1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Теперь, братья, я должен напомнить вам о Доброй Вести, которую я провозгласил вам, которую вы приняли, и в которой вы утвердились,
2 которой вы спасаетесь, если только твёрдо держитесь того, что я возвестил вам. Если же нет, тогда ваша вера была напрасна.
3 Ибо я, в первую очередь, передал вам то, что сам принял, а именно что Мессия умер за наши грехи, в соответствии с тем, что сказано в Еврейских Писаниях*;
4 и был погребён; и на третий день воскрес, в соответствии с тем, что говорится в Еврейских Писаниях*
5 и его видел Петр*, а затем Двенадцать;
6 а впоследствии его одновременно видели более пятисот братьев, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые уже мертвы.
7 Потом его видел Иаков*, затем все посланники;
8 последним же видел его я, хотя я и родился не вовремя.
9 Ибо я наименьший из всех посланников, недостойный называться посланником, поскольку преследовал Божью Мессианскую Общину.
10 Однако по благоволению Бога, я тот, кто я есть, и Его благоволение ко мне не было напрасным; напротив, я трудился больше, нежели все они, впрочем, не я, а Божье благоволение ко мне.
11 Как бы то ни было, я или они, именно это мы провозглашаем, и именно этому вы поверили.
12 Если уже было провозглашено, что Мессия воскрес из мёртвых, как же некоторые из вас говорят, что никакого воскресения не существует?
13 Если не существует воскресения мёртвых, тогда Мессия не воскрес;
14 а если Мессия не воскрес, тогда то, что мы провозглашаем, напрасно; и ваша вера также напрасна;
15 более того, оказывается, что мы лжесвидетельствуем о Боге, так как свидетельствуем, что Бог воскресил Мессию, которого Он не воскрешал, если верно то, что нет воскресения мёртвых.
16 Ибо, если мёртвые не воскресают, тогда Мессия также не воскрес;
17 а если Мессия не воскрес, ваша вера бесполезна, и вы по-прежнему в своих грехах.
18 Кроме того, если так всё обстоит, то умершие в союзе с Мессией, погибли.
19 Если только в этой жизни мы надеемся на Мессию, то мы достойны большего сожаления, чем кто бы то ни был.
20 Истина же в том, что Мессия действительно воскрес из мёртвых, словно первый плод из умерших.
21 Ибо, поскольку смерть пришла посредством человека, так же и воскресение мёртвых пришло посредством человека.
22 Так же, как, благодаря Адаму, все умирают, благодаря Мессии, все оживут.
23 Но каждый в своём порядке: первый плод — Мессия; затем те, кто принадлежат Мессии, во время его прихода;
24 затем кульминация, когда он передаст Царство Богу Отцу, после того, как упразднит всякое правление, всякую власть и силу.
25 Ибо он должен править, пока не повергнет всех своих врагов под ноги свои.
26 Последний же враг, который будет уничтожен, — смерть,
27 поскольку "Он всё покорил под ноги его". Когда говорится, что "всё" покорено ему, ясно, что всё, кроме Бога, который и есть Тот, Кто покорил всё Мессии.
28 Когда же всё будет покорено Сыну, тогда он подчинит себя Богу, покорившему всё ему, так что Бог станет всем во всех.
29 Если это не так, тогда чего достигнут те люди, которые принимают погружение от имени умерших? Если умершие не воскресают, зачем люди принимают за них погружение?
30 В сущности, для чего мы сами ежечасно подвергаем себя опасности?
31 Братья, пользуясь своим правом гордиться, которое даёт мне Мессия Иисус*, наш Господь, я со всей серьёзностью говорю вам, что каждый день я умираю.
32 Если моя борьба в Ефесе* с "дикими зверями" велась исключительно из человеческих соображений, то какая мне в этом польза? Если умершие не воскресают, мы можем жить, согласно поговорке: "Давайте есть и пить, ведь завтра мы умрём!"
33 Не обманывайтесь. "Дурные сообщества развращают добрые нравы".
34 Придите в себя! Живите праведно и перестаньте грешить! К стыду вашему говорю: некоторым из вас недостаёт знания Бога.
35 Однако кто-нибудь спросит: "Каким образом воскреснут умершие? Какое тело у них будет?"
36 Глупцы! Если вы посеете семя, то прежде чем оно оживёт, оно должно умереть.
37 Кроме того, то, что ты сеешь, — это не тело, которое будет после, а голое семя, скажем, пшеницы, или какое-то другое;
38 но Бог даёт ему тело, которое приготовил для него; и каждому виду семян Бог даёт определённое тело.
39 Не вся живая материя одинакова, но у людей она одного рода, иного рода у животных, иного рода у птиц и иного рода у рыб.
40 Далее, существуют небесные тела и земные тела, но небесные тела имеют свою красоту, а земные тела обладают красотой иного рода.
41 У солнца своя красота, иная красота у луны, совсем другая — у звёзд; по сути, каждая звезда обладает своей собственной, неповторимой красотой.
42 Так же и с воскресением мёртвых. Когда тело "сеется", оно разлагается; воскреснув, оно уже не подвержено разложению.
43 Оно сеется в уничижении, но, воскреснув, будет прекрасно. Оно сеется слабым, но, воскреснув, будет сильным.
44 Оно сеется как обычное человеческое тело, а, воскреснув, станет телом, руководимым Духом. Если есть обычное человеческое тело, то есть и тело, руководимое Духом.
45 По сути, так говорят Еврейские Писания*: первый человек, Адам, стал живым человеком; а последний "Адам" стал Духом, дающим жизнь.
46 Тем не менее, заметьте, что первым было не тело от Духа, а обычное человеческое тело, а после — то, которое от Духа.
47 Первый человек из земли, создан из праха; второй человек — с небес.
48 Рождённые от праха подобны тому, кто был создан из праха, а рождённые от небес подобны тому, кто с небес;
49 и, подобно тому, как мы носили образ человека из праха, так же мы будем носить образ человека с небес.
50 Позвольте, братья, сказать вам следующее: плоть и кровь не имеют доли в Божьем Царстве, а то, что подвержено тлению, не может иметь доли в том, что нетленно.
51 Открою вам тайну — не все из нас умрут! Но все мы изменимся!
52 Это произойдёт очень быстро, в одно мгновение, во время последнего звука бараньего рога*. Ибо протрубит бараний рог*, и мёртвые воскреснут для вечной жизни, и мы также изменимся.
53 Ибо материя, подверженная тлению, должна облечься в нетленность, а смертная материя должна облечься в бессмертие.
54 Когда тленное облечётся в нетление, а смертное — в бессмертие, тогда исполнится отрывок Еврейских Писаний*: "Смерть будет покорена навеки".
55 "Смерть, где твоя победа? Смерть, где жало твоё?"
56 Жало смерти — это грех; а грех черпает свою силу в Пятикнижии*;
57 но, благодарим Бога, Который дарует нам победу через нашего Господа Мессию Иисуса*!
58 Итак, мои дорогие братья, будьте тверды и непоколебимы, всегда исполняя труд Господа настолько усердно, насколько вы только можете, зная, что, будучи в союзе с Господом, ваши усилия не были напрасны.

