Римлянам 11 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 "В таком случае, говорю я, неужели Бог отрёкся от Своего народа?" Да запретят Небеса! Ведь сам я сын Израиля, от семени Авраама*, из колена Вениамина*.
2 Бог не отрёкся от Своего народа, который Он предызбрал. Разве вы не знаете, что Еврейские Писания* говорят об Илии*? Тот жалуется Богу на Израиль:
3 "Господь*, пророки Твои убиты и жертвенники Твои разрушены, лишь я один остался, а теперь и меня хотят убить!"
4 Но что ответил ему Бог? "Я оставил Себе семь тысяч, чьи колени не преклонились перед Баалом".
5 То же самое и в настоящем веке: есть остаток, избранный из милости.
6 (Если же из милости, значит, не на основании законнических дел; иначе милость перестала бы быть милостью).
7 Отсюда следует, что Израиль не достиг цели, к которой стремится. Избранные достигли её, но остальные сделались жестокосердными,
8 подобно тому, как говорится в Еврейских Писаниях*: "Бог дал им дух усыпления — глаза невидящие, уши неслышащие вплоть до сего дня".
9 И Давид говорит: "Да будет стол их ловушкой для них и капканом, западнёй и наказанием.
10 Пусть помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и спины их сделай согбенными навсегда".
11 "В таком случае, говорю я, не споткнулись ли они, чтобы отпасть навсегда?" Да запретят Небеса! Напротив, именно благодаря тому, что они преткнулись, избавление пришло к язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Более того, если их преткновение обогащает мир — то есть если Израиль был временно поставлен в положение менее благоприятное, чем у язычников, и это обогатило последних, — то насколько же большее богатство принесёт им Израиль в своей полноте!
13 Однако вам, язычники, скажу следующее: в силу того, что сам я посланник, направленный к язычникам, я рассказываю [всюду] о важности моего труда,
14 в надежде, что мне удастся возбудить ревность у некоторых [представителей] моего народа и спасти некоторых из них!
15 Ведь если отвержение Иисуса* с их стороны несёт примирение миру, то что же принесёт принятие? Это будет жизнь из мёртвых!
16 Далее, если хала, приносимая в качестве первого плода, свята, то [свята] и вся булка. И если корень свят, то и ветви [святы].
17 Но если некоторые из ветвей отломились, а ты — дикая маслина — был привит посреди них и стал наравне с ними пользоваться богатством корня маслины,
18 то не хвались, словно ты лучше [остальных] ветвей! Однако, если хвалишься, помни, что не ты поддерживаешь корень, а корень поддерживает тебя.
19 Тогда ты скажешь: "Ветви отломились, чтобы я привился".
20 Правильно, но что дальше? Они отломились из-за недостатка доверия [Богу]. Но ведь ты держишься только благодаря своему доверию [Богу]. Потому не будь заносчив; наоборот, бойся!
21 Ведь если Бог не пожалел природные ветви, то, конечно же, не пожалеет и тебя!
22 Потому приглядись повнимательней к Божьей доброте и строгости: с одной стороны, строгости по отношению к отломившимся, но, с другой стороны, Божьей доброте по отношению к тебе — если только сам ты хранишь себя в этой доброте! Иначе и ты будешь отсечён!
23 Более того, оставшиеся [ветви], если не станут упорствовать в недостатке доверия [Богу], будут привиты обратно; поскольку Бог в силах привить их обратно.
24 Ибо если ты был отрезан от дикой по природе маслины и привит, вопреки природе, к культивированной маслине, насколько же проще эти природные ветви привьются обратно к своей собственной маслине!
25 Я же, братья, хочу, чтобы вы осознали истину, которую Бог прежде хранил в тайне, но теперь открыл, чтобы вы не думали, что знаете больше того, что есть на самом деле. [Истину] о том, что жестокосердие, в какой-то мере, нашло на Израиль до тех пор, пока не войдёт полное число язычников*;
26 и что именно таким образом весь Израиль спасётся. Как говорят Еврейские Писания*: "Из Сиона* придет Избавитель; он отвратит нечестие от Иакова*
27 и вот договор Мой с ними... когда Я прощу им грехи их".
28 В отношении Доброй Вести они ненавидимы ради вас. Но в отношении избрания, они любимы ради Патриархов,
29 поскольку Божьи дары и Его призвание не подлежат пересмотру.
30 Подобно тому, как сами вы прежде были непокорны Богу, но теперь помилованы из-за непокорности Израиля,
31 так и Израиль непокорен сейчас, чтобы быть помилованным Богом, если вы проявите к нему ту же милость, которую Бог проявил к вам.
32 Ибо Бог заключил всё человечество в непокорности, чтобы проявить милость ко всем.
33 О глубина богатства, мудрости и познания Бога! Как непостижимы Его суды! Как неисследимы Его пути!
34 Ибо кто познал ум Господа? Кто был Ему советником?
35 Или, кто давал Ему что-либо, чтобы Он должен был возвратить?
36 Ибо от Него и через Него и для Него всё. Ему да будет слава вовеки! Аминь, да будет так*.

