1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 При этом продолжайте настойчиво добиваться того, что даётся Духом; а особенно способности пророчествовать.
2 Ибо тот, кто говорит на ином языке, говорит это не людям, а Богу, так как никто не может понять его, поскольку он произносит тайны силой Духа,
3 пророчествующий же говорит людям, наставляя, ободряя и утешая их.
4 Человек, говорящий на ином языке, назидает самого себя, а пророчествующий назидает собрание.
5 Я хотел бы, чтобы все вы говорили на иных языках, но ещё больше я хотел бы, чтобы все вы пророчествовали. Пророчествующий более велик, чем говорящий на иных языках, если только нет истолкования его слова, чтобы собрание получило назидание.
6 Братья, предположим, я приду к вам сейчас и стану говорить на иных языках. Какая вам от этого будет польза, если я не принесу вам никакого откровения, или знания, или пророчества, или учения?
7 Даже если взять неживые музыкальные инструменты, к примеру, флейту или арфу, то как можно узнать мелодию, если одну ноту невозможно отличить от другой?
8 И если сигнальная труба издаёт неясный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 так же и с вами: как кто-либо узнает, о чём вы говорите, если вы своим языком произносите нечто нечленораздельное? Вы будете просто говорить в воздух!
10 В мире, несомненно, существует много различных звуков, но нет ни одного, который бы вообще ничего не значил;
11 если же я не понимаю значения звуков, произносимых кем-либо, я буду словно иностранец для этого человека, а он будет иностранцем для меня.
12 Так же и с вами: поскольку вы ревностно ищете того, что даётся Духом, стремитесь в особенности к тому, что способствует назиданию собрания.
13 Итак, тот, кто говорит на ином языке, должен молиться о способности истолковывать.
14 Ибо если я молюсь на ином языке, дух мой молится, но мой разум не приносит плода.
15 Что из того? Буду молиться духом, буду молиться и разумом; буду петь духом, буду петь и разумом.
16 Иначе, если ты благодаришь духом, как же не получивший должного наставления, сможет сказать: "Аминь, да будет так*" после твоего благодарения, ведь он не понимает, что ты говоришь?
17 Ибо, несомненно, ты хорошо благодаришь, но другой человек не получает назидания.
18 Я благодарен Богу за то, что говорю иными языками больше, чем кто-либо из вас,
19 но когда собирается община, я лучше скажу пять слов своим разумом, чтобы дать наставление другим, чем десять тысяч слов на ином языке!
20 Братья, не будьте детьми по уровню мышлении. В злом будьте словно младенцы, но в своём мышлении будьте зрелыми людьми.
21 Написано в Пятикнижии*: "Иными языками, устами чужеземцев буду говорить с народом этим. Но и тогда они не послушают Меня", — говорит Господь*.
22 Таким образом, языки — это знамение не для верующих, а для неверующих, тогда как пророчество не для неверующих, а для верующих.
23 Итак, если сойдётся всё собрание, и каждый будет говорить иными языками, и войдут люди незнающие или неверующие, не скажут ли они, что вы сумасшедшие?
24 Если же все вы пророчествуете, и войдёт какой-либо неверующий или незнающий человек, он всеми будет обличаться в грехе, всеми осуждаться,
25 и тайны его сердца будут раскрыты; так что он падёт ниц и прославит Бога, говоря: "Бог истинно среди вас!"
26 К какому же выводу мы приходим, братья? Всякий раз, как вы собираетесь, пусть каждый подготовит псалом, или учение, или откровение, либо же использует свой дар языков и даст истолкование; и всё это пусть будет для назидания.
27 Если кто-либо говорит иными языками, пусть это делают двое или, самое большее, трое, и все по очереди; а кто-нибудь пусть истолковывает.
28 Если нет никого, кто мог бы истолковать, тогда говорящие иными языками пусть молчат во время собрания — они могут говорить себе и Богу.
29 Пусть говорят пророки, двое или трое, а остальные размышляют над их словами.
30 Если же тому пророку, который сидит, что-то открывается, пусть говоривший первым помолчит.
31 Вы можете пророчествовать по очереди, а в результате все чему-то научатся и все получат утешение.
32 Кроме того, духи пророков подвластны пророкам;
33 поскольку Бог — Бог не беспорядка, но мира*. Как и во всех общинах Божьего народа,
34 пусть жёны молчат во время собрания; им не позволяется громко говорить. Пусть они находятся в подчинении, как и в Пятикнижии* сказано;
35 если же они хотят что-то узнать, пусть спрашивают у своих мужей дома; потому что для женщины непристойно громко разговаривать во время собрания.
36 Разве слово Божье первоначально возникло у вас? Или вы единственные, кого оно достигло?
37 Если кто-то полагает, что он пророк, или наделён Духом, тогда пусть признает, что всё, что я пишу вам, — это повеление Господа.
38 Если же кто-то не признаёт этого, пусть и его не признают.
39 Итак, братья мои, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать; и не запрещайте говорение иными языками;
40 только пусть всё делается надлежащим образом и организованно.

