От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Дорогой Феофил*, Многие взялись за составление описаний событий, произошедших среди нас.
2 Они основаны на фактах, переданных нам теми, кто с самого начала были очевидцами и глашатаями вести.
3 И потому, Ваше Превосходительство, после тщательного исследования всего с самого начала, я посчитал правильным изложить для Вас всё точно и последовательно,
4 чтобы Вы знали прочное основание того, чему были научены.
5 Во времена Ирода, Царя Иуды*, был священник* по имени Захария*, входивший в смену Авия. Его жена была из рода Аарона*, звали её Елисавета*.
6 Оба они были праведны перед Богом и безукоризненно следовали всем заповедям* и постановлениям Господа*.
7 Однако у них не было детей, потому что Елисавета* была бесплодна; а оба были уже в летах.
8 Однажды Захария* выполнял обязанности священника*, когда его смена совершала служение перед Богом,
9 и ему выпал жребий (согласно традиции священники*) войти в Храм и совершить всесожжение.
10 Все находились снаружи и молились, пока совершалось всесожжение,
11 как вдруг справа от жертвенника перед Захарией* предстал ангел Господа*.
12 Увидев его, Захария* пришёл в ужас.
13 Но ангел сказал ему: "Не бойся, Захария*, потому что молитва твоя была услышана. Жена твоя Елисавета* родит тебе сына, а ты назови его Иоанн*.
14 Он станет радостью и утешением для вас, и многие будут радоваться его рождению,
15 так как он будет велик в глазах Господа*. Он не будет пить вина и других крепких напитков и ещё в чреве матери будет исполнен Святого Духа*.
16 Многих из народа Израиля обратит он к Господу*, Богу их.
17 Он выйдет перед Господом* в духе и силе Илии*, чтобы возвратить сердца отцов к детям (Малахия 3:23-24(4:5-6), и непокорных – к мудрости праведных, чтобы приготовить для Господа* народ".
18 Захария* сказал ангелу: "Как я могу быть уверен в этом? Ведь я старый человек, жена моя тоже в летах".
19Гавриил*, – ответил ему ангел, – и стою в присутствии Бога. Я был послан говорить с тобой и сообщить тебе эту радостную весть.
20 Теперь же, поскольку ты не поверил сказанному мной, и что оно исполнится в должное время, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, как всё это произойдёт".
21 Между тем люди ждали Захарию*, удивляясь тому, что он так долго находится в Храме.
22 Когда же он вышел и не мог говорить, они поняли, что он видел в Храме видение. Не говоря ни слова, он объяснялся с ними жестами.
23 Когда время его служения в Храме подошло к концу, он вернулся домой.
24 Вслед за тем его жена Елисавета* зачала и в течение пяти месяцев жила в уединении, говоря:
25 Господь* сделал это для меня; проявил ко мне благосклонность в эти дни, сняв с меня позор".
26 На шестой месяц ангел Гавриил* был послан Богом в город в Галилеи* под названием Назарет*
27 к девушке, обручённой с человеком по имени Иосиф*, из дома Давида; девушку ту звали Мария*.
28 Приблизившись к ней, ангел сказал: "Мир вам*, госпожа, снискавшая расположение! Господь* с тобой!"
29 Она была сильно взволнована его словами и не могла понять, что это за приветствие.
30 Ангел сказал ей: "Не бойся, Мария*, ибо ты снискала расположение у Бога.
31 Вот, ты зачнёшь и родишь сына, и назовёшь его Иисус*.
32 Он будет велик, и назовётся Сыном Всевышнего*. Господь*, Бог, отдаст ему трон его праотца Давида;
33 и он будет править Домом Иакова* вечно, и его Царству не будет конца".
34 "Как это может произойти, если я девственница?" – спросила Мария* у ангела.
35 Ангел сказал ей в ответ: Святой Дух* сойдёт на тебя, сила Всевышнего* покроет тебя. Поэтому святое дитя, рождённое тобой, будет названо Божьим Сыном.
36 "У тебя есть родственница, Елисавета*, которая уже стара, и все считают её бесплодной. Однако она зачала сына и беременна уже шесть месяцев!
