Евреям 7 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Мелхиседек*, царь Салима*, священник* Бога Всевышнего*, встретил Авраама*, возвращающегося с места поражения царей, и благословил его.
2 Авраам* же отдал ему десятую часть всего. Итак, прежде всего, исходя из значения его имени, он "царь праведности", а кроме того, царь Салима*, что значит "царь мира".
3 Нет никаких сведений о его отце, матери, прародителях, рождении и смерти; но, подобно Божьему Сыну, он остаётся когеном навечно.
4 Подумайте только, насколько велик он был! Даже Патриарх Авраам* отдал ему десятую часть лучших трофеев.
5 Далее, потомки Левия*, ставшие священниками*, имеют в Пятикнижии* заповедь брать с народа десятую часть дохода, то есть со своих собственных братьев, несмотря на то, что те тоже происходят от Авраама*.
6 Однако Мелхиседек*, не будучи потомком Левия*, взял с Авраама* десятую часть. Кроме того, он благословил Авраама*, получившего обещания от Бога;
7 а благословляющий, вне всяких сомнений, выше благословляемого.
8 Более того, в случае священников* десятая часть берётся смертными людьми; а в случае Мелхиседека* она берётся тем, кто, судя по свидетельствам, всё ещё жив.
9 Можно пойти ещё дальше и отметить, что Левий*, который сам получает десятую часть, заплатил десятину в лице Авраама*;
10 поскольку находился в теле своего праотца Авраама*, когда тот встретил Мелхиседека*.
11 Следовательно, если бы было возможно достигнуть цель через систему священников*, восходящую к Левию* (так как в связи с этой системой народу было даровано Пятикнижие*), для чего нужен был бы священник* иного рода, о котором сказано, что он сравним с Мелхиседеком* и отличен от Аарона*?
12 Ибо если система священников* была преобразована, непременно должно произойти и преобразование Пятикнижия*.
13 Тот, о ком идёт речь, принадлежит другому колену, из которого никто и никогда не служил у жертвенника;
14 так как всем известно, что наш Господь произошёл из [колена] Иуды*, и что Моисей*, говоря о священниках*, не сказал об этом колене ни слова.
15 Это становится ещё очевиднее, если появляется "священник* иного рода", подобный Мелхиседеку*,
16 который стал священником* не на основании предписания Пятикнижия* о физическом происхождении, но по причине силы жизни, не подвластной уничтожению.
17 Поскольку сказано: "Ты священник* НАВЕКИ, сравнимый с Мелхиседеком*".
18 Итак, с одной стороны, предписание, данное ранее, упраздняется по причине своей слабости и бесполезности
19 (поскольку само по себе Пятикнижие* никого не могло привести к цели); с другой же стороны, даётся надежда на нечто лучшее, и посредством этой надежды мы приближаемся к Богу.
20 Кроме того, Бог дал клятву. В отношении нынешних священников* не давалось никаких клятв;
21 но Иисус* стал священником* на основании клятвы, данной Богом, Который сказал ему: "Господь* поклялся и не передумает: Ты священник* вовеки".
22 Это также говорит о том, насколько лучше тот договор, поручителем которого стал Иисус*.
23 Более того, нынешних священников* много, потому что смерть не позволяет им оставаться в должности навечно.
24 Он же, поскольку живёт вечно, не передаёт свою должность священника* кому бы то ни было;
25 а следовательно, в полной мере способен спасать тех, кто приближается к Богу через него, поскольку жив вовеки, и, таким образом, вовеки способен ходатайствовать о них.
26 Именно такой первосвященник* нам и нужен — святой, без всякого зла и порока, отделённый от грешников и вознесённый превыше небес;
27 тот, кому не нужно, подобно другим руководящим священникам*, ежедневно приносить жертвы, сначала за собственные грехи, а затем за грехи народа; поскольку он принёс жертву однажды, раз и навсегда, отдав самого себя.
28 Пятикнижие* назначает в качестве руководящих священников* людей, имеющих слабости; но отрывок, говорящий о произнесённой клятве, отрывок, написанный позже Пятикнижия*, назначает [на эту должность] Сына, навечно достигшего цели.

