От Матфея 5 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Новый русский перевод

 
 

Видя множество народа, Иисус взошёл на холм. После того, как он сел, к нему подошли его ученики,
 
Увидев множество народа, Иисус поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики,

и он начал говорить. Вот чему он учил их:
 
и Он начал их учить такими словами:

"Благословенны нищие духом! Потому что им принадлежит Царство Небес.
 
— Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство[27].

Благословенны скорбящие! Потому что они будут утешены.
 
Блаженны плачущие, потому что они будут утешены.

Благословенны кроткие! Потому что они унаследуют Страну.
 
Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.

Благословенны жаждущие праведности и желающие насытиться ею! Потому что они утолят свою жажду и голод.
 
Блаженны те, кто ощущает голод и жажду по праведности, потому что они насытятся.

Благословенны проявляющие милость! Потому что милость будет проявлена к ним.
 
Блаженны милосердные, потому что и к ним будет проявлено милосердие.

Благословенны чистые сердцем! Потому что они увидят Бога.
 
Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.

Благословенны творящие мир! Потому что они будут названы детьми Бога.
 
Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими.

Благословенны преследуемые за стремление к праведности! Потому что им принадлежит Царство Небес.
 
Блаженны те, кого преследуют за праведность, потому что Небесное Царство принадлежит им.

Благословенны вы, когда люди оскорбляют вас, и преследуют вас, и злобно клевещут на вас из-за того, что вы следуете за мной!
 
Блаженны вы, когда из-за Меня люди оскорбляют и преследуют вас и всячески злословят вас.

Веселитесь, радуйтесь, так как велика ваша награда на небесах: так же гнали и пророков, бывших до вас.
 
Ликуйте и веселитесь, потому что вас ждет великая награда на небесах! Ведь точно так же преследовали и пророков, бывших прежде вас.

Вы — соль для Страны. Но если соль станет безвкусной, как можно вновь сделать её солёной? Она уже ни на что не годна, остаётся лишь выбросить её вон под ноги людям.
 
Вы — соль земли. Если соль потеряет свой вкус, то что может опять сделать её соленой? Она уже ни к чему не пригодна, останется лишь выбросить её вон, под ноги людям.

Вы свет для мира. Нельзя спрятать город, построенный на вершине холма.
 
Вы — свет мира. Город, стоящий на вершине холма, невозможно скрыть.

Подобным образом, когда зажигают светильник, то его не накрывают чашей, а ставят на подставку, чтобы он светил всем в доме.
 
Зажженный светильник не ставят под горшок, наоборот, его ставят на подставку, чтобы светил всем в доме.

Точно так же пусть светит ваш свет людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Отца на небесах.
 
Пусть так же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца.

Не думайте, что я пришёл отменить Пятикнижие или Пророков. Я пришёл не отменить, но исполнить [дополнить до совершенства].
 
Не думайте, что Я пришёл отменить Закон или пророков; Я пришёл, чтобы исполнить, а не отменить[28].

Да, именно! Говорю вам, что до тех пор, пока не исчезнут небеса и земля, даже йуд или черта не исчезнут из Пятикнижия, пока не произойдёт всё то, что должно произойти.
 
Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона — всё сбудется.

Итак, всякий, кто не послушается наименьшей из этих заповедей и научит других поступать так же, будет назван наименьшим в Царстве Небес. А всякий, кто исполняет их и учит тому же, будет назван великим в Царстве Небес.
 
Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других нарушать её, тот в Небесном Царстве будет наименьшим, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Царстве Небесном.

Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, вы никоим образом не войдёте в Царство Небес!
 
Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей Закона, вы не войдете в Небесное Царство.

Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Не убивай, и что всякий убивающий будет осуждён'.
 
Вы слышали, что ещё в древности людям было сказано: «Не убивай»[29], и что каждый убийца будет судим.

