Римлянам 9 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Я говорю истину — как человек, принадлежащий Мессии, я не лгу; кроме того, свидетельствует моя совесть, руководимая Святым Духом*:
2 моя печаль столь глубока, и боль, не покидающая моё сердце, такова,
3 что желал бы попасть под Божье проклятие и быть отделённым от Мессии, если бы это помогло моим братьям, моей собственной крови и плоти,
4 народу Израиля! Они были усыновлены Богом, проявление славного присутствия Бога* было с ними, им принадлежат договоры, равно как и дарование Пятикнижия*, Храмовое служение и обещания;
5 им принадлежат Патриархи; и от них, если говорить о физическом происхождении, пришёл Мессия, который над всем. Да будет вовеки восхваляем Господь*! Аминь, да будет так*.
6 Однако состояние, в котором Израиль находится сейчас, отнюдь не свидетельствует о том, что Слово Божье не сбылось. Ибо не всякий от Израиля действительно является частью Израиля.
7 В самом деле, не все потомки являются семенем Авраама*; но: "в Исааке* будет тот, кто назовётся твоим 'семенем'".
8 Иными словами, не физические потомки становятся детьми Бога, но только те, к кому относится обещание, считаются семенем,
9 так как обещание говорит вот что: "Я вернусь в назначенное время, и у Сарры* будет сын".
10 И ещё более уместен здесь случай Ревекки*; ведь оба её ребёнка были одновременно зачаты от Исаака*, нашего отца;
11 и прежде, чем они родились, прежде чем они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы Божий замысел осуществлялся по усмотрению самого Бога,
12 и зависел не от их дел, а от Призывающего их), ей было сказано: "Старший будет служить младшему".
13 Это соответствует написанному: "Иакова* Я возлюбил, а Исава* Я возненавидел".
14 Выходит, мы должны сказать: "Бог поступает несправедливо"? Да запретят Небеса!
15 Потому что Он говорит Моисею*: "Я буду милостив к тем, к кому Я милостив, и пожалею тех, кого жалею".
16 Итак, это не зависит от желания людей или от их усилий, но от Бога, обладающего милостью.
17 Ибо Еврейские Писания* говорят фараону: "Я поставил тебя только для того, чтобы показать на твоём примере Мою силу, чтобы стало известным имя Моё по всей земле".
18 Итак, Он милосерден к тем, к кому хочет, и ожесточает тех, кого хочет.
19 Но вы скажете мне: "Тогда почему Он всё же недоволен нами? Кто же противится Его воле?"
20 Кто ты, простой человек, чтобы спорить с Богом? Скажет ли изделие создавшему его: "Зачем сделал меня таким?"
21 Разве гончар не вправе сделать из одного кома глины один кувшин для почётного использования, а другой для непочётного?
22 В таком случае, что из того, если Бог, хотя и желал показать Свой гнев и проявить Своё могущество, всё же был терпелив и снисходителен по отношению к людям, заслуживавшим наказание и достойным погибели?
23 Что если Он делал это, чтобы показать богатство Своей славы тем, к кому обращена Его милость, кого Он предназначил для славы —
24 то есть нам, призванным не только из числа евреев, но и из числа язычников?
25 Как Он и говорит в книге Гошей: "Бывших не Моим народом, Я назову Моим народом; бывшую не любимой, Я назову любимой;
26 и в том месте, где людям говорили: 'Вы не мой народ', они будут названы сыновьями живого Бога!"
27 Но Исайя*, обращаясь к Израилю, взывает: "Если бы даже народ Израиля был числом как песок морской, лишь остаток спасётся.
28 Ибо Господь* сдержит Своё слово на земле непременно и без замедления".
29 Кроме того, как ранее сказал Исайя*: "Если бы Господь Воинств* не оставил нам семени, мы стали бы тем же, что и Содом*, уподобились бы Гоморре*"
30 Итак, что же скажем? Вот что: язычники, хотя и не стремились к праведности, обрели праведность; но в основе этой праведности — доверие Богу!
31 Тогда как народ Израиля, хотя и продолжал неотступно следовать Пятикнижию*, предлагающему праведность, так и не достиг того, что предлагает ему Пятикнижие*.
32 Почему? Потому что они пытались достичь праведности, не исходя из того, что она основана на доверии Богу, но считая, что она основывается на исполнении законнических дел. Они споткнулись о камень преткновения.
33 Как говорят об этом Еврейские Писания*: "Вот Я полагаю на Сионе* камень, о который люди преткнутся, камень, который станет для них ловушкой, но тот, кто поверит ему, не будет уничижён".

