Римлянам 3 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Тогда какое же преимущество имеет еврей? Какова ценность обрезания?
2 Велика в любом отношении! Прежде всего, евреям были вверены сами слова Божьи.
3 Если кто-то из них и не был верным, что из того? Неужели их неверность отменяет верность Бога?
4 Да запретят Небеса! Бог будет прав, даже если все остальные окажутся лжецами! — как говорят Еврейские Писания*: "Так что Ты, Боже, оказываешься правым в Своём слове и победишь в суде Твоём".
5 Итак, если на фоне нашей неправедности ярче видна праведность Божья, что же скажем? Что Бог не прав, навлекая Свой гнев на нас? (Я говорю так, как обычно говорят люди).
6 Да запретят небеса! Иначе как же Богу судить мир?
7 "Но, — скажешь ты, — если благодаря моей лжи Божья истина укрепляется и приносит Ему большую славу, то как можно судить меня лишь за то, что я простой грешник?"
8 И в самом деле! Почему бы не сказать: (как порочат нас некоторые, заявляя, что мы говорим подобное) "Давайте делать злое, чтобы из этого вышло что-нибудь доброе"? В отношении таких людей справедлив суд!
9 Итак, разве мы, евреи, лучше? Не совсем; ибо я уже доказал, что все люди, евреи и язычники, одинаково находятся во власти греха.
10 Как говорят об этом Еврейские Писания*: "Нет ни одного праведного, ни одного! — Никто не разумеет,
11 никто не ищет Бога,
12 все отвернулись и в это мгновенье стали бесполезными; нет ни одного, кто знает доброту, ни одного!
13 Их глотки — открытые могилы, языками вводят в заблуждение. Змеиный яд под губами их.
14 Их уста полны проклятий и горечи.
15 Их ноги торопятся пролить кровь,
16 на путях их разрушение и муки,
17 и путь мира* не известен им.
18 Нет страха Божьего пред очами их".
19 Более того, мы знаем, что все, что говорит Пятикнижие*, относится к тем, кто живет в рамках Пятикнижия*; чтобы можно было затворить уста любого человека и показать всему миру, что он заслуживает Божьего воздаяния.
20 Ибо в Его глазах никто из живых не может оказаться праведным лишь благодаря законническому исполнению заповедей Пятикнижия*, поскольку Пятикнижие* ясно показывает людям, насколько они грешны.
21 Но вот, независимо от Пятикнижия*, был явлен Божий путь оправдания людей в Его глазах — хотя Пятикнижие* и Пророки тоже свидетельствуют о нём —
22 и это оправдание приходит от Бога через верность Мессии Иисуса* ко всем, кто верит непрестанно. Ибо нет различия между евреем и язычником,
23 поскольку все согрешили и не смогли заслужить похвалы от Бога.
24 По Божьей благодати, незаслуженно, всем дарован статус праведников перед Ним, благодаря поступку, искупающему нас от нашего порабощения греху, совершённому Мессией Иисусом*.
25 Бог предоставил Иисуса* в качестве искупления* за грех, благодаря его верности в жертвенной смерти с пролитием крови. Таким образом доказана праведность Божья; потому что в снисходительности Своей Он [оставляя без наказания или воздаяния] прошёл мимо грехов, совершённых людьми в прошлом;
26 и таким образом доказана Его праведность в настоящем веке тем, что Сам Он праведен, и что именно Он делает людей праведными на основании верности Иисуса*.
27 Итак, уместно ли хвастовство? Ни в коей мере! Какое Пятикнижие* исключает его? Основанное на законническом соблюдении правил? Нет, Пятикнижие*, основанное на доверии [Богу].
28 Потому мы придерживаемся мнения, что человек будет оправдан Богом на основании доверия Ему, а это не имеет отношения к законническому соблюдению повелений Пятикнижия*.
29 Разве Бог является только Богом евреев? Не Бог ли он и язычников? Да, действительно, Он также Бог язычников;
30 потому что, как вы знаете, Бог один. Потому обрезанных Он сочтёт праведными на основании доверия, а также и необрезанных посредством того же доверия.
31 Значит ли это, что мы упраздняем Пятикнижие* подобным доверием [Богу]? Да запретят небеса! Напротив, мы укрепляем Пятикнижие*.