37 Потому что у Бога нет ничего невозможного".
38 Мария* сказала: "Я слуга Господа*, пусть со мной всё будет так, как ты сказал".
39 Тотчас же Мария* отправилась в дорогу и поспешила в город, находившийся в горах Иудеи*,
40 где жил Захария*, вошла в его дом и поздоровалась с Елисаветой*.
41 Когда Елисавета* услышала приветствие Мария*, ребёнок в её чреве зашевелился. Елисавета* наполнилась Святого Духа*
42 и громко сказала: "Благословенна ты среди женщин! И благословен ребёнок в твоём чреве!
43 "Но кто я такая, чтобы мать моего Господа пришла ко мне?
44 Ведь как только звук твоего приветствия достиг моих ушей, ребёнок в моём чреве заиграл от радости!
45 В самом деле, благословенна ты, потому что поверила, что обещанное тебе Господом*, исполнится".
46 Тогда Мария* сказала: "Душа моя превозносит Господа*,
47 и дух мой радуется в Боге, Спасителе моём,
48 который заметил свою рабу в смирении её. (1 Царств 2:1, 1:11) Ибо впредь – подумать только! — все поколения будут называть меня благословенной!
49 "Могущественный сделал для меня великое! Да, свято Его имя;
50 и в каждом поколении Он проявляет милость к боящимся Его . (Псалом 110:9, 102:17)
51 "Он сотворил великие дела Своей рукой, обратил в бегство гордых сердцем,
52 свергнул с тронов правителей, возвысил смиренных,
53 дал блага голодным, а богатых отпустил ни с чем.
54 "Он стал на сторону Своего слуги Израиля, помня о милости,
55 которую обещал нашим отцам, Аврааму* и его семени навеки".
56 Мария* оставалась у Елисаветы* около трёх месяцев, и затем вернулась домой.
57 Елисавете* настало время рожать, и она родила сына.
58 Её соседи и родственники узнали о том, как добр был к ней Господь*, и радовались вместе с ней.
59 На восьмой день они пришли сделать ребёнку ритуал обрезания*. Они уже собирались назвать его Захарией*, в честь отца,
60 но мать его громко сказала: "Нет, нужно назвать его Ионанном*".
61 Они сказали ей: "У вас в роду никого так не звали",
62 и спрашивали у отца жестами, как бы он хотел его назвать.
63 Тот подал знак, чтобы ему принесли дощечку, и ко всеобщему удивлению написал на ней: "Его имя – Ионанн*".
64 И в этот момент к нему вернулся дар речи, и первыми его словами была благословение* Богу.
65 Все соседи были охвачены благоговейным страхом; и по всей горной области Иудеи* люди говорили о том, что произошло.
66 Все, кто слышали об этом, задавались вопросом: "Кем же будет этот ребёнок?" Так как несомненно рука Господа* была с ним.
67 Отец ребёнка, Захария*, наполнился Святого Духа* и произнёс пророчество:
68 Да будет возвеличен Господь*, Бог Израиля'', (Псалом 40:14, 71:18, 105:48) потому что Он посетил Свой народ и сотворил для него искупление
69 воздвигнув для нас могущественного Спасителя, потомка слуги Его Давида.
70 Как говорил устами пророков от самого начала –
71 что мы будем освобождены от врагов и от власти всех ненавидящих нас.
72 Это случилось для того, чтобы Он мог проявить милость, обещанную нашим отцам, вспомнить Свой святой договор,
73 клятву, которой клялся отцу нашему Аврааму*
74 дать нам по избавлении от наших врагов служить Ему без страха;
75 в святости и праведности перед Ним все дни нашей жизни.
76 "Ты, дитя, назовёшься пророком Всевышнего*, Ты выйдешь перед Господом, чтобы приготовить Ему путь, (Малахия 3:1, Исайя 40:3)
77 возвещая среди Его народа о том, что спасение – в прощении грехов
78 по любви и милосердию Бога, благодаря которым Утренняя Заря посетит нас с Небес,
79 чтобы осветить находящихся во тьме, живущих в тени смертной (Исайя 9:1(2) и направить наши стопы на путь мира".
80 Ребёнок рос и становился сильным в духе, и жил в пустыне до тех пор, пока не пришло время появиться открыто перед Израилем.

