От Иоанна 13 глава

Евангелие от Иоанна благовествование
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Это происходило непосредственно перед праздником Пасхи*, и Иисус* знал, что ему настало время уйти из этого мира к своему Отцу. Полюбив свой народ в мире, он любил их до конца.
2 Они ужинали, и Противник уже возбудил в сердце Иуды Симонова Искариота* желание предать его.
3 Иисус* знал, что Отец подчинил всё его власти, и что он пришёл от Бога и возвращается к Богу.
4 Тогда он встал из-за стола, снял верхнюю одежду и повязал полотенце поверх пояса.
5 Затем налил в таз немного воды и стал мыть ноги ученикам* и вытирать их полотенцем, которое было повязано у него поверх пояса.
6 Он подошёл к Симону Петру*, и тот сказал ему: "Господи! Ты моешь мне ноги?"
7 Иисус* ответил ему: "Ты не понимаешь того, что я делаю, но скоро поймёшь".
8 "Нет! — сказал Петр*. — Ты не будешь мыть мне ноги!" Иисус* ответил ему: "Если не помою тебя, тогда тебе нет части со мной".
9 "Господь, — ответил Симон Петр*, — не только ноги мои, но и руки и голову!"
10 Иисус* сказал ему: "Омытому не нужно мыться, только ноги — тело уже итак чисто. И вы чисты, но не все".
11 (Он знал, кто предаст его, поэтому сказал: "Не все вы чисты")
12 Помыв им ноги, вновь одевшись и вернувшись к столу, он сказал им: "Понимаете ли вы, что я сделал вам?
13 Вы называете меня 'раби' и 'Господь', и вы правы, потому что это действительно так.
14 Но если я, Господин и раби, мыл вам ноги, то и вы должны мыть друг другу ноги.
15 Потому что я показал вам пример, чтобы вы делали так же, как я.
16 Да, именно! Говорю вам, что раб не больше своего хозяина, и посланник не больше пославшего его.
17 Если знаете это, то будете благословенны, поступая так.
18 Я обращаюсь не ко всем из вас — я знаю тех, кого избрал. Но должны исполниться следующие слова Еврейских Писаний*: 'Евший мой хлеб восстал против меня'.
19 Говорю вам это заранее, чтобы, когда это случится, вы поверили, что Я тот, кем называю себя.
20 Да, именно! Говорю вам, принимающий посланного мной, принимает меня, а принимающий меня, принимает Пославшего меня."
21 Сказав это, Иисус*, глубоко переживая в духе, провозгласил: "Да, именно! Говорю вам, что один из вас предаст меня".
22 Ученики* внимательно посмотрели друг на друга, теряясь в догадках — кого он мог иметь в виду?
23 Один из учеников*, тот, которого Иисус* особенно любил, лежал рядом с ним.
24 Тогда Симон Петр* подал ему знак и сказал: "Спроси, о ком он говорит".
25 Тот, прислонясь к груди Иисуса*, спросил его: "Господь, кто это?"
26 Иисус* ответил: "Тот, кому я подам кусок хлеба*, обмакнув его в блюдо". И вот он обмакнул кусок хлеба* и подал его Иуде Симонову Искариоту*.
27 Когда Иуда* взял кусок хлеба*, Противник вошёл в него. "Что делаешь, делай скорее!", — сказал ему Иисус*.
28 Но никто из сидящих за столом не понял, почему он так сказал ему.
29 Некоторые подумали, что, так как Иуда* распоряжался общей казной, Иисус* сказал ему: "Купи всё необходимое для праздника", или велел ему дать что-нибудь нищим.
30 Взяв кусок хлеба*, Иуда* вышел, а была ночь.
31 Когда Иуда* ушёл, Иисус* сказал: "Вот прославился Сын Человеческий, и в нём прославился Бог.
32 Если Сын прославил Бога, Бог прославит Сына и сделает это незамедлительно.
33 Дети малые, я пробуду с вами еще совсем немного. Вы будете искать меня, и как я сказал иудеянам: 'Вы не можете прийти туда, куда я иду', — то же говорю и вам сейчас.
34 Я даю вам новую заповедь: непрестанно любите друг друга. Так же, как я возлюбил вас, так и вы должны всегда любить друг друга.
35 Все узнают, что вы мои ученики*, когда увидят, что между вами есть любовь".
36 Симон Петр* сказал ему: "Господь, куда ты уходишь?" Иисус* ответил: "Сейчас вы не сможете последовать за мной туда, куда я ухожу. Но вы пойдёте за мной позже".
37 "Господь, — обратился к нему Петр*, — почему я не могу пойти за тобой сейчас? Я жизни своей ради тебя не пожалею!"
38 Иисус* ответил: "Ты отдашь за меня свою жизнь? Да, действительно! Говорю тебе, прежде, чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от меня.."

