Евреям 7 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Мелхиседек*, царь Салима*, священник* Бога Всевышнего*, встретил Авраама*, возвращающегося с места поражения царей, и благословил его.
2 Авраам* же отдал ему десятую часть всего. Итак, прежде всего, исходя из значения его имени, он "царь праведности", а кроме того, царь Салима*, что значит "царь мира".
3 Нет никаких сведений о его отце, матери, прародителях, рождении и смерти; но, подобно Божьему Сыну, он остаётся когеном навечно.
4 Подумайте только, насколько велик он был! Даже Патриарх Авраам* отдал ему десятую часть лучших трофеев.
5 Далее, потомки Левия*, ставшие священниками*, имеют в Пятикнижии* заповедь брать с народа десятую часть дохода, то есть со своих собственных братьев, несмотря на то, что те тоже происходят от Авраама*.
6 Однако Мелхиседек*, не будучи потомком Левия*, взял с Авраама* десятую часть. Кроме того, он благословил Авраама*, получившего обещания от Бога;
7 а благословляющий, вне всяких сомнений, выше благословляемого.
8 Более того, в случае священников* десятая часть берётся смертными людьми; а в случае Мелхиседека* она берётся тем, кто, судя по свидетельствам, всё ещё жив.
9 Можно пойти ещё дальше и отметить, что Левий*, который сам получает десятую часть, заплатил десятину в лице Авраама*;
10 поскольку находился в теле своего праотца Авраама*, когда тот встретил Мелхиседека*.
11 Следовательно, если бы было возможно достигнуть цель через систему священников*, восходящую к Левию* (так как в связи с этой системой народу было даровано Пятикнижие*), для чего нужен был бы священник* иного рода, о котором сказано, что он сравним с Мелхиседеком* и отличен от Аарона*?
12 Ибо если система священников* была преобразована, непременно должно произойти и преобразование Пятикнижия*.
13 Тот, о ком идёт речь, принадлежит другому колену, из которого никто и никогда не служил у жертвенника;
14 так как всем известно, что наш Господь произошёл из [колена] Иуды*, и что Моисей*, говоря о священниках*, не сказал об этом колене ни слова.
15 Это становится ещё очевиднее, если появляется "священник* иного рода", подобный Мелхиседеку*,
16 который стал священником* не на основании предписания Пятикнижия* о физическом происхождении, но по причине силы жизни, не подвластной уничтожению.
17 Поскольку сказано: "Ты священник* НАВЕКИ, сравнимый с Мелхиседеком*".
18 Итак, с одной стороны, предписание, данное ранее, упраздняется по причине своей слабости и бесполезности
19 (поскольку само по себе Пятикнижие* никого не могло привести к цели); с другой же стороны, даётся надежда на нечто лучшее, и посредством этой надежды мы приближаемся к Богу.
20 Кроме того, Бог дал клятву. В отношении нынешних священников* не давалось никаких клятв;
21 но Иисус* стал священником* на основании клятвы, данной Богом, Который сказал ему: "Господь* поклялся и не передумает: Ты священник* вовеки".
22 Это также говорит о том, насколько лучше тот договор, поручителем которого стал Иисус*.
23 Более того, нынешних священников* много, потому что смерть не позволяет им оставаться в должности навечно.
24 Он же, поскольку живёт вечно, не передаёт свою должность священника* кому бы то ни было;
25 а следовательно, в полной мере способен спасать тех, кто приближается к Богу через него, поскольку жив вовеки, и, таким образом, вовеки способен ходатайствовать о них.
26 Именно такой первосвященник* нам и нужен — святой, без всякого зла и порока, отделённый от грешников и вознесённый превыше небес;
27 тот, кому не нужно, подобно другим руководящим священникам*, ежедневно приносить жертвы, сначала за собственные грехи, а затем за грехи народа; поскольку он принёс жертву однажды, раз и навсегда, отдав самого себя.
28 Пятикнижие* назначает в качестве руководящих священников* людей, имеющих слабости; но отрывок, говорящий о произнесённой клятве, отрывок, написанный позже Пятикнижия*, назначает [на эту должность] Сына, навечно достигшего цели.

Учебной Библии МакАртура

7:1−28 Используя две цитаты о Мелхиседеке из Ветхого Завета (Быт 14:18−20; Пс 109:4), автор в седьмой главе объясняет превосходство Христа Священника над этим особым первосвященником, который в некотором смысле явился прообразом Христа (см. пояснение к 5:6). Глава седьмая — кульминация Послания к Евреям из-за детального сравнения священства Христа и священства левитов.

