От Луки 12 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Лингвистический. Роджерс

Еврейский Новый Завет

1 Между тем, когда вокруг собрались десятки тысяч людей, которые чуть ли не давили друг друга, Иисус* начал говорить сначала своим ученикам*: "Берегитесь закваски фарисейской*, под которой я подразумеваю лицемерие.
2 Нет ничего скрытого, что не было бы раскрыто, и ничего утаённого, что не стало бы известным.
3 То, что вы говорили в темноте, будет услышано при свете, и то, что вы шептали за закрытыми дверьми, будет провозглашено на крышах.
4 Друзья мои, говорю вам: не бойтесь тех, кто убивает тело, и больше уже ничего не может сделать.
5 Я скажу вам, кого вам бояться: бойтесь того, кто убив, может бросить вас в геенну*! Да, говорю вам, вот кого следует бояться!
6 Разве воробьёв не продают почти за бесценок, пятерых за два ассария? Но никто из них не забыт Богом.
7 У вас же каждый волос на голове сосчитан! Не бойтесь, вы дороже множества воробьёв.
8 Более того, говорю вам, что всякого, кто признаёт меня в присутствии других, признает и Сын Человеческий в присутствии Божьих ангелов.
9 Но от того, кто отрекается от меня перед другими, отрекусь я перед Божьими ангелами.
10 Также всякому, кто говорит что-либо против Сына Человеческого, будет прощено; но тому, кто оскорбил Духа Святого*, не простится.
11 Когда вас поставят перед синагогой и правящими властями и начальствами, не беспокойтесь о том, как вам защищаться или что говорить;
12 потому что, когда наступит то время, Святой Дух* научит вас, что вам говорить".
13 Кто-то в толпе сказал ему: "Раби, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной имуществом, полученным в наследство".
14 Но Иисус* ответил ему: "Друг мой, кто поставил меня над вами, чтобы судить вас и разбирать вашу тяжбу?"
15 Затем он обратился к народу: "Смотрите, остерегайтесь жадности в любых её проявлениях, потому что даже если человек богат, его жизнь не в том, чем он владеет".
16 И он привёл им такой пример: "Жил как-то человек, у которого была очень плодородная земля.
17 Он рассуждал: 'Что же мне делать? Мне негде хранить свой урожай'.
18 Затем он сказал: 'Вот что я сделаю: снесу свои амбары и построю новые, больше прежних, и в них буду хранить свою пшеницу и всё своё добро.
19 Тогда я скажу себе: "Счастливец! У тебя припасено много всякого добра на долгие годы. Не усердствуй больше! Ешь! Пей! Наслаждайся жизнью!"'
20 Но Бог сказал ему: 'Глупый человек! Этой же ночью ты умрёшь! А то, что ты заготовил — кому это всё достанется?'
21 Так бывает со всяким, кто накапливает богатство для себя, но не богатеет для Бога".
22 Иисус* обратился к ученикам*: "Поэтому я говорю вам, не беспокойтесь о своей жизни — что вы будете есть и пить; или о теле — во что будете одеваться.
23 Ведь жизнь больше пищи, а тело больше одежды.
24 Посмотрите на воронов! Они не сеют и не жнут, у них нет хранилищ и амбаров, и всё же Бог кормит их. Вы намного дороже птиц!
25 Можете ли вы своим беспокойством прибавить один час к своей жизни?
26 Если же вы не можете сделать такую мелочь, зачем тревожиться обо всём остальном?
27 Представьте себе, как растут дикие ирисы. Они не работают и не прядут. И всё же говорю вам, даже Соломон* во всей своей славе не одевался так великолепно, как они.
28 Если так Бог одевает траву, которая сегодня растёт в поле, а завтра будет брошена в печь, то тем более он оденет вас! Как мало у вас веры!
29 Другими словами, не усердствуйте о том, что вам есть и что пить — не беспокойтесь.
30 Потому что язычники страстно желают всего этого. Ваш Отец также знает, что вы в этом нуждаетесь.
31 Но ищите его Царство, и всё это вы также получите.
32 Не бойся, маленькое стадо, твой Отец решил отдать тебе Царство.
33 Продайте всё, чем владеете и творите милостыню* — приготовляйте себе кошельки, которые не изнашиваются, неисчерпаемые богатства на небесах, куда не приблизится вор и где их не съест моль.
34 Ибо там, где ваше богатство, там будет и ваше сердце.
35 Переоденьтесь и зажгите свои светильники,
36 подобно людям, ожидающим возвращения своего хозяина со свадебного пира, дабы когда тот придёт и постучит, они тотчас могли отворить ему.
37 Счастливы те слуги, которые будут бодрствовать, когда придёт хозяин! Да! Говорю вам, что он переоденется, усадит их за стол и сам станет подавать им еду!