Учебной Библии МакАртура

3:2 слово В других вариантах слово переводится как «истины». Греческое слово логион является уменьшительной формой от часто встречающегося в Новом Завете логос, которое обычно переводится «слово». Это важные высказывания или послания, особенно сверхъестественные. Здесь Павел употребляет его в отношении всего Ветхого Завета — иудеи приняли слово от истинного Бога (Втор 4:1−2; Втор 6:1−2; ср. Мк 12:24; Лк 16:29; Ин 5:39). Иудеи получили великий дар в виде Ветхого Завета, ибо в Нем содержалась истина о спасении (2Тим 3:15) и в общем виде о благой вести (Гал 3:8). Когда Павел сказал «проповедуй слово» (2Тим 4:2), он имел в виду «слова Божии» (1Пет 4:11), содержавшиеся в Писании.

3:3−4 Павел предвидел, что иудеи не согласятся с его утверждениями о том, что Бог не гарантирует осуществление Своих обетований для каждого физического наследника Авраама. Они станут утверждать, что подобное учение отменяет все обетования Божии для иудеев, записанные в Ветхом Завете. Но его ответ отражает как прямое, так и косвенное содержание Ветхого Завета: прежде чем любой иудей, невзирая на чистоту крови его потомков, может наследовать обетования, он должен прийти к покаянию и вере (ср. 9:6−7; Ис 55:6−7).

3:3 верность Божию Бог исполнит все Свои обетования для народа, даже если отдельные иудеи неспособны получить их из-за своего неверия.

3:4 всякий человек лжив Даже если бы все человечество согласилось в том, что Бог неверен в Своих обетованиях, это было бы лишь доказательствам того, что все лживы, но Бог — истинен. Ср. Тит 1:1.
как написано Цитата из Пс 50:6.

3:5−8 Павел заранее отвечает на то возражение, что его учение опровергает саму святость и чистоту Бога (см. пояснения к 3:3−4).

3:5 открывает правду Божию. См. пояснение к 1:17. Подобно тому как ювелир показывает алмаз на черном бархате, подчеркивающем красоту камня.
говорю по человеческому рассуждению Он просто перефразирует слабую, небиблейскую логику своих оппонентов — продукт их естественного невозрожденного разума.

3:6 судить Главная тема Писания (Быт 18:25; Пс 49:6; Пс 57:12; Пс 93:2). Возможно, здесь речь идет о великом будущем дне суда (см. пояснение к 2:5). Павел хочет сказать, что если бы Бог простил грех, то у Него не было бы справедливой основы для суда.

3:8 злословят К величайшему сожалению, благовествование Апостола о спасении благодатью через веру, было извращено его оппонентами, которые заявляли, что оно не только оправдывает грех, но и поощряет греховное поведение (5:20; 6:1−2).

3:9−20 Павел делает следующий вывод в отношении всего человечества: иудей и язычник равны перед Богом (см. пояснения к 1:18−3:20).

3:9 имеем ли мы преимущество? Возможно, «мы» относится к христианам в Риме, которым адресовано данное послание. В природе христиан нет ничего такого, что ставило бы их выше тех, кто, по мнению Павла, находится под осуждением Божиим.
Еллины См. пояснение к 1:14.
под грехом Абсолютно подчинены рабству греха.

3:10−17 Павел приводит ряд цитат из Ветхого Завета, касающихся характера (ст. 10−12), речи (ст. 13, 15) и поведения (ст. 15−17) всех людей. Неоднократное употребление слова «нет» подчеркивает абсолютность человеческого греха и противления.

3:10−12 Цитата из Пс 13:1−3; Пс 52:2−4.

3:10 как написано Обычные вводные слова при цитировании Ветхого Завета (ср. 1:17; 2:24; 3:4; Мф 4:4, 6−7, 10). Время греческого глагола подчеркивает продолжительность и постоянство действия и, тем самым, означает его Божий характер.
праведного ни одного Все человечество живет во зле (ср. Пс 13:1; см. пояснение к 1:17).

3:11 нет разумевающего Человек не способен понять истину Божию или достичь уровня Его праведности (см. Пс 13:2; Пс 52:4; ср. 1Кор 2:14). К сожалению, его духовное невежество является не результатом отсутствия возможности узнать о Боге (1:19−20; 2:15), а выражением его растления и бунта против Бога (Еф 4:18).
никто не ищет См. Пс 13:2. В данном стихе отчетливо подразумевается, что лжерелигии мира представляют собою попытки падшего человека убежать от истинного Бога, а не искать Его. Человеку свойственно по природе искать свой собственный интерес (ср. Флп 2:21), но его единственная надежда — чтобы Бог нашел его (Ин 6:37, 44). Бога ищет лишь то сердце, в котором происходит работа Божья (Пс 15:8; Мф 6:33).