Новой Женевской Библии

7:1−28 Основная идея данного раздела — обетование, данное в Пс 109:4, исполнилось в Иисусе Христе. Первосвященническое служение Иисуса изъясняется в образах Ветхого Завета на основании Быт 14:17−20 и Пс 109:4.

7:1 царь Салима. Здесь подчеркивается, что Мелхиседек был не только первосвященником, но и царем. Являясь прообразом Христа, он косвенно свидетельствует, что Иисус также является и Первосвященником, и Царем. Салим — древнее название Иерусалима.

7:2 царь правды. Мелхиседек — имя, состоящее из двух слов: «мелек» (евр.) — «царь», «цедек» (евр.) — «праведность».

7:3 Существует предположение, что Мелхиседек — это Христос, явленный до воплощения, однако это трудно увязать с аналогиями, проводимыми в данном послании: 1) о Мелхиседеке сказано, что он уподобляется Сыну Божию (что никак не может быть сказано о Христе, поскольку Он и есть Сын Божий); 2) Сын стал Первосвященником «по чину Мелхиседека» (6:20) позднее — после воплощения, искупительной смерти и воскресения. Далее, в Быт, гл. 14, сказано, что Мелхиседек — живой человек (а не исключительно духовная сущность), поскольку он имеет определенный социальный статус — царь Салима, — что, в свою очередь, противоречит ветхозаветной теофании (богоявлению) — всегда очень непродолжительной по времени и имеющей место в исключительных случаях.

без отца... матери... родословия. В отличие от всех ветхозаветных личностей, Мелхиседек описан исключительно лаконично. Дух Святой сообщил о нем только то, что позволяло увидеть в нем прообраз Христа.

7:4−10 Два момента свидетельствуют о превосходстве священнического служения Мелхиседека над служением священников из рода Левия: Авраам принес Мелхиседеку десятину (ст. 4−6; 8−10), а Мелхиседек благословил Авраама (ст. 6 и 7).

7:5 сынов Левиных. Ветхозаветные священники избирались только из левитов. Левит же — потомок Авраама (Чис 18:21−29).

7:7 меньший благословляется большим. Авраам, как «меньший», принес десятину, Мелхиседек, как «больший», благословил его. Заслуживает особого внимания, что обе стороны безусловно признавали и принимали такое положение вещей.

7:8 человеки смертные. Т.е. левиты. Мелхиседек, в отличие от них, имеет свидетельство, что «он живет». Это свидетельство, содержащееся в Пс 109:4, приводится автором в 5:6 и является основанием для аллюзии в 6:20 и 7:3.

7:9 в лице Авраама дал десятину. Еще не рожденный Левий (глава священнического рода в ВЗ) потенциально был представлен своим предком Авраамом. Данный аргумент не следует переосмысливать в свете того, что все потомки Авраама участвовали в том, что он совершал или имеют к этому непосредственное отношение. Также нет оснований строить теорию о «предсуществовании» Левия.

7:11 совершенство... посредством левитского священства. Имеется в виду, что левитское священство не давало постоянного и свободного доступа к Богу. Как и в 4:8 и 8:7, автор подчеркивает, что ветхозаветные обетования свидетельствуют о несовершенстве самого закона и указывают на свое исполнение в «последние дни» (1:2). с ним сопряжен закон народа. Левитское священство являлось установлением, которое, как и закон Моисея, не столько способствовало примирению с Богом, сколько постоянно напоминало о грехе, но было против него бессильно. Левиты, в сущности, — составная часть закона и обслуживали именно его.

7:13−28 Различие между Иисусом и левитами. Иисус произошел не из колена Левина, а из колена Иудина (ст. 14); Он живет вечно (ст. 16); Его первосвященническое служение зиждется на клятве Самого Бога (ст. 20).

7:16 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса (Пс 109:4) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является (Рим 6:9−10).

7:19 См. ком. к ст. 11.

лучшая надежда. См. 6:17−18 и ком.

7:21 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс 109:4.

7:22 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер 31:31−34).

поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он — источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет — лучший.

7:23 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного.

7:26 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса».

7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда.

7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.