, я в точности передал вам — что Господь Иисус*, в ту ночь, когда был предан, взял хлеб,
24 и, произнеся над ним благословение*, разломил его и сказал: "Это моё тело, оно для вас. Делайте это в воспоминание обо мне";
25 и также чашу после трапезы, говоря: "Эта чаша — Новый Договор, скрепляемый моей кровью; всякий раз, когда вы будете пить её, делайте это в память обо мне".
26 Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте чашу, вы провозглашаете смерть Господа до тех пор, пока он не придёт.
27 Итак, всякий, кто ест хлеб Господа или пьёт чашу Господа недостойно, будет виновен в осквернении тела и крови Господа!
28 Поэтому пусть каждый прежде проверит себя, а затем ест от хлеба и пьёт из чаши;
29 так как человек, который ест и пьёт, не придавая значения телу, ест и пьёт своё осуждение.
30 Вот почему многие из вас немощны и больны, а некоторые умирают!
31 Если бы мы проверяли себя, мы бы не попали под осуждение.
32 Однако будучи судимы Господом, мы приучаемся к дисциплине, чтобы не быть осуждёнными вместе с миром.
33 Следовательно, братья мои, когда вы собираетесь все вместе за трапезой, ждите друг друга.
34 Если кто-то голоден, пусть ест дома, чтобы ваши собрания не привели к осуждению. Что касается других вопросов, я дам вам наставление, когда приду к вам.

Новой Женевской Библии

11:1 Призыв Павла («будьте подражателями мне») скорее воспринимается как заключительный стих гл. 10. Следует отметить, что апостол не предлагает себя в качестве абсолютного и непререкаемого авторитета; он призывает подражать ему в той мере, в какой сам он подражает Христу.

11:3 глава. Значение этого понятия являлось предметом споров: означает ли оно лидерство и власть или же основу, источник и первопричину? Вероятно, не следует считать эти истолкования взаимоисключающими. В двух местах из тех, где Павел говорит о Христе как о главе (Еф 4:15−16; Кол 2:19), присутствует значение основы, источника (ср. ст. 8); в остальных же местах (Еф 1:22; Еф 5:23−24; Кол 1:18; Кол 2:10) содержится определенное указание на власть или подчиненность, и такое понимание хорошо соответствует данному контексту (ст. 10). Здесь подчеркнута, скорее, идея власти, чем первоисточника.

11:4 с покрытою головою. То малое, что нам известно, как будто указывает, что, за редкими исключениями, мужчины в первом столетии считали важным совершать молитвы с непокрытой головой (невозможно определить, восходит ли практика мужчин-иудеев покрывать голову во время молитвы к новозаветному времени).

постыжает свою голову. Ни Библия, ни другие источники не проясняют, каковы основания такого представления (ср. ком. к ст. 10).

11:5 с открытою головою. Это высказывание позволяет предположить, что в I в. по Р.Х. женщины молились с покрытой головой. Некоторые ученые, однако, полагают, что речь идет об определенной прическе (в Чис 5:18 указывается, что обнажение головы женщины является частью испытания, в процессе которого выяснялось, виновна ли она в измене мужу. См. ком. к ст. 15).

это то же, как если бы она была обритая. В ст. 6 бритье женской головы уподоблено короткой стрижке, видимо, по образцу мужской. Из этого можно заключить, что практика, которую не одобряет Павел, вела к стиранию границ между полами. Возможно, спор отражает общее для некоторых коринфян мнение, что они уже достигли совершенства и, следовательно, прежние «правила» к ним не относятся (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

11:10 для ангелов. Существует множество толкований этой фразы, но все они гипотетические. Аргументы Павла тесно связаны с определенной исторической ситуацией, и оценивать универсальность их применения необходимо весьма осмотрительно.

11:11−12 Эти стихи представляются вариантом предыдущего текста. Специфическое определение наших отношений «в Господе» указывает на взаимную зависимость мужчины и женщины, поскольку в Нем мы едины (Гал 3:28).

11:14 Не сама ли природа. Павел обращается к естественному порядку, который шире национально-культурных традиций.

11:15 вместо покрывала. Возможно, Павел хочет сказать, что поскольку длинные волосы женщины служат ей как бы покрывалом, то пристойно ей иметь и «внешнее» покрывало. Есть, однако, и другое мнение: Павел будто бы имеет в виду, что волосы уже заменяют покрывало (а это подкрепляет мнение, что Павел имеет в виду не покрывало, а прическу; см. ком. к ст. 5).

11:16 мы не имеем такого обычая. Нигде больше в своих посланиях Павел не пользуется такого рода аргументом. Подобное завершение трудного для понимания места может служить подтверждением мнения, что апостол не намеревался составить схему богослужебных собраний, а разрешал вопросы культурного характера (которые, разумеется, косвенно отражались и в богословии; см. ком. к ст. 5). Важно, однако, отметить и то, что Павел обращается к природному порядку, который выходит далеко за рамки местных обычаев.

11:17 не хвалю вас. Контраст между этими словами и ст. 2 указывает на серьезность рассматриваемой проблемы.

11:19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами. Греческое слово «хаересис» можно перевести как «разномыслие» и «несогласие». Павел признает, что ничто не случается без воли Божией, однако, подчеркивает, что всемогущество Божие никак не может служить оправданием для непокорности.

11:20 не значит вкушать вечерю Господню. Вероятно, в результате такой практики она стала чем-то совсем противоположным тому, чем должна была быть.

11:21 иной бывает голоден, а иной упивается. Как становится ясно из следующего стиха, Павла тревожит здесь не пьянство как таковое, а унижение бедняков. Вечеря Господня являет единство народа Божия (10:17). Зажиточные коринфяне, по-видимому, пренебрегали своими менее обеспеченным согражданами на трапезах вечери Господней. Такое поведение являлось проявлением крайнего эгоизма и противоречило смыслу самой вечери.

11:23−25 Описанное Павлом установление вечери Господней во всех существенных моментах совпадает с тем, что рассказывается в Евангелиях (Мф 26:26−29; Мк 14:22−25; Лк 22:17−20).

11:26 смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Апостол подчеркивает связь между проповедью Евангелия и совершением вечери Господней. Последняя есть проявление Слова Божия через зримое — в отличие от слышимого слова. Косвенным образом участие в вечери является выражением нашего ожидания Второго пришествия Господа.

11:27−34 Весь этот раздел важно рассматривать в целом; из ст. 33−34 ясно, что Павел все еще думает о злоупотреблениях, упомянутых в ст. 21−22. Такие выражения, как «недостойно» (ст. 27) или «да испытывает себя человек» (ст. 28), могут расширенно применяться ко многим личным обстоятельствам, но следует остерегаться, чтобы не извратить их вне контекста. В частности, неверно было бы заключить из ст. 30, что Бог, как правило, наводит болезнь и смерть на христиан, которые участвуют в вечери, невзирая на свои духовные недостатки. Проблема в Коринфе была гораздо более специфична и серьезна. Некоторые из коринфян разрушали самое единство христианского общества, символом которого было вкушение от одного хлеба (10:17). Предупреждение ст. 29 «не рассуждая о Теле» (слово «Господнем» отсутствует в самых древних рукописях), по всей видимости, относится к этой истине (другое мнение — Павел говорит о физическом, распятом теле Иисуса). Из-за того, что некоторые члены общины в Коринфе так совершали вечерю, что разрушали единство, ею являемое, Бог навел суд на общину. Цель суда Божия над этими верующими — не допустить их осуждения «с миром» (ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.