Учебной Библии МакАртура

14:1 Достигайте любви Эти слова являются повелением каждому верующему. Поскольку отсутствие любви было коренной проблемой в Коринфской церкви, только что описанная праведная любовь должна была стать для них предметом особенно ревностного и внимательного поиска.
ревнуйте о дарах духовных Любовь не мешает проявлениям духовных даров. Поскольку Павел осуждает показные дары (12:31) и возвышение друг над другом (12:14−25), кто-то мог бы подумать, что от даров лучше отказаться во имя единства церкви. С другой стороны, духовные дары ниспосланы свыше Богом каждому верующему и необходимы для строительства церкви (12:1−10). Ревность о них, в данном контексте, следует понимать как коллективное и верное служение Ему, а не личное стремление получить тот дар, которого нет у другого. Все собрание церкви в Коринфе должно было помышлять о полном выражении даров в их служении. Слово «вы» подчеркивает общее желание церкви.
особенно… пророчествовать Следовало ревновать об этом духовном даре, потому что жизнь церкви не могла созидаться одними только языками (ст. 5).

14:2−39 Хотя это не отражено в некоторых переводах, различие между «языком» и «языками» очень важно для истолкования данной главы. Представляется, что Павел употребляет единственное число для обозначения дара языческой тарабарщины, а множественное — для подлинного дара иностранных языков (см. пояснение к ст. 2). Возможно, именно поэтому переводчики перед каждым словом в единственном числе ставили слово «неизвестный» (см. ст. 2, 4, 13, 14, 19, 27). Есть веские основания для такого различения. Помня о плотских началах и экстатической речи, почерпнутых из языческого прошлого, Павел отмечает три основных момента, касающихся говорения на языках по дарованию Святого Духа:
1) его низший уровень по отношению к пророчеству (ст. 1−19);
2) его цель — знамение не для верующих, а для неверующих (ст. 20−25) и
3) чинный, пристойный и ограниченный порядок его применений (ст. 26−40).

14:2 говорит на незнакомом языке Здесь употребляется единственное число (см. пояснение выше; ср. ст. 4, 13, 14, 19, 27), что подразумевает тарабарщину экстатической языческой речи. Тарабарщину нельзя поставить во множественное число, так как нет различных видов не-языка. Однако есть различные языки, поскольку, говоря об истинном даре языка, Павел показывает различие употреблением множественного числа (ст. 6, 18, 22, 23, 29). Единственное исключение составляют ст. 27, 28 (см. пояснения там же), где речь идет об одном человеке, говорящем на одном языке.
говорит не людям, а Богу Лучше перевести «богу» В греческом тексте нет определенного артикля (см.схожий перевод в Деян 17:23 «неизвестному богу»). Их тарабарщина была поклонением языческим божествам. В Библии нет ни одного упоминания о том, чтобы верующий когда-либо говорил с Богом на языке, отличном от нормального человеческого.
никто не понимает его, он тайны говорит духом Плотских коринфян не волновало, понимает ли кто их исступленную языческую речь, они желали лишь явить необычайное зрелище. Дух, которым они говорили, не был Святым Духом, а их собственным человеческим или бесовским духом; и тайны, которые они провозглашали, были связаны с языческими таинственными религиями. Эти тайны считались особыми глубинами, доступными для знания и понимания лишь малому числу избранных. Они не имели ничего общего с тайнами, упомянутыми в Писании (напр., Мф 13:11; Еф 3:9), которые являются Божиими откровениями ранее сокрытых истин (см. пояснения к 12:7; Еф 3:3−6).

14:3 пророчествует Полным противопоставлением ненормальным притворным языкам был дар подлинного пророчества и проповеди истины (см. пояснение к 12:10). Он обеспечивал возрастание в истине, склонность к послушанию, утешение в горе — чего и желал Господь для Своей Церкви. Духовные дары всегда служат во благо другим, а не себе самому.

