Деяния 7 глава

Деяния святых апостолов
Еврейский Новый Завет → Лингвистический. Роджерс

Еврейский Новый Завет

1 Первосвященник* спросил: "Справедливы ли эти обвинения?"
2 и Стефан сказал: "Братья и отцы, выслушайте меня! Бог славы явился нашему отцу Аврааму* в Месопотамии, до того, как тот переселился в Харран*,
3 и сказал ему: 'Оставь свою землю и свою семью и иди в землю, которую Я укажу тебе'.
4 Итак, он покинул землю Халдеев и стал жить в Харране*. После того, как умер его отец, Бог велел ему переселиться в землю, в которой вы сейчас живёте.
5 Он не дал ему в ней наследства даже на стопу; но всё же обещал отдать её во владение ему и его потомкам после него, хотя в то время у него ещё не было детей.
6 Вот что Бог сказал ему: 'Твои потомки будут переселенцами в чужой стране, где они будут находиться в рабстве и угнетении четыреста лет.
7 Но Я буду судить народ, который их поработит, — сказал Бог, — и после этого они выйдут оттуда и будут поклоняться Мне на этом месте'.
8 И Он дал ему заповедь об обрезании*. Итак, он стал отцом Исаака* и совершил тому обрезание* на восьмой день, а Исаак* стал отцом Иакова*, Иаков* стал отцом Двенадцати Патриархов.
9 Патриархи же стали завидовать Иосифу* и продали его в рабство в Египет. Однако Господь* был с ним;
10 Он избавил его от всех несчастий и дал ему мудрость и расположение фараона, египетского царя, который назначил его главным управляющим Египтом и всем своим домашним хозяйством.
11 И настал голод, повлёкший за собой множество страданий во всём Египте и в Ханаане*.
12 Когда же Иаков* услышал о том, что в Египте есть хлеб, он в первый раз послал туда наших отцов.
13 Когда те были там во второй раз, Иосиф* открылся своим братьям, и семья Иосифа* стала известна фараону.
14 Иосиф* затем послал за своим отцом Иаковом* и за всеми своими родными, которых было семьдесят пять человек.
15 Иаков* приехал в Египет и там умер, как и другие наши предки.
16 Тела их были перенесены в Сихем* и захоронены в гробнице, которую Авраам* купил у семьи Еммора* из Сихема* за некую сумму.
17 По мере того, как приближался срок исполнения обещания, данного Богом Аврааму*, наш народ в Египте стремительно возрастал в количестве,
18 до тех пор, пока в Египте не появился новый царь, не знавший об Иосифе*.
19 С жестокостью и коварством этот человек принуждал наших отцов бросать на улице своих детей, чтобы никто из них не остался в живых.
20 Именно тогда и родился Моисей*, и был прекрасен в глазах Бога. Три месяца он рос в доме своего отца;
21 и когда он был оставлен, дочь фараона взяла его и воспитала как собственного сына.
22 Итак, Моисей* научился всей мудрости египтян и стал хорошим оратором и деятельным человеком.
23 Когда же ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих собратьев-израильтян.
24 Увидев, как с одним из них жестоко обращаются, он вступился и отомстил за него, сразив египтянина.
25 Он полагал, его братья поймут, что его рукой Бог спасает их, но они этого не поняли.
26 На следующий день он появился там во время ссоры и хотел помирить ссорящихся, говоря: 'Вы же братья! Зачем вы замышляете причинить вред друг другу?'
27 Тогда тот, кто обижал своего товарища, оттолкнул Моисея* и сказал: 'Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?
28 Ты хочешь убить меня так же, как вчера убил египтянина?'
29 Услышав это, Моисей* бежал из страны и стал изгнанником в земле Мадиам*, где у него родилось два сына.
30 Ещё через сорок лет ангел явился ему в пустыне возле горы Синай в пламени горящего тернового куста.
31 Увидев это, Моисей* поразился зрелищу; а когда он подошёл ближе, чтобы рассмотреть повнимательнее, раздался голос Господа*:
32 'Я Бог твоих отцов, Бог Авраама*, Исаака* и Иакова*'. Моисей* задрожал от страха и не осмеливался взглянуть.
33 Господь* сказал ему: 'Сними свои сандалии, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я увидел, как притесняют Мой народ в Египте, услышал их плач и спустился, чтобы спасти их; и теперь Я пошлю тебя в Египет'.
35 Тот самый Моисей*, которого они отвергли, говоря: "Кто назначил тебя нашим начальником и судьёй?", — и есть тот, кого Бог послал как правителя и как искупителя, с помощью ангела, явившегося ему в горящем кусте терновника.
36 Этот человек вывел их оттуда, совершая чудеса и знамения в Египте, возле Красного моря и в течение сорока лет в пустыне.