Учебной Библии МакАртура

11:1−36 В этой главе Павел отвечает на вопрос, который логически вытекает из 10:19−21: «Действительно ли Бог отступает от Израиля за неприятие Христа?» Иными словами, не намерен ли Бог отказаться от данных этому народу обетований (ср. Иер 33:19−26)?

11:1 отверг Сама форма глагола в греческом языке предполагает отрицательный ответ. Несмотря на непослушание Израиля (9:1−13; 10:14−21), Бог не отрекся от Своего народа (ср. 1Цар 12:22; 3Цар 6:13; Пс 88:32−38; Пс 93:14; Ис 49:15; Ис 54:1−10; Иер 33:19−26).
Никак Самая сильная форма отрицания в греческом языке (см. пояснение к 6:2).

11:2 наперед знал См. пояснение к 8:29. Непослушание Израиля не отменяет Божьей любви к нему.
Илии См. пояснение к 3Цар 17:1.

11:3 Цитата из 3Цар 19:10.

11:4 Цитата из 3Цар 19:18.
Ваалом См. пояснения к 1Цар 16:31−32; ср. Чис 22:41.

11:5 по избранию благодати Бог избрал этот остаток не из-за явленной веры, добрых дел, духовных качеств или расовых предпочтений, а исключительно по Своей благодати (ср. Втор 7:7−8; Еф 2:8−9; 2Тим 1:9). остаток Хотя народ отверг Иисуса, тысячи отдельных иудеев уверовали в Него (ср. Деян 2:41; Деян 4:4; Деян 6:1).

11:6 по благодати… то не по делам Человеческие усилия и благодать Божья — это взаимоисключающие пути к спасению (ср. 3:21−31; 4:1−11; 9:11; Гал 2:16, 21; Гал 3:11, 12, 18; Тит 3:5).

11:7 Израиль, чего искал Несмотря на свою ревностную религиозность, иудеи во времена Павла не смогли достичь Божьей праведности (9:31−32; 10:2−3).
избранные Те, кого Бог избрал Своей благодатью, в свою очередь искали и нашли Его праведность (см. пояснения к 9:30; 10:4).
ожесточились Действие Божие (ср. Исх 4:21; Исх 7:3; Исх 9:12; Исх 10:20, 27; Исх 11:40; Исх 14:4, 8, 17; Втор 2:30; Ин 12:40) в ответ на ожесточение их сердца (ср. Исх 8:15, 32; Исх 9:34; Исх 10:1; 2Пар 36:13; Пс 94:8; Притч 28:14; Мф 19:8; Мк 3:5; Еф 4:18; Евр 3:8, 15; Евр 4:7).

11:8−10 Эти цитаты из Ветхого Завета показывают, как Бог по Своему приговору ожесточает неверующее сердце Израиля, а также то, что учение Павла не противоречит Ветхому Завету и не преступает его законы.

11:8 как написано См. пояснение к 3:10. Первая цитата взята из Ис 29:10, далее следуют мысли из Втор 29:4.

11:9 Мысль из Пс 68:23−24. «Трапеза» за столом для человека считалась безопасным местом, но трапеза нечестивых является сетью. Многие верят в то, что для них является проклятием.

11:11 преткнулись... пасть Форма Павлова вопроса (см. пояснение к ст. 1) и его категоричный ответ подтверждают, что ослепление и ожесточение Израиля носят необратимый характер.
от их падения Т.е. отвержение Израилем Иисуса Христа.
спасение язычникам То, что задолго до этого предсказывалось в Ветхом Завете (ср. Быт 12:3; Ис 49:6; Мф 8:11−12; Мф 21:43; Мф 22:1−14; Деян 13:46−47; Деян 28:25−28).
возбудить... ревность Бог намерен передать Свой дар спасения презренным язычникам (см. пояснение к Деян 22:21−23), чтобы снова повернуть народ к Себе (ст. 25−27).