Учебной Библии МакАртура

9:1 совесть См. пояснение к 2:15.
в Духе Святом На совесть можно полагаться только тогда, когда она находится под контролем Духа Святого; сама она является несовершенной и ее предупреждения должны проверяться по Слову Божьему (ср. 1Кор 4:3−5).

9:3 быть отлученным Греческое слово анафема, означающее «предать разрушению в вечном аду» (ср. 1Кор 12:3; 1Кор 16:22; Гал 1:8−9). Хотя Павел понимает, что обмен, о котором он говорит, невозможен (8:38−39; Ин 10:28), он искренне выражает глубокую любовь к своим соплеменникам иудеям (ср. Исх 32:32).

9:4 Израильтян Потомки Авраама через Иакова, которому Бог дал новое имя — Израиль (Быт 32:28).
усыновление Не в смысле гарантии спасения каждому рожденному иудеем (см. пояснение к 8:15−23; ср. 9:6), но изначального избрания целой нации для получения Его особого призыва, завета и благословения для служения в роли Его народа — свидетеля (Исх 4:22; Исх 19:6; Ос 11:1; ср. Ис 46:3−4).
слава Облако славы (шекина), которое отображало присутствие Божье в Ветхом Завете (Исх 16:10; Исх 24:16−17; Исх 29:42−43; Лев 9:23). Его слава присутствовала в святое святых как в ковчеге, так и в храме — тронном зале Яхве, Царя Израиля (Исх 25:22; Исх 40:34; 3Цар 8:11).
заветы См. пояснение к Быт 9:16. Завет — это обещание, соглашение или контракт, имеющее силу закона. В Новом Завете это слово трижды употребляется во множественном числе (Гал 4:24; Еф 2:12). Все, за исключением одного, заветы Бога с человеком носят вечный и односторонний характер. Это значит, что Бог пообещал совершить нечто, основанное на Его собственном характере, а не на ответе или действии партнера по соглашению. Всего имеется 6 библейских заветов:
1) завет с Ноем (Быт 9:8−17),
2) завет с Авраамом (Быт 12:1−3; см. пояснение к 4:13),
3) завет закона, данного через Моисея на Синае (Исх 19−31; ср. Втор 29−30),
4) священнический завет (Чис 25:10−13),
5) завет о вечном царстве через величайшего сына Давидова (2Цар 7:8−16) и
6) Новый Завет (Иер 31:31−34; Иез 37:26; ср. Евр 8:6−13).
Все заветы вечны и односторонни за исключением Моисеева завета, поскольку грех Израиля отменил его, и он был заменен Новым Заветом (ср. Евр 8:7−13).
богослужение Лучше было бы перевести «храмовое служение», потому что имеется в виду вся система жертвоприношений и обрядов, которую Бог открыл через Моисея (ср. Исх 29:43−46).
обетования Возможно, здесь подразумевается обещанный Мессия, Который произойдет из Израиля и принесет вечную жизнь и вечное царство (ср. Деян 2:39; Деян 13:32−34; Деян 26:6; Гал 3:16, 21).

9:5 отцы Патриархи Авраам, Исаак и Иаков, через которых исполнилось обещание о Мессии.
Христос... Бог, благословенный во веки Прежде всего имеется в виду не благословение, а утверждение наивысшей Божественности Христа.

9:6 слово Божие Имеются в виду особые привилегии и обетования, которые Бог явил Израилю (ст. 4; ср. Ис 55:11; Иер 32:42).
не все те Израильтяне, которые от Израиля Не все физические потомки Авраама являются истинными наследниками обетования. (см. пояснения к 2:28−29).

9:7 Чтобы проиллюстрировать суть ст. 6, Павел напоминает читателям, что всеобъемлющие обетования, данные Аврааму, не имели в виду каждого его потомка по крови, но только продолжателей рода Исаака. Ср. Быт 21:12.
дети Только потомки Исаака могли называться детьми Авраама, наследниками обетования для великого народа (Быт 17:19−21).