38 Будет ли это поздно ночью или рано утром, счастливы слуги, если он не застанет их спящими.
39 Заметьте, что если бы хозяин дома знал, когда придёт вор, он бы не допустил, чтобы тот вторгся в его дом.
40 Вы также будьте наготове! Потому что Сын Человеческий придёт тогда, когда вы не будете его ожидать".
41 Петр* сказал: "Господин, ты рассказываешь эту притчу только для нас или для всех?"
42 Господь ответил: "Ну, кто же верный и разумный управляющий, которому хозяин поручил заботу обо всей домашней прислуге, чтобы в нужное время давать каждому еду?
43 Хорошо будет такому слуге, если хозяин вернётся и увидит, что тот выполняет свою работу.
44 Да, говорю вам, он доверит ему всё, чем владеет.
45 Но если слуга этот скажет себе: 'Хозяин мой не спешит возвращаться', и начнёт запугивать слуг и служанок, есть, пить и напиваться,
46 тогда его хозяин придёт в тот день, в который управляющий не ждёт его, и в тот час, о котором тот не ведает. Он рассечёт его надвое и поместит вместе с вероломными.
47 Слуга, который знал, чего хочет его хозяин, но не подготовился и не выполнил его желание, получит много ударов плетью;
48 а тот, кто заслужил наказание, но не знал, получит мало ударов. Кому много дано, с того много и потребуют, а кому многое доверили, с того больше спросят.
49 Я пришёл разжечь огонь на земле! И как бы мне хотелось, чтобы он уже разгорелся!
50 Я должен пройти погружение — и как гнетёт меня то, что это ещё не произошло!
51 Вы думаете, что я пришёл принести мир Стране? Не мир, говорю вам, а разделение!
52 Ибо отныне семья из пятерых человек разделится, трое против двух, двое против трёх.
53 Отец будет против своего сына, а сын против отца, мать против своей дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки, и невестка против свекрови". (Михей 7:6)
54 Затем Иисус* обратился к народу: "Когда вы видите, как с запада поднимается гряда облаков, вы тут же говорите, что надвигается сильный ливень,
55 а когда ветер дует с юга, говорите, что будет жара, и так оно и происходит.
56 Лицемеры! Вы умеете определять погоду по тому, как выглядят земля и небо — почему же вы не можете объяснить нынешнее время?
57 Почему вы не можете решить для себя, какой путь следует избрать?
58 Если кто-либо подаёт на тебя в суд, постарайся сначала с ним всё уладить, иначе он передаст дело в суд, судья передаст тебя судебному исполнителю, а тот бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не уплатишь всё до последней копейки!"

Лингвистический. Роджерс

1 ἐν οἷς в этих условиях или обстоятельствах, тем временем (RWP*).
ἐπισυναχθεισῶν aor.* pass.* part.* (temp.*) от ἐπισυνάγω (G1996) собираться. Gen.* abs.*
καταπατεῖν praes.* act.* inf.* от καταπατέω (G2662) топтаться, подходить. Inf.* с ὥστε (G5620) выражает результат.
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать, с inf.*
προσέχετε praes.* imper.* act.* от προσέχω (G4337) остерегаться, беречься. Praes.* imper.* призывает к постоянному отношению.
2 συγκεκαλυμμένον perf.* pass.* part.* от συγκαλύπτω (G4780) прятать, полностью утаивать, скрывать. Perf.* указывает на завершенное условие с непреходящими результатами. Part.* в роли subst.*
ἀποκαλυφθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἀποκαλύπτω (G601), раскрывать.
γνωσθήσεται fut.* ind.* pass.* от γινώσκω (G1097) знать.
3 ἀνθ᾽ ὧν = ἀντί ὧν (G473; G3739) по отношению к этому, поэтому. Или может значить «следовательно» (Marshall*).
εἴπατε aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
ἀκουσθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἀκούω (G191) слышать.
ἐλαλήσατε aor.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить.
ταμεῖον (G5009) кладовая, секретная комната.
κηρυχθήσεται fut.* ind.* pass.* от κηρύσσω (G2784) объявлять, провозглашать. О значении этого ст.* см.* JMJ*, 159−60.
4 φίλοις dat.* pl.* от φίλος (G5384) друг. Как спутники Иисуса, ученики особо дороги Богу (Evans*, 11:5). Приложение, indir.* obj.*
φοβηθῆτε aor.* conj.* pass.* (dep.*) от φοβέομαι (G5399) бояться, страшиться; с предл.* ἀπό (G575) «бояться кого-л.» (KVS*, 29−30). Conj.* с отр. используется для запрета начала действия.
ἀποκτεινόντων praes.* act.* part.* от ἀποκτείνω (G615) убивать. Part.* в роли subst.*
μετὰ ταῦτα (G3326; G3778) после этих событий.
