2 Тимофею 4 глава

Второе послание к Тимофею апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Новый Библейский Комментарий

Еврейский Новый Завет

1 Я со всей серьёзностью призываю тебя перед Богом и Мессией Иисусом*, который будет судить живых и мёртвых, когда появится, чтобы установить своё Царство:
2 провозглашай Слово! Будь наготове в любое время, подходящим оно тебе кажется, или нет. Обличай, поправляй и вразумляй с неистощимым терпением и наставлением.
3 Ибо недалеко уже то время, когда люди не будут принимать здравого учения, а вместо этого станут угождать собственным желаниям и окружать себя такими учителями, которые будут говорить им то, что им хочется услышать.
4 Да, они перестанут прислушиваться к истине, и отвернутся от неё и обратятся к мифам.
5 Ты же будь непоколебим в любых обстоятельствах, терпеливо переноси тяготы, исполняй труд глашатая Доброй Вести, и делай всё, к чему обязывает тебя твоё служение Богу.
6 Что же касается меня, я уже становлюсь возлиянием на жертвеннике; да, настало время мне отойти.
7 Я сражался как хороший воин, состязание завершил, веру сохранил.
8 Теперь меня ожидает венец праведности, которым Господь, "Праведный Судья", наградит меня в тот самый День — и не только меня, но и всех, кто с нетерпением ожидал его появления.
9 Постарайся прийти ко мне как можно скорее.
10 Димас, возлюбивший нынешний мир, покинул меня и отправился в Фессалоники, Крискент пошёл в Галатию, Тит — в Далматию, и только Лука со мной.
11 Возьми Марка и приведи его с собой, так как он оказывает неоценимую помощь в моей работе.
12 Тихика же я отправил в Ефес*.
13 Когда будешь идти, возьми верхнюю одежду, которую я оставил у Карпа в Трое, а также свитки, в особенности пергаментные.
14 Александр, тот, что работает по металлу, причинил мне немало вреда; Господь воздаст ему по делам его;
15 остерегайся его, так как он изо всех сил противился всему, о чём мы говорили.
16 В первый раз, когда мне пришлось дать отпор, рядом со мной никого не оказалось, все покинули меня — пусть это не вменится им.
17 Однако Господь был на моей стороне и дал мне силы провозглашать весть, которую должны услышать все язычники*, и спас меня от пасти льва.
18 Господь избавит меня от любых злых нападок и доставит меня в сохранности в Своё небесное Царство. Ему да будет слава вовеки веков. Аминь, да будет так*.
19 Поприветствуй Прискиллу и Акилу*, а также домашних Онисифора.
20 Эраст остался в Коринфе, а Трофима я оставил больного в Милете.
21 Постарайся прийти до наступления зимы. Тебе передаёт свои приветствия Эввул, а также Пудий, Линий, Клавдия и все братья.
22 Пусть Господь пребудет с вашим духом. Благодать да будет с вами.

Новый Библейский Комментарий

4:1−22 Прощальное слово Павла к Тимофею

4:1−5 Последний наказ

Чувствуя приближение конца своей жизни, Павел хочет выразить себя со всей торжественностью. Его наказ подкрепляется истинностью Христова суда, несомненностью Его второго пришествия и установления царствия.

Содержание наказа изложено в ст. 2 и состоит из пяти заповедей, каждая из которых применима к проповедникам Евангелия в наши дни не меньше, чем к Тимофею. Павел начинает с проповедования, так как понимает, что это — основа (ср.: Рим 10:14). Быть готовым (рассуждения автора основаны на англ. переводе. В русской синодальной Библии — настой во время и не во время) означает, что Божий человек должен всегда быть на посту. Следующие три заповеди (обличай, запрещай и увещевай) дополняют друг друга, сочетая в себе строгость и мягкость. Эта работа требует большого терпения и внимания. Павел полагает, что Тимофей имеет ясное представление о требованиях к христианскому служению. Это представление дополняется в ст. 5, где дано еще четыре наставления. В любых ситуациях Тимофей должен сохранять самообладание и с готовностью переносить любые трудности. Христианское служение — это отнюдь не путь, усыпанный розами. Дело благовестника заключается в основном в проповедовании Евангелия, но последние слова призывают к преданности всем остальным аспектам служения.

В ст. 3 и 4 Павел немного отклоняется от темы и включает в свой наказ последнее предостережение, касающееся лжеучителей. Он уверен, что многие не примут здравого учения и будут слушать только то, что хотят услышать. И Павел снова упоминает басни, к которым обратятся эти люди.

4:6−8 Личное свидетельство

То, о чем собирается сказать Павел, должно послужить Тимофею уроком. Он обращается к той же метафоре жертвы, которую уже использовало днажды в Флп. 2:17. (В оригинале жертва возлияния — выразительный образ апостола, готового пролить свою кровь ради Христа.) Павел чувствует, что конец его близок. Метафора жертвы сменяется метафорой борьбы и течения (В оригинале — «беговая дорожка») (7). Он знает, что порученное ему дело почти завершено. Но в нем живет чувство уверенности, ему совершенно не стыдно за то, что он совершил. Слова веру сохранил согласуются с двумя другими утверждениями, из чего следует, что вера — это залог христианского учения, который Павелдоверил Тимофею. Возможно, он имеет в виду и преданность своим убеждениям.