А я говорю вам, что всякий, таящий злобу на своего брата, будет осуждён; всякий, называющий своего брата: 'Никчемный человек', будет судим синедрионом; всякий, говорящий: 'Глупец!', навлекает на себя наказание огнём геенны!
 
Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто назовет своего брата ничтожеством[30], тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, — ждет огонь ада.

Итак, если ты принесёшь дар на жертвенник Храма и вспомнишь, что твой брат имеет что-либо против тебя,
 
Поэтому если ты приносишь в дар Богу свою жертву и перед жертвенником вспомнишь, что твой брат обижен на тебя,

оставь дар твой прямо возле жертвенника и пойди примирись с братом. Затем приходи и приноси в жертву свой дар.
 
то оставь свой дар перед жертвенником и пойди вначале помирись с братом, а потом приходи и приноси жертву.

Если кто-то подал на тебя в суд, торопись прийти с ним к согласию, пока вы ещё на пути в суд; иначе он может передать тебя судье, а судья — служащим суда, и ты будешь брошен в темницу!
 
Поторопись помириться со своим обвинителем ещё по дороге, до того, как он приведет тебя в суд, иначе тебя передадут судье, тот отдаст тебя под стражу, и тебя заключат в темницу.

Именно так! Говорю тебе, не выберешься оттуда, пока не уплатишь всё, до последнего гроша.
 
Говорю тебе истину, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё, до последнего гроша.

Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Не прелюбодействуй'.
 
Вы слышали, что было сказано: «Не нарушай супружескую верность».[31]

А я говорю вам, что мужчина, который смотрит на женщину и разжигается похотью к ней, уже совершил с ней прелюбодеяние в своём сердце.
 
Я же говорю вам, что тот, кто лишь смотрит на женщину с вожделением, уже нарушил супружескую верность в своем сердце.

Если твой правый глаз заставляет тебя грешить, вырви его и брось от себя! Лучше потерять тебе один член тела, чем всему телу быть брошенному в геенну.
 
Если твой правый глаз влечет тебя ко греху, вырви его и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем всему телу быть брошенным в ад.

И если твоя правая рука заставляет тебя грешить, отсеки её и брось от себя! Лучше тебе потерять один член тела, чем всему телу быть брошенному в геенну.
 
И если твоя правая рука влечет тебя ко греху, то отсеки её и отбрось прочь. Лучше тебе потерять часть тела, чем всё твое тело пойдет в ад.

Сказано: "Всякий, разводящийся с женой, должен дать ей документ о разводе".
 
Вам было сказано: «Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо».[32]

А я говорю вам, что всякий, разводящийся с женой, кроме как по причине блуда, вынуждает её прелюбодействовать; а всякий, вступающий в брак с разведённой, совершает прелюбодеяние.
 
Я же говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой не по причине её измены, толкает её к нарушению супружеской верности[33], и всякий, кто женится на разведенной женщине, также нарушает супружескую верность.

И ещё, вы слышали, что было сказано нашим отцам: 'Не нарушай свою клятву', и 'Исполняй свои обеты, данные Господу'.
 
Вы слышали, что ещё в древности людям было сказано: «Не нарушайте своей клятвы и выполняйте всё, в чем вы поклялись Господу».[34]

А я говорю вам, вообще не клянитесь — ни 'небом', потому что оно престол Божий;
 
Я же говорю вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь ни небом, потому что оно — престол Божий,

ни 'землёй', потому что она опора для ног Его, ни 'Иерусалимом', потому что это город Великого Царя.
 
ни землей, потому что она — подножие для ног Его, ни Иерусалимом, потому что это город великого Царя[35].

И не клянись своею головою, потому что ты не можешь ни единого волоса сделать чёрным или белым.
 
Не клянись своей головой, потому что сам ты даже одного волоска не можешь сделать белым или черным.

Но пусть твоё 'да' будет просто 'да', а твоё 'нет' — просто 'нет'; всё, что сверх этого, коренится во зле.
 
