Евреям 12 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Итак, окруженные столь великим облаком свидетелей, давайте и мы устраним всякую помеху — то есть грех, препятствующий нам двигаться вперёд, — и, проявляя выносливость, продолжим бежать в предложенном нам состязании,
2 глядя на Зачинателя и Свершителя этого доверия Иисуса*, который в обмен на предложенную ему радость, подвергся казни на стойке, словно преступник, презрел бесчестье и сел по правую руку от Божьего престола.
3 Чтобы вам не ослабеть и не упасть духом, думайте о том, кто испытал на себе подобную враждебность со стороны грешников.
4 В состязании против греха вы ещё не сопротивлялись до пролития собственной крови.
5 Кроме того, вы забыли совет, который предлагается нам, как сыновьям: "Наказания Господа*, сын мой, не отвергай, и не падай духом, когда Он обличает тебя.
6 Ибо кого любит Господь*, того наказывает Он, и бьёт всякого, кого считает сыном".
7 То, что вы переносите, считайте наказанием; Бог поступает с вами, как с сыновьями. Есть ли такой сын, который не наказывался бы отцом?
8 Все законные сыновья подвергаются наказанию; а если с тобой этого не происходит, тогда ты не сын, а незаконнорожденный*!
9 Далее, если нас наказывали наши родители по плоти, и мы уважали их, то насколько же более мы должны подчиниться нашему духовному Отцу, чтобы жить!
10 Ведь они наказывали нас недолго, делая всё, что было в их силах; Он же наказывает нас так, что это приносит нам истинную пользу и даёт возможность приобщиться к Его святости.
11 Всякое же наказание, пока мы переносим его, тяготит, а не радует нас; для тех же, кто научен им, оно впоследствии приносит мирный плод праведности.
12 Итак, укрепите ослабевшие руки и трясущиеся колени;
13 а также проторяйте стезю для ног своих; чтобы не вывихнуть повреждённое, но излечить.
14 Стремитесь к миру* со всеми и к святости, без которой никто не увидит Господа.
15 Смотрите, чтобы никто не лишился Божьей благодати, чтобы никакой горький корень, появившись, не причинил вреда и не заразил многих,
16 и чтобы не было среди вас распутных людей, или нечестивых, подобно Исаву*, который променял своё первородство на пищу.
17 Вы знаете, что впоследствии он, желая получить от отца благословение, был отвергнут, и, хотя просил со слезами, его раскаяние не помогло ему.
18 Вы подошли не к осязаемой горе, к пламенеющему огню, ко тьме, мраку и буре,
19 не к звуку бараньего рога* и голосу, произносящему слова, услышав которые люди молили, чтобы им больше ничего не говорили,
20 так как они не могли вынести заповеданного им: "Если даже животное прикоснётся к горе, будет побито камнями",
21 и зрелище это было столь ужасающим, что Моисей* сказал: "Я в страхе и трепете".
22 Нет, вы подошли к горе Сион*, то есть к городу живого Бога, к небесному Иерусалиму*; к собранию десятков тысяч торжествующих ангелов;
23 к общине первенцев, чьи имена записаны на небесах; к Судье, Который является Богом для всех; к духам праведников, достигших цели;
24 к посреднику нового договора, Иисусу*; и к крови окропления, которая говорит о лучшем, нежели кровь Авеля*.
25 Смотрите, не отвергайте Говорящего! Подумайте, ведь если не избежали [наказания] отвергнувшие Его, когда Он давал Своё откровение на земле, тем более не избежим и мы, если отвернёмся от Него, в то время как Он предостерегает нас с небес.
26 Даже тогда Его голос сотряс землю, теперь же Он дал следующее обещание: "Ещё раз поколеблю Я землю, а, кроме того, и небо!"
27 Слова "ещё раз" означают, что всё колеблемое, будучи сотворённым, будет удалено, чтобы осталось непоколебимое.
28 Следовательно, поскольку мы приняли непоколебимое Царство, давайте сохранять благодать, посредством которой мы можем угодить Богу своим служением, совершаемым нами с почтением и страхом.
29 Ибо "Наш Бог — огонь пожирающий!"

Новой Женевской Библии

12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.

проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под «поприщем» автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.

12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое «поприще» ветхозаветные герои веры.

начальника. См. ком. к 2:10.

совершителя веры. Как «совершитель» Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10:14; 11:40; 12:28).

вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя «грехи всего мира», понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью — Он принял ее добровольно.

12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить «поругание от грешников» и не падать духом.

12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был «совершен» (воздвигнут) через страдания (2:10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5:8). Поэтому и усыновленные дети Божии, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.

12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.

12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.

12:12−13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч 4:25−27; Ис 35:3−4).

12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим 12:18.

святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10:10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом «святость» подразумевается праведный образ жизни.

не увидит Господа. Видеть Господа значит «быть с Богом», что является главной целью спасения (Откр 22:4). См. также 1Ин 3:2; 2Кор 3:18.

12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор 29:18.

12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божии (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто «потерян» безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на «поношение Христово», поскольку он видел конечную награду (11:26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого «блага» (Быт 25:29−34).

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт 25:31−34; Быт 27:36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор 21:17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.

12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Иаков, который и получил Божие благословение (Быт 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт 12:2−3; Быт 27:29).

не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт 27:38; ср. 2Кор 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех — пренебрежение Божиим обетованием.

12:18−24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх — доминирующее понятие, связанное с Синаем — горой, на которой был дан закон (ст. 18−21). Блаженство и доверие — основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).

12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто «осязаемое», гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8:13).

12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх 20:19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.

12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11:13), взирают с верой на град будущий (13:14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10:19−22). См. статью «Небеса».

12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ 3:11−13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются «первородными», посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1:6, 14; 2:11−12). См. статью «Церковь».

достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2Кор 5:8; Откр 14:13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11:2, 4, 5, 39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.

12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт 4:10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9:12−15; 10:19−22).

12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1:1−14.

12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий — Иисуса Христа (2Кор 9:15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.

12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор 4:24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10:27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.