7:1−2 Краткое изложение истории Мелхиседека из Быт 14:18−20 (см. пояснение там же).

7:3 Священство левитов было наследственным, но Мелхиседек не подходит под это правило. Его и родословная и происхождение неизвестны. Несмотря на утверждения некоторых толкований, у Мелхиседека были отец и мать. Старинная сирийская Пешитта дает более точный перевод того, что подразумевала греческая фраза: «отец и мать не записаны в родословных». Не существовало никаких записей о рождении и смерти Мелхиседека. Это резко контрастирует с подробностями смерти Аарона (Чис 20:22−29).
уподобляясь Буквально, «сделанный по подобию». Это слово в Новом Завете нигде больше не используется. Здесь подразумевается, что сходство со Христом заключается в описании истории Мелхиседека в Ветхом Завете, а не в самом Мелхиседеке. Мелхиседек не был Христом до воплощения, как утверждают некоторые, но был подобен Христу в том, что являлся священником Бога Всевышнего (ст. 1), царем (ст. 1−2; ср. Зах 6:13), праведником (ст. 2; ср. Пс 71:2; Иер 23:5; 1Кор 1:30), миролюбивым (ст. 2; ср. Пс 71:7; Ис 9:6; Рим 5:1) и вечным (ст. 3; ср. ст. 24−25).

7:4−28 Этот раздел устанавливает превосходство Мелхиседека над левитами. Главные аргументы для доказательства этого превосходства связаны с получением десятины (ст. 2−10), с данным им благословением (ст. 1, 6−7), с заменой левитов (ст. 11−19) и с постоянством священства Мелхиседека (ст. 3, 8, 16−17, 20−28).

7:4 В древности люди часто отдавали десятину Богу или Его представителю. Авраам, отец веры в иудаизме, отдал десятину Мелхиседеку. Это доказывает, что Мелхиседек был выше Авраама: меньший отдает десятину большему (ст. 7).

7:5 Властью, данной им после установления закона Моисея, левиты собирали десятины со своих братьев израильтян (см. пояснения к Чис 18:21, 26). Подчинение израильтян было направлено не на возвышение священников, но на прославление Божьего закона.

7:6−7 Мелхиседек не только получил десятину от Авраама, он также благословил его. Это вновь подтвердило превосходство Мелхиседека.

7:8 здесь... там Эти слова относятся к закону левитов, чья система все еще действовала в то время («здесь»), и к ранней истории, описанной в Быт 14, («там»). Священство левитов менялось (так как каждый священник умирал) до тех пор, пока все это не отмерло, в то время как священство Мелхиседека вечно, так как в истории о его священстве ничего не говорится о его смерти (ср. ст. 3).

7:9−10 Посредством доказательства, основанного на главенстве по старшинству, автор замечает, что можно говорить и о Левии, который дал десятину Мелхиседеку. Это же доказательство Павел использовал для того, чтобы показать, что в Адаме мы все согрешили (см. пояснения к Рим 5:12−14).

7:11−28 В этом разделе доказательство распространяется дальше. Так как священство Мелхиседека выше священства левитов (ст. 1−10), священство Иисуса также выше священства левитов, так как Христос Священник по чину Мелхиседека, а не левитов.

7:11 совершенство См. пояснение к 5:14. Повсюду в Послании к Евреям это слово используется для обозначения полного примирения с Богом и открытого доступа к Нему — спасения. Система и священство левитов никого не могли спасти от грехов. См. пояснения к 10:1−4.

7:12−14 Так как Христос — Первосвященник христиан и происходит из колена Иуды, а не Левия (ср. Мф 2:1, 6; Откр 5:5), Его священство не по закону, который давал право становиться священниками лишь левитам (ср. ст. 11). Это доказывает, что закон Моисея был упразднен. Священство левитов было заменено новым Священником, предложившим по Новому Завету лучшую жертву, Новым Заветом Иисус упразднил закон, исполнив его (ср. Мф 5:17) и обеспечив совершенство, которого закон не смог достичь (ср. Мф 5:20).

7:13, 15 иному В обоих случаях слово гетерос означает «совершенно иного рода», подчеркивая контраст со священством левитов.

7:16 заповеди плотской Закон касался лишь временного бытия Израиля. Прощение, которое можно было получить, даже в день искупления было лишь временным. Священники, служившие по закону, были смертными, получившими свою должность по наследству. Священство левитов было ограничено физическим миром и преходящими церемониями.
по силе жизни непрестающей Так как Он вечная вторая Личность Троицы, священство Христа не может закончиться. Он получил Свое священство не по букве закона, но благодаря Своей Божьей природе.