Учебной Библии МакАртура

13:1 — 17:6 В этих описывающих жизнь Иисуса до распятия главах, повествование обращает взор на Его посвящение Своим ученикам. В то время как главы 1−12 сосредоточивают внимание на отвержении Иисуса народом (ср. 1:11), главы 13−17 концентрируются на тех, кто принял Его (см. 1:12). Начиная с гл. 13, Иисус полностью перешел от общественного служения к личному служению принявшим Его. Слова, записанные в гл. 13−17, были сказаны Иисусом в ночь, когда Он был предан и арестован, как прощание, чтобы передать Своим последователям Свое будущее наследие (гл. 13−16) и помолиться за них (гл. 17). Всего лишь день спустя был крест.

13:1 до конца Это означает «в совершенстве», «совершенной любовью». Бог любит (3:16) также грешников (3:16; Мф 5:44−45; Тит 3:4) с сострадательным общим милосердием, но Своих Он любит совершенной, спасающей, вечной любовью.

13:2 вечери Это был пасхальный ужин в четверг вечером после захода солнца. См. во Введении: Проблемы толкования.
диавол… в сердце Иуде Это не снимает бремя вины с Иуды, потому что его порочное сердце желало точно того же, чего желал диавол, — смерти Иисуса. Диавол и Иуда были в согласии.

13:3 к Богу отходит Иисус смело встречал предательство, мучение и смерть, потому что знал: Отец впоследствии вознесет Его, где Он получит славу и общение, которые Он извечно имел в Троице (см. 17:4−5). Это была «предлежавшая Ему радость», которая дала Ему возможность «претерпеть крест» (Евр 12:2).

13:4−5 Пыль и грязь, обусловленные климатическими условиями этого района, неизбежно приводили к необходимости умывать ноги, входя в дом. Хотя ученики, вероятно, были бы рады умыть ноги Иисусу, они не могли и вообразить умыть ноги друг другу. Это потому, что в обществе того времени умывание ног предназначалось для занимающих самое низкое положение слуг-рабов. Равные не умывали ног один другому, кроме очень редких случаев, в знак великой любви. Лука указывает (22:24), что ученики спорили о том, кто из них больший, так что никто не хотел унижаться до того, чтобы умывать ноги. Они были потрясены, когда Иисус начал умывать их ноги. Его действия служили и символом духовного очищения (ст. 6−9) и образцом христианского смирения (ст. 12−17). Этим поступком Иисус преподал урок самоотверженного служения, высочайшим примером которого послужила Его смерть на кресте.

13:6−10 Эти поступки смутили всех учеников. Но в то время, как другие молчали, Петр, возможно, от имени других (см. Мф 16:13−23) высказался в негодовании, что Иисус ни за что не будет так унижаться, чтобы умывать им ноги. Он не смог увидеть за самим смиренным служением предполагаемого в нем символа духовного очищения (ст. 7; ср. 1Ин 1:7−9). Ответ Иисуса сделал ясным истинный смысл Его действий: если Агнец Божий не очистит грехов человека (как изображено в символизме омовения), он не может иметь части с Ним.