Новой Женевской Библии

15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, — о чистоте и целостности благовестия, в центре которого — учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и «приняли» от Павла.

15:2 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9:27.

если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать.

15:3−4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви («что и сам принял») об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета.

15:5−8 Троекратное повторение «явился» указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа «доныне в живых» (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление «более нежели пятистам братии в одно время», так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц.

15:7 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения (Ин 7:5; Деян 12:17; Деян 15:13; Гал 1:19).

15:8 как некоему извергу. Букв.: «словно недоноску». Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2:1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением «после всех» и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь (Гал 1:13, 23; Флп 3:6; 1Тим 1:13−16). Насколько нам известно, Павел — единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников (Деян 9:3−5, 15; Гал 1:15−16). Выражения Павла убедительно указывают здесь, что апостольское служение было неповторимым, основополагающим даром Церкви (Еф 2:20).

Павел на пути в Дамаск.

15:10 благодатию Божиею... благодать Его во мне. Откровенно признав сверхъестественность и незаслуженность пережитого им опыта, Павел далее подчеркивает, что нет никакого основания отвергать его проповедь. Где умножается грех, там преизобилует Божия действенная благодать (Рим 5:20); где мы слабы, Божия благодать особенно являет Его силу (2Кор 12:9−10). Следует отметить, однако, что Божия благодать не должна служить оправданием бездеятельности. Напротив, она — сила и побуждение для добрых дел (Еф 2:8−10), поэтому Павел и говорит, что он «более всех потрудился».

15:12 воскресения мертвых? Некоторые коринфяне, возможно не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (ст. 20−23). Если последнее не истинно, не истинно и первое. Но даже косвенное отрицание воскресения Иисуса в теле разрушает смысл Евангелия.

15:14 то и проповедь наша тщетна... и вера ваша. Ср. ст. 17. По учению Павла, истинность Христова учения неразрывно связана с исторической реальностью Христовой смерти и воскресения.

15:19 то мы несчастнее всех человеков. Хотя Павел не стал бы отрицать, что в самом глубоком смысле жизнь христиан лучше, возвышеннее, чем жизнь нехристиан, этот стих подчеркивает величие того, что Бог обещал верующим в жизни будущей.

15:20 первенец. Иной перевод: «начатою. Этот образ основан на требовании, чтобы израильтяне приносили первый сноп жатвы священнику (Лев 23:10). Такое приношение указывало, что принесший признает: весь урожай принадлежит Богу. Поэтому Павел употребляет это выражение, чтобы указать, например, что принятие нами Духа есть гарантия нашего будущего искупления (Рим 8:23; ср. «залог» в 2Кор 1:22; 2Кор 5:5; Еф 1:14). Суть в том, что воскресение Иисуса и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян 26:23), и это событие делает возможным наше воскресение. Благодаря тому, что Он, представляя нас, воскрес, и мы были воскрешены духовно (Рим 6:4; Еф 2:6) и, несомненно, будем воскрешены и телесно.