Пусть ваше «да» будет действительно «да», и ваше «нет» — действительно «нет». Всё же, что к этому добавлено, — от лукавого[36].

Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Глаз за глаз и зуб за зуб'.
 
Вы слышали, что было сказано: «Глаз за глаз и зуб за зуб».[37]

А я говорю вам, не сопротивляйтесь тому, кто обижает вас. Наоборот, если кто-либо бьёт тебя по правой щеке, позволь ему ударить тебя и по левой!
 
Я же говорю вам: не противься сделавшему тебе зло. Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую.

Если кто-либо хочет отсудить у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду!
 
Если кто захочет с тобой судиться, чтобы отнять у тебя рубаху, то отдай ему и верхнюю одежду.

И если солдат принуждает тебя нести его снаряжение один километр, неси два!
 
Если же кто принудит тебя идти вместе с ним одну милю[38], иди две[39].

Если кто-то просит у тебя что-нибудь, дай ему; если кто-то хочет занять у тебя что-либо, займи ему.
 
Тому же, кто у тебя просит, дай, и от просящего у тебя в долг не отворачивайся.

Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Люби своего ближнего — и ненавидь своего врага'.
 
Вы слышали, что было сказано: «Люби ближнего твоего»[40] и «Ненавидь врага твоего».[41]

А я говорю вам, любите своих врагов! Молитесь о тех, кто преследует вас!
 
Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас,

Тогда станете детьми вашего Отца на небесах. Ведь Он повелевает своему солнцу светить как над добрыми людьми, так и над злыми, и посылает дождь как к праведным, так и к неправедным.
 
чтобы вам быть истинными сынами вашего Небесного Отца. Ведь Он повелевает солнцу светить и злым, и добрым и посылает дождь как на праведных, так и на неправедных.

Какую вы получаете награду, если любите только тех, кто любит вас? Ведь и сборщики налогов делают то же самое!
 
Если вы любите тех, кто любит вас, то какая вам за это награда? Не делают ли то же самое даже сборщики налогов?[42]

И если вы дружелюбны только со своими друзьями, делаете ли вы что-либо необычное? Даже язычники поступают так!
 
Если вы приветствуете только ваших братьев, то что в этом особенного? Разве язычники не делают того же?

Итак, будьте совершенны, подобно тому, как совершенен ваш Отец на небесах.
 
Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
3 [27]Небесное Царство. Иудеи, во избежание напрасного употребления имени Бога (см. Исх 20:7), часто заменяли его словом «Небо» (см. напр., Лк 15:18).
17 [28] — Здесь, вероятно, Иисус говорит о том, что Он является истинным исполнением всего, что было записано в Священном Писании. Другое толкование: Он дал Писанию завершение, наполнив его истинным смыслом. Согласно третьему толкованию, этот стих можно перевести следующим образом: « Не думайте, что Я хочу исказить Закон или сказанное в Пророках; Моя цель не искажать, а толковать правильно».
21 [29]Исх 20:13; Втор 5:17.
22 [30] — Букв.: рака́. Выражение презрения на арамейском языке.
27 [31]Исх 20:14; Втор 5:18.
31 [32]Втор 24:1.
32 [33] — Или: тот поступает с ней так, как будто она повинна в супружеской измене.
33 [34] — См. Лев 19:12; Чис 30:3; Втор 23:21-23.
34 [35] — См. Пс 47:2; Ис 66:1.
37 [36] — Или: от злого.
38 [37]Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21.
41 [38] — То есть римская миля, около 1,5 км.
41 [39] — В те времена римские солдаты могли, на правах завоевателей, заставить любого иудея нести их поклажу.
43 [40]Лев 19:18.
43 [41] — См. Втор 23:3-6.
46 [42]Сборщики налогов. Они были ненавистны иудеям по нескольким причинам: они обирали народ, работали на римских оккупантов и оскверняли себя общением с язычниками. И поэтому понятие сборщик налогов было почти равнозначно понятиям «грешник» и «предатель».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.