Деяния 13 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 В общине Антиохии были пророки и учителя — Варнава*, Симон* (по прозвищу "Чёрный"), Луций (из Киренеи), Менахем (воспитывавшийся вместе с правителем Иродом) и Савл*.
2 Однажды, когда они поклонялись Господу и постились, Святой Дух* сказал им: "Отделите мне Варнаву* и Савла* для дела, к которому я их призвал".
3 Окончив пост и молитвы, они возложили на них руки и отправили в путь.
4 Итак, эти двое, посланные Святым Духом*, направились в Селевкию и оттуда отплыли на Кипр,
5 высадившись в Саламине, они начали провозглашать в синагогах Божье слово, а Иоанн* (Марк) помогал им;
6 и таким образом они прошли через весь остров. Добравшись до Пафоса, они нашли там еврейского колдуна и лжепророка по имени Бар-Йешуа.
7 Он постоянно находился при областном правителе, Сергие Павле, весьма умном человеке. Правитель позвал к себе Варнаву* и Савла* и горел желанием услышать послание о Боге;
8 но Элима, колдун (так переводится его имя), мешал им, всеми силами стараясь не допустить, чтобы правитель поверил.
9 Тогда Савл*, также зовущийся Павлом, наполнившись Святым Духом*, пристально посмотрел на него и сказал:
10 "Сын Сатаны*, полный коварства и злости! Враг всего доброго! Прекратишь ли ты когда-нибудь искривлять прямые пути Господа?
11 Послушай же! Рука Господа на тебе; и на какое-то время ты ослепнешь и не сможешь видеть солнца". В тот же миг туман и мгла окутали Элиму, и он стал передвигаться ощупью, ища кого-нибудь, кто мог бы повести его за руку.
12 Тогда правитель, увидев, что произошло, поверил, изумившись учению о Господе.
13 Отплыв из Пафоса, Савл* вместе со своими спутниками прибыл в Пергию, в Памфилии. Там Иоанн* оставил их и возвратился в Иерусалим*,
14 а остальные отправились дальше из Пергии в Антиохию Писидийскую, и в Субботу* вошли в синагогу и сели.
15 После чтений из Пятикнижия* и Пророков руководители синагоги послали передать им: "Братья, если у кого-то из вас есть слова наставления для людей, говорите!"
16 Тогда Савл* поднялся, сделал жест рукой и сказал: "Братья израильтяне и 'боящиеся Бога', послушайте!
17 Бог народа Израиля избрал наших отцов. Он сделал этот народ великим в то время, когда они жили как пришельцы в Египте, и простёртой рукой вывел их из той земли.
18 В течение примерно сорока лет Он заботился о них в пустыне,
19 и, истребив семь народов в земле Ханаана*, Он отдал их землю в наследство Своему народу.
20 Всё это заняло около четырёхсот пятидесяти лет. После этого Он дал им судей, вплоть до пророка Самуила*.
21 Затем они попросили царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова* из колена Вениамина*. Спустя сорок лет
22 Бог сместил его и поставил им царём Давида, выразив Своё расположение к нему следующими словами: "Я увидел, что Давид, сын Иессеев* пришёлся Мне по сердцу; он исполнит всё, чего Я пожелаю".
23 Исполняя Своё обещание, Бог из потомков этого человека дал Израилю освободителя, Иисуса*.
24 Перед приходом Иисуса* Иоанн* провозглашал всему народу Израиля погружение, которое символизировало оставление грехов и возвращение к Богу.
25 Но когда Иоанн* уже завершал свой труд, он сказал: 'Кем вы меня считаете? Нет, это не я! Но вслед за мной идёт некто, у которого я недостоин развязать обувь на ногах'.
26 Братья! Дети Авраама* и те из вас, которые являются 'боящимися Бога'! Именно нам была послана весть об освобождении!
27 Поскольку жители Иерусалима* и их руководители не распознали, кто такой Иисус*, и не поняли слов Пророков, которые читаются каждую Субботу*, они исполнили эти слова, осудив его.
28 Они не могли найти веских оснований для смертного приговора; тем не менее, просили Пилата казнить его;
29 и когда они привели в исполнение всё то, что было написано о нём, то сняли его со стойки и положили в гробнице.
30 Однако Бог воскресил его из мёртвых!
31 В течение многих дней он появлялся перед людьми, пришедшими с ним из Галилеи* в Иерусалим*; и теперь они его свидетели для народа.
32 Что касается нас, мы несём вам Добрую Весть. Она в том, что обещания Бога, данные нашим отцам,
33 Он исполнил в нашем поколении — поколении их детей, воскресив Иисуса*, как написано во втором Псалме: 'Ты Мой Сын; Сегодня Я стал твоим Отцом'.
34 А о том, что он воскреснет из мёртвых и больше не вернётся к тлению, сказано: 'Я дам вам святое и достойное доверия, обещанное Давиду'.
35 Это объясняется в другом месте: 'Ты не допустишь, чтобы Твой Святой подвергся тлению'.
36 Давид действительно послужил Божьим целям в своём поколении; но затем он умер и был похоронен со своими отцами и всё-таки познал тление.
37 Однако тот, кого Бог воскресил, не познал тления.
38 Поэтому, братья, да будет вам известно, что через этого человека и провозглашается прощение грехов!
39 То есть Бог очищает всякого, кто доверяет этому человеку, даже от того, от чего вас не могло очистить Пятикнижие* Моисея*.
40 Берегитесь же, чтобы сказанное в Пророках не произошло с вами:
41 "Смотрите, насмешники, изумляйтесь и погибните! Так как в ваши дни Я совершу дело, которому вы не поверите даже в том случае, если кто-то разъяснит его вам!"
42 Когда Савл* и Варнава* вышли, люди попросили их рассказать им больше обо всём этом в следующую Субботу*.
43 Когда собрание в синагоге было распущено, многие из евреев по рождению и набожных прозелитов последовали за Савлом* и Варнавой*, а те беседовали с ними и убеждали их всеми силами держаться за Божью любовь и милость.
44 В следующую Субботу* почти весь город собрался послушать весть о Господе;
45 однако евреи, которые не поверили, увидев толпы народа, были охвачены завистью и начали противоречить тому, что говорил Савл*, и оскорблять его.
46 Тем не менее, Савл* и Варнава* смело ответили: "Сначала необходимо было возвестить Божье слово вам, но поскольку вы отвергаете его и делаете себя недостойными вечной жизни, — вот, мы обращаемся к язычникам*!
47 Потому что так повелел нам Господь: 'Я сделал тебя светом для язычников*, чтобы ты нёс освобождение до края земли'".
48 Язычники очень обрадовались, услышав это. Они с почтением отнеслись к вести о Господе, и те из них, которые были предназначены для вечной жизни, поверили.
49 И весть о Господе распространилась по всей той области.
50 Однако неверующие евреи подстрекнули женщин из 'боящихся Бога', занимавших высокое положение в обществе, а также руководящих людей города, и те начали преследовать Савла* и Варнаву* и изгнали их из своей области.
51 А Савл* и Варнава*, отряхнув на них пыль со своих ног, направились в Иконию;
52 а ученики* наполнялись радостью и Святым Духом*.

