Евреям 9 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Итак, первый договор содержал предписания, относящиеся как к богослужению, так и Святилищу [находящемуся] здесь, на земле.
2 Был устроен внешний шатёр, названный Святилищем; в нём находился светильник*, стол и Хлеб Присутствия.
3 За вторым занавесом* находился шатёр, называемый Святая Святых,
4 в котором был золотой жертвенник для воскурения фимиама и Ковчег Договора, обитый золотом. В Ковчеге находились золотой сосуд с манной, расцветшая трость Аарона* и каменные Скрижали Договора;
5 а над ним — херувимы*, символизирующие проявление славного присутствия Бога*, отбрасывающие тень на крышку Ковчега. Теперь не время рассматривать всё это подробно.
6 При подобном устройстве, священники* постоянно входят во внешний шатёр, чтобы исполнить свои обязанности;
7 но только первосвященник* входит во внутренний [шатёр], и делает это лишь раз в году; при этом он всегда должен входить с кровью, принося её в жертву за самого себя и за грехи, совершённые народом в неведении.
8 Подобным устройством Святой Дух* показывал, что, пока первый Шатёр имел таковой статус, путь в Святая Святых всё ещё был закрыт.
9 Это символизирует нынешний век и указывает на то, что в своей совести человек, совершающий служение, не может достигнуть цели при помощи даров и жертв, им приносимых.
10 Ведь всё это связано с пищей, питьём и различными ритуальными омовениями, то есть с постановлениями, относящимися к внешним проявлениям, остающимися в силе до того времени, когда Бог придаст иную форму всему устройству.
11 Когда же Мессия пришёл как первосвященник* всех благ, начавших совершаться уже сейчас, тогда, пройдя более великий, совершенный, нерукотворный (то есть не принадлежащий к сотворённому миру) шатёр,
12 он вошёл в Святая Святых однажды и навеки. И вошёл он не кровью козлов и телят, но своей собственной кровью, таким образом, навеки освободив людей.
13 Ведь если окропление ритуально нечистых людей кровью козлов и быков и пеплом телицы восстанавливает их наружную чистоту,
14 тогда насколько же более кровь Мессии, который вечным Духом принёс самого себя Богу как непорочную жертву, очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти, чтобы мы могли служить живому Богу!
15 Именно благодаря своей смерти он стал посредником нового договора. Вследствие этой смерти, освободившей народ от преступлений, совершённых при первом договоре, призванные могут получить обещанное им вечное наследство.
16 Там, где есть завещание, непременно должно быть представлено свидетельство о смерти завещателя,
17 поскольку завещание вступает в силу только после смерти; оно не может быть действительным, если завещатель всё ещё жив.
18 Вот почему и первый договор также был торжественно утверждён кровью.
19 После того, как Моисей* провозгласил всему народу все заповеди Пятикнижия*, он взял кровь телят и немного воды и с помощью червлёной шерсти и иссопа окропил свиток и весь народ,
20 и сказал: "Это кровь договора, который Бог заключает со всеми вами".
21 Кроме того, он окропил кровью Шатёр и все его обрядовые принадлежности.
22 На самом же деле, согласно Пятикнижию*, почти всё очищается кровью, и без пролития крови нет прощения грехов.
23 Подобным образом нужно было очищать копии небесного, а для самого небесного необходимы лучшие жертвы, нежели эти.
24 Ибо Мессия вошёл не в рукотворное Святилище, устроенное по образу истинного, но в сами небеса, чтобы от нашего имени предстать перед лицом Бога.
25 Далее, он вошёл не для того, чтобы снова и снова приносить самого себя [в жертву], словно первосвященник*, который из года в год входит в Святая Святых с чужою кровью;
26 потому что в таком случае ему пришлось бы многократно претерпеть смерть с момента сотворения вселенной. Но он появился однажды, в конце времён, чтобы положить конец греху, принеся в жертву самого себя.
27 Подобно тому, как всем людям однажды предстоит умереть, а после этого наступает суд,
28 так и Мессия, однажды принесённый в жертву, и понёсший грехи многих, появится во второй раз, уже не в связи с грехом, но для того, чтобы избавить тех, кто с нетерпением ожидает его.

Новой Женевской Библии

9:1 постановление о Богослужении и святилище. Этим стихом открывается сопоставление ветхозаветной святости и святости Христовой, которое продолжает гл. 10.

9:3 за... завесою. Завеса, отделявшая Святое Святых (место пребывания Бога среди Своего народа), см. 6:19. Когда Иисус умер, именно эта завеса разодралась сверху донизу (10:20; Мф 27:51).