37 Это тот самый Моисей*, который сказал народу Израиля: 'Бог выдвинет пророка, подобного мне, из среды ваших братьев'.
38 Это тот человек, который был в собрании в пустыне, вместе с ангелом, говорившим с ним на горе Синай, и с нашими отцами, и ему были даны слова жизни, которые он должен был передать нам.
39 Однако отцы наши не хотели ему повиноваться. Напротив, они отвергли его и в душе устремились к Египту,
40 говоря Аарону*: "Сделай нам каких-нибудь богов, чтобы они вели нас, поскольку мы не знаем, что произошло с тем Моисеем*, который вывел нас из Египта".
41 Именно тогда они и сделали идола в виде телёнка, приносили ему жертвы и веселились, празднуя то, что они сделали своими руками.
42 Тогда Бог отвернулся от них и оставил их поклоняться звёздам — как написано в книге пророков: 'Народ Израиля, не мне вы приносили заколотых животных и жертвы в течение сорока лет в пустыне!
43 Нет, вы несли шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана*, идолов, которых вы сделали, чтобы поклоняться им. Поэтому Я изгоню вас За пределы Вавилона'.
44 У наших отцов в пустыне был Шатёр Свидетельства. Его сделали точно таким, как велел Бог, говоривший с Моисеем*, в соответствии с образцом, виденным Моисеем*.
45 Впоследствии наши отцы вместе с Иисусом Навином*, получившие его, принесли его в Землю, отнятую у народов, которых Бог изгнал от них. Так было до дней Давида.
46 Он снискал расположение у Бога и спросил, не построить ли ему жилище для Бога Иакова*;
47 и Соломон* действительно построил Ему дом.
48 Однако Всевышний* живёт не в рукотворных жилищах! Как говорит пророк:
49 "Небеса — престол Мой, — говорит Господь*, — а земля — подставка для моих ног. Какой же дом вы можете построить Мне? Какое место вы можете придумать для Моего покоя?
50 Разве не Я сам создал всё это?"
51 Жестоковыйные люди, с необрезанными сердцами и ушами! Вы постоянно противитесь Святому Духу*! Вы делаете то же самое, что и ваши отцы!
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убивали тех, кто предсказывал им о приходе Цадика, а теперь вы стали его предателями и убийцами!
53 Вы, признающие, что Пятикнижие* было принесено ангелами, но не соблюдающие его!"
54 Всё то, что они слышали, ранило их в самое сердце, и они скрежетали на него зубами.
55 Но он, исполненный Святого Духа*, взглянул в небеса и увидел славу Бога.
56 "Посмотрите, — воскликнул он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога! "
57 При этих словах они начали громко кричать, чтобы не слышать его; и все как один бросились на него,
58 вывели его за пределы города и стали бросать в него камни. А свидетели положили свою верхнюю одежду к ногам юноши по имени Савл*.
59 Когда они забрасывали его камнями, Стефан воскликнул Богу: "Господь Иисус*, прими мой дух!"
60 Затем он встал на колени и закричал: "Господь, не вмени им это в грех!" С этими словами он умер;

Лингвистический. Роджерс

1 εἰ (G1487) вводит прямой вопрос Обвиняемому предлагается защищаться в ответ на обвинения (Haenchen*).
ἔχει praes.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь, держать; букв.*: «держат ли данные вещи?» (RWP*). Вопрос означает: «правду ли говорят обвинители?», «согласен ли ты с этими обвинениями?» (Barrett*).
2 ἔφη impf.*/aor.* ind.* act.* от φημί (G5346) говорить (см.* VA*, 443−46).
ἀκούσατε aor.* imper.* act.* от ἀκούω (G191) слышать, слушать. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию.
ὤφθη aor.* ind.* pass.* от ὁράω (G3708) видеть; pass.* являться.
ὄντι praes.* act.* part.* (temp.*) dat.* masc.* sing.* от εἰμί (G1510) быть. О вне-библейских иудейских рассказах о временах Второго храма см.* The Apocalypse of Abraham 1−8; Jub. 11−12.
κατοικῆσαι aor.* act.* inf.* от κατοικέω (G2730) жить, быть дома. Inf.* используется с πρίν для выражения предшествования — «прежде» (MT*, 140).
3 ἔξελθε aor.* imper.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
συγγένεια (G4772) племя, родственники.
δεῦρο (G1204) adv.* здесь. В данном случае используется как imper.*, «иди!”, «иди сюда!”.
δείξω aor.* conj.* act.* от δείκνυμι (G1166) показывать. Conj.* с ἄν (G302) в indef.* rel.* прид.*
4 ἐξελθών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 3.
κατῴκησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 2.
ἀποθανεῖν aor.* act.* inf.* от ἀποθνῄσκω (G599) умирать. Inf.* с предл.* μετά (G3326) выражает последующее время: «после того как он умер».
μετῴκισεν aor.* ind.* act.* от μετοικίζω (G3351) селить, оседать. Идея перемещения или изменения передает предложным сочетанием (MH*, 318).
κατοικεῖτε praes.* ind.* act.*, см.* ст. 2. Тот факт, что иудеи жили в земле, данной Аврааму, показывал, что Бог верен Своему Слову.
5 ἔδωκεν aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
ἐν αὐτῇ там, вероятно, относится скорее к Месопотамии или Харрану, чем к Ханаану.
βῆμα acc.* sing.* (G968) шаг; «шаг ноги» (RWP*).
ἐπηγγείλατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐπαγγέλλομαι (G1861) обещать.
δοῦναι aor.* act.* inf.* от δίδωμι (G1325), эпэкз.* inf.* объясняет обещание.
κατάσχεσις (G2697) имущество.
ὄντος praes.* act.* part.* от εἰμί. Gen.* abs.*, уступительный («хотя»).
6 ἐλάλησεν aor.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить.
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί, см.* ст. 2.
πάροικος (G3941) чужак, иноземец, временно живущий в стране. Перевод евр.* גֵּר, ger, тот, кто живет в чужой земле, но обладает некоторыми правами (TDOT*; TWOT*; DCH*).
ἀλλότριος (G245) иностранец.
δουλώσουσιν fut.* ind.* act.* от δουλόω (G1402) делать кого-л. рабом, порабощать.
κακώσουσιν fut.* ind.* act.* от κακόω (G2559) относиться плохо, вредить, третировать.
ἔτη τετρακόσια 400 лет. Скорее всего, эта цифра округлена (Longenecker*, 340; об иудейских мнениях насчет срока 400 лет см.* SB*, 2:668−71).
7 δουλεύσουσιν fut.* ind.* act.* от δουλεύω (G1398) быть рабом, находиться в рабстве. О форме fut.* ind.* с ἐάν (G1437) см.* BD*, 192.
ἐξελεύσονται fut.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 3.
λατρεύσουσιν fut.* ind.* act.* от λατρεύω (G3000) поклоняться, исполнять религиозные ритуалы как часть поклонения, почитать, молиться (LN*, 1:533).
8 ἔδωκεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 5.
διαθήκη (G1242) договор, завет (TDNT*; IDB*, 1:714−23; DCH*; TDOT*; TWOT*). Знаком завета, данного Аврааму, было обрезание (Cleon L. Rogers, Jr., “The Covenant with Abraham and Its Historical Setting”, Bib Sac* 127 [1970]: 241−56; Lawrence H. Schiffman, “The Rabbinic Understanding of Covenant”, RevExp* 84 [1987]: 289−98).
οὕτως (G3779) так, таким образом. Предполагается, что он зачал Исаака благодаря заключению завета (Barrett*).
ἐγέννησεν aor.* ind.* act.* от γεννάω (G1080) зачинать.
περιέτεμεν aor.* ind.* act.* от περιτέμνω (G4059) обрезать.
9 ζηλώσαντες aor.* act.* part.* (причины) от ζηλόω (G2206) гореть от рвения, завидовать, ревновать (RWP*; GELTS*, 194).
ἀπέδοντο aor.* ind.* med.* от ἀποδίδωμι (G591) отдавать; med.* продавать.
10 ἐξείλατο aor.* ind.* med.* от ἐξαιρέω (G1807) забирать; med.* освобождать, избавлять, выручать. Предложное сочетание перфектно.
ἔδωκεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 5.
κατέστησεν aor.* ind.* act.* от καθίστημι (G2525) назначать.
ἡγούμενον praes.* med.* (dep.*) part.* от ἡγέομαι (G2233) руководить, править. Part.* в роли subst.*
11 ηὕρισκον impf.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
χόρτασμα (G5527) пища. Изначально корм животных, позже стало употребляться и для обозначения человеческой пищи (Bruce*).
12 ἀκούσας aor.* act.* part.* от ἀκούω (G191) слышать. Temp.* или причины part.*
ὄντα praes.* act.* part.* от εἰμί, см.* ст. 2. Part.* в косвенной речи — «услышав о том, что в Египте есть зерно» (RWP*).
ἐξαπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἐξαποστέλλω (G1821) отправлять.
13 ἐν τῷ δευτέρῳ (G1722; G1208) во второй раз, во время второго посещения (Barrett*).