3:12 совратились с пути См. Пс 13:3. Основное значение этого слова «двигаться в неправильном направлении». Так говорилось о солдате, идущем неправильной дорогой, или о дезертире. Все люди склонны к оставлению путей Божьих и поискам собственных путей (Ис 53:6).
нет делающего добро См. пояснение к ст. 10.

3:13 открытый гроб См. Пс 5:10. Гробы запечатывались не только из уважения к умершему, но и для того, чтобы скрыть вид и вонь разлагающегося тела. Как незапечатанный гроб позволяет проходящему мимо видеть и обонять его содержание, так и уста невозрожденного человека извергают гнусные слова, обнаруживая разложение его сердца (ср. Притч 10:31−32; Притч 15:2, 28; Иер 17:9; Мф 12:34−35; Мф 15:18; Иак 3:1−12).
аспидов См. Пс 139:4; ср. Мф 3:7; Мф 12:34.

3:14 злословия Цитата из Пс 9:28. Имеется в виду злое пожелание, выраженное публично неприличными словами.
горечи Демонстративное выражение враждебных чувств в отношении своего врага (ср. Пс 63:4−5).

3:15−17 Цитата из Ис 59:7−8.

3:16 разрушение и пагуба Человек повреждает все, к чему притрагивается, оставляя за собой шлейф боли и страданий.

3:17 пути мира Не отсутствие внутреннего покоя, а склонность человека к противоборству и конфликтам как между отдельными людьми, так и народами (ср. Иер 6:14).

3:18 страха Божия См. Пс 35:2. Истинное духовное состояние человека нигде не проявляется так отчетливо, как в отсутствии надлежащего подчинения и поклонения Богу. Библейский страх перед Богом состоит из:
1) восхищения Его могуществом и славой и
2) благоговейного страха перед последствиями попирания Его святости (см. пояснения к Притч 1:7; ср. Притч 9:10; Притч 16:6; Деян 5:1−11; 1Кор 11:30).

3:19 состоящим под законом Все неискупленные. Иудеи получили писанный закон через Моисея (3:2), а язычники имеют дела закона, написанные на их сердцах (2:15), поэтому и те, и другие подотчетны Богу.
заграждаются всякие уста… виновен Нет защиты от приговора, который Бог выносит всему роду человеческому.

3:20 делами закона Совершенное выполнение нравственного закона Божия невозможно, поэтому каждый человек осужден (см. пояснения к Гал 3:10, 13).
не оправдается См. пояснение к 3:24.
законом познается грех Закон дает знание о грехе, но не спасает. См. пояснение к 7:7.

3:21 — 5:21 Убедительно показав всеобщую подверженность греху и его потребность в праведности (1:18 — 3:20), Павел идет дальше, развивая тему, представленную в 1:17 о том, что Бог явил дар благодати в виде праведности, которая исходит от Него на основе одной лишь веры (3:21 — 5:21).

3:21 Но ныне Речь идет не о времени, а о переходе Апостола к новой аргументации. Показав невозможность достижения праведности человеческими усилиями, он поясняет смысл праведности, которую даровал сам Бог.
независимо от закона Вне всякого подчинения любому закону (4:15; Гал 2:16; Гал 3:10−11; Гал 5:1−2, 6; Еф 2:8, 9; ср. Флп 3:9; 2Тим 1:9; Тит 3:5).
правда См. пояснение к 1:17. Эта правда уникальна:
1) ее источник — Бог (Ис 45:8),
2) она является одновременно наказанием и наставлением закона Божьего.
Заместительная смерть Христова оплачивает наказание тех, кто не смог соблюсти закон Божий, а Его совершенная покорность всем требованиям закона Божьего удовлетворяет требованиям полной правды (2Кор 5:21; 1Пет 2:24; ср. Евр 9:28) и 3) поскольку правда Божия вечна (Пс 118:142; Ис 51:8; Дан 9:24), получающий ее от Него пользуется ею вечно.
свидетельствуют закон и пророки См. пояснение к 1:2.

3:22 через веру… во всех… верующих. См. пояснение к 1:16.

3:22−23 нет различия… славы Божией Здесь поясняется тот факт, что Бог может ниспослать Свою праведность всем верующим, будь то иудей или язычник, потому что все люди без исключения неспособны соответствовать в жизни стандартам Всевышнего.