Учебной Библии МакАртура

13:1 Глава 13 является поворотным пунктом в Деяниях. В центре внимания первых 12 глав был Петр, в остальных главах действие будет разворачиваться вокруг Павла. Петр связан, главным образом, с иудейской верой и Иудеей, а Павел — с распространением христианской веры по римским владениям, начиная с Антиохии.
пророки Они сыграли важнейшую роль в Апостольской церкви (см. пояснения к 1Кор 12:28; Еф 2:20). Они были проповедниками Слова Божьего и отвечали за назидание верующих в ранних церквах. В некоторых случаях они получали новые откровения, которые имели практическое значение (ср. 11:28; 21:10). Это действие прекратилось, когда исчезла необходимость в дарах знамений. На место пророков встали пасторы-учителя и благовестники (см. пояснение к Еф 4:11).
Варнава См. пояснение к 4:36.
Симеон, называемый Нигер «Нигер» означает «черный». Возможно, это был темнокожий человек или выходец из Африки или и то и другое одновременно. Нет оснований отождествлять его с Симоном Киринеянином (Мк 15:21).
Луций Киринеянин Не Луций из Рим 16:21 и не Лука, врач и автор Деяний.
совоспитанник Можно перевести как «молочный брат». Манаил вырос в доме Ирода Великого.
Ирода четвертовластника Это Ирод Антипа, упоминавшийся в Евангелиях (см. пояснение к Мф 14:1).

