Деяния 16 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Савл* спустился в Дервию и направился в Листру, где жил ученик* по имени Тимофей, который был сыном уверовавшей еврейки и грека.
2 О Тимофее хорошо отзывались все братья в Листре и Иконии.
3 Савл* хотел, чтобы Тимофей сопровождал его; он взял его и сделал ему обряд обрезания* из-за евреев, живших в тех местах; так как всем им было известно, что его отец — грек.
4 Проходя по городам, они сообщали людям о решениях, принятых посланниками и старейшинами в Иерусалиме*, и велели им соблюдать их.
5 Таким образом, собрания укреплялись в вере и численно возрастали изо дня вдень.
6 Они путешествовали по областям Фригии и Галатии, поскольку Святой Дух* не позволил им проповедовать послание в Асийской провинции.
7 Подойдя к границе Мисии, они хотели идти в Вифинию, но Дух Иисуса* не пустил их.
8 Тогда, минуя Мисию, они спустились к Троаде.
9 Там Савл* увидел ночью видение, в котором какой-то человек из Македонии стоял и умолял его: "Приди в Македонию и помоги нам!"
10 После этого видения мы тотчас решили отправиться в Македонию, так как пришли к выводу, что Господь призвал нас проповедовать им Добрую Весть.
11 Отплыв из Трои, мы держали курс прямо на Самофракию, а на следующий день отправились в Неаполь.
12 Оттуда пошли в римскую колонию Филиппы, главный город в той области Македонии. В городе мы провели несколько дней;
13 затем в Субботу* вышли через ворота к реке, где, как мы поняли, собирался миньян*. Мы сели и стали беседовать с собравшимися там женщинами.
14 Одна из слушавших женщин, по имени Лидия, была из города Фиатира и торговала пурпурной тканью. Она уже была "боящейся Бога", и Господь открыл её сердце, чтобы она могла принять то, о чём говорил Савл*.
15 После того, как она и все члены её семьи приняли погружение, она пригласила нас к себе: "Если вы считаете, что я предана Господу, приходите и погостите в моём доме". И она продолжала настаивать, пока мы не пошли.
16 Однажды мы направлялись к тому месту, где собирался миньян*, и встретили по дороге девочку-рабыню, в которой жил пифийский дух, позволявший ей предсказывать будущее. Благодаря этим предсказаниям она приносила своим хозяевам большой доход.
17 Девочка шла за Савлом* и за нами и всё время кричала: "Эти люди — слуги Бога Всевышнего*! Они рассказывают вам о том, как можно спастись!"
18 Так продолжалось изо дня в день, пока, наконец, Савл* не выдержал, обернулся и сказал духу: "Именем Мессии Иисуса*, я приказываю тебе выйти из неё!" И в самом деле, дух тотчас вышел.
19 Однако её хозяева, увидев, что им нечего больше надеяться на будущие доходы, схватили Савла* и Силу и потащили их на рыночную площадь, чтобы те предстали перед властями.
20 Приведя их к судьям, они сказали: "Эти люди вызывают в городе беспорядки, так как они евреи.
21 Они навязывают обычаи, которые мы не имеем право принять и исполнять, ведь мы римляне".
22 Толпа набросилась на них, а судьи, сорвав с них одежду, приказали их выпороть.
23 Жестоко избив их, они бросили их в тюрьму, поручив тюремному надзирателю надёжно охранять их.
24 Получив такой приказ, он отвёл их во внутреннюю камеру и крепко забил им ноги в деревянные колодки.
25 Примерно в полночь Савл* и Сила стали молиться и петь Богу хвалебные песни, в то время как остальные узники внимательно слушали.
26 Внезапно произошло сильное землетрясение, от которого пошатнулся даже фундамент тюрьмы. Все двери распахнулись, а цепи ослабли.
27 Тюремный надзиратель проснулся и увидев открытые двери, вынул меч и собирался заколоть себя, так как думал, что узники сбежали.
28 Но Савл* крикнул: "Не делай этого! Мы здесь!"
29 Попросив принести ему факелы, надзиратель вбежал туда, затрясся и упал ничком перед Савлом* и Силой.
30 Затем, выведя их оттуда, сказал: "Люди, что мне делать, чтобы спастись?"
31 Они ответили: "Верь в Господа Иисуса* и спасёшься ты и вся твоя семья!"
32 После чего они рассказали ему и всем его домочадцам весть о Господе.
33 Затем, хотя была уже поздняя ночь, надзиратель взял их и омыл им раны; и тотчас же он и его домашние приняли погружение,
34 после чего он привёл их к себе домой и предложил им поесть; и он и все его домашние устроили празднество в честь того, что поверили в Бога.
35 На следующее утро судьи послали офицеров стражи и приказали им: "Освободите этих людей".
36 Надзиратель рассказал Савлу*: "Судьи отдали приказ выпустить вас обоих. Выходите же и идите с миром своей дорогой".
37 Но Савл* сказал офицерам: "После того, как нас, римских граждан, избили у всех на глазах безо всяких на то оснований и заточили в тюрьму, они хотят тайком избавиться от нас? Ну, нет! Пусть придут и сами выведут нас!"
38 Офицеры доложили об этом судьям, и те перепугались, услышав, что Савл* и Сила — римские граждане.
39 они пришли и извинились перед ними; затем, выведя их оттуда, попросили их покинуть город.
40 Из тюрьмы они направились в дом Лидии; затем, повидав и ободрив братьев, отправились в путь.