Учебной Библии МакАртура

1:1‑4 Эти четыре стиха составляют единое предложение, написанное в изысканном стиле греческой литературной классики. Для греческих исторических трудов было общепринято начинать таким прологом. Однако после этого официального пролога Лука использует более простой стиль повествования, вероятно, сделанный по образцу хорошо знакомого стиля Септуагинты.

1:1 многие Хотя Лука писал личное откровение о Боге, вдохновленное Духом Святым, он признавал труды других (см. пояснение к ст. 2), изложивших в письменном виде события из жизни Христа. Все те источники давно утеряны, кроме богодухновенных Евангелий. Поскольку Евангелия от Матфея и от Марка были написаны, вероятнее всего, до Евангелия от Луки, предполагают, что либо одно из них, либо оба, возможно, были среди первоисточников Луки, когда он делал свое исследование. Также известно, что он был лично знаком со многими свидетелями событий жизни Христа. И возможно, что некоторые из его рассказов исходили из устных источников. Около 60 процентов материала в Евангелии от Марка повторяется в Евангелии от Луки, и, по‑видимому, Лука близко следует порядку событий, описанных Марком: (См. во Введении к Евангелию от Марка: Проблемы толкования и Синоптическую проблему). составлять Иначе «приводить в порядок». Лука намеревался изложить моменты служения Христа в надежной, логической и основанной на реальности фактической последовательности (хотя не всегда строго хронологической — ст. 3). о совершенно известных… событиях… Т.е. о ветхозаветных мессианских обещаниях, осуществившихся во Христе. между нами Т.е. в нашем поколении. Эта фраза не означает, что Лука лично был очевидцем жизни Христа (см. пояснение к ст. 2).

1:2 очевидцами и служителями Слова Основными источниками Евангелия от Луки были сами апостолы, которые передали факты о жизни и учении Иисуса — как устно, так и посредством записанных в документах воспоминаний, предоставленных Луке. В любом случае Лука не претендовал на то, что он сам был очевидцем, а объяснил, что это были факты, подтвержденные тщательным исследованием (см. пояснение к ст. 3).

1:3 по тщательном исследовании Буквально «тщательно разобрав», «установив». Евангелие от Луки было результатом усердного кропотливого исследования. Лука, больше, чем кто‑либо еще в ранней церкви, имел способности и возможность посоветоваться с очевидцами служения Иисуса и объединить их рассказы. У него было более двух лет (во время заключения Павла в Кесарии; Деян. 24:26, 27) времени, в течение которого он, вероятно, мог встретиться и иметь беседу со многими апостолами и другими очевидцами служения Иисуса. Мы знаем, например, что он встретился с Филиппом (Деян. 21:8), который, несомненно, был одним из источников Евангелия от Луки. В своих путешествиях по Малой Азии он также, возможно, встречался с Апостолом Иоанном. Иоанна, жена домоправителя Ирода, упомянута только в Евангелии от Луки (см. пояснение к 8:3; ср. 24:10), поэтому она, возможно, была личной знакомой автора. Лука также рассказал подробности о поведении Ирода с Христом, не найденные в других Евангелиях (13:31‑33; 23:7‑12). Вне сомнения, Лука узнал эти факты от Иоанны или от кого‑то, кто был близок ко двору Ирода. Однако благодаря Божьему откровению, которое он получил от Духа Святого его понимание было совершенным (1Тим. 3:16, 17; 2Пет. 1:19‑21). сначала Это могло значить с начала земной жизни Христа. Однако слово может означать «свыше» (Ин. 3:31; 19:11; Иак. 3:15). Выражением «с самого начала» в ст. 2 переведено другое греческое слово arche. Поэтому лучшее истолкование — это, что Лука использовал для своего материала земные источники, но ему было дано Божье водительство, когда он совершал свое исследование и запись. Ясно, что он считал свое описание авторитетным (см. пояснение к ст. 4). по порядку Описание Луки преимущественно упорядочено хронологически, но он не следует такому расположению механически. достопочтенный Это было титулом, употреблявшимся для обращения к правителям (Деян. 23:26; 24:3; 26:25). Такой вид обращения предназначался для самых высоких сановников; предполагается, что Феофил был таким человеком.