9:5 о чем не нужно... говорить подробно. Необходимости «говорить подробно» могло действительно не быть в том лишь случае, если адресатам послания обустройство скинии было известно так же хорошо, как и его автору (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Кроме того, в иудейской среде I в. по Р.Х. символике храма и его атрибутов уделялось повышенное внимание, и автор сразу оговаривает, что эта тема в данном случае предметом обсуждения не будет.

9:6 в первую скинию... входят священники. Это часть скинии, предварявшая Святое Святых. Здесь находились хлебы предложения (Исх 25:30; Лев 24:5−9), горящий светильник (Исх 27:20−21; Лев 24:1−4), символизировавший молитвы верующих (Исх 30:7−9; Лк 1:8−10; Откр 8:3).

9:7−8 Только один человек, один раз в году и только после специальных приготовлений мог войти в Святое Святых. Этим человеком был первосвященник. Дух Святой открыл через закон, что земная праведность, достигнутая земными средствами, не может быть основанием, позволяющим грешнику входить в присутствие Божие. Новый завет дает иное обетование: «все... будут знать Меня» (8:11).

9:7 за себя. Первосвященник-левит сам нуждался в искуплении, в отличие от Первосвященника нового завета, Иисуса (5:3; 7:26−27).

9:9 образ настоящего времени. Автор рассматривает богослужение в скинии как символическое предвосхищение времени благовестия (8:5 и ком.).

9:11 с... совершеннейшею скиниею. Имеется в виду небесная скиния, несовершенным подобием которой является скиния земная.

9:13 дабы чисто было тело. Очищение посредством крови жертвенных животных носило символический характер и указывало на жертвенную кровь Христа.

9:14 кольми паче. Автор вновь обращается к приему сопоставления по типу «больше-меньше» (см. 2:2, 3). Менее совершенную кровь животных приносил в жертву земной первосвященник; совершенную кровь пролил совершенный Первосвященник, Иисус Христос.

непорочного. Жертва должна была быть без порока и изъяна, чтобы стать выкупом за имеющих изъяны грешников (Чис 6:14; 1Пет 1:19).

мертвых дел. Имеются в виду не дела закона, которые, хотя и являются бесполезными для оправдания перед Богом (Гал 3:1−14), но не могут быть «мертвыми», т.е. вести к смерти. Автор говорит о закоснелости в грехах (ср. 6:1).

для служения Богу живому. Цель прощения — это не только освобождение от осуждения за грех, но, главным образом, возвращение человека к Богу, чтобы служить и поклоняться Ему так, как Он Сам того желает (12:28; 13:15−16, 21).

9:15 для искупления. Искупление — плата, выкуп с целью освобождения кого-либо от рабской зависимости (ср. ст. 12). Нарушение заповедей Божиих влекло за собой Божие осуждение. Гнев Божий могла удовлетворить только смерть нарушителя или, как выкуп за него, смерть замещающей его жертвы.

9:16 завещание. Слово, переведенное здесь как «завещание», переводится также как «завет».

9:19 Моисей... взял кровь. Тем самым Моисей указал на кровь Христа, которой будет скреплен новый завет.

9:20 кровь завета. Завет был записан на скрижалях, но обретал силу при «скреплении» его кровью. Это была кровь животных, которые замещали собой тех, кто, совершая грех, тем самым нарушал завет.

9:21−24 Святилище, место встречи святого Бога с грешными людьми, должно было окропляться кровью безгрешной жертвы, эта кровь символизировала прощение грехов. Такая практика была справедливой не только для земной ветхозаветной скинии (ст. 21 и 22), она справедлива и для скинии небесной (ст. 23 и 24), которая была освящена крестной жертвой Христа (ст. 23).

9:23 образы небесного. Ветхозаветная скиния и священные предметы, находившиеся в ней.

самое же небесное. Ничто небесное не нуждается в очищении от грехов, соделанных людьми. Но поскольку на земле люди, представая в святилище пред Богом, вносили в святилище грех и этот грех смывался кровью жертвенных животных, точно также, чтобы грешный человек мог предстать пред Богом в небесном святилище, необходимо было окропить его священной кровью, поскольку грех не может быть там, где пребывает Бог.

9:24 См. ком. к ст. 23.

9:25 с чужою кровью. Разница между жертвой, приносимой ветхозаветным первосвященником, и жертвой Христа в том и состоит, что Христос в качестве жертвы предложил Себя.

9:27 однажды умереть, а потом суд. Эти слова опровергают теории как множественности жизней (реинкарнации), так и жизни в физическом теле как единственно возможной для человека и заканчивающейся с физической смертью. См. статью «Смерть и бестелесное состояние».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.