ἀνεγνωρίσθη aor.* ind.* pass.* от ἀναγνωρίζω (G319) сообщать; pass.*dat.*), «позволять узнать себя» (BD*, 103). О варианте текста ἐγνωρίσθη см.* TC*, 344; Barrett*.
φανερόν nom.* sing.* от φανερός (G5318) проявленный, известный, ясный, очевидный. Praed.* nom.*
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть.
14 ἀποστείλας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀποστέλλω (G649) посылать.
μετεκαλέσατο aor.* ind.* med.* от μετακαλέομαι (G3333) призывать, созывать.
15 κατέβη aor.* ind.* act.* от καταβαίνω (G2597) нисходить.
ἐτελεύτησεν aor.* ind.* act.* от τελευτάω (G5053) умирать.
16 μετετέθησαν aor.* ind.* pass.* от μετατίθημι (G3346) перебираться, переезжать с одного места на другое. Предложное сочетание несет в себе идею перемены (MH*, 318).
ἐτέθησαν aor.* ind.* pass.* от τίθημι (G5087) помещать.
ὠνήσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ὠνέομαι (G5608) покупать, с gen.* стоимости. Могло быть, что Авраам приобрел их раньше, а Иаков перекупил позже (EBD*, 379−81).
17 καθώς когда (Barrett*).
ἤγγιζεν impf.* ind.* act.* от ἐγγίζω (G1448) приближаться, близиться.
ἥς gen.* sing.* от ὅς (G3739) rel.* pron.*, gen.* по аттракции.
ὡμολόγησεν aor.* ind.* act.* от ὁμολογέω (G3670) соглашаться, обещать.
ηὔξησεν aor.* ind.* act.* от αὐξάνω (G837) расти.
ἐπληθύνθη aor.* ind.* pass.* от πληθύνω (G4129), pass.* умножать, увеличивать.
18 ἀνέστη aor.* ind.* act.* от ἀνίστημι (G450) подниматься.
ᾔδει plperf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать, def.* perf.* со знач. praes.* Plperf.*impf.*
19 κατασοφισάμενος aor.* med.* (dep.*) part.* от κατασοφίζομαι (G2686) обрабатывать, мудро обращаться. Имеется в виду искусное или обманное обращение, обрабатывать, применяя хитрость и обман, получать выгоду (LC*; LN*, 1:758). Part.* образа действия.
ἐκάκωσεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 6.
ποιεῖν praes.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать, поступать. Эпэкз.* inf.* используется для объяснения сути плохого обращения, предполагая также значение цели: «так, чтобы», «чтобы он сделал» (Bruce*; BD*, 206).
βρέφος (G1025) ребенок.
ἔκθετος (G1570) выгнанный, выброшенный.
ζῳογονεῖσθαι praes.* pass.* inf.* от ζωογονέω (G2225) давать жизнь; здесь: сохранять жизнь (Haenchen*; MM*; TLNT*). Inf.* с εἰς (G1519) выражает цель.
20 ἐγεννήθη aor.* ind.* pass.* от γεννάω (G1080) рожать ребенка, зачинать; pass.* рождаться.
ἀστεῖος (G791) принадлежащий к городу, с манерами городского жителя, вежливый, элегантный, изящный (RWP*). Вероятно, Лука имеет в виду, что Моисей был полностью здоровым ребенком, без физических и умственных отклонений (Barrett*).
θεῷ dat.* sing.* от θεός (G2316) Бог. Этический dat.*, «благодаря Богу» (RWP*; GGBB*, 147).
ἀνετράφη aor.* ind.* pass.* от ἀνατρέφω (G397) растить, вскармливать.
21 ἐκτεθέντος aor.* pass.* part.* (temp.*) от ἐκτίθημι (G1620) выбрасывать, оставлять. Gen.* abs.*, «после того, как он был выброшен».
ἀνείλατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀναιρέω (G337) подбирать. Имеется в виду признавать своим ребенком и усыновлять (Bruce*; MM*; NDIEC*, 2:7−10). Об обычае усыновлять брошенных детей см.* NDIEC*, 2:9−10.
ἀνεθρέψατο aor.* ind.* med.* (indir.* med.* «для себя»), см.* ст. 20.
εἰς υἱόν (G1519; G5207), acc.* с εἰς используется в знач. предикативного acc.*, вероятно, под семитским влиянием (BD*, 86; GELTS*, 131; но см.* M*, 71−72; KVS*, 61).