13:10 нужно только ноги умыть Нет необходимости повторять очищение, которое Христос совершает при спасении — в этот момент искупление является полным. Однако все, очищенные Божьим милосердным оправданием, нуждаются в постоянном духовном очищении, так как они ведут борьбу с грехом во плоти. Верующие оправданы, и им дарована вмененная праведность (Флп 3:8−9), но они все еще нуждаются в освящении и личной праведности (Флп 3:12−14).

13:11−12 не все вы чисты В этих стихах говорится об Иуде (6:70), который вскоре должен был привести толпу, чтобы схватить Иисуса (18:3).

13:15 пример Использованное здесь слово подразумевает как «пример, урок», так и «образец» (Евр 4:11; Евр 8:5; Евр 9:25; Иак 5:10; 2Пет 2:6). Намерением Иисуса в этом поступке было представить образец любящего смирения.

13:17 блаженны вы, когда исполняете Радость всегда связана с послушанием Божьему Слову (см. 15:14).

13:18 которых избрал Иисус говорил о 12 учениках, которых Господь выбрал (см. 15:16), которых Господь отлично знал, включая Иуду, избранного для того, чтобы исполнилось пророчество Пс 40:10.

13:21 возмутился Значение этого слова см. в пояснении к 12:27.

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус Это первое упоминание об апостоле Иоанне, авторе Евангелия (см. во Введении: Автор и время написания). В частности, он упомянул себя у креста (19:26−27), у пустого гроба (20:2−9), при Тивериадском море (21:1, 20−23) и в предпоследнем стихе, где о нем говорится как об авторе Евангелия (21:24).

13:26 подал Иуде… Искариоту Обычно на празднике хозяин (роль которого исполнял Иисус) обмакивал в общую чашу и вынимал самый вкусный кусочек и подавал его гостю в знак особой чести или дружбы. Поскольку Иисус так спокойно подал его Иуде, это могло означать, что его посадили на почетном месте возле Господа. Это был последний жест Его любви к Иуде, даже если тот предаст Его.

13:27 вошел в него сатана При предательстве Иисуса Иудой владел сам сатана. См. пояснение к ст. 2.

13:30 была ночь Хотя это и было историческим воспоминанием Иоанна, эта фраза может быть также наполнена глубоким богословским смыслом. Это был час, когда Иуда был полностью предан власти тьмы (ср. Лк 22:53).

13:31−33 прославился С уходом Иуды были приведены в движение последние события. Иисус смотрел не на муки креста, а на то, что будет после него, предвидя славу Его с Отцом (см. 17:4−5; Евр 12:2).

13:33 как сказал Я Иудеям Это высказывание записано в 8:21.

13:34−35 Провозгласив Свой уход и настояв на том, что Его ученики не могут пойти с Ним, Иисус начал говорить о том, что Он ожидал от них после Своего отшествия. Любовь — это служение и отличительная черта ученичества (ст. 35; ср. 1Ин 2:7−11; 1Ин 3:10−12; 1Ин 4:7−10, 20−21).

13:34 Заповедь новую… как Я возлюбил вас Заповедь любить не была новой. Второзаконие 6:5 повелевало любить Бога, и Лев 19:18 повелевал любить ближнего своего как самого себя (ср. Мф 22:34−40; Рим 13:8−10; Гал 5:14; Иак 2:8). Однако заповедь Иисуса о любви представляла определенно новый образец по двум причинам:
1) это — жертвенная любовь, созданная по образцу Его любви («как Я возлюбил вас» ср. 15:13) и
2) она дается преобразующей силой Святого Духа через Новый Завет (ср. Иер 31:29−34; Иез 36:24−26; Гал 5:22).

13:36 ты не можешь… идти Его труд был почти завершен, а их — только начинался (Мф 28:16−20; Мк 16:15; Лк 24:47). Особенный труд нужно было совершить Петру (см. пояснения к 21:15−19). Только Иисус, как безгрешная Жертва за грехи мира, мог пойти на крест и умереть (1Пет 2:22−24). Также только Он мог быть прославлен в присутствии Отца той славой, которую имел до Своего воплощения (см. 12:41; 17:1−5).

13:38 См. 18:25−27; ср. Мф 26:71−75; Мк 14:69−72; Лк 22:54−62.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.