ἐχόντων praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь. Part.* в роли subst.*
περισσότερον (G4055) comp.* от περισσός замечательный (см.* 7:26).
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать. Inf.* в роли прямого дополнения.
5 ὑποδείξω fut.* ind.* act.* от ὑποδείκνυμι (G5263) показывать.
φοβηθῆτε aor.* imper.* pass.* (dep.*), здесь с acc.*, см.* ст. 4. Aor.* imper.* придает оттенок срочности (VANT*, 339−40).
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 4. Inf.* с предл.* μέτα (G3326) выражает последующее время: «после того как он убил» (VA*, 388).
ἔχοντα praes.* act.* part.*, см.* ст. 4. Part.* в роли subst.* относится к Богу (Fitzmyer*, 959).
ἐμβαλεῖν aor.* act.* inf.* от ἐμβάλλω (G1685) бросать во что-л. Inf.* объясняет ἐξουσίαν.
γέεννα (G1067) геенна, ад (Fitzmyer*, 959; TDNT*; DJG*, 310−11; Мк 9:43).
ναί (G3483) да, конечно.
6 οὐχί (G3780) усиленная форма от οὐ не. Используется в вопросе, на который ожидается ответ «да».
στρουθίον (G4765) demin.* воробей. Воробьи считались пригодными для еды, и бедные их предпочитали, потому что они очень недорого стоили (Fitzmyer*, 960; SB*, 1:583; LAE*, 272−74; BBC*).
πωλοῦνται praes.* ind.* pass.* от πωλέω (G4453) продавать; pass.* предлагать для продажи. Iterat.* praes.*
ἀσσαρίων gen.* pl.* от ἀσσάριον (G787) шестнадцатая часть динария, равная примерно одному центу (Arndt*). Gen.* цены.
ἐπιλελησμένον perf.* pass.* part.* от ἐπιλανθάνομαι (G1950) забывать, забываться, пренебрегать, упускать, оставлять без внимания, не замечать (BAGD*). Perf.* указывает на состояние или условие.
7 τρίχες nom.* pl.* от θρίξ (G2359) волосы.
ἠρίθμηνται perf.* ind.* pass.* от ἀριθμέω (G705) считать; pass.* быть сосчитанным. Perf.* указывает на неизменный результат.
φοβεῖσθε praes.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 4. С отр. μή (G3361) «прекратите бояться» или «не надо все время бояться».
διαφέρετε praes.* ind.* act.* с gen.* от διαφέρω (G1308) отличаться, превосходить (Plummer*; см.* Мф 10:29). Отличие это не количественное, а качественное (Fitzmyer*, 960). Praes.* указывает на длительное состояние.
8 ὃς ἄν (G3739; G159) всякий.
ὁμολογήσῃ aor.* conj.* act.* от ὁμολογέω (G3670) соглашаться, исповедовать. Выражение с предлогом семитское и означает: «утверждать перед человеком то, что, как ты знаешь, является истинным» (Arndt*). Conj.* в indef.* rel.* прид.*
ὁμολογήσει fut.* ind.* act.* от ὁμολογέω (G3670) признавать.
9 ἀρνησάμενος aor.* med.* (dep.*) part.* от ἀρνέομαι (G720) говорить нет, отрицать. Part.* в роли subst.*
ἀπαρνηθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἀπαρνέομαι (G533) отрицать. Предл.* сочетание перфектно (MH*, 298). Богосл.* pass.* указывает, что Бог является действующим лицом.
10 ἐρεῖ fut.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Fut.* обзначает неопр. время в утверждении, подобном условному (VA*, 432; BD*, 192).
εἰς (G1519) против.
ἀφεθήσεται fut.* ind.* pass.* от ἀφίημι (G863) отпускать, прощать, с dat.* (TDNT*; EDNT*; Fitzmyer*, 965). Богосл.* pass.* указывает, что прощающим является Бог.
βλασφημήσαντι aor.* act.* part.* dat.* sing.* от βλασφημέω (G987) хулить, богохульствовать (TDNT*; NIDNTT*; EDNT*). Part.* в роли subst.* dat.* при гл.*
11 εἰσφέρωσιν praes.* conj.* act.* от εἰσφέρω (G1533) вносить, вводить. Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.*
μεριμνήσητε aor.* conj.* act.* от μεριμνάω (G3309) быть озабоченным, волноваться. Conj.* используется для выражения запрета.
ἀπολογήσησθε aor.* conj.* pass.* от ἀπολογέομαι (G626) защищаться. Conj.* в запрете.
εἴπητε aor.* conj.* act.*, см.* ст. 10. Conj.* в запрете.
12 διδάξει fut.* ind.* act.* от διδάσκω (G1321) учить.
δεῖ (G1163) praes.* ind.* act.* необходимо, указывает на логическую необходимость; с inf.*
εἰπεῖν aor.* act.* inf.*, см.* ст. 10.