22 ἐπαιδεύθη aor.* ind.* pass.* от παιδεύω (G3811) воспитывать, обучать, наставлять. Иосиф Флавий говорит, что он был воспитан («был взращен»), ἐτρέφετο, с большим тщанием (Jos., Ant.*, 2:236). Филон утверждает, что учителя из разных частей света обучали Моисея математике, геометрии, музыке, иероглифике, египетскому, греческому и ассирийской мудрости (Philo, De Vita Mosis, I, 21−24; SB*, 2:678−79; см.* также James Henry Breasted, A History of Egypt [London: Hodder & Stoughton, 1950], 98−102; Adolf Erman & Hermann Ranke, Ägypten und ägyptisches Leben im Altertum [Hildesheim: Gerstenberg Verlag, 1981], 374−428).
23 ἐπληροῦτο impf.* ind.* pass.* от πληρόω (G4137) исполнять, завершать.
ἀνέβη aor.* ind.* act.* от ἀναβαίνω (G305) приходить, подходить. Относится к вещам, пришедшим кому-л. в голову (AS*; SA*, 63−64).
ἐπισκέψασθαι aor.* med.* (dep.*) inf.* от ἐπισκέπτομαι (G1980) посещать, идти, чтобы увидеть своими глазами; помогать, если это возможно (RWP*). Эпэкз.* inf.* объясняет, что именно пришло ему на ум.
24 ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*) от ὁράω (G3708) видеть.
ἀδικούμενον praes.* pass.* part.* (adj.*) от ἀδικέω (G91) поступать неправедно, несправедливо обращаться с кем-л.; pass.* страдать от несправедливости.
ἠμύνατο aor.* ind.* med.* от ἀμύνομαι (G292) мстить за себя, отвечать тем же, помогать, приходить на выручку кому-л. (BAGD*).
ἐποίησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 19. Гл.* используется с именем, выражая вербальный аспект имени: «мстить», «отмщать».
καταπονουμένῳ praes.* pass.* part.* от καταπονέω (G2669) подчинять, мучить, угнетать. Dat.* преимущества: «ради угнетенного».
πατάξας aor.* act.* part.* от πατάσσω (G3960) бить, ударять. Part.* образа действия, показывает, как он отомстил.
25 ἐνόμιζεν impf.* ind.* act.* от νομίζω (G3543) предполагать.
συνιέναι praes.* act.* inf.* от συνίημι (G4920) воспринимать, понимать. Inf.* в косвенной речи.
δίδωσιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 5.
συνῆκαν aor.* ind.* act.* от συνίημι.
26 ἐπιούσῃ dat.* fem.* sing.* от ἔπειμι (G1896) на следующий день (BAGD*). Dat.* времени.
ὤφθη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 2. Имеется в виду не видение, а внезапное и неожиданное появление (RWP*).
μαχομένοις praes.* med.* part.* (dep.*) от μάχομαι (G3164) сражаться. «Когда они сражались» (Barrett*).
συνήλλασσεν impf.* ind.* act.* от συναλλάσσω (G4900) примирять. Конативный impf.*, «пытался примирить».
εἰπών aor.* act.* part.* от λέγω (G3004) говорить. Part.* образа действия.
ἀδικεῖτε praes.* ind.* act.*, см.* ст. 24.
27 ἀδικῶν praes.* ait. part.*, см.* ст. 24. Part.* в роли subst.*
ἀπώσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀπωθέομαι (G683) отталкивать от себя.
κατέστησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 10; с двойным acc.*
δικαστής (G1348) судья.
28 μή (G3361) используется в вопросе, на который ожидается отрицательный ответ.
ἀνελεῖν aor.* act.* inf.* от ἀναιρέω (G337) убивать.
θέλεις praes.* ind.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть, планировать, с inf.*
ἀνεῖλες aor.* ind.* act.* 2 pers.* sing.*
ἐχθές (G5504) вчера.
29 ἔφυγεν aor.* ind.* act.* от φεύγω (G5343) убегать.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 13.
πάροικος, см.* ст. 6.
ἐγέννησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 20.
30 πληρωθέντων aor.* pass.* part.* (temp.*), см.* ст. 23. Gen.* abs.*
ὤφθη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 2.
φλογί dat.* sing.* от φλόξ (G5395) пламя. Согласно Филону, горящий огонь символизировал в то время обетование, даваемое народу (Philo, De Vita Mosis, I, 68−70).
31 ἰδών aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 24.
ἐθαύμαζεν impf.* ind.* act.* от θαυμάζω (G2296) поражаться, изумляться.
ὅραμα (G3705) явление, зрелище.
προσερχομένου praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от προσέρχομαι (G4334) приходить. Gen.* abs.*
κατανοῆσαι aor.* act.* inf.* от κατανοέω (G2657) познавать, обращать внимание на что-л.: «усваивать суть таинства». Предложное сочетание указывает на завершение умственного процесса (M*, 117). Inf.* цели.