7:17 Вновь цитата из Пс 109:4 (см. пояснения к 5:6, 10).

7:18 Отменение См. пояснения к ст. 12−14. Слабость закона заключалась в том, что он не мог спасти и осуществить внутреннюю перемену в человеке (ср. Рим 8:3; Гал 4:9).

7:19 закон ничего не довел до совершенства См. пояснение к ст. 11. Закон никого не спас (ср. Рим 3:19−20), более того, он всех обвинил (ср. Гал 3:10−13).
лучшая надежда См. пояснения к 3:6; 6:18.
приближаемся к Богу См. во Введении: Исторические и теологические темы; см. пояснение к 4:16. Это ключевая фраза во всем. Приближение к Богу — суть христианства, отличная от системы левитов, которая держала людей вне Его присутствия. Как верующие священники, мы все должны приближаться к Богу. Это свойственно священству (ср. Исх 19:22; см. пояснение к Мф 27:51).

7:20−21 клятвы Божьи обетования неизменны и скреплены клятвой (ср. 6:17). Священство Иисуса по чину Мелхиседека подтверждается Божьей клятвой в Пс 109:4. Бог никогда не изменит Свое мнение по этому поводу («не раскается», ст. 21).

7:22 лучшего завета Т.е. Нового Завета (8:8, 13; 9:15). См. пояснения к Иер 31:31−34; Мф 26:28. Первое упоминание «завета» в этом послании связано с одной из ключевых тем книги («лучший», ср. ст. 19; см. во Введении: Исторические и теологические темы). Этот завет будет обсуждаться более подробно в гл. 8.
поручителем Единственное употребление этого греческого слова в Новом Завете. Иисус Сам ручается за успех новозаветного спасения.

7:23−24 См. пояснения к ст. 3, 8, 16.

7:23 много Этой фразой утверждается, что со времен Аарона до разрушения храма римлянами к 70 г. по Р.Х. было 84 первосвященника. Количество священников меньшего ранга было гораздо больше.

7:25 всегда В других переводах «всецело, полностью спасать». Это слово имеет точно такое же значение, что и слово «совершенство» в ст. 11 и «довел до совершенства» в ст. 19. Переведенное так греческое слово употребляется лишь здесь и в Лк 13:11 (тело женщины не могло полностью выпрямиться).
приходящих… к Богу См. пояснение к 4:16 (ср. Ин 6:37).
ходатайствовать Слово означает «просить за кого-то». Использовалось для тех случаев, когда царю приносили петицию за кого-то. См. пояснение к Рим 8:34. Ср. ходатайственную первосвященническую молитву Христа в Ин 17. Так как некоторые раввины приписывали ходатайство Ангелам, возможно, некоторые люди считали Ангелов ходатаями. Автор совершенно четко утверждает, что только Христос является Посредником (ср. 1Тим 2:5).

7:26−28 Божья природа и святость Христа — еще одно доказательство превосходства Его священства.

7:26 По отношению к Богу Христос «свят» (чистота безо всякой примеси; Мф 3:17; Мф 17:5; Мк 1:24; Лк 4:24; Деян 2:27; Деян 13:35). По отношению к человеку Он «непричастный злу» (безо всякого зла или злобы; Ин 8:46). По отношению к Самому Себе Он «непорочный» (свободен от упреков; 1Пет 1:19) и «отделенный от грешников» (у Него не было грешной природы, которая является источником любого греховного действия; ср. «без греха» в 4:15). См. пояснение к 2Кор 5:21.
выше небес См. пояснения к 1:3; 4:14.

7:27 ежедневно Когда бы ни согрешил первосвященник из левитов, он должен был принести за себя жертву (Лев 4:3). Когда бы ни согрешили люди, он также должен был принести жертву за них (Лев 4:13). Такое могло случаться ежедневно. Тогда раз в год, в день очищения, он должен был вновь принести жертву за себя и за людей (Лев 16:6, 11, 15). Христос был без греха, и Ему не нужна была жертва за Себя. Ему нужна была лишь одна жертва, лишь однажды, за всех, навечно.
однажды Ключевой акцент в Послании к Евреям. Искупительное дело Христа никогда не было предназначено для повторения, чем и отличалось от жертвоприношений левитов в Ветхом Завете. Ср. 9:12, 26, 28; 10:2, 10; 1Пет 3:18.

7:28 слово клятвенное Бог утвердил Христа Первосвященником. См. пояснения к ст. 20−21; 6:16−18. на веки совершенного См. пояснение к 2:10.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.