13 εἰπέ aor.* imper.* act.*, см.* ст. 10. Aor.* imper.* указывает на специфическую просьбу.
μερίσασθαι aor.* med.* inf.* от μερίζω (G3307) разделять; med.* делиться чем-л. с другим. Inf.* в непрямой речи. О копиях завещания и по поводу наследства см.* NDIEC*, 6:27−47; об иудейских правилах см.* M*, Baba Bathra, 8−9; SB*, 3:545−53.
14 κατέστησεν aor.* ind.* act.* от καθίστημι (G2525) назначать, учреждать, с двойным acc.*
μεριστής (G3312) разделитель, тот, кто делит.
15 ὁρᾶτε praes.* imper.* act.* от ὁράω (G3708) видеть, смотреть. Praes.* imper.* призывает к постоянному отношению.
φυλάσσεσθε praes.* imper.* med.* (dir.* med.*) от φυλάσσω (G5442) стеречь; med.* беречься, остерегаться чего-л., избегать (BAGD*).
πλεονεξία (G4124) алчность, жадность. Алчное желание владеть большим, сильное стремление к накопительству материального имущества или желание иметь больше, чем другие люди, независимо от реальных потребностей (Plummer*; LN*, 1:291−92; MNTW*; TDNT*).
περισσεύειν praes.* act.* inf.* от περισσεύω (G4052) изобиловать. Inf.* с предл.* в роли subst.* или эпэкз.* (MT*, 146; RWP*).
16 πλούσιος (G4145) богатый, очень богатый.
εὐφόρησεν aor.* ind.* act.* от εὐφορέω (G2164) приносить много плодов, быть плодотворным. Одним из благословений завета был хороший урожай (Вт. 28:8). Это слово используется Иосифом Флавием для обозначения богатого урожая оливок в Галилее (Jos., J.W.* 2:592). В медицинском языке это слово используется о женщине, которая родила много детей, или о странах или особенностях климата, способствующих развитию болезней (MLL*, 144).
17 διελογίζετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от διαλογίζομαι (G1260) рассуждать, обдумывать что-л., приводить доводы. Impf.* изображает длительное действие в прошлом или является инхоативным: «он начал рассуждать».
ποιήσω aor.* conj.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать. Совещательный conj.* в вопросе, содержащем предположение.
συνάξω fut.* ind.* act.* от συνάγω (G4863) собирать, собирать урожай.
18 καθελῶ fut.* ind.* act.* от καθαιρέω (G2507) сносить. Волитивный fut.*, указывающий на цель и решимость в ее достижении (RG*, 874).
ἀποθήκας acc.* pl.* от ἀποθήκη (G596) хранилище, амбар, житница. В Сепфоре были большие силосные башни (BBC*).
μείζονας (G3187) comp.* от μέγας большой; comp.* больше.
οἰκοδομήσω fut.* ind.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить. Волитивный fut.*
19 ἐρῶ fut.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Волитивный fut.*
κείμενα praes.* med.* part.* (adj.*) от κεῖμαι (G2749) лежать. Здесь имеется в виду хранящееся имущество.
ἀναπαύου praes.* imper.* med.* (dep.*) от ἀναπαύομαι (G373) отдыхать, покоиться. Praes.* imper.* предполагает длительность действия, на которую рассчитывает богатый фермер.
φάγε aor.* imper.* act.* от ἐσθίω (G2068) есть.
πίε aor.* imper.* act.* от πίνω (G4095) пить. Aor.* imper.* указывают на специфические действия в рамках ожидаемого периода.
εὐφραίνου praes.* imper.* med.* (dep.*) от εὐφραίνομαι (G2165) быть счастливым. Praes.* imper.* подчеркивает длительное действие как привычное. Обратите внимание на частоту эгоистических утверждений, которые подчеркивают очевидную самоуверенность говорящего (Fitzmyer*, 973).
20 ἄφρων (G878) voc.* sing.* неразумный, неумный, глупый, привыкший мыслить беспечно и поверхностно (AS*).
ἀπαιτοῦσιν praes.* ind.* act.* от ἀπαιτέω (G523) просить у кого-л., спрашивать. Безличный pl.* (GGBB*, 403). Рабби использовали форму 3 pers.* pl.*, чтобы не произносить слова «Бог» (RWP*). Футуристический praes.*
ἡτοίμασας aor.* ind.* act.* 2 pers.* sing.* от ἑτοιμάζω (G2090) готовить.
τίνι dat.* sing.* от τίς (G5101) вопросит. pron.* кто? Dat.* преимущества или владения.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
21 θησαυρίζων praes.* act.* part.* от θησαυρίζω (G2343) собирать сокровища. Привычный praes.* Part.* в роли subst.*
ἑαυτῷ (G1438) dat.* sing.* refl.* pron.* Dat.* личной заинтересованности («для себя»).