32 ἔντρομος (G1790) объятый чрезвычайным ужасом или страхом, часто сопровождающимся дрожью; дрожащий от страха (LN*, 1:317).
γενόμενος aor.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 13. Причинное или сопутств.* part.*
ἐτόλμα impf.* ind.* act.* от τολμάω (G5111) отваживаться, с inf.*
κατανοῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 31.
33 λῦσον aor.* imper.* act.* от λύω (G3089) отпускать.
ἕστηκας perf.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) стоять. Perf.* является intr.*, «стоять» (NSV*, 23). Там, где являлась шехина, запрещалось находиться в обуви (SB*, 2:681).
34 εἶδον aor.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть.
κάκωσις (G2561) плохое обращение.
στεναγμοῦ gen.* sing.* от στεναγμός (G4726) вздохи, стоны, вызванные тяжелой заботой или потрясением (LN*, 1:305). Gen.* в роли dir.* obj.*
ἤκουσα aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать, с obj.* в gen.*
κατέβην aor.* ind.* act.*, см.* ст. 15.
ἐξελέσθαι aor.* med.* (indir.* med.* «для меня») inf.* от ἐξαιρέω (G1807) выводить, доставлять. Inf.* цели.
δεῦρο (G1204) «приходи!”.
ἀποστείλω aor.* conj.* act.*, см.* ст. 14. Побудительный conj.*, «давай я пошлю тебя!”
35 ἠρνήσαντο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀρνέομαι (G720) отказываться, отрицать; здесь: отказываться узнавать или признавать (Schneider*; EDNT*).
εἰπόντες aor.* act.* part.*, см.* ст. 26.
κατέστησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 10, с двойным acc.*
λυτρωτής (G3086) искупитель, освободитель, избавитель. Для иудеев Моисей был человеком, которому Бог поручил избавить народ, здесь Моисея можно рассматривать как подобие Христа (Barrett*; LDC*, 134, 221, 271; Longenecker*, 339).
ἀπέσταλκεν perf.* ind.* act.*, см.* ст. 14.
ὀφθέντος aor.* pass.* part.* (adj.*), см.* ст. 2.
36 ἐξήγαγεν aor.* ind.* act.* от ἐξάγω (G1806) выводить.
ποιήσας aor.* act.* part.*, см.* ст. 19. Part.* образа действия, поясняющее, как он вывел их.
ἐρυθρᾷ dat.* sing.* fem.* от ἐρυθρός (G2063) красный.
37 εἴπας aor.* act.* part.* (adj.*), см.* ст. 26.
ἀναστήσει fut.* ind.* act.* от ἀνίστημι поднимать, будить (см.* ст. 18; 3:22).
38 γενόμενος aor.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 13. Part.* в роли subst.*
ἐκκλησίᾳ (G1577) dat.* sing.* собрание, группа собравшихся вместе людей, община израильтян (BAGD*).
λαλοῦντος praes.* act.* part.* (adj.*) от λαλέω (G2980) говорить.
ἐδέξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать, приветствовать.
ζῶντα praes.* act.* part.* (adj.*) от ζάω (G2198) жить.
δοῦναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 5. Inf.* цели.
39 ἠθέλησαν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 28, с inf.*
ὑπήκοος (G5255) покорный, с dat.*
γενέσθαι aor.* med.* (dep.*) inf.*, см.* ст. 13.
ἀπώσαντο aor.* ind.* med.* (indir.* med.* [RWP*]), см.* ст. 27.
ἐστράφησαν aor.* ind.* pass.* от στρέφω (G4762) обращаться.
40 ποίησον aor.* imper.* act.*, см.* ст. 19.
προπορεύσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от προπορεύομαι (G4313) предшествовать, идти впереди. Иегова предшествовал им в образе облачного столпа, подобно тому, как образы языческих богов несли перед колонной (Alex*). Fut.* с rel.* pron.* от οἵ выражает намерение (RWP*).
ὁ γὰρ Μωϋσῆς οὗτος Для этого Моисея (nom.* sing.*). Nom.* abs.* (nominativus pendens) передает содержание логического conj.* с последующим pron.*, в данном случае этого требует синтаксис (BG*, 9; BD*, 243; PAPC*).
ἐξήγαγεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 36.
οἴδαμεν perf.* ind.* act.*, см.* ст. 18.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 13. Иосиф Флавий говорит, что евреи были глубоко расстроены, они думали, что Моисей пал жертвой диких зверей или что его забрал Бог, но об изготовлении золотого тельца он не упоминает (Jos., Ant.*, 3:95−98).
41 ἐμοσχοποίησαν aor.* ind.* act.* от μοσχοποιέω (G3447) делать тельца.
ἀνήγαγον aor.* ind.* act.* от ἀνάγω (G321) подводить, приносить жертву (MM*).
