1 Коринфянам 5 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новый Библейский Комментарий

Еврейский Новый Завет

1 Поступают сообщения, что есть среди вас сексуальный грех, причём такого рода, который осуждается даже язычниками — мужчина живёт со своей мачехой!
2 И вы гордитесь этим? Разве не должны вы скорбеть об этом, что побудило бы вас исключить из своего общества человека, который поступает так.
3 Ибо я сам, отсутствуя физически, нахожусь с вами духом; и уже осудил человека, сделавшего это, так, словно я с вами.
4 Во имя Господа Иисуса*, когда соберётесь вместе, я буду присутствовать среди вас духом, и власть нашего Господа Иисуса* будет среди нас,
5 тогда передайте этого человека воле Противника, чтобы его старое естество потерпело поражение, а дух спасся в День Господа.
6 Вам же не следует хвалиться. Разве вы не знаете поговорку: "Немного закваски* может заквасить целый замес теста"?
7 Удалите старую закваску*, чтобы вы могли стать новым замесом теста, ведь, в действительности, в вас нет квасного. Ибо наш пасхальный ягнёнок, Мессия, был принесён в жертву.
8 Потому давайте праздновать Седер не с оставшейся закваской*, закваской* нечестия и зла, но с хлебом* чистоты и истины.
9 В предыдущем письме я писал вам не общаться с людьми, которые предаются половой безнравственности.
10 Я имел в виду не безнравственных людей вне вашей общины, либо же скупцов, воров, идолопоклонников — тогда вам пришлось бы вовсе покинуть этот мир!
11 Нет, я писал вам, чтобы вы не имели отношений с тем человеком, который делает вид, что он ваш брат, но в то же время ведёт безнравственную половую жизнь, либо скуп, либо поклоняется идолам, либо сквернословит, напивается или ворует. С таким человеком вы не должны даже есть вместе!
12 Имею ли я право судить посторонних? Разве не тех вы должны судить, кто является частью вашей общины?
13 Бог будет судить тех, кто вовне. Вы же исключите из своей среды творящего зло.

Новый Библейский Комментарий

5:1 — 6:20 Моральные и этические проблемы

5:1-8 Распутное поведение и свод церковных правил

Первое сообщение — о распрях среди верующих (1:11), второе относится к инцесту (кровосмешению; 5:1). Иногда создается впечатление, что аморальные поступки, совершенные одними членами общины, поддерживаются другими христианами. Но это не более чем предположение. Текст не дает оснований для такой трактовки, нельзя сказать, что члены церкви гордились своей распущенностью. По-видимому, речь идет о совершившем прегрешение человеке, который занимал высокое положение и именно поэтому, а не за свой проступок, заслужил аплодисменты других христиан. По римским законам такой человек подвергался осуждению за свое поведение в этой престижной римской колонии, если его привлекали к суду. Поскольку не существовало процедуры публичного суда, требовалась какая-то частная процедура рассмотрения дела. Подобного рода процесс мог быть проведен только человеком, равным или выше по рангу совершившего проступок. Общество и церковь часто «закрывали глаза» на дискредитировавших себя высокопоставленных и влиятельных членов общества, но для церкви это всегда был большой моральный урон.

Ст. 1 Блудодеяние, или инцест (кровосмешение), т. е. аморальная связь с женой своего отца. Слово имеет служит эвфемизмом, заменяющим и смягчающим слово, обозначающее сексуальную связь (ср.: 7:2 и коммент.). Речь может идти как о собственной матери, так и о мачехе. Римский закон осуждал такое поведение; см. также: ветхозаветные законы (напр.: Втор 22:30).

Ст. 2 Вместо того чтобы гордиться таким человеком по причине его высокого положения в обществе, община должна исключить его из своих рядов.

Ст. 3 Павел, как отец-основатель, берет на себя полномочия судить такого человека, как если бы он присутствовал там (присутствуя у вас духом).

Ст. 4 Он призывает к строжайшему осуждению за подобные преступления во имя (т. е. по характеру и силе) Господа Иисуса, самолично выступая в качестве судьи. Сила Господа Иисуса (очевидно, востребованная через молитву) будет присутствовать, дабы предать этого человека сатане (5), т. е. исключить его из сообщества верующих телесно (во измождение плоти; ср.: Гал 6:8; 11:30-32). Этот человек может быть и христианином. Община призвана способствовать спасению его души.

Ст. 6 Павел осуждает их за то, что они хвалятся таким человеком, как об этом говорится и в других местах (ср.: гл. 1-4).

Ст. 7 Это действие отчасти основано на обычаях, связанных с ветхозаветным Праздником опресноков (ср.: Исх 12:15-20), когда закваска, действующая, как дрожжи для теста, не использовалась для выпечки пасхального хлеба. Она удалялась, и, по аналогии с этим, согрешившего следовало исключить из общины, дабы он не оказал пагубного влияния на других. Об отсутствии закваски греха говорится образно: ...ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Ст. 8 Празднование в свете смерти Христа теперь отрицает губительное влияние греха и злых деяний, но происходит с опресноками чистоты и истины.

5:9-13 Осуждение Церковью поведения верующих

Ст. 9 Павел написал еще одно послание, которое было неправильно понято (ср.: 2Кор 6:14 — 7:1; оно также ошибочно использовалось как рекомендация для отделения христиан от окружающего мира). В нем Павел призывал не общаться с совершившими аморальные поступки.

Ст. 10 Павел уточняет, что он не требует прекратить общение с миром, где встречаются и лихоимцы, и идолослужители, и другие разного рода люди, иначе это означало бы для христиан прекратить всякие контакты с окружающим миром и превратиться в религиозную секту, например, наподобие распространенных в иудаизме терапевтов (евр. аскетическая секта) или ессеев.

Ст. 11 Павел еще раз разъясняет то, что они неправильно поняли: они должны удаляться от христиан, совершивших развратные действия, проявивших алчность, замешанных в идолослужении, пьяниц (в те времена были распространены печально известные совместные пирушки, где предавались и блуду; ср.: коммент. к 10:7) или нечестных в деловых отношениях. Запрещались совместные застолья христиан.

Ст. 12 Интересно отметить, что Павел не берется судить поведение людей из окружающего общества. В вопросе, который требует положительного ответа, Павел утверждает, что христианское сообщество ответственно за поведение своих собратьев.

Ст. 13 Надлежащее возмездие по делам «внешние» получат от Бога, тогда как христианское сообщество должно изгнать из своих рядов аморальных людей, что Павел особо подчеркивает, цитируя Втор 17:7. Легкость, с которой современная Церковь нередко судит нравственные или другие прегрешения людей в миру, подчас можно объяснить только тем, что она весьма неохотно принимает дисциплинарные меры, осуждающие поведение своих собратьев. Мы поступаем вопреки порядку, установленному Павлом.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.