πλουτῶν praes.* act.* part.* от πλουτέω (G4147) быть богатым. С предл.* εἰς (G1519) «быть богатым» или «перед Богом» (BAGD*).
22 μεριμνᾶτε praes.* imper.* act.* от μεριμνάω (G3309) заботиться, беспокоиться о чем-л., чувствовать беспокойство по поводу (LN*, 1:313; Bovon*). Praes.* imper.* с отр. запрещает отношение.
ψυχῇ (G5590) dat.* sing.* душа, жизнь; относится к человеку целиком (Stein*). Dat.* заинтересованности (BD*, 101).
φάγητε aor.* conj.* act.*, см.* ст. 19. Совещательный conj.* в косвенной речи, см.* ст. 17.
ἐνδύσησθε aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἐνδύομαι (G1746) надевать, одеваться.
23 πλεῖον comp.* от πολύς (G4183) многий; comp.* больше.
τροφῆς gen.* sing.* от τροφή (G5160) питание, еда, пища. Gen.* сравнения.
ἐνδύματος gen.* sing.* от ἔνδυμα (G1742) одежда. Gen.* сравнения.
24 κατανοήσατε aor.* imper.* act.* от κατανοέω (G2657) понимать, приобретать знание, воспринимать, внимательно рассматривать какую-л. проблему, очень много думать, тщательно обдумывать (LN*, 1:350).
κόρακας acc.* pl.* от κόραξ (G2876) ворона, ворон. Это название относится ко всему семейству воронов (Plummer*). Бог заботится о них, хоть это и нечистые птицы (Fitzmyer*, 978).
σπείρουσιν praes.* ind.* act.* от σπείρω (G4687) сеять семена. Гномический praes.*
θερίζουσιν praes.* ind.* act.* от θερίζω (G2325) собирать урожай.
τρέφει praes.* ind.* act.* от τρέφω (G5142) питать, поддерживать. Гномический praes.* указывает на вечно справедливую истину.
πόσῳ μᾶλλον насколько больше? Об этом обороте см.* 11:13.
25 μεριμνῶν praes.* act.* part.*, см.* ст. 22. Part.* средства («заботясь»).
ἡλικία (G2244) рост, мера измерения пространства используется здесь по отношению к небольшому промежутку времени (Arndt*).
προσθεῖναι aor.* act.* inf.* от προστίθημι (G4369) добавлять. Inf.* после гл.* δύναται.
πῆχυς (G4083) локоть, мера длины, равная 45 см (BAGD*). Здесь может относиться к измерению времени: «небольшой промежуток времени в жизни человека» (Stein*; Fitzmyer*, 978−79).
26 οὖν (G3767) следовательно, делает вывод из вышесказанного.
ἐλάχιστον (G1646) superl.* от ὀλίγος маленький, легкий; superl.* наименьший, мельчайший.
δύνασθε praes.* ind.* pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным. Ind.* в cond.* 1 типа, предполагающем реальность условия.
μεριμνᾶτε praes.* ind.* act.*, см.* ст. 22.
27 κατανοήσατε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 24.
κρίνα acc.* pl.* от κρίνον (G2918) лилия. Это слово относится к целому классу цветов, подобных лилии; красивые дикорастущие цветы (Fitzmyer*, 979; PB*, 169).
κοπιᾷ praes.* ind.* act.* от κοπιάω (G2872) работать. Гномический praes.*
νήθει praes.* ind.* act.* от νήθω (G3514) прясть.
περιεβάλετο aor.* ind.* med.* от περιβάλλω (G4016) облачаться, одеваться.
28 χόρτος (G5528) трава.
ὄντα praes.* act.* part.* (adj.*) от εἰμί (G1510) быть.
αὔριον (G839) завтра.
κλίβανος (G2823) печь, духовка.
βαλλόμενον praes.* pass.* part.* (adj.*) от βάλλω (G906) бросать, выбрасывать. Гномический praes.*
ἀμφιέζει praes.* ind.* act.* от ἀμφιάζω, ἀμφιέζω (G294) одевать. О форме см.* BD*, 39.
πόσῳ μᾶλλον насколько больше (см.* 11:13).
ὀλιγόπιστοι (G3640) voc.* pl.* маловер.
29 ζητεῖτε praes.* imper.* act.* от ζητέω (G2212) искать. Praes.* imper.* с отр. μή (G3361) запрещает некое отношение.
φάγητε aor.* conj.* act.*, см.* ст. 22.
πίητε aor.* conj.* act.* от πίνω (G4095) пить.
μετεωρίζεσθε praes.* imper.* pass.* от μετεωρίζω (G3349) быть оторванным от земли, подвешенным в воздухе, волноваться, тревожиться, беспокоиться (Arndt*; BAGD*; EDNT*; MM*; TDNT*; TLNT*; CCFJ*, 3:99; Jos., Ant.*, 16.135). Pass.* разрешения: «не позволяйте себе беспокоиться».