11:12 оскудение их Лучше было бы перевести «несостоятельность их». Т.е. их несостоятельность признать Иисуса из Назарета их Мессией и быть народом, свидетельствующим о Боге, в результате чего эта привилегия была дана Церкви, состоящей из язычников.
богатство миру Богатство истины о спасении (Быт 12:3; Ис 49:6; ср. 2Кор 8:9).
полнота их Их будущее духовное обновление (Откр 7:4, 9; ср. Зах 8:23; Зах 12:10; Зах 13:1; Зах 14:9, 11, 16). «Падение» и «оскудение» у Израиля временное явление (ст. 25−27).

11:13 Апостол язычников См. Деян 18:6; Деян 22:21; Деян 26:17−18; Еф 3:8; 1Тим 2:7.

11:14 возбужу ли ревность См. пояснение к ст. 11.
моих по плоти Его соотечественники израильтяне (см. пояснение к 9:3).

11:15 отвержение их — примирение мира... принятие. См. пояснение к ст. 12.
жизнь из мертвых Не телесное Воскресение, но переход из духовной смерти к духовной жизни (Ин 5:24). Здесь говорится также о будущем духовном возрождении Израиля (ср. ст. 25−27; Зах 12:10; Зах 13:1).

11:16 начаток Первая часть урожая, которая должна была приноситься Богу (Исх 23:19; Исх 34:26; Лев 2:12; Лев 23:10; Чис 15:19−21; Чис 18:12−13; Втор 18:4).
целое Поскольку начаток представлял весь урожай, то и все тесто можно было назвать святым, отделенным для Бога (ср. Исх 31:15; Лев 27:14, 30, 32; Нав 6:19).
корень Патриархи Авраам, Исаак и Иаков. См. пояснение к 4:13.
ветви Потомки патриархов: народ Израиля.

11:17−24 В этом месте Павел строго предупреждает язычников относительно гордости и высокомерия (ср. ст. 18, 20), поскольку они заняли место Израиля именно по причине его гордости.

11:17 ветвей отломились См. Иер 5:10; Иер 11:16−17; Мф 21:43. Отломились не все, но некоторые ветви Израиля (см. пояснения к ст. 16); Бог всегда сохранял остаток из верующих (ср. ст. 3−4).
дикая маслина, привился В древнем мире маслины были важной культурой. Хотя деревья жили несколько сотен лет, некоторые ветви переставали плодоносить. В этом случае на их место прививались ветви молодых деревьев. Павел хочет сказать, что старые бесплодные ветви (Израиль) отламывались, а ветви от дикой маслины (язычники) прививались вместо них.
корня и сока Будучи привитыми, язычники получают обильные благословения Божьего Завета как духовные наследники Авраама (см. пояснения к 4:11; Гал 3:29).
маслины Место Божьего благословения; Божий завет о спасении, заключенный с Авраамом (Быт 12:1−3; Быт 15:1−21; Быт 17:1−27).

11:18 не превозносись В церкви нет места духовной гордости и тем более антисемитизму — мы духовные наследники Авраама (4:11, 16; Гал 3:29).
перед ветвями Неверующими евреями.
но корень — тебя Язычники не являются источником благословения, они привиты к завету спасения, который Бог заключил с Авраамом (ср. Гал 3:6−9, 13−14).

11:19 ветви См. пояснение к ст. 17.
привиться См. пояснение к ст. 18.

11:20 неверием... верою Одни ветви отломились, другие привились только на основании веры и никак не по расовым, этническим, социальным или интеллектуальным характеристикам и не по внешним нравственным проявлениям. Спасение всегда дается только по вере (ср. 1:16−17; Еф 2:8−9).
бойся См. 1Кор 10:12; 2Кор 13:5. Бог будет судить вероотступническую церковь (ср. Откр 2:15−16; Откр 3:16) точно также, как Он осудил вероотступничество Израиля.

11:21 Если Бог не пощадил Израиль («природных ветвей»), Свой избранный народ, то как могут язычники, чуждые Божьих заветов, рассчитывать на пощаду, если они грешат против истины Евангелия?

11:22 видишь благость и строгость Все черты характера Божьего находятся в полной гармонии; нет конфликта между Его благостью и любовью, Его гневом и справедливостью. Принимающие дар Его благодати ощущают Его благость (2:4); отвергающие Его ощущают Его строгость (2:5).
отпадшим Неверующие иудеи, о которых говорится в ст. 12−21. Данное слово в греческом имеет форму глагола, означающего «падать и полностью разрушаться». Отвергающие Божий дар спасения попадают под духовное разрушение.
если пребудешь Подлинная спасительная вера преодолевает все (ср. Ин 8:31; Ин 15:5−6; Кол 1:22−23; Евр 3:12−14; Евр 4:11; 1Ин 2:19).
будешь отсечен Производная от того же греческого корня, что и слово, переведенное как «строгость» в этом же стихе. Бог будет поступать резко и строго с отвергающими Его.