1:4 твердое основание Это указывает на не выраженное прямо утверждение о власти и авторитете. Хотя Евангелие от Луки почерпнуто не из личных наблюдений, а из других источников (ст. 3), он считал надежность и авторитетность своего Евангелия более высокими, чем авторитетность небогодухновенных источников. наставлен Феофил был воспитан в апостольской традиции, возможно, даже самим Апостолом Павлом. Однако зафиксированное посредством этого Евангелия запечатлело твердое основание того, что он слышал.

1:5 Ирода Т.е. Ирода Великого. См. пояснение к Мф. 2:1. Захария Буквально «Иегова помнит». Из Авиевой чреды Храмовое священство было организовано в 24 чреды со служением каждой чреды дважды в год (1Пар. 24:4‑19). Авиева была восьмой чредой (1Пар. 24:10). из рода Ааронова Т.е. и муж и жена принадлежали к священническому роду.

1:6 Оба… были праведны пред Богом Т.е. они были верующими, оправданными в глазах Бога. В этом выражении прослеживается явный отголосок Павловой теологии. См. во Введении: Проблемы толкования.

1:7 неплодна… в летах преклонных Это рассматривалось многими как знак Божьей немилости. См. пояснение к ст. 25.

1:8 в порядке своей чреды Т.е. была его очередь для исполнения обязанностей служения в храме в одну из двух годовых очередей (см. пояснение к ст. 5).

1:9 По жребию… для каждения Это высокая честь (Исх. 30:7, 8; 2Пар.29:11). Из‑за большого числа священников большая часть из них ни разу не избиралась для такой обязанности, и никому не разрешалось дважды служить в этом качестве. Несомненно, Захария считал это величайшим моментом во всей жизни священнического служения. Фимиам постоянно курился прямо перед завесой, которая разделяла святилище от Святого святых. Только один избранный священник обычно возносил фимиам каждое утро и каждый вечер, в то время как остальные священники и пришедшие на поклонение стояли вне святилища в молитве (ст. 10).

1:12 страх Обычная реакция (12:5), когда кто‑нибудь сталкивался лицом к лицу с посещением Богом или могущественным деянием Бога (Суд. 6:22; 13:22; Мк. 16:5; см. пояснение к Отк. 1:17). По‑видимому, Лука обращает особенное внимание на это: он часто описывает страх в присутствии Бога и при Его деяниях (ср. ст. 30, 65; 2:9, 10; 5:10, 26; 7:16; 8:25, 37, 50; 9:34, 45; 23:40).

1:13 молитва твоя Вероятно, молитва о том, чтобы иметь детей (см. пояснение к ст. 7; ср. ст. 25). Иоанн Буквально «Иегова проявляет милость».

1:14 радость и веселие Отличительные признаки мессианского Царства (Ис. 25:9; Пс. 13:7; 47:12). Лейтмотив радости проходит через Евангелие от Луки (ср. ст. 44, 47, 58; 2:10; 6:23; 8:13; 10:17‑21; 13:17; 15:5‑10, 22‑32; 19:6, 37; 24:52).

1:15 не будет пить вина и сикера Это был основной элемент обета назорея (Чис. 6:1‑21) и, вероятно, был понят Захарией как таковой. Обычно такой обет был временным, но Самсон (Суд. 16:17) и Самуил (1Цар. 1:11) были подчинены ему с рождения. Язык здесь напоминает наставления ангела родителям Самсона (Суд. 13:4‑7). Однако здесь не сделано никакого упоминания о каком‑либо ограничении относительно стрижки волос Иоанна. Лука, возможно, просто опустил эту деталь, чтобы не отягощать читателей из языческой среды подробностями иудейского закона. еще от чрева матери своей Слова, напоминающие Иеремию (Иер. 1:5). Они иллюстрируют суверенную власть Бога в спасении.