14:4 незнакомом языке Снова (как и в ст. 2) Павел говорит в единственном числе, имея в виду языческую тарабарщину, и с иронией (ср. ст. 16; 4:8−10, где звучит та же ирония) отмечает ее эгоистичность, как форму некоего самоутверждения. Это внутреннее самовозвеличивание исходит из чувства гордыни, которое ведет к еще большей гордыне.
назидает церковь См. пояснение к 12:7.

14:5 вы все говорили языками… пророчествовали Употребляя множественное число «языками», Павел говорит о реальном даре языков (см. пояснение к ст. 2). Очевидно, это не было истинным желанием Павла, даже в отношении истинного дара, поскольку сама эта мысль невозможна, как противоречащая распределению даров свыше самим Богом (12:11, 30). Он просто высказывает предположение, что если бы они неотступно молили о ниспослании даров, то должны были бы искать самого важного и ценного дара для церкви. Языки имеют значение для церкви только в случае наличия истолкования (переведенное так греческое слово имеет значение перевода). Где бы Господь ни давал дар языков, Он также давал дар истолкования, чтобы это служило к назиданию. Не бывало никогда, чтобы дар проявлялся без истолкования (ст. 28) с тем, чтобы церковь всегда была бы назидаема.

14:6 если я приду к вам… какую принесу вам пользу Даже Апостол, говорящий языками, не мог принести церкви духовной пользы при отсутствии истолкования, проясняющего откровение и знание для понимания проповеди и научения. Любое частное употребление этого дара исключено по нескольким причинам:
1) это знамение для неверующих (ст. 22),
2) нужен переводчик, чтобы дать понимание даже самому говорящему (ст. 2) и
3) он должен назидать церковь (ст. 6).

14:7−9 Здесь Павел иллюстрирует свою предыдущую мысль о бесполезности даже истинного дара без перевода для церкви. Если даже бездушные музыкальные инструменты должны производить раздельные звуки, то насколько более осмысленной должна быть человеческая речь, особенно, когда она имеет дело со служением Богу (см. пояснение к ст. 23).

14:10, 11 Павел просто указывает на очевидное: цель всякого языка — общение, а не впечатление, и тем более, не смешение понятий, как это было у коринфян с их притворными языками. Именно так было дело в первом случае говорения на языках: каждый слышал Апостолов, говорящих на его наречии (Деян 2:6; ср. ст. 8). Это место абсолютно ясно указывает на то, что истинный дар языков никогда не имел ничего общего с бессмысленной тарабарщиной, но был человеческим языком, подлежащим переводу (ст. 13).

14:12 Снова Павел вернулся к вопросу назидания — центральному в теме о дарах (12:7).

14:14−17 Павел продолжает с иронией говорить (ср. ст. 16; 4:8−10) о притворных языках, используя поэтому слово «язык» в единственном числе (см. пояснения к ст. 2−39) и имея в виду поддельный дар. Он высказывает предположение о неразумности и бессмысленности исступленного говорения. Говорящий не понимает самого себя, и какая польза молится Богу или славить Бога без понимания? Никто не может сказать «Аминь» на такую бессмыслицу.

14:16 простолюдин Переведенное так греческое слово, означает несведущего или необразованного человека.

14:18 я более всех вас говорю языками Павел подчеркивает, что говоря обо всем этом, он не осуждает подлинные языки (множ. число) и не завидует, как некоторым могло показаться, обладателям такого дара, которого нет у него самого. Здесь он перестает говорить гипотетически о говорении притворными языками. В действительности он имел больше подходящих случаев пользоваться этим истинным даром, чем остальные (хотя мы не встречаем упоминаний о конкретных случаях). Он знал истинный дар и правильно пользовался им. Однако, примечательно, что в Новом Завете нет упоминаний о том, чтобы Павел пользовался этим даром. В посланиях Павла нет также конкретного упоминания о пользовании этим даром каким-либо другим христианином.

14:19 других наставить Здесь он обобщает сказанное, т.е. говорит о важности назидания других и обязательном понимании.

14:20−25 Это очень важное место говорит о первейшем назначении дара языков. Павел ясно показал, что такое говорение не является обязательным для всех верующих, поскольку оно дается свыше, как и все другие дары (12:11). Оно не связано с крещением Святым Духом, которое получают все верующие (12:13), а также не является высочайшим признаком духовности, а скорее даром низшего порядка (ст. 5). Из-за всего этого и искажения реального дара коринфянами, Апостол дает принципы для его надлежащего и ограниченного действия как знамения.