9:8 плотские дети Другие дети Авраама от Агари и Хетуры не были избраны для унаследования данного ему обета.
дети Божии Павел подчеркивает тот факт, что не все дети Авраама принадлежали к реальному народу Божию, т. е. народу Израильскому. Точно также не все истинные дети Авраама через Исаака являются истинным духовным народом Божиим, наследующим обетования, данные духовным детям Авраама (4:6, 11; ср. 11:3−4).

9:9 Цитата из Быт 18:10.

9:11 родились Близнецы Иаков и Исав.
не сделали ничего доброго или худого Бог избрал Иакова вместо Исава для продолжения рода не на основании его личных достоинств или недостатков.
изволение Божие в избрании То, что выбор Божий пал на Иакова, объясняется лишь Его изначальным планом и является идеальным примером избрания к спасению. Бог избрал некоторых иудеев и некоторых язычников — но не всех — к спасению.

9:12 не от дел, но от Призывающего Тот факт, что Бог остановил Свой выбор на Иакове до рождения его и его брата без учета каких-либо личных достоинств показывает, что избрание к духовной жизни не связано ни с какими человеческими усилиями и основывается исключительно на прерогативе Бога, Который и делает Свой выбор (см. пояснение к 8:19; ср. 1Кор 1:9). Далее цитируется Быт 25:23.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел Цитата из Мал 1:2−3. Главное в этом стихе — не выражение ненависти к Исаву и его потомству. Малахия, который написал эти слова через более, чем 1500 лет после смерти братьев, сравнивал их потомков (Израиля и Едома), которые вышли из их лона. Бог избрал одного для Своего благословения и покровительства, а другого оставил для высшего суда.

9:14 Неужели неправда у Бога? Павел в очередной раз предвосхищает возражения своих читателей: если Бог должен был избрать некоторых людей к спасению и поставить их над другими независимо от их заслуг и поступков, то Он поступал произвольно и несправедливо (ср. Быт 18:25; Пс 7:10; Пс 47:11; Пс 70:19; Пс 118:137, 142; Иер 9:23−24).

9:15 Цитата из Исх 33:19. В ответ на обвинение в том, что учение о суверенном выборе Божьем противоречит Его справедливости, Павел приводит это место из Ветхого Завета, которое ясно говорит о том, что Бог абсолютно свободен в Своих решениях и избирает тех, кто будет спасен, не изменяя Своей совершенной природе. Он определяет, кто получит Его милость.

9:16 помилование Божье избрание определяет людей к вечной жизни (см. пояснение к 8:29).
желающего Спасение инициируется не человеческим выбором — даже вера есть дар Божий (см. пояснение к 1:16; ср. Ин 6:37; Еф 2:8−9).
от подвизающегося Спасение нельзя заслужить человеческими усилиями (см. пояснение к ст. 11).

9:17 Цитата из Исх 9:16. Как и в ст. 15, здесь приводится цитата из ВЗ, показывающая, что Бог по Своему изволению избирает, кто будет служить Его целям и как.
поставил тебя Имеется в виду движение вперед или вверх. Этим словом часто обозначалось возвышение отдельных личностей или народов (ср. Ав 1:6; Зах 11:16). Несомненно, фараон считал, что его положение и поступки исходили из свободного выбора и поставленных им целей, но в действительности он был поставлен для того, чтобы служить цели Божьей.
имя Мое Всеобъемлющая сущность Бога (ср. Исх 34:5−7).

9:18 Своей могущественной рукой Бог освободил Израиль из-под власти фараона, явив две важнейшие истины. И Моисей, и фараон были грешниками, причем убийцами, в равной степени достойными гнева Божьего и Божьей кары. Но Моисей получил от Бога милость, а фараон получил осуждение, потому что такова была воля Бога Вседержителя (ср. 11:7; Нав 11:18−20; 1Фес 5:9; 2Пет 2:12).
ожесточает Греческое слово буквально означает сделать что-то твердым или прочным, но часто оно употреблялось и в переносном смысле и означало проявление упрямства. В Исх 10 раз говорится о том, как Бог ожесточает сердце фараона (напр. 4:21; 7:3, 13) и несколько раз о том, что фараон ожесточает свое собственное сердце (напр. 8:32; 9:34). Это не значит, что Бог намеренно творил в сердце фараона неверие или какое-либо другое зло (ср. Иак 1:13). Он просто убирал Свое влияние, которое обычно противостояло греху и позволял злому сердцу фараона полностью отдаваться греху (ср. 1:24, 26, 28).