13:2 служили Это слово, образованное от греческого корня, в Писании означает священническое служение. Священническое служение в церкви есть акт поклонения Богу, который состоит из приношения Ему духовных жертв, включая молитву, заботу о пастве, а также проповедь и учение Слова.
постились Пост чаще всего связан с продолжительной и страстной молитвой (ср. Неем 1:4; Пс 34:13; Дан 9:3; Мф 17:21; Лк 2:37) и означает либо отсутствие желания употреблять пищу, либо намеренное удаление от еды ради концентрации мысли на духовном (см. пояснения к Мф 6:16−17).

13:3 возложив на них руки См. пояснение к 6:6.

13:4 Селевкию Этот город служил для Антиохии портом. Он был удален от Антиохии примерно на 16 милей (25,6 км) и располагался в устье реки Оронта.
Кипр См. пояснение к 4:36. Савл и Варнава избрали это место первым пунктом своего миссионерского похода, поскольку это была родина Варнавы. Путешествие туда из Антиохии составляло только два дня пути, и там было много иудейского населения.

13:5 быв в Саламине Это главный порт и торговый центр Кипра.
в синагогах См. пояснение к 6:9. У Павла установился обычай, приходя в новый город, проповедовать сперва иудеям (ср. ст. 14, 42; 14:1; 17:1, 10, 17; 18:4, 19, 26; 19:8), потому что, как иудей, он мог войти в синагогу и проповедовать благую весть. Если бы он сперва проповедовал язычникам, то иудеи уже ни за что не слушали бы его.
Иоанна для служения См. пояснение к 12:12.

13:6 Пафа Паф — столица Кипра, где, соответственно, заседал римский наместник. Это был также известный центр поклонения Афродите (Венере) и, соответственно, рассадник всяческого разврата.
некоторого волхва… Иудеянина Слово «волхв» лучше было бы перевести «волшебник». Первоначально в этом занятии не было никакого зла, но позднее оно превратилось в самый разнузданный оккультизм. Данный волшебник использовал свое знание, чтобы делать зло (см. пояснение к 8:9).

13:7 проконсулом Это римский чиновник, который исполнял обязанности губернатора провинции (ср. 18:12).

13:8 Елима В греческом Вариисус — это транслитерация арабского слова «волшебник».

13:9 Савл, он же и Павел Еврейское и латинское имена Павла.

13:13 прибыли в Пергию, в Памфилии Пергия была главным городом провинции Памфилия в Малой Азии. Расстояние оттуда до Кипра составляло около 200 милей (320 км) через Средиземное море.
Иоанн, отделившись от них Каковы бы ни были причины Иоанна Марка для ухода, Павел не принял их (15:38). Если уход Иоанна не повлиял на выполнение их задачи, то впоследствии он вызвал размолвку между Павлом и Варнавой (15:36−40), которая впоследствии была устранена (ср. Кол 4:10; 2Тим 4:11). См. пояснение к 12:12.

13:14 Антиохию Писидийскую Была еще Антиохия Сирийская, где располагалась первая церковь из язычников. Она находилась в горах Малой Азии (современная Турция).

13:15 чтение закона и пророков Чтение Писания. Это была третья часть литургии в синагоге, после пересказа шмы (Втор 6:4) и последующих молитв, но перед учением, которое обычно основывалось на прочитанном месте из Писания.
начальники синагоги Те, кто осуществлял общий надзор за синагогой (см. пояснение к 6:9); в том числе они определяли, кому читать из Писания.

13:16 боящиеся Бога См. пояснение к 10:2.

13:19 семь народов См. пояснение к Втор 7:1.

13:20 около четырехсот пятидесяти лет См. во Введении к книге Судей Израилевых.
Самуил пророк Последний судья, который помазал первого царя, Саула (см. во Введении к 1-й книге Царств; см. пояснение к 3:24).

13:21 Саула См. пояснение к 1Цар 13:14. Савл — фонетический вариант имени Саул.