30 ἐπιζητοῦσιν praes.* ind.* act.* от ἐπιζητέω (G1934) искать, разыскивать. Praes.* указывает на постоянное отношение.
οἶδεν perf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
χρῄζετε praes.* ind.* act.* от χρῄζω (G5535) нуждаться, с obj.* в gen.*
31 πλήν (G4133) однако, противительное использование (Thrall*, 21; см.* 22:21).
ζητεῖτε praes.* imper.* act.*, см.* ст. 29. Praes.* imper.* призывает к постоянному отношению или образу жизни.
προστεθήσεται fut.* ind.* pass.*, см.* ст. 25. Об imper.*, сопровождаемом fut.*, как о типе cond.*, см.* 10:28.
32 φοβοῦ praes.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 4. Praes.* imper.* с отр. запрещает постоянное отношение, боязнь.
εὐδόκησεν aor.* ind.* act.* от εὐδοκέω (G2106) получать удовольствие, быть довольным.
δοῦναι aor.* act.* inf.* от δίδωμι (G1325) давать. Эпэкз.* inf.* объясняет εὐδόκησεν.
33 πωλήσατε aor.* imper.* act.* от πωλέω (G4453) продавать. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию.
ὑπάρχοντα praes.* act.* part.* от ὑπάρχω (G5225) существовать, быть в распоряжении кого-л. Part.* в роли subst.*: то, что принадлежит кому-л., имущество, пожитки (BAGD*).
δότε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 32.
ἐλεημοσύνη (G1654) сострадание, милостыня, дань (TDNT*; EDNT*; NIDNTT*; TLNT*; SB*, 4:536−58; Stein*, 52−54).
ποιήσατε aor.* imper.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
βαλλάντιον (G905) сума для денег, кошелек. Следующая фраза показывает, что речь идет о «сумках» для сбора небесных сокровищ (Marshall*).
παλαιούμενα praes.* pass.* part.* (adj.*) от παλαιόω (G3822) старить; pass.* стариться.
ἀνέκλειπτος (G413) неувядающий, непреходящий.
σής (G4597) моль.
διαφθείρει praes.* ind.* act.* от διαφθείρω (G1311) портить, повреждать, разрушать. Предл.* сочетание перфектно.
34 καί (G2532) также.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
35 ἔστωσαν praes.* imper.* act.* 3 pers.* pl.* от εἰμί (G1510).
ὀσφῦς (G3751) чресла, бедро.
περιεζωσμέναι perf.* pass.* part.* от περιζώννυμι (G4024) подвязывать одежды поясом, перевязывать длинное, доходящее до лодыжек одеяние, чтобы показать готовность к действию или отправлению в путь; принятый в ВЗ призыв к готовности или служению (Fitzmyer*, 987). Part.* используется в перифр.* imper.* обороте с perf.* pass.* Perf.* имеет значение: «будьте людьми, которым никогда не понадобится говорить, чтобы они подпоясались, потому что они всегда будут жить в состоянии готовности» (GI*, 41).
καιόμενοι praes.* pass.* part.* от καίω (G2545) светить, продолжать гореть, гореть (BAGD*). Иносказательный praes.* imper.*, «уже горит и постоянно горит» (RWP*).
36 προσδεχομένοις praes.* med.* (dep.*) part.* (adj.*) от προσδέχομαι (G4327) ждать, ожидать. Dat.* с adj.*ὅμοιοι («подобный»).
ἀναλύσῃ aor.* conj.* act.* от ἀναλύω (G360) разбивать, распускать, развязывать, уезжать, возвращаться. Имеется в виду располагаться для празднования или разбивать лагерь (Plummer*). Conj.* в косвенном вопросе с вопросительным adv.* πότε когда (RWP*; BAGD*).
γάμων gen.* pl.* от γάμος (G1062) брак, свадьба; pl.* свадебный пир или просто пир (Marshall*).
ἐλθόντος aor.* act.* part.* (temp.*) от ἔρχομαι (G2064) идти, приходить. Gen.* abs.*
κρούσαντος aor.* act.* part.* (temp.*) от κρούω (G2925) стучать. Gen.* abs.*
ἀνοίξωσιν aor.* conj.* act.* от ἀνοίγνυμι, ἀνοίγω (G455) открывать. Conj.* с ἵνα (G2443) в прид.* цели.
37 ἐλθών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 36.
εὑρήσει fut.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
γρηγοροῦντας praes.* act.* part.* (adj.*) от γρηγορέω (G1127) бодрствовать, сторожить.
περιζώσεται fut.* ind.* med.*, см.* ст. 35
ἀνακλινεῖ fut.* ind.* act.* от ἀνακλίνω (G347) заставлять лечь, в особенности за столом.