1:17 в духе и силе Илии Илия, подобно Иоанну Крестителю, был известен тем, что он смело и непреклонно стоял за Слово Божие — даже перед лицом жестокого монарха (ср. 3Цар. 18:17‑24; Мк. 6:15). Заключительные два стиха Ветхого Завета (Мал. 4:5, 6) обещают возвращение Илии перед Днем Господним. См. пояснение к Мф. 3:4; 11:14; Мк. 9:11, 12. чтобы возвратить сердца Процитированные из Мал. 4:6 слова, показывающие, что Иоанн Креститель исполнил это пророчество. представить Возможно, ссылка на Ис. 40:3‑5 (см. пояснения к 3:4; Мф. 3:3).

1:18 по чему я узнаю это? Аврам также просил знамения при подобных обстоятельствах (Быт. 15:8). Знамение, данное Захарии, было в то же время мягким упреком за недоверие (ст. 20).

1:19 Гавриил Буквально «Сильный Божий». Гавриил также появляется в Дан. 8:16; 9:21 (см. пояснения там же). Он один из только двух святых ангелов, чьи имена даны в Писании. Другим является Михаил (Дан. 10:13, 21; Иуд. 9; Отк. 12:7).

1:21 дивился, что он медлит в храме Предполагалось, что Захария только вознесет курение, затем выйдет, чтобы произнести привычное благословение из Чис. 6:23‑27 на народ, который ожидал во дворе храма. Беседа с ангелом, вероятно, заняла дополнительное время.

1:23 дни службы его Своя череда, приблизительно неделя. См. пояснение к ст. 5. в дом свой В горной стране Иудеи (ст. 39).

1:24 таилась Вероятно, акт набожности вследствие глубокой благодарности Господу.

1:25 поношение В культуре, где благословения были связаны с правами первородства и семейными родословными, бездетность влекла за собой позор. Бесплодие порой могло быть знаком Божьей немилости (Лев. 20:20, 21), но так было не всегда (ср. Быт. 30:23; 1Цар. 1:5‑10). Тем не менее оно влекло за собой общественный позор, который унижал.

1:26 В шестой… месяц Т.е. шестой месяц беременности Елисаветы. Назарет См. пояснение к Мф. 2:23.

1:27 Деве Важность рождения от Девы не может быть преувеличена. Правильный взгляд о воплощении зависит от истины, что Иисус был рожден от Девы. Лука и Матфей ясно утверждают, что Мария была девственницей, когда Иисус был зачат (см. пояснение к Мф. 1:23). Дух Святой сотворил зачатие сверхъестественным способом (см. пояснения к ст. 35; Мф. 1:18). Само зачатие Христа свидетельствует как о Его природе Бога, так и о Его безгрешности. обрученной См. пояснение к Мф. 1:18, 19.

1:28 Благодатная Буквально «полная милости» — выражение, употребленное для всех верующих в Еф. 1:6, где оно переведено как «облагодатствовал». Это изображает Марию получателем, а не раздавателем Божьей благодати.

1:30 не бойся То же самое Гавриил сказал Захарии (ст. 13). См. пояснение к ст. 12.

1:31 Иисус См. пояснение к Мф. 1:1, 21.

1:32 Он будет велик Такое же обетование было дано об Иоанне Крестителе. Однако уже последующий титул выделяет Иисуса — наречется Сыном Всевышнего. Сыном Всевышнего Ср. ст. 76, где Иоанн Креститель назван «пророком Всевышнего». Греческий термин, который Лука использует для именования «Всевышнего», является термином, примененным в Септуагинте, чтобы перевести еврейское «Весьма Высокий Бог». Поскольку сын несет качества своего отца, название человека чьим‑то «сыном» было способом обозначения равенства. Здесь Ангел говорил Марии, что ее Сын будет равен Весьма Высокому Богу. Давида, отца Его См. пояснение к Мф. 9:27. Иисус был физическим потомком Давида по линии Марии. «Престол» Давида был символом мессианского Царства (ср. 2Цар. 7:13‑16; Пс. 88:27‑30).