Учебной Библии МакАртура

16:1 Дервии и Листры См. пояснение к 14:6.
некоторый ученик… Тимофей Достойнейший юноша, «истинный сын в вере». (1Тим 1:2; ср. 2Тим 1:2), который впоследствии стал правой рукой Павла (1Кор 4:17; 1Фес 3:2; Флп 2:19; см. во Введении к 1-му Посланию к Тимофею ). Он фактически заменил Иоанна Марка. С согласия старейшин местной церкви (1Тим 4:14; 2Тим 1:6) он присоединился к Павлу и Силе.
отец Еллин В греческом тексте есть контекстуальный намек, что его отца уже не было в живых. Как иудей и одновременно язычник Тимофей имел доступ к двум культурам, что представляло ценность для миссионерского служения.

16:3 обрезал его Это было сделано ради расположения к нему иудеев и возможности проповедовать в синагогах (см. пояснение к 6:9) вместе с Павлом и Силой. Если бы Тимофей не был обрезан, иудеи могли бы подумать, что он отказался от иудейства, чтобы жить как язычник.

16:4 определения Постановления Иерусалимского совета (см. пояснения к 15:23−29).

16:6 Духом Святым… в Асии Павлу не удалось исполнить свое намерение потрудиться в Малой Азии (современная Турция) и в таких городах, как Ефес, Смирна, Филадельфия, Лаодикия, Колоссы, Сардис, Пергам и Фиатир.

16:7−8 Мисии… Троаду Это северо-западная область Малой Азии.

16:7 Вифинию Отдельная римская провинция на северо-востоке от Мисии.
Дух не допустил их Поскольку Дух Святой не позволил им двигаться на север, им не оставалось ничего другого, как идти в Троаду, порт на Эгейском море.

16:9−10 Это было второе из шести видений, полученных Павлом (ср. 9:3−6; 18:9−10; 22:17−18; 23:11; 27:23−24).

16:10 мы Переход от местоимения третьего лица к местоимению первого означает, что теперь и Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею (см. во Введении: Автор и время написания).
Македонию Греческая провинция на противоположном берегу. Там находились города Филиппы и Фессалоника. Переход туда означал продвижение благой вести из Азии в Европу.

16:11 Самофракию Остров в Эгейском море на полпути между Малой Азией и континентальной Грецией. Они переночевали там, чтобы не плыть ночью.
Неаполь Это порт города Филиппы.

16:12 Филиппы См. во Введении к Посланию к Филиппийцам. Расположены на суше в 10 милях (16 км) от Неаполя. Название город получил от имени Филиппа II Македонского (отца Александра Великого). колония Филиппы стали римской колонией в 31 г. до Р. Х., но имели право на самоуправление, были освобождены от пошлин и налогов и владели землей.