εὐφραίνοντο impf.* ind.* med.* (dep.*) от εὐφραίνομαι (G2165) ликовать, радоваться, веселиться (GELTS*, 190; KVS*, 257−58). Impf.* изображает длительное действие.
42 ἔστρεψεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 39.
παρέδωκεν aor.* ind.* act.* от παραδίδωμι (G3860) передавать.
λατρεύειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 7, с dat.* Inf.* результата или намерения.
τῇ στρατιᾷ τοῦ οὐρανοῦ небесная армия (воинство), небесные тела, которые почитались как божественные (Barrett*).
γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* указывает на постоянство авторитетного писания (MM*).
βίβλῳ dat.* sing.* от βίβλος (G976) книга (Мф 1:1).
μή (G3361) Отр. в вопросе, на который ожидается отрицательный ответ: «вы ведь не принесли жертвы истинному Богу, не правда ли?» (Barrett*).
σφάγιον (G4968) жертвенное животное.
προσηνέγκατε aor.* ind.* act.* от προσφέρω (G4374) приносить, жертвовать.
43 ἀνελάβετε aor.* ind.* act.* от ἀναλαμβάνω (G353) подбирать, брать.
ἄστρον (G798) acc.* sing.* звезда, созвездие. Возможно, упоминание об ассирийском или египетском обычае поклонения планете Сатурн как божеству (Bruce-ET*).
ἐποιήσατε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 19.
προσκυνεῖν praes.* act.* inf.* от προσκυνέω (G4352) поклоняться, падать ниц, почитать (NIDNTT*, 2:875).
μετοικιῶ fut.* ind.* act.* от μετοικίζω (G3351) переселяться на новое место, заставлять странствовать (см.* ст. 4).
ἐπέκεινα (G1900) с gen.* далее. О ветхозаветной цитате из Амоса 5:26 в свитках Мертвого моря см.* CD* 7:14−21; Barrett*.
44 διετάξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от διατάσσομαι (G1299) повелевать.
λαλῶν praes.* act.* part.*, см.* ст. 38. Part.* в роли subst.*
ποιῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 19. Inf.* в косвенной речи.
ἑωράκει plperf.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть.
45 εἰσήγαγον aor.* ind.* act.* от εἰσάγω (G1521) вносить.
διαδεξάμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от διαδέχομαι (G1237) принимать от другого, передавать по наследству (RWP*; BAGD*).
κατάσχεσις (G2697) владение.
ἐξῶσεν aor.* ind.* act.* от ἐξωθέω (G1856) выводить.
46 εὗρεν aor.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
ᾐτήσατο aor.* ind.* med.* от αἰτέω (G154) спрашивать; med.* просить о милости для себя.
εὑρεῖν aor.* act.* inf.*, inf.* в косвенной речи.
σκήνωμα (G4638) acc.* sing.* шатер, жилище. Слово используется Давидом для обозначения скромности его просьбы (Meyer*).
47 οἰκοδόμησεν aor.* ind.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить.
αὐτῷ dat.* sing.* от αὐτός. Dat.* преимущества или личной заинтересованности: «для Него».
48 ὕψιστος (G5310) Всевышний. В эллинистических текстах это слово относится к Зевсу, но в Септ.* оно используется как перевод евр.* עלין, Elyon (EDNT*; SB*, 2:99; TDNT*; Barrett*).
χειροποίητος (G5499) рукотворный.
κατοικεῖ praes.* ind.* act.*, см.* ст. 2. Гномический praes.*, указывает на вечную истину.
49 ὑποπόδιον (G5286) подножие.
ποῖον (G4169) acc.* sing.* какой? какого рода?
οἰκοδομήσετε fut.* ind.* act.*, см.* ст. 47.
καταπαύσεως gen.* sing.* от κατάπαυσις (G2663) приют. Gen.* описания.
50 οὐχί (G3780) усиленная форма отрицания οὐχί используется в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 19.
51 σκληροτράχηλοι voc.* pl.* от σκληροτράχηλος (G4644) жестоковыйный. Когда конь или осел отказывается идти дальше, он напрягает шею; следовательно, это выражение обозначает упрямую непокорность, упорство, настойчивый бунт (TLNT*, 3:260). Используется в Септ.* для описания бунтарских тенденций в Израиле (LC*; BBC*).
ἀπερίτμητος (G564) необрезанный. Они являются необрезанными язычниками не по плоти, но из-за своего нежелания слушать и принимать слово Бога (Barrett*; SB* 2:683−84; Gen.* Rab. 26; Jub. 1:23; lQpHab 11:13; 1QS 5:5).