παρελθών aor.* act.* part.* (temp.*) от παρέρχομαι (G3928) идти дальше, подходить, приходить.
διακονήσει fut.* ind.* act.* от διάκονεω (G1247) прислуживать, особенно за столом.
38 φυλακῇ (G5438) dat.* sing.* вахта, стража. Иудеи делили ночь на три равные стражи, каждая по 4 часа (18−22, 22−2, 2−6), у римлян же было 4 стражи по 3 часа: 18−21, 21−12, 12−3, 3−6 (SB*, 1:688−91; Fitzmyer*, 988). Dat.* времени: «где-л. во вторую или третью стражу».
ἔλθῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 36 Conj.* в cond.* 3 типа, которое предполагает возможность условия.
εὕρῃ aor.* conj.* act.*, см.* ст. 37.
39 γινώσκετε praes.* imper.* act.* от γινώσκω (G1097) знать.
ᾔδει plperf.* ind.* act.* от οἶδα, см.* ст. 30. Ind.* в cond.* 2 типа, в котором условие противоречит факту.
ἀφῆκεν aor.* ind.* act.* от ἀφίημι (G863) разрешать, позволять.
διορυχθῆναι aor.* pass.* inf.* от διορύσσω (G1358) прокапываться, прорываться. Эпэкз.* inf.* раскрывает, что не должно быть позволено.
40 γίνεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть. Praes.* imper.* призывает к постоянному состоянию готовности.
ἕτοιμος (G2092) готовый, подготовленный. Praed.* nom.*
δοκεῖτε praes.* ind.* act.* от δοκέω (G1380) предполагать, думать.
42 ἄρα (G686) затем, итак. Используется в вопросах для того, чтобы сделать вывод из предыдущего, или просто для оживления вопроса (BAGD*).
οἰκονόμος (G3623) домоправитель, раб, облеченный доверием, на которого возложена ответственность следить за выполнением разных домашних обязанностей (TDNT*; NIDNTT*; EDNT*).
φρόνιμος (G5429) мудрый, понимающий, действующий на основании мудрости и проницательности (LN*, 1:384).
καταστήσει fut.* ind.* act.* от καθίστημι (G2525) выбирать, назначать.
θεραπεία (G2322) служение; здесь: служители, домашние, прислуга по дому (RWP*).
διδόναι praes.* act.* inf.* от δίδωμι (G1325) давать. Inf.* цели.
σιτομέτριον (G4620) acc.* sing.* рассчитанная порция пищи, паек (Plummer*).
43 ποιοῦντα praes.* act.* part.* (adj.*), см.* ст. 33.
45 εἴπῃ aor.* conj.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, предполагающем возможность условия.
χρονίζει praes.* ind.* act.* от χρονίζω (G5549) занимать время, откладывать. В отсутствие хозяина раб мог злоупотребить своей властью (BBC*).
ἔρχεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.*, см.* ст. 36. Inf.* объясняет гл.* χρονίζει.
ἄρξηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать, с inf.*
τύπτειν praes.* act.* inf.* от τύπτω (G5180) бить.
ἐσθίειν praes.* act.* inf.* от ἐσθίω (G2068) есть.
πίνειν praes.* act.* inf.* от πίνω (G4095) пить.
μεθύσκεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от μεθύσκομαι (G3182) быть пьяным, напиваться.
46 ἥξει fut.* ind.* act.* от ἥκω (G2240) приходить.
προσδοκᾷ praes.* ind.* act.* от προσδοκάω (G4328) ожидать.
διχοτομήσει fut.* ind.* act.* от διχοτομέω (G1371) разрубать надвое. Может быть как буквальным, так и образным (Marshall*).
θήσει fut.* ind.* act.* от τίθημι (G5087) помещать, давать.
47 γνούς aor.* act.* part.* (adj.*), см.* ст. 39.
ἑτοιμάσας aor.* act.* part.* (adj.*) от ἑτοιμάζω (G2090) быть готовым, подготовленным.
ποιήσας aor.* act.* part.*, см.* ст. 33.
δαρήσεται fut.* ind.* pass.* от δέρω (G1194) сдирать шкуру, сечь, пороть. О древних иудейских обычаях, связанных с рабством, см.* SB*, 4:698−744; об избиении рабов см.* NDIEC*, 4:63−67.
48 ὀλίγος (G3641) меньший. Adj.* с subst.* («удары») при основном гл.* (BD*, 85). Наказание того, кто грешил по неведению, является менее суровым (Stein*).
ἐδόθη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 32. Богосл.* pass.*
ζητηθήσεται fut.* ind.* pass.* от ζητέω (G2212) искать, взыскивать. Богосл.* pass.*: Бог дает и Бог требует.