16:13 к реке Очевидно, в этом городе не было 10 иудеев, владевших собственными домами, которые могли бы иметь синагогу. В таких случаях устраивались собрания под открытым небом, у реки или моря. Вероятнее всего, это место находилось при пересечении ведущей из города дороги и реки Гангит.
собравшимися там женщинами Еще одно указание на то, что в городе было мало иудеев мужчин. Женщины сами собирались для молитвы, чтения Ветхого Завета и обсуждения прочитанного.

16:14 из города Фиатир… Лидия Ее родной город находился в римской провинции Лидия, возможно, этим и объясняется ее имя.
торговавшая багряницею Тканями багряного или пурпурного цвета. Одежду из таких тканей носили только правители или очень богатые люди. Дело Лидии приносило ей значительный доход, что позволяло ей содержать большой дом и принимать миссионеров (ст. 15) и верующих Филиппийской церкви (ст. 40).
чтущая Бога Как и Корнилий, она верила в Бога Израиля, но не стала полной прозелиткой (ср. 10:2).
Господь отверз сердце ее Еще одно доказательство того, что спасение совершается по изволению Всевышнего (см. пояснение к 13:48).

16:15 дом См. пояснение к 11:14. Ср. ст. 31.

16:16 духом прорицательным Буквально «духом пифона». Это выражение исходит из греческой мифологии. Пифон — это змея, которая охраняла Дельфийского оракула. В действительности эта девушка имела контакт с демонами, которые, возможно, могли предсказывать будущее. См. пояснения к Втор 18:9−12.

16:17 Бога Всевышнего В Ветхом Завете этот титул Бога употребляется около 50 раз в значении Бога Израиля (см. Быт 14:18−22; Пс 77:35; Дан 5:18).

16:18 именем Иисуса Христа повелеваю тебе Демон вышел из девушки, повинуясь повелению Павла и его апостольской власти. Способность изгонять бесов была характерна для Апостолов Иисуса Христа (Мк 3:15; 2Кор 12:12).

16:20 Иудеями, возмущают наш город Уже тогда существовал антисемитизм. Император Клавдий примерно в то же время издал декрет, повелевавший изгнать иудеев из Рима (18:2). Возможно, этим объясняется то, что схвачены были только Павел и Сила, поскольку Лука был язычником, а Тимофей полуязычником.

16:21 проповедуют обычаи… нам Римлянам… ни принимать В принципе, римляне не должны были связываться с какими-либо иностранными религиями, которые не были санкционированы государством. Но обвинение в том, что благовестники возмущают город, было насквозь лживым.

16:22 воеводы В каждой римской колонии было два таких человека, которые выполняли судебные функции. В данном случае они не следовали Римскому Праву, потому что они не исследовали обвинения, не провели надлежащего слушания и не дали Павлу и Силе слова для защиты.
бить Это наказание было незаконным, поскольку они не были признаны виновными. Служители (ст. 35), подчинявшиеся воеводам, наносили удары палками. Павел перенес такое наказание еще дважды (2Кор 11:25).

16:24 во внутреннюю темницу… в колоду Самая надежная часть тюрьмы. Темничный страж для большей надежности «ноги их забил в колоду». Эта особая мера была рассчитана для причинения боли: ноги узника разводились как можно шире.

16:27 двери темницы отворены… хотел умертвить себя Чтобы избежать позорной и мучительной казни. Римский воин, по недосмотру которого убегал узник, расплачивался своей жизнью (12:19; 27:42).

16:31 веруй в Господа Иисуса Христа Нужно верить в то, что Он говорил о Себе (Ин 20:31), и верить в то, что Он делал (1Кор 15:3−4; см. пояснение к Рим 1:16).
ты и весь дом твой Все его родственники, слуги и гости, которые могли принять Евангелие и поверить (см. пояснение к 11:14). Это не касается несовершеннолетних детей. Ср. ст. 15.

16:37 римских граждан Нанесение побоев римским гражданам было серьезным преступлением, тем более, что над Павлом и Силой не было суда. Над воеводами возникла угроза лишиться своих постов и привилегий (см. пояснение к ст. 12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.