От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Новый русский перевод

 
 

В тот же день Иисус вышел из дома и сел у озера;
 
В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.

но вокруг него собралось так много людей, что он вошёл в лодку и сел там, а народ стоял на берегу.
 
Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.

Он о многом рассказывал им в притчах: "Вышел земледелец сеять.
 
И Он о многом говорил им в притчах: — Сеятель вышел сеять.

И когда он сеял, некоторые семена упали у дороги; прилетели птицы и поклевали их.
 
И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.

Другие упали на каменистый участок земли, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока,
 
Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.

когда же встало солнце, молодые растения опалились; и не имея глубоких корней, засохли.
 
Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.

Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили растения.
 
Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.

Но остальные упали в плодородную почву и произвели зерно в сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.

Те, у кого есть уши, да услышат!"
 
У кого есть уши, пусть слышит!

Затем подошли ученики и спросили Иисуса: "Почему ты разговариваешь с ними притчами?"
 
Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?

Он ответил: "Потому что вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано.
 
Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.

Всякому имеющему что-либо, будет дано больше, так что у него будет много; но у того, кто ничего не имеет, отнимут даже то, что у него есть.
 
У кого есть, тому будет дано ещё, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.

Вот почему я говорю с ними притчами: они смотрят, не видя, и слушают, не слыша и не понимая.
 
Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.

То есть в них исполняется пророчество Исайи, в котором сказано: 'Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но не увидите,
 
В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.

потому что сердце этого народа огрубело — ушами едва слышат, глаза закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, не понять сердцем и не возвратиться ко Мне, чтобы Я исцелил их'.
 
Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил»[85].

Но благословенны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши, потому что слышат!
 
Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.

Да, в самом деле! Говорю вам, что не один пророк и не один праведник страстно желали увидеть то, что вы видите, но не видели этого, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.
 
Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Теперь послушайте, что означает притча о земледельце.
 
Так послушайте, что значит притча о сеятеле.

Всякий, кто слышит весть о Царстве, но не понимает её, подобен семени, посаженному вдоль дороги — приходит Злой и забирает посеянное в его сердце.
 
К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает её, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.

Семя, посаженное на каменистой почве подобно человеку, который слышит весть и тут же радостно принимает её,
 
Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,

но в нём нет корня. Поэтому он остаётся на время; но как только из-за этой вести возникают неприятности или гонения, сразу же оставляет её.
 
но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.

Ну, а семена, посаженные среди колючек, означают того, кто слышит весть, но заботы этого мира и обманчивое очарование богатства заглушают эту весть в нём, так что она не приносит плода.
 
Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.

Однако семя, посаженное на плодородной почве, — это тот, кто слышит весть и понимает её; такой человек обязательно принесёт плод, в сто, шестьдесят или тридцать раз больше того, что было посеяно".
 
Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Иисус предложил им ещё одну притчу. "Царство Небес подобно человеку, посеявшему хорошие семена на поле;
 
Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.

но пока работники спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.
 
И вот когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.

Когда пшеница проросла и появились колосья, показались и сорняки.
 
Пшеница взошла, появились колосья, тут стали заметны и сорняки.

Слуги пришли к хозяину и сказали: 'Господин, ты ведь посеял на своём поле хорошие семена? Откуда же взялись сорняки?'
 
Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»

Он ответил: 'Это сделал враг'. Слуги спросили его: 'Хочешь, мы пойдём и выдернем их?'
 
«Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»

Но он сказал: 'Нет, потому что если вы выдернете сорняки, то вместе с ними можете вырвать с корнем и пшеницу.
 
«Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.

Пусть растут вместе до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам сорвать сначала сорняки и связать их в снопы, чтобы после сжечь, а пшеницу собрать в мой амбар'".
 
Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Ещё одну притчу предложил им Иисус. "Царство Небес похоже на горчичное семя, которое человек берёт и сажает на своём поле.
 
Рассказал Он им и ещё одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.

Оно самое маленькое из всех семян, но когда вырастает, становится больше любого растения в саду, превращается в дерево, и птицы, летающие вокруг, прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".
 
Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.[86]

И он рассказал им ещё одну притчу. "Царство Небес похоже на дрожжи, которые женщина взяла и положила в три меры муки, а затем ждала, пока подойдёт тесто".
 
Иисус рассказал им ещё одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки[87], чтобы вскисло всё тесто.

Всё это Иисус рассказывал народу в притчах; по сути, всё, что он говорил им, было в притчах,
 
Всё это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я отворю уста в притчах, Я скажу то, что было сокрыто от создания вселенной".
 
чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».[88]

Затем он оставил людей и вошёл в дом. Его ученики подошли к нему и сказали: "Объясни нам притчу о семенах в поле".
 
Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.

Он отвечал: "Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;
 
Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.

поле — это мир. Хорошие семена — это люди, принадлежащие Царству; а сорняки — люди, принадлежащие Злому.
 
Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.

Враг, сажающий их, — это Противник, жатва — конец времён, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.

Подобно тому, как собирают сорняки и сжигают в огне, так будет и в конце времён.
 
Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут из Царства всё то, что заставляет людей грешить, и всех тех, кто отдалился от Пятикнижия;
 
Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников.

и бросят их в горящую печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.
 
Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

Тогда праведники будут сиять, подобно солнцу, в Царстве своего Отца. Все те, у кого есть уши, да услышат!
 
А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!

Царство Небес похоже на спрятанное в поле сокровище. Человек нашёл его, перепрятал, затем с великой радостью пошёл и продал всё, что у него было, и купил то поле.
 
Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

Ещё Царство Небес подобно купцу, искавшему красивые жемчужины.
 
Ещё Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.

Найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить её одну.

И ещё похоже Царство Небес на сети, заброшенные в озеро, в которые попалось много разной рыбы.
 
Ещё Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.

Когда сети наполнились, рыбаки вытащили их на берег, сели и собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
А когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.

Так будет и в конце времён — ангелы пойдут и отделят злых людей от праведных и
 
Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных

бросят их в огненную печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.

Поняли ли вы всё это?" "Да", — ответили они.
 
Вы поняли всё это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.

Он сказал им: "Поэтому каждый книжник, ставший учеником для Царства Небес, подобен хозяину дома, выносящему из своей сокровищницы как старое, так и новое".
 
Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

Когда Иисус закончил рассказывать притчи, он покинул то место
 
Иисус, закончив рассказывать эти притчи, ушел оттуда.

и направился в свой родной город. Там он учил в синагоге так, что поражались, спрашивая: "Откуда у него такая мудрость и способность творить чудеса?
 
Он пришёл в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?

Разве он не сын плотника? Разве не Мария его мать? Не его ли братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Разве Он не сын плотника? Не Марией[89] ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?

А его сестры, разве они не среди нас? Так откуда у него всё это?"
 
Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?

И они затаили обиду на него. Но Иисус сказал им: "Единственное место, где люди не уважают пророка, — это его родной город и его родной дом".
 
И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

Он сотворил там мало чудес, так как им недоставало веры.
 
И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
14 [85]Ис 6:9-10.
32 [86] — Ср. Дан 4:7-9.
33 [87] — Букв.: три саты, около 27 кг муки.
35 [88]Пс 77:2.
55 [89] — Греч. Мариа́м — так в оригинале так же в Мф 27:56, 61; Мф 28:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.