11:23−24 В будущем Израиль покается и склонится перед Мессией (Зах 12:10). Употребляя образное сравнение Павла, можно сказать, что Бог с радостью привьет (верующий) еврейский народ к прежней маслине Своих обетований, потому что она изначально принадлежит ему (9:4) в отличие от диких ветвей (язычников, ср. Еф 2:11−12).

11:25 тайне Это слово используется тогда, когда речь идет о ранее сокрытой истине Нового Завета (см. пояснения к 1Кор 2:7; Еф 3:3−6). Эта тайна состоит из двух частей:
1) Израиль пережил частичное духовное ожесточение и
2) это ожесточение продлится только определенное свыше время. См. пояснение к 16:25.
чтобы вы не мечтали о себе Очередное предупреждение язычникам относительно духовной гордыни и высокомерия (см. пояснение к ст. 17−24).
ожесточение... отчасти Ожесточение народа не распространяется на каждого отдельного еврея. На протяжении всей истории Бог всегда сохранял остаток из носителей веры (См. пояснения к ст. 5, 17).
пока войдет полное число язычников «Пока» относится к определенному моменту времени, «полное» говорит о завершении, «войдет» — в греческом эквивалент этого глагола часто означал приход спасения (ср. Мф 5:20; Мк 9:43, 45, 47; Ин 3:5; Деян 14:22). Духовное ожесточение Израиля (которое началось с непризнания Иисуса Мессией) продлится до того момента, пока не придет к спасению полное число избранных язычников.

11:26−27 Цитата из Ис 59:20−21.

11:26 весь Израиль Т.е. все избранные евреи, которые будут живы в конце скорби, а не остаток верующих евреев, входящих в церковь этого времени (см. пояснения к ст. 5, 17). Поскольку остаток уже принял истину благовестия (см. пояснение к ст. 25), он не нуждается в спасении, которое обещано в данном стихе.
придет от Сиона Избавитель См. Пс 13:7; Пс 52:7; Ис 46:13. Гора Сион есть символ Тысячелетнего царства Господа Иисуса Христа (Пс 109:2).
Сиона См. пояснение к 9:33.

11:27 завет Новый Завет (Ис 59:21; Иер 31:31−34).
когда сниму с них грехи их Цитата из Ис 27:9. Необходимая предпосылка для спасения Израиля (ср. Иез 36:25−29; Евр 8:12).

11:28 благовестию... враги Временное пребывание Израиля в духовном ожесточении (см. пояснение к ст. 25).
в отношении к избранию С точки зрения Божьего выбора для вечности Израиль всегда будет народом Его завета (см. пояснение к ст. 1).
ради отцов Патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), воспреемников Авраамова завета (Исх 2:24; Лев 26:4; 4Цар 13:23).

11:29 дары... непреложны См. пояснение к ст. 1. Божье избрание Израиля, как и отдельных верующих, безусловно и неизменно, потому что корни его находятся в Его совершенной природе, и оно выражено односторонним, вечным заветом с Авраамом (см. пояснение к 9:4).

11:30−31 Бог распространит Свою благодать на неверующий Израиль так же, как Он это сделал с неверующими язычниками (ср. Рим 5:8). Спасение — как евреев, так и язычников — проистекает из милости Божией (ср. 1Тим 1:12−14).

11:32 Сам Он не производит грех (Пс 5:5; Ав 1:13; Иак 1:13), но Бог допускает, чтобы человек впал в греховные наклонности, а затем являет славу, показывая Свою благодать и милость грешникам (ср. Еф 2:2; Еф 5:6).

11:33−36 Павел высказывает свое восхищение величием и премудростью Божьего плана, раскрытого в ст. 1−32. Он провозглашает хвалу Богу не только за Его планы относительно будущего Израиля (гл. 9−11), но и проводит заключительную черту под темой, касающейся оправдания верой (гл. 1−11).

1:33 премудрости См. Пс 103:24; Дан 2:20; Еф 3:10; Откр 7:12.
ведения Всеведение Божие (ср. 1Цар 2:3; 3Цар 8:39; Пс 43:22; Пс 148:5).
пути Божьи цели или постановления, которые превыше человеческого понимания (ср. Пс 35:7); а также методы, которые избирает Бог для осуществления Своих целей (ср. Иов 5:9; Иов 9:10; Иов 26:14).

11:34 Цитата из Ис 40:13.

11:35 Цитата из Иов 35:7.

11:36 См. 1Кор 8:6; 1Кор 15:28; Еф 1:23; Еф 4:6; Евр 2:10. Бог — Источник, Совершитель и Венец всему существующему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.