15:21−22 В этих стихах кратко выражена одна из глубочайших истин — о нашей двойной солидарности: с первым человеком, Адамом, и с последним — Христом. Принадлежа человечеству, мы едины с Адамом в нашем теперешнем естественном бытии, во грехе и смерти; в силу нашей веры мы едины со Христом в нашем духовном бытии, праведности и жизни (ст. 45−49; Рим 5:17−19).

15:24−28 Коринфяне должны понять, что воскресение — не отдельное несущественное событие, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божиего державного правления историей. Искупление не полно, «доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (ср. Пс 109:1); а поскольку смерть — «последний враг», дело Христа не завершено, пока смерть не уничтожена совершенно. В ст. 27−28 цитата из Пс 8:7 позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу, что явно является другим способом выразить мысль ст. 24 («когда Он передаст Царство Богу и Отцу»). Иными словами, Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем мессианском деле Он Сам покоряется воле Отца. Вершина Христова мессианского служения — полная Его победа над врагами: «да будет Бог все во всем», когда Его абсолютное господство восторжествует над всеми.

15:29 крестящиеся для мертвых. На первый взгляд это утверждение означает, что некоторые из коринфян принимали крещение за других, уже умерших. Если действительно существовала такая практика, нам ничего об этом не известно, поскольку нет свидетельств ни в Библии, ни в других древних памятниках. Следует отметить, что этот стих — лишь первый в ряду риторических вопросов. Это явно не богословский довод как таковой, а попытка показать абсурдность поведения коринфян, в чем бы оно ни выражалось на практике. Возможно, этим доводом Павел доказывает логическую несостоятельность позиции своих оппонентов.

15:32 боролся со зверями. Вероятно, намек на его врагов в Ефесе (где писалось послание), которые хотели осудить его (ср. «львиные челюсти» в 2Тим 4:17). Павел ясно говорит, что только благодаря своей надежде на воскресение он претерпевает суровые испытания и преследования (см. ком. к ст. 19).

15:33 худые сообщества развращают добрые нравы. Взято из комедии греческого поэта Менандра (342−292 гг. до Р.Х.).

15:34 некоторые из вас не знают Бога. Вероятно, указание на членов церкви, которые хвалились своим знанием (см. ком. к 8:1), но отрицанием воскресения обнаружили невежество относительно дел Божиих.

15:35 в каком теле придут? В этом стихе Павел заранее опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Вероятно, под влиянием языческой философии (дуализма), которая противополагала духовное физическому и доказывала, что первое — добро, а второе — зло, у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Они, похоже, считали тело по природе порочным и, как следствие, думали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела. Из последующего обсуждения ясно, какое значение Павел придает этому предмету. Он считает их позицию безрассудной и доказывает это (ст. 36−49).

15:36 если не умрет. Поскольку Бог — Творец мира, в некоторых отношениях природа — зеркало Божественного плана спасения (Ис 55:10−11). В частности, Иисус употребил образ семени как образ духовной истины (Ин 12:24). Здесь Павел пользуется тем же образом, но для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что, в конечном итоге вырастает из семени (ст. 37). Такого же рода аналогии можно найти в диалоге Платона «Пир».

15:38 дает... каждому семени свое тело. Здесь апостол изменяет образность, чтобы в последующих стихах развить эту идею в отношении живых существ (ст. 39) и небесных тел (ст. 40−41).

15:42−43 Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол подчеркивает коренное преображение: от тленного уничижения и немощи — к нетленной славе и силе.

15:44 тело душевное... тело духовное. Это противопоставление чрезвычайно важно. Павел посвящает несколько стихов (ст. 45−49) разъяснению своей мысли. Апостол уже употреблял слова «душевный» и «духовный», чтобы провести различие между теми, кто не имеет Духа Святого, и теми, кто обладает Им (2:6, 14 и ком.). Первые принадлежат нынешнему веку (1:20), последние — граждане небес (Флп 3:20). Христиане уже получили Духа Святого, и они — «духовные», но они еще не получили свое «духовное тело» (т.е. тело, которое бы соответствовало духовной жизни). См. Рим 8:22−25.

15:45 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт 2:7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21−22 и ком.). От слова «душа» (греч.: «психе») происходит слово «душевный» («психикос», ст. 44); в то время как от слова «дух» (греч.: «пневма») — «духовный» («пневматикос»). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал «духом животворящим» в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим 8:9−11; 2Кор 3:6, 17−18.

15:48 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42−44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10:11), но все еще ожидают полноты его.

15:50 плоть и кровь. Т.е. физическое тело.

15:51 тайну. См. ком. к 2:7.

не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело (1Фес 4:13−18).

15:54−57 Эти стихи — одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24−28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех (Рим 5:12) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха (Рим 7:7−12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.