1:33 над домом Иакова во веки Это подчеркивает как качества Тысячелетнего Царства, так и вечную неизменность правления Христа над всеми. См. пояснения к Ис. 9:7; Дан. 2:44.

1:34 Я мужа не знаю Т.е. не знаю по‑супружески. Мария понимала, что Ангел говорил о непосредственном зачатии, а она и Иосиф были все еще в середине долгого периода обручения или помолвки (см. пояснение к Мф. 1:18), до начала фактического брака и осуществления брачных отношений. Ее вопрос был вызван не удивлением, не сомнением и не неверием, поэтому Ангел не упрекнул ее, как он упрекнул Захарию (ст. 20).

1:35 Дух Святой найдет на Тебя Это был творческое действие Духа Святого, а не способ божье‑человеческого сожительства, иногда представляемый в языческой мифологии.

1:36 Елисавета, родственница Твоя Кажется более приемлемым рассматривать генеалогию в 3:23‑28 как родословие Марии (см. пояснение к 3:23). В таком случае она является прямым потомком Давида (см. пояснение к ст. 32). Однако Елисавета принадлежала к потомкам Аарона (см. пояснение к ст. 5). Поэтому Мария, вероятно, была в родстве с Елисаветой через мать, которая была, возможно, из колена Аарона. Таким образом, Мария принадлежала к потомкам Давида через ее отца.

1:38 да будет Мне по слову твоему Мария была в чрезвычайно смущенном и трудном положении. Обрученная Иосифу, она столкнулась с перспективой позора незамужнего материнства. Иосиф явно знал, что ребенок был не его. Она знала, что ее обвинили бы в прелюбодеянии — преступлении, наказуемом побиванием камнями (Втор. 22:13‑21; ср. Ин. 8:3‑5). Несмотря на это, она с готовностью кротко подчинилась воле Бога.

1:41 исполнилась Святого Духа Т.е. была движима Духом Святым, Который, несомненно, руководил замечательным выражением хвалы Елисавете. См. пояснение к ст. 43,44, 67.

1:43 Матерь Господа моего Это выражение не в хвалу Марии, а в хвалу Ребенку, Которого она должна родить. Это было проникновенное выражение уверенности Елисаветы, что Ребенок Марии будет Мессией, на Которого давно уповали — Тем, Кого даже Давид назвал «Господом» (ср. 20:44). Понимание ситуации Елисаветой было необычайным, принимая во внимание атмосферу тайны, которая окутывала все эти события (ср. 2:19). Она приветствовала Марию не со скептицизмом, а с радостью. Она поняла реакцию ребенка во чреве. По‑видимому, она поняла огромную важность Ребенка, Которого Мария носила. Все это должно относиться к просвещающей работе Духа (ст. 41).

1:44 взыграл младенец радостно во чреве моем Младенец, как и его мать, был исполнен Духом (ср. ст. 15, 41). Его ответ, подобно ответу Елисаветы, был сверхъестественно вызван Духом Божиим (см. пояснение к ст. 41).

1:46‑55 Величит душа Моя Господа Первое слово песни Марии в латинском переводе — Магнификат; см. пояснения к ст. 68‑79; 2:29‑32. Текст величающей песни Марии насыщен ветхозаветными ссылками и цитатами. Он показывает, что сердце и разум Марии были пропитаны Словом Божиим. Он содержит в себе отзвуки молитв Анны (см., например, 1Цар. 1:11; 2:1‑10). Эти стихи также вмещают многочисленные ссылки на закон, псалмы и пророков. Полный фрагмент является изложением пункт за пунктом обетований Божьего завета.

1:47 Спасителе Моем Мария говорила о Боге как о «Спасителе», показывая и то, что Она осознала Свою собственную нужду в Спасителе, и то, что Она знала истинного Бога как Своего Спасителя. Ни здесь, ни где‑либо еще в Писании ничто не указывает на то, что Мария думала о Себе как «чистой от первородного греха». Истинным является совершенно противоположное: Она употребила язык, типичный для того, у кого единственной надеждой для спасения является Божья милость. В этом

фрагменте ничто не свидетельствует в пользу точки зрения о том, что Сама Мария должна быть объектом поклонения. См. пояснение к ст. 46‑55.