Ст. 8 звучит торжествующе. Павел не сомневается, что получит венец. Вероятно, он думает о лавровом венке, которым награждали победителей спортивных состязаний. Но определение правды свидетельствует о духовной природе его будущей награды. Правда не достигается самим Павлом, а дается. Бог — праведный Судия, поэтому он не может дать что-то неправедное. Выражение день оный означает здесь день второго пришествия Христа, который в другом месте назван Павлом «судилищем Христовым». Павел рассматривает этот будущий день как близкий всем христианам, жаждущим наступления этого грандиозного события.

4:6−8 Личные замечания

В следующем фрагменте (9−13) Павел, несмотря на уверенность в близости своей кончины, допускает возможность встречи с Тимофеем. Он все еще надеется, что Тимофею удастся прийти к нему. Желание Павла встретиться с Тимофеем подогревается тем, что остальные его сотрудники находятся в разъездах. Самое грустное впечатление производит краткое замечание о том, что Димас оставил его. Этот человек был одним из ближайших сотрудников Павла в то время, когда он писал Кол 4:14. Надо полагать, что решение уйти далось ему нелегко, а притяжение мира было слишком велико. Лука, упомянутый среди прочих сотрудников, был для Павла единственной поддержкой. Лука и Марк, как и Димас, упоминаются в Послании к Колоссянам. В просьбе принести фелонь есть что-то трогательное. Вероятно, Павел страдал от холода в своем заточении. Особый интерес вызывают книги и кожаные книги. Трудно сказать, что они собой представляли. Это могли быть и ветхозаветные тексты, и личные бумаги Павла, или то и другое.

В ст. 14−15 звучит предостережение, относящееся к Александру меднику. Вероятно, это тот же человек, что и Александр, упомянутый в Деян 19:33−34 или в 1Тим 1:20. Павел говорит о сделанном им большом зле, охарактеризованном ниже как сопротивление словам Павла. Последняя строка ст. 14 перекликается с Пс 61:13.

Третий фрагмент (16−18) касается местонахождения Павла. Первый ответ — это, вероятно, предварительное следствие. Поскольку Павел не дает никакой дополнительной информации, более точная идентификация этого события невозможна. Оно имеет некоторое сходство с заключением Павла в Кесарии, но в Книге Деяний отсутствует упоминание о том, что все его оставили. Более вероятно, что речь идет о более раннем аресте Павла в Риме. Если это означает, что ему на помощь не пришли римские христиане, то причиной тому были либо их неосведомленность о местонахождении Павла, либо боязнь оказаться замешанными. Вероятно, у апостола было чувство, что его жестоко предали, раз он говорит, что все его оставили.

Несмотря на предательство окружающих, Павел воодушевлялся присутствием Господа. Это говорит о духовных ресурсах, на которые опирался Павел в трудную минуту, и они могут служить поддержкой всем рабам Божьим, страдающим ради Него. Павел утверждает, что получал силы для провозглашения благовестия даже во время заключения. Но его слова дабы... услышали все язычники вызывают затруднение. Понятно, что если он имеет в виду свое заключение, то все язычники не могли его слышать, если понимать эти слова буквально. Но, возможно, он выражается метафорически — в том смысле, что с утверждением благовестия в самом центре империи весь языческий мир оказался «в пределах слышимости». Вероятно, Павел считал, что его миссия проповедника исполнилась, когда он провозгласил благовестие в Риме.

Некоторые усматривают в ст. 17 намек на императора Нерона, но лев, от которого избавился Павел, — это общеизвестный символ опасности, не указывающий на конкретное лицо. В другом месте Нового Завета лев символизирует сатану (1Пет 5:8). Павел заканчивает на оптимистической ноте, и это невольно побуждает его к прославлению Бога. Принимая во внимание сказанное выше, избавление от всякого злого дела следует понимать не как надежду на освобождение из тюрьмы, а в религиозном смысле. Это согласуется с упоминанием Божьего Небесного Царства. Бросается в глаза резкий контраст между земным царством, в котором Павел терпит страдания, и нетленным небесным царством, победу которого он предвкушает.

4:19−22 Прощальные приветствия

Павел упоминает ряд своих близких друзей. Прискилла и Акила были особенно дороги ему, так как он жил в их доме в Эфесе (Деян 18). Об Онисифоре см. комментарий к 1:16. Ераст упоминается как сотрудник Тимофея в Деян 19:22. Трофим упоминается в Книге Деяний дважды — в 20:4 (в Милите) и в 21:29 (в Иерусалиме). Поскольку Трофим был жителем Эфеса, не исключено, что он собирался сопровождать Павла в последнем путешествии, но ему помешала болезнь. По-видимому, Тимофей об этом не знал, и его было необходимо уведомить.

В ст. 21 Павел снова настоятельно просит Тимофея поспешить к нему. Замечание о приближении зимы, возможно, объясняется тем, что в зимний период судоходство прекращалось. О людях, упомянутых в ст. 21, ничего неизвестно. В последнем благословении (22) первая часть адресована Тимофею, а благодать призывается на всех христиан.

« 3 глава 2Тим2 Тимофею 4 глава ENTЕврейский НЗ NBCНБК 1 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.