13:22 мужа по сердцу Моему См. пояснение к 1Цар 13:14. Некоторые могут усомниться в справедливости этих слов, поскольку Давид временами впадал в большой грех (ср. 1Цар 11:1−4; 1Цар 12:9; 1Цар 21:10 — 22:1). Однако никакой человек не может быть совершенным по сравнению с Богом, но он должен признаваться в грехе и каяться в нем, как это делал Давид (ср. Пс 31:37, 50). Павел приводит цитату из 1Цар 13:14 и Пс 88:21.

13:23 по обетованию Пророчества Ветхого Завета говорят о Мессии, как о Потомке Давида (ср. 2Цар 7:12−16; Пс 131:11; Ис 11:10; Иер 23:5). Иисус есть осуществление пророчеств Ветхого Завета о грядущем Мессии (Мф 1:1, 20, 21; Рим 1:3; 2Тим 2:8).

13:24 крещение покаяния Ср. 1:22; 10:37.

13:26 боящиеся Бога См. пояснение к 10:2.

13:27 начальники Признанные знатоки Ветхого Завета, включающего писания; это фарисеи, саддукеи и священники.

13:28 Пилат См. пояснения к 3:13; Мф 27:2.

13:29−30 древа… гроб… Бог воскресил В Ветхом Завете предсказывалось распятие Христа на кресте (Пс 21; Втор 21), хотя в ту пору такого вида казни не существовало. Положение Его во гроб тоже было предсказано (Ис 53:9), хотя обычно умерших на кресте бросали в массовые могилы. Кульминационной точкой благовествования Павла было Воскресение Христа — окончательное доказательство того, что Иисус есть Мессия и исполнение трех конкретных пророчеств (См. пояснения к ст. 33−35).

13:31 свидетели Более 500 человек (ср. 1Кор 15:5−8).

13:33 Цитата из Пс 2:7.

13:34 Цитата из Ис 55:3.

13:35 Цитата из Пс 15:10; см. пояснение к 2:27.

13:39 вы не могли оправдаться законом Моисеевым Соблюдение закона Моисея никого не освободило от греха (ср. Рим 3:28; 1Кор 1:30; Гал 2:16; Гал 3:11; Флп 3:9). Но искупительная смерть Христа полностью удовлетворила требования закона Божьего, сделав возможным прощение всех грехов всем верующим (Гал 3:16; Кол 2:13−14). Только прощение, которое дарует Христос, может освободить людей от их грехов (Рим 3:20, 22).
оправдывается Лучший перевод «освобождается».

13:41 Цитата из Ав 1:5.

13:43 обращенные из язычников Полностью принявшие иудаизм и обрезанные.
пребывать в благодати Божией Действительно спасенные постоянно подтверждают реальность своего спасения упорством и добрыми делами (ср. Ин 8:31; Ин 15:1−6; Кол 1:21−23; 1Ин 2:19). Такими ободряющими словами Павел и Варнава надеялись предотвратить отход к законничеству тех, кто умом понимал истины Евангелия, но не имел достаточно спасительной веры, и помочь им обрести полноту Христову.

13:46 вам первым Сначала Бог предложил план спасения иудеям (Мф 10:5−6; Мф 15:24; Лк 24:47; Рим 1:16). Хотя острие служения Павла было направлено на язычников, он желал видеть спасенными и иудеев (Рим 9:1−5; Рим 10:1) и обращался с первой проповедью в каждом городе к ним (см. пояснение к ст. 5).
мы обращаемся к язычникам Поскольку иудеи отвергли благую весть. Но Бог никогда не планировал спасение исключительно для одних иудеев (Ис 42:1, 6; Ис 49:6).

13:47 Цитата из Ис 49:6.

13:48 предуставлены к вечной жизни Одно из самых ясных указаний на то, что спасение дается по высочайшему изволению Божьему. Бог избирает людей ко спасению, а не наоборот (Ин 6:65; Еф 1:4; Кол 3:12; 2Фес 2:13). Сама вера есть дар Божий (Еф 2:8−9).

13:51 оттрясши … прах от ног своих Неприязнь иудеев к язычникам простиралась столь далеко, что они даже не допускали, чтобы пыль языческой земли попала в Израиль. Поступок Павла и Варнавы показывает, что они считали иудеев в Антиохии ничем не лучше варваров. Вряд ли можно себе представить более сильное осуждение.

13:52 исполнялись … Духа Святого См. пояснения к 2:4; Еф 5:18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.