3:23 все согрешили Павел уже говорил об этом в 1:18 — 3:20.

3:24 оправдание В этом послании слова, связанные тем же греческим корнем (напр. оправдать), встречаются около 30 раз, но больше всего их в 2:13 — 5:1. В греческом языке это был юридический термин, означавший признание невиновности. Вердикт включает: освобождение от вины и наказания за грех, а верующему вменяется праведность Христова, с которой Бог и принимает человека как праведника. Бог перенес вину верующего на Христа через Его жертвенную смерть (Ис 53:4−5; 1Пет 2:24), и Он переносит совершенное повиновение Христа закону Божьему на христиан (ср. 5:19; 1Кор 1:30; см. пояснения к 1Кор 5:21; Флп 3:9). Грешник получает этот дар благодати Божией одной лишь верой (3:22, 25; см. пояснение к 4:1−25). Освящение — труд Божий по превращению в праведников оправданных — отличается от оправдания, но всегда идет вслед за ним (8:30).
даром, по благодати Его Оправдание — это дар благодати Божией, распространяющийся на покаявшегося и уверовавшего грешника, вне всякой зависимости от человеческих достоинств или дел (см. пояснение к 1:15).
искупление За этим словом стоит образ древней работорговли. За освобождение раба или заключенного нужно было уплатить необходимый выкуп. Единственно приемлемая оплата для освобождения грешников от рабства греха и заслуженного наказания заключалась в Иисусе Христе (1Тим 2:6; 1Пет 1:18−19), что и было сделано для удовлетворения справедливости Божией.

3:25 Которого Бог предложил Великая жертва была принесена не тайно, а явно. Бог представил на всеобщее обозрение Своего Сына на Голгофе.
умилостивления Это важнейшее определение жертвы Христа. Это слово передает идею умиротворения или удовлетворения: насильственная смерть Христа удовлетворила оскорбленную святость и гнев Божий против тех, за кого Христос умер (Ис 53:11; Кол 2:11−14). Древнееврейский эквивалент этого слова обозначает крышку ковчега завета, которую первосвященник окроплял кровью жертвенного животного в день искупления за грехи народа. В языческих религиях за умилостивление гнева божества отвечает не бог, а идолопоклонник. Но в реальности человек не может удовлетворить справедливость Божью иначе как вечным адом, если за него не пострадает Христос. Ср. 1Ин 2:2.
через веру См. пояснение к 1:16.
прощении грехов Это не значит безразличие или отпущение грехов. Справедливость Божья требует, чтобы всякий грех и грешник были наказаны. Бог проявил бы справедливость, умертвив Адама и Еву за их грех, а с ними и весь род человеческий. Но в своей благости и милости (см. 2:4), Он отсрочил Свой суд на определенное время (ср. Пс 77:38−39; Деян 17:30−31; 2Пет 3:9)

3:26 к показанию правды Его Это осуществилось через воплощение, безгрешную жизнь и заместительную смерть Христа.
праведным и оправдывающим Премудрость плана Божия позволила Ему наказать Иисуса вместо грешников и таким образом оправдать виновных, не компрометируя Своей справедливости.

3:27 Где же то, чем бы хвалиться? Ср. 4:1−2; 1Кор 1:26−29.

3:28 оправдывается верою См. пояснение к ст. 24. Хотя слова «только» нет в греч. тексте, оно ясно подразумевается Павлом (ср. 4:3−5; см. пояснение к Иак 2:24).
дел закона См. пояснение к ст. 20.

3:29 Бог… язычников Есть только один истинный Бог (ср. 1Кор 8:5−6).

3:31 Зная, что он будет обвинен в антиномианизме (неприятии закона) за утверждение о том, что человек оправдывается независимо от соблюдения закона, Павел здесь начинает приводить аргументы в свою защиту, которые он будет далее развивать в гл. 6−7.
верою… закон утверждаем Спасение благодатью через веру не уничижает закон, а раскрывает его истинное значение:
1) оно оплачивает цену смерти, которая предназначалась каждому, не сумевшему исполнить закон;
2) оно осуществляет первоначальную цель закона, которая заключается в том, чтобы показать полную неспособность человека удовлетворить требованиям Божией праведности и привести людей ко Христу (Гал 3:24) и
3) оно дает верующим способность к повиновению (8:3−4).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.