παρέθεντο aor.* ind.* med.* (dep.*) от παρατίθημι (G3908) отдавать, уполномочивать, доверять.
περισσότερον (G4055) comp.* от περισσός замечательный (см.* 7:26).
αἰτήσουσιν fut.* ind.* act.* от αἰτέω (G154) просить кого-л. о чем-л., требовать возврата большого долга или выполнения важных обязательств, с acc.* (Arndt*).
49 ἦλθον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 36.
βαλεῖν aor.* act.* inf.* от βάλλω (G906) бросать, сбрасывать. Inf.* цели.
τί θέλω εἰ «как Я хочу, чтобы...» (RWP*).
ἀνήφθη aor.* ind.* pass.* от ἀνάπτω (G381) воспламенять, поджигать. Огонь здесь может символизировать наступление Царства Божьего, которое разделит людей на два лагеря (Stein*; Marshall*).
50 βαπτισθῆναι aor.* pass.* inf.* от βαπτίζω (G907) крестить; в переносном смысле говорится о потрясении перед лицом катастрофы (Marshall*; Stein*). Эпэкз.* inf.* объясняет слово βάπτισμα (G908).
συνέχομαι praes.* ind.* pass.* от συνέχω (G4912) pass.* томиться, страдать.
τελεσθῇ aor.* conj.* pass.* от τελέω (G5055) завершать, заканчивать. Conj.* в indef.* temp.* прид.*
51 παρεγενόμην aor.* ind.* med.* (dep.*) от παραγίνομαι (G3854) прибывать, приходить.
δοῦναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 32. Inf.* цели.
διαμερισμός (G1267) разделение.
52 ἔσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
διαμεμερισμένοι perf.* pass.* part.* (adj.*) от διαμερίζω (G1266) разделать, делить.
53 διαμερισθήσονται fut.* ind.* pass.*, см.* ст. 52.
54 ἴδητε aor.* conj.* act.* от ὁράω (G3708) видеть. Conj.* в indef.* temp.* прид.*
ἀνατέλλουσαν praes.* act.* part.* (adj.*) от ἀνατέλλω (G393) подниматься.
δυσμῶν gen.* pl.* от δυσμή (G1424) нисхождение, заход солнца; pl.* запад.
ὄμβρος (G3655) дождь. Обычно дождь приходил с запада, со Средиземного моря. О дожде и климате в Палестине см.* GB*, 41−66; NIVAB*, 24−26; ABD*, 5:119−26.
55 νότος (G3558) южный ветер. Dir.* obj.* от ἴδητε.
πνέοντα praes.* act.* part.* (adj.*) от πνέω (G4154) дуть.
καύσων (G2742) горячий, жгучий. «Будет зной!” (Fitzmyer*, 1000). Яркое описание горячего ветра см.* в GB*, 67−70.
56 δοκιμάζειν praes.* act.* inf.* от δοκιμάζω (G1381) исследовать, доказывать, приходить к выводу после рассмотрения. Inf.* в роли obj.* при гл.*
οἴδατε («вы знаете, как») perf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492). Def.* perf.* со знач. praes.*
57 κρίνετε τὸ δίκαιον судить справедливо, выносить правильное решение (LAE*, 117).
58 ἀντίδικος (G476) оппонент, противник в судебном деле.
δός aor.* imper.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Используется с ἐργασίαν (G2039) как латинизм, означающий: «силиться», «делать усилие» (BAGD*; LAE*, 116).
ἀπηλλάχθαι perf.* pass.* inf.* от ἀπαλλάσσω (G525) освобождать; pass.* освобождаться, избавляться. Здесь используется в юридическом смысле, perf.* подчеркивает завершенное состояние: «избавляться от него во благо» (RWP*). В папирусах это слово употреблено для обозначения избавления от замыслов злых людей (NDIEC*, 4:155; MM*).
κατασύρῃ praes.* conj.* act.* от κατασύρω (G2694) тащить. Conj.* в прид.*, выражающем отр. результат.
παραδώσει fut.* ind.* act.* от παραδίδωμι (G3860) передавать, поворачивать.
πράκτωρ (G4233) служитель, должностное лицо, которое выносило приговоры в суде, судебный пристав по вопросам долгов (Arndt*; Fitzmyer*, 1003; Marshall*).
βαλεῖ fut.* ind.* act.* от βάλλω (G906) бросать, швырять. По поводу долговых обязательств см.* NDIEC*, 6:99−105.
59 ἐξέλθῃς aor.* conj.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить. Conj.* с двойным отр. усиливает запрет.
λεπτόν (G3016) acc.* sing.* малая медная монета, примерно одна восьмая цента (BAGD*; см.* Мк 12:42).
ἀποδῷς aor.* conj.* act.* от ἀποδίδωμι (G591) отдавать, расплачиваться. Conj.* в indef.* temp.* прид.*


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.