ἀντιπίπτετε praes.* ind.* act.* от ἀντιπίπτω (G496) противиться, сопротивляться. Praes.* обозначает привычное действие.
52 οὐκ (G3756). Отр. в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ.
ἐδίωξαν aor.* ind.* act.* от διώκω (G1377) гнать, преследовать.
ἀπέκτειναν aor.* ind.* act.* от ἀποκτείνω (G615) убивать.
προκαταγγείλαντας aor.* act.* part.* от προκαταγγέλλω (G4293) объявлять заранее. Part.* в роли subst.*
ἐλεύσεως gen.* sing.* от ἔλευσις (G1660) приход. Мессианский термин, относящийся к пришествию Мессии (Bruce*).
προδόται nom.* pl.* от προδότης (G4273) предатель. Praed.* nom.*
φονεῖς nom.* pl.* φονεύς (G5406) убийца.
ἐγένεσθε aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 13. Терминативный aor.*
53 οἵτινες nom.* pl.* от ὅστις (G3748) indef.* rel.* pron.* используется здесь для обозначения людей, принадлежащих к определенному классу (BAGD*; BD*, 153; RG*, 728; NSV*, 143−44).
ἐλάβετε aor.* ind.* act.* от λαμβάνω (G2983) принимать.
ἐφυλάξατε aor.* ind.* act.* от φυλάσσω (G5442) соблюдать, хранить. Они обвиняли Стефана в том, что он высказывается против закона; теперь он обвиняет их в том, что они не соблюдают закон!
54 ἀκούοντες praes.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 34.
διεπρίοντο impf.* ind.* pass.* от διαπρίω (G1282) задевать за живое (см.* 5:33). Inch.* impf.*
ἔβρυχον impf.* ind.* act.* от βρύχω (G1031) кусать с громким шумом, скрипеть или скрежетать зубами. Inch.* impf.*, «они начали» (RWP*).
55 ὑπάρχων aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ὑπάρχω (G5225) существовать, быть.
ἀτενίσας aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀτενίζω (G816) глазеть.
εἶδεν aor.* ind.* act.* от ὁράω (G3708) видеть.
ἑστῶτα perf.* act.* part.* (adj.*), см.* ст. 33. Он встает как адвокат, чтобы выступить в защиту Стефана перед Богом и поприветствовать его в присутствии Бога (Marshall*; SF*, 199−207, 313−14; Barrett*).
56 εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
θεωρῶ praes.* ind.* act.* от θεωρέω (G2334) видеть.
διηνοιγμένους perf.* pass.* part.* от διανοίγω (G1272) открывать. Perf.* указывает на состояние или условие: «открыты».
57 κράξαντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от κράζω (G2896) кричать.
συνέσχον aor.* ind.* act.* от συνέχω (G4912) держать, удерживать вместе.
ὥρμησαν aor.* ind.* act.* от ὁρμάω (G3729) бросаться.
58 ἐκβαλόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐκβάλλω (G1544) выбрасывать.
ἐλιθοβόλουν impf.* ind.* act.* от λιθοβολέω (G3036) побивать камнями. Inch.* impf.*, «они начали». О побивании камнями как наказании за богохульство см.* SB*, 2:685−86; 1:1013; об убийстве Стефана в свете римских законов см.* DTM*, 1:369−71; SF*, 186−96.
ἀπέθεντο aor.* ind.* med.* от ἀποτίθημι (G659) убирать, класть.
καλουμένου praes.* pass.* part.* (adj.*) от καλέω (G2564) звать; pass.* носить имя.
Σαῦλος (G4569) Савл. Греческое значение слова σαῦλος как adj.* описывает крадущееся движение некоторых животных, а также разнузданную, завлекающую походку проститутки; таким образом, слово содержит в себе идею чувственной гордости (LS*, 1586; HGS*, 2, Н:1385; T. J. Leary, “Paul’s Improper Name”, NTS* 38 [1992]: 467−69).
59 ἐπικαλούμενον praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от ἐπικαλέω (G1941) призывать, взывать. «В то время, как он призывал...»
δέξαι aor.* imper.* med.* (dep.*), см.* ст. 38.
60 θείς aor.* act.* part.* от τίθημι (G5087) помещать; здесь: становиться на колени.
γόνατα acc.* pl.* от γόνυ (G1119) колено.
ἔκραξεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 57.
στήσῃς aor.* conj.* act.* от ἵστημι (G2476) класть, устанавливать. Отрицание эквивалентно слову «прощать» (LC*).
εἰπών aor.* act.* part.*, см.* ст. 56.
ἐκοιμήθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от κοιμάομαι (G2837) засыпать; неожиданно красивое слово для обозначения такой жестокой смерти (Bruce*).


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.