9:19 за что же еще обвиняет? Возникает возражение: как может Бог обвинять человека в грехе и неверии, если Он предопределил свыше его судьбу?

9:20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Форма ответа Павла ясно показывает, что он обращается не к тем, кто искренним сердцем ищет ответа на очень трудный вопрос, а к тем, кто ищет оправдания своим грехам и неверию.

9:20−21 Приводя известный из Ветхого Завета пример с горшечником (ср. Ис 64:6−8; Иер 18:3−16), Павел показывает, что неразумно и губительно человеку ставить под сомнение выбор Божий ко спасению отдельных грешников, как невозможно горшку задавать вопросы о целях горшечника.

9:22−23 В этих стихах не предполагается определить природу зла или объяснить, почему Бог допускает его, но в них даются три причины, по которым Он допускает его присутствие и действие:
1) чтобы явить Свой гнев;
2) чтобы показать Свою власть и
3) продемонстрировать неисследимое богатство своей милости.
Одни получают заслуженную справедливость (6:23), другие получают милость даром благодати.

9:22 Что же, если Этими словами начинается констатация факта в форме риторического вопроса.
желая Греческое слово носит оттенок божественного намерения, а не обычного желания.
щадил По справедливости Бог мог бы уничтожать грешника после первого его согрешения, но Он долготерпит и не воздает сразу же за каждый грех вечную кару. См. пояснение к 2:4.
сосуды гнева Возвращаясь к примеру горшечника, Павел говорит о тех, кого Бог не избрал ко спасению, но скорее допустил, чтобы они несли справедливое возмездие за свой грех — гнев Божий (см. пояснение к ст. 18).
готовые к погибели Бог не делает людей греховными, а в ответ на их своеволие оставляет их в избранном ими грехе (см. пояснение к ст. 18).

9:23 славы Величие Его характера особенно ощутимо в благодати, милости, сострадании и прощении, которые Он дарует грешникам через Христа.
сосудами милосердия Избранные Им ко спасению.
которые Он приготовил Имеется в виду Божественное избрание (см. пояснение к ст. 29).

9:25−33 В заключение Павел говорит о том, что неверие Израиля не входит в планы Божии относительно искупления, приводя места из Ветхого Завета, говорящие о предсказаниях пророков по этому поводу (8:25−29) и обоснованиях веры (ст. 30−33).

9:25−26 Павел цитирует Ос 1:9−10; Ос 2:23. Осия говорит о великом восстановлении Израиля для Бога, а Павел подчеркивает, что за таким восстановлением стоит нынешнее противление Богу. Именно поэтому неверие Израиля соответствует ветхозаветным откровениям.

9:27−28 См. Ис 10, 22−23. Исаия пророчествовал о поражении и рассеянии Южного царства Иудеи, которое Бог допустит по причине неверия. Павел указывает на то, что предсказанное Исаией рассеяние будет лишь прообразом отвержения Израилем Мессии и последующего разрушения и рассеяния Израиля.

9:29 См. Ис 1:9. Опять же от гнева Божьего спасется лишь часть Израиля и лишь по Его милости.
Господь Саваоф Ср. Иак 5:4. В Ветхом Завете это слово означало «Господин воинств», т. е. верховную и безграничную власть Бога.

9:30−32 В заключение темы о Божественном выборе Павел напоминает своим читателям, что хотя Бог избирает одних на получение Его милости, Он не является причиной того, что другие получают осуждение, и ничего не делает к их погибели; причина заключается в их неверии в благую весть (ср. 1Фес 2:10). Грешники осуждены за их собственные грехи, наивысшим из которых является отвержение Бога и Христа (ср. 2:2−6, 9, 12; Ин 8:21−24; Ин 16:8−11).

9:30 праведность от веры Праведность, которая идет от Бога на основании веры (см. пояснение к 1:17).

9:31 закона праведности Праведность, заслуженная соблюдением закона (ср. 3:20; см. пояснение к 8:3).

9:32 не в вере См. пояснения к 3:21−24.
делах закона Исполнение всего, предписанного законом (ср. Гал 2:16; Гал 3:2, 5, 10).

9:33 См. Ис 8:14 и Ис 28:16. Задолго до прихода Христа ветхозаветные пророки предсказывали, что Израиль не примет Мессию, показав еще раз, что его неверие полностью совпадает с Писанием.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.