14:20 на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни Большинство верующих в Коринфе представляли собою противоположное тому, к чему призывает здесь Павел. Они были крайне искушены в зле и сильно нуждались в мудрости. Особенная зрелость ума была необходима для понимания дара языков и пользования ими, потому что яркий и привлекательный характер этого дара делал его таким желанным для плоти. Он просит своих читателей отложить в сторону эмоции и опыт, а также желания плоти и гордыни и глубоко задуматься над назначением языков.

14:21 написано Пересказывая слова пророка из Ис 28:11−12, Павел напоминает, что за несколько столетий Господь предсказывал, что однажды он употребит людей с другими языками, т.е. иностранцев, говорящих на незнакомых языках, как знамение неверующему Израилю, который «не услышит Меня». Эти «другие языки» — то, что они знали как дар языков, данный исключительно как знамение неверующему Израилю. Это знамение имело три уровня: проклятие, благословение и власть. Говоря о проклятии, Павел привел слова Исаии, предупреждающие Иудею о наказании со стороны Ассирии (см. пояснения к Ис 28:11−12). Начальники посчитали его слова слишком простыми и отвергли его. Придет время, сказал пророк, когда они услышат ассирийский язык, говорящий об осуждении, который они не смогут понять. Подобным образом Иеремия говорил о вавилонянах, которые тоже должны были прийти и уничтожить Иудею (ср. Иер 5:15). Когда в день Пятидесятницы Апостолы говорили на различных иностранных языках (Деян 2:3−12), иудеи должны были бы знать, что сбылись в истории пророчества об осуждении сначала через ассирийцев, а затем через вавилонский плен, и что новая беда обрушится на них снова за отвержение Христа, включая разрушение Иерусалима (70 г. по Р.Х.), как это уже случилось в 586 г. до Р.Х. после его захвата Вавилоном.

14:22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих Далее он ясно объясняет, что все языки предназначены для неверующих. Другими словами, этот дар не имеет смысла, когда в церкви каждый присутствующий является верующим. И когда однажды целью знамения было произнести осуждение или проклятие Израилю и осуждение свершилось, то и цель прекратилась вместе с чудесным даром. Благословением этого дара было то, что Бог создаст новый народ из иудеев и язычников, который будет Его народом (Гал 3:28), чтобы Израиль возревновал и однажды покаялся (см. Рим 11:11−12, 25−27). Так знамение было повторено, когда язычники вошли в церковь (Деян 10:44−46). Знамение также дало власть тем, кто проповедовал и осуждение, и благословение (2Кор 12:12), включая Павла (ст. 18).
пророчество… для верующих Дар же пророчества предназначен только верующим, которые по своей новой природе и при помощи Святого Духа способны постигать духовную истину (ср. 2:14; 1Ин 2:20, 27).

14:23 если… все станут говорить незнакомыми языками Как Павел поясняет более подробно ниже (ст. 27, 28), когда дар языков использовался даже для неверующих и в соответствующий период истории он начинал бесконтрольно преобладать в церкви, устанавливался сильный беспорядок, который бесчестил и дискредитировал церковь.
беснуетесь Переведенное так с греческого слово означает быть в исступленном состоянии. Когда явился настоящий дар в Деян 2, там не было безумия и каждый понимал свой язык (ст. 11). В Коринфе же был харизматический хаос.

14:24−25 Но когда все пророчествуют Это означает во всеуслышание провозглашать Слово Божие (см. пояснение к 2:10). «Все» не означает все одновременно (см. ст. 31), а скорее предполагает, что если бы вместо какофонии, создаваемой всеми коринфянами, они все проповедовали Слово, то воздействие на неверующих было бы необычайно мощным, благая весть была бы почитаема, а души обращались бы к поклонению Богу.

14:26−40 В этой последней части, посвященной языкам, главное внимание обращено на постоянное ограничение их использования ради благопристойности в церкви. Возможным оппонентам этой точки зрения следует заметить, что если кто-то допускает, что этот дар все еще проявляется сегодня, то современное движение полностью дискредитировало бы себя отказом от выполнения ясных четких указаний, содержащихся в этих стихах.