1:48 смирение Качество Марии, которое в высшей степени явно сияет в этом месте, — это глубокое чувство смирения. рабы Иначе «служанки». Т.е. рабыни Божьей.

1:56 около трех месяцев Мария пришла к Елисавете в шестой месяц ее беременности (ст. 26), таким образом, Она, очевидно, осталась до тех пор, пока не был рожден Иоанн Креститель. в дом Свой В этот момент Мария была все еще обрученной Иосифу, еще не живущей в его доме (ср. Мф. 1:24).

1:59 восьмой день Согласно Божьей заповеди (Быт. 17:12; Лев. 12:1‑3; ср. Флп. 3:5), стало традицией называть ребенка при обрезании. Традиция предполагала собрание семьи и друзей, которые в этом случае оказывали влияние на родителей, чтобы они дали ребенку имя «отца его», вероятно, подчеркивая этим жест уважения к Захарии.

1:60 нет Захария в письменном виде передал Елисавете (ст. 63) все, что Гавриил сказал ему.

1:62 спрашивали знаками у отца его Священники, проводящие церемонию обрезания, по‑видимому, предположили, что, поскольку он не мог говорить, он был еще и глухой.

1:65 страх См. пояснение к ст. 12. по всей нагорной стране Иудейской Т.е. в Иерусалиме и окружающей области. Слава об Иоанне Крестителе начала распространяться со времени его рождения (ст. 66).

1:67 исполнился Святого Духа См. пояснение к ст. 41. В каждом случае, когда Лука описывает Рождество Христа и исполнение Его Духом, в результате изображается руководимое Духом поклонение. Ср. Еф. 5:18‑20.

1:68‑79 Это место известно также как Бенедиктус (Benedictus — первое слово ст. 68 в латинском переводе; см. пояснение к ст. 46‑55; 2:29‑32). Подобно Магнификату Марии, оно обильно содержит цитаты и ссылки из Ветхого Завета. Захария был поражен немотой в храме (ст. 20), потому что он не произнес благословения (см. пояснение к ст. 21), как следовало сделать. Таким образом, совершенно естественно, что, когда его речь была восстановлена, первыми словами его уст были слова вдохновенного благословения.

1:69 рог спасения Общепринятое ветхозаветное выражение (2Цар. 22:3; Пс. 17:3; ср. 1Цар. 2:1). Рог — это символ силы (Втор. 33:17). Эти слова явно не предназначались для возвеличивания Иоанна Крестителя, поскольку и Захарий и Елисавета были левитами (см. пояснение к ст. 5). Человек, воздвигнутый «в дому Давида», не мог быть Иоанном, но говорилось о Ком‑то большем, чем он (Ин. 1:26, 27). Стихи 76‑79 говорят о роли Иоанна.

1:72 святый завет Свой Т.е. Авраамов Завет (ст. 73) с его обетованием спасения по благодати. См. пояснение к Быт. 12:1‑3.

1:76 пророком Всевышнего См. пояснение к ст. 32.

1:77 прощении грехов их Прощение грехов — это суть спасения. Бог спасает грешников от вечного ада, отделения от Себя только через искупление и прощение их грехов. См. пояснения к Рим. 4:6‑8; 2Кор. 5:19; Еф. 1:7; Евр. 9:22.

1:78 Восток Мессианская ссылка (ср. Ис. 9:2; 60:1‑3; Мал. 4:2; 2Пет. 1:19; Отк. 22:16).

1:80 был в пустынях Несколько групп аскетов обитали в пустынных районах восточнее Иерусалима. Одна была известной Кумранской общиной, источником Свитков Мертвого моря. Родители Иоанна, уже старые, когда он родился, возможно, передали его на попечение кого‑либо, связанного с такой общиной. Подобным образом Анна посвятила Самуила Господу, вверяя его Илии (1Цар. 1:22‑28). Однако в Писании нет ничего конкретного, чтобы предположить, что Иоанн принадлежал к такой группе. Наоборот, он изображается одинокой личностью в духе Илии. См. пояснение к ст. 17.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.