Титу 2 глава

Послание к Титу апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Толковая Библия Лопухина

Еврейский Новый Завет

1 Ты же объясняй, какое поведение соответствует здравому учению.
2 Скажи старшим среди вас, чтобы они были серьёзны, благоразумны, воздержанны, здравы в вере, любви и терпении.
3 Подобно этому, наставляй пожилых женщин, чтобы они вели себя так, как подобает живущим в святости. Они не должны заниматься злословием или порабощать себя пьянству. Пусть учат добру,
4 наставляют молодых женщин, чтобы те любили мужей и детей,
5 были воздержанными и непорочными, хорошо вели хозяйство и подчинялись мужьям. Тогда Божья весть не будет объектом поношения.
6 Также наставляй юношей, чтобы они были воздержанны,
7 и во всём сам показывай им пример добрых дел. Когда учишь, делай это в чистоте, со всей серьёзностью;
8 пусть всё, что ты говоришь, имеет столь благотворное действие, что противящиеся тебе будут посрамлены, так как не смогут сказать о тебе ничего плохого.
9 Рабов наставляй, чтобы они во всём подчинялись хозяевам, угождали им, не прекословя и
10 не воруя. Напротив, они всегда должны проявлять глубочайшую преданность, чтобы учение о Боге, нашем Избавителе, становилось ещё более привлекательным.
11 Ведь Божья благодать, приносящая спасение, была явлена всем людям.
12 Она велит нам отвергнуть нечестие и мирские удовольствия и, проявляя воздержанность, вести честную и благочестивую жизнь сейчас, в этом веке;
13 продолжая ожидать благословенного исполнения нашей надежды, которая состоит в явлении Шхины великого Бога и в появлении нашего Избавителя, Мессии Иисуса*.
14 Он отдал самого себя ради нас, чтобы освободить нас от всякого нарушения Пятикнижия* и очистить для себя народ, который будет принадлежать ему и всеми силами будет стремиться к добрым делам.
15 Вот об этом тебе и следует говорить. Ободряй и обличай со всякой властью; не позволяй кому бы то ни было относиться к тебе с презрением.

Толковая Библия Лопухина

Тит как проповедник здравого учения о христианской нравственности (1−15).

Тит 2:1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

Тит 2:2. чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

Тит 2:3. чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;

Тит 2:4. чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,

Тит 2:5. быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

Тит 2:6. Юношей также увещевай быть целомудренными.

Проповедуя здравое учение христианское, Тит должен обращаться с особого рода наставлениями к разным возрастам, лицам разного пола и состояния.

«Старцы» — это обозначение старческого возраста (πρεσβύτης), а не сана иерархического или священнического (πρεσβύτερος).

«Одевались прилично» — точнее: чтобы они держали себя, как прилично святым, т. е. христианам.

«Да не порицается слово Божие» (Ср. 1Тим 6:1).

Тит 2:7. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

Тит 2:8. слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

Тит должен сам подавать пример нравственно доброй жизни.

Тит 2:9. Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,

Тит 2:10. не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

О рабах с точки зрения апостола Павла см. в толковании на 1Кор 7:21−22 и Еф 6 и cл.

Тит 2:11. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

Тит 2:12. научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

Тит 2:13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

Тит 2:14. Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Побуждением для всех христиан вести добрую жизнь должно служить сознание того, что Бог даровал людям Свою освящающую благодать, с которою им уже легко избегать грехов. Благодать Божия, явившаяся во Христе, подобна солнцу (έπεφάνη в Деян 27 прямо употребляется о явлении солнца или звезд) осветила пребывавший в непроглядной тьме мир и, как солнце, повсюду разливает жизнь, дает человеку силы для духовного развития, спасает всех людей, где бы они ни находились. Отсюда следует, что также Критяне могут и должны ею воспользоваться для освящения своей жизни. Она, подобно педагогу (научающая нас), отучает нас от нечестивой жизни и ее удовольствий и утверждает в благочестии, причем, однако, и мы должны помогать ей с своей стороны в этом деле (чтобы мы жили). В этой благочестивой жизни должна укреплять нас надежда на пришествие нашей великой Надежды, т. е. Иисуса Христа. Апостол называет эту надежду блаженною потому, что Христос, Которого ожидают христиане, имеет блаженство в высшей мере (ср. 1Тим VÏ15).

Под «явлением» (13 ст.) разумеется второе пришествие Христа (ср. 1Тим 6 и 2Тим 4:1, 8) — «Великого Бога и Спасители нашего Иисуса Христа». В греческом тексте перед соответствующими этим выражениям словами μεγ. Θ. και σωτ. поставлен артикль τοΰ, а после них местоимение ήμών. Из этого необходимо заключить, что выражение «Великий Бог и Спаситель Иисус Христос» обозначает одно и то же лицо, т. е. Христа. Это место, таким образом, служит свидетельством о том, что апостол Павел признавал Христа Богом.

«Дал себя за нас», т. е. на смерть для нашего блага, для нашего спасения (ύπέρ).

«Народ особенный». Выражение это напоминает собою место из книги Исход (Исх 19 и cл.). Напоминанием о том, что Христос предал Самого Себя, чтобы освободить нас от грехов, Тит еще более будет обязывать христиан к тому, чтобы они вели святую жизнь: не должны же они допускать того, чтобы великая жертва Христова осталась для них бесплодною.

Тит 2:15. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

Тит должен употребить все способы пастырского увещания для того, чтобы высказанные выше мысли вошли в сознание его паствы. При этом он должен говорить со всякою властью, т. е. не только увещевать христиан, но и обращаться к ним с прямыми повелениями.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.