14:26 у каждого из вас есть Кажется, что в этом собрании не все было чинно и благопристойно (ст. 33). Примечательно, что не упоминаются старшие братья или пасторы и даже не говорится о контроле со стороны пророков (см. ст. 9, 32, 37). Все участвовали «по случаю» и «по мере» своего желания.
псалом Чтение или пение псалма из Ветхого завета.
поучение Возможно, речь идет об учении или теме, представляющей особый интерес (ст. 33).
язык В единственном числе обычно имеется ввиду притворный язык. См. пояснения к ст. 2−39.
откровение То, что некоторые считали словом от Бога, ошибочно оно или подлинно.
истолкование То, что связано с содержанием языка.
к назиданию Таким образом Павел призывает к наведению порядка. Назидание — это цель (ср. ст. 3−5, 12, 17, 26, 31), которой нельзя было достичь в хаосе Коринфской церкви (ср. 1Фес 5:11; Рим 15:2−3).

14:27−28 Эти стихи говорят о порядке осуществления данного дара:
1) только два или три человека пользуются им в одном служении;
2) говорят только по очереди друг за другом;
3) только с истолкователем. В остальных случаях следовало размышлять и молиться молча.

14:29−31 Поскольку в пасторских посланиях Павла (1-е, 2-е Тимофею, Титу) не упоминается о пророках, кажется очевидным, что это уникальное действие прекратилось в церкви даже до окончания апостольской эры. Когда же Павел писал коринфянам, пророки все еще занимали центральное место в их церкви (ср. Деян 13:1). Он дал им 4 правила для проповеди:
1) говорить только двоим или троим;
2) остальные пророки должны были оценивать сказанное;
3) если одному Бог давал откровение, то говорящий в то время должен был дать возможность высказаться слышащему от Бога и
4) все пророки должны были говорить по очереди. См. пояснения к Еф 2:20; Еф 4:11.

14:32 Пророки должны были не только с различением оценивать других, но они должны были также владеть собою. Богу не угодны проявления вне духа и вне разума. Те, кто принимали и возвещали истину, должны были иметь ясный рассудок. При принятии проповеди Слова Божьего не было ничего вычурного, неподвластного контролю разума или дикого, как это имеет место при бесовских проявлениях.

14:33 неустройства Здесь ключ к пониманию всей главы. Поклонение Богу в церкви должно отражать Его характер и природу, потому что Он есть Бог мира и гармонии, порядка и ясности, а не борьбы и неустройства (см. Рим 15:33; 2Фес 3:16; Евр 13:20).
Так бывает во всех церквах Эта фраза не принадлежит к ст. 33, а к ст. 34 в качестве логического вступления ко всеобщему принципу для церквей.

14:34−35 Жены… в церквах да молчат Этот принцип универсален для всех церквей. Женщины молчат в любой церкви независимо от места расположения и культурной эпохи. Контекст данного стиха имеет в виду пророчество, но относится и ко всему содержанию главы, т.е. языкам. Они должны занимать не ведущее, а второстепенное место согласно Слову Божьему (см. пояснения к 11:3−15; Быт 3:16; 1Тим 2:11−15). Не случайно, что многие сегодняшние церкви, где имеется говорение на языках и утверждается о наличии исцелений и чудотворений, разрешают женщинам начальствовать, проповедовать и учительствовать. Женщины могут быть одаренными учителями, но Бог не разрешает им «говорить» в церкви. По сути дела, это для них «неприлично», а значит «недостойно». Очевидно, некоторые женщины не подчинялись порядку и нарушали его, задавая во всеуслышание вопросы во время неупорядоченных служений.

14:36−37 Павел знал, что коринфяне отреагируют на все эти строгие установления требованием свободы для всех во время служений. Среди несогласных могут оказаться пророки, говорящие на языках, и женщины. Поэтому он предвидел такое несогласие и с иронией обращается к тем, кто ставит себя выше его слова, и таким образом, выше Писания, отвергая или истолковывая Писание в соответствии со своими убеждениями. Если кто-то действительно был пророком или действительно обладал даром языков, то он или она подчинится принципам, открытым Богом через Апостола.

14:36 от вас вышло слово Божие? См. пояснения к 1Фес 2:13; 2Тим 3:15−17; 2Пет 1:19−21.

14:38 не разумеет Т.е. любой, кто не признает учения Павла, не должен считаться настоящим служителем, одаренным от Бога.

14:39 не запрещайте… языками Признанные языки были ограничены целью и продолжительностью, но поскольку они еще широко присутствовали в ранней церкви, им нельзя было препятствовать. Но самым желанным даром было пророчество из-за его способности назидать, увещевать и утешать в истине (ст. 3).

14:40 См. пояснение к ст. 33.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.