Еврейский Новый Завет
1 Друзья мои, я пишу вам уже второе письмо, и в обоих письмах пытаюсь напоминанием пробудить в вас способность мыслить здраво;
2 чтобы вы помнили предсказания святых пророков и заповедь, которую Господь и Избавитель дал через ваших посланников.
3 Прежде всего, поймите вот что: в Последние Дни появятся насмешники, следующие собственным страстям
4 и спрашивающие: "Ну и где же его обещанное 'пришествие'? Ведь отцы наши умерли, и ничто не меняется от самого начала творения".
5 При этом, стремясь показать свою правоту, они упускают из виду тот факт, что именно Божьим Словом, очень давно, возникли небеса и из воды возникла земля, находившаяся между водами,
6 и потому тот мир погиб, будучи потоплен водой.
7 Нынешние небеса и земля, хранимые тем же самым Словом, сберегаются огню до Дня Суда, когда будут истреблены нечестивые.
8 Более того, дорогие друзья, не забывайте вот о чём: у Господа один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день.
9 Господь не медлит исполнить обещание, хотя некоторые считают это промедлением; напротив, Он терпелив с вами, ибо Его замысел состоит не в том, чтобы кто-либо погиб, но в том, чтобы все отвернулись от своих грехов.
10 И всё же День Господа придёт, "как вор". В тот День небеса с шумом исчезнут, стихии расплавятся и распадутся, сгорит земля и всё, что в ней.
11 Итак, если всё будет уничтожено подобным образом, то какими нужно быть вам? Вы должны вести святую и благочестивую жизнь,
12 ожидая Божьего Дня и делая всё, чтобы ускорить его наступление. В тот День небеса разрушатся в огне, а разгоревшиеся стихии расплавятся;
13 но мы, следуя Его обещанию, ожидаем новые небеса и новую землю, на которых будет царить праведность.
14 Поэтому, дорогие мои друзья, находясь в ожидании этого, делайте всё возможное, чтобы предстать перед Ним без пятна и порока мирно.
15 Терпение Господа считайте избавлением, как писал вам и наш дорогой брат Савл*, по мудрости, данной ему Богом.
16 По сути, он говорит об этом во всех своих письмах. В них есть нечто такое, что трудно понять и что невежественные и неутверждённые люди искажают к собственной погибели, как и остальные Писания.
17 Вы же, дорогие друзья, заранее узнав обо всём, остерегайтесь, чтобы не увлечься заблуждениями нечестивых и не упасть со своей надёжной опоры.
18 Также возрастайте в благодати и познании нашего Господа и Избавителя, Мессии Иисуса*. Ему да будет слава, сейчас и вовеки! Аминь, да будет так*.
Лингвистический. Роджерс
1 δεύτερος (
G1208) второй.
γράφω (
G1125)
praes.* ind.* act.* писать.
διεγείρω (
G1326)
praes.* ind.* act.* пробуждать, возбуждать (
см.* 1:13).
ὑπόμνησις (
G5280) память, напоминание.
εἰλικρινής (
G1506) чистый, незапятнанный, искренний. Это слово обозначает вещества без примесей, чистый воздух и моральную чистоту (
Mayor*;
см.* Флп 1:10).
διάνοια (
G1271) мышление, понимание. Платон использовал это слово для обозначения чистого разума, без примесей чувств (
Green*;
GPT*, 37).
2 μνησθῆναι aor.* pass.* inf.* от μιμνῄσκομαι (
G3403) напоминать.
Inf.* выражает цель, в данном случае цель написания послания. Инфинитив также может быть
эпэкз.*, объясняющим
гл.* διεγείρω (
Mayor*).
προειρημένων perf.* pass.* part.* от προλέγω (
G4302) говорить заранее.
ῥῆμα (
G4487) слово.
ἐντολῆς (
G1785) заповедь. Оборот с
gen.* τῆς τῶν ἀποστόλων ὑμῶν ἐντολῆς τοῦ κυρίου не совсем ясен, но, вероятно, его надо перевести как «заповеди Господа, переданной апостолами» (
BD*, 93).
3 γινώσκοντες praes.* act.* part.* от γινώσκω (
G1097) знать.
Part.* может использоваться в значении
imper.* (
Mayor*).
ἐλεύσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (
G2064) приходить.
ἐσχάτων τῶν ἡμερῶν (
G2078;
G2250) последние дни.
ἐμπαιγμονῇ (
1700.1)
dat.* sing.* издевательство, издевательское высмеивание.
ἐμπαίκτης (
G1703) тот, кто издевается, насмешник, издевающийся. Фраза «насмешник с насмешками», «ругательски ругающий» отражает сильное
евр.* влияние, по аналогии с
евр.* inf.* abs.* (
Bigg*;
MT, Style*, 142f).
ἐπιθυμία (
G1939) сильное желание, похоть, страсть.
πορευόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* (adj.*) от πορεύομαι (
G4198) ходить, приходить.
4 λέγοντες praes.* act.* part.* от λέγω (
G3004) говорить.
ποῦ (
G4226) где? «Что стало с...?” Традиционная формула для выражения недоверия (
Kelly*).
ἐπαγγελία (
G1860) обещание.
παρουσία (
G3952) приход (
см.* 1:16). Объектн.
gen.* передает содержание обещания.
ἐκοιμήθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от κοιμάομαι (
G2837) спать, засыпать. Это метафора, обозначающая смерть (
Kelly*).
διαμένει praes.* ind.* act.* от διαμένω (
G1265) оставаться, пребывать, продолжаться.
Praes.* подчеркивает длительное действие: «Все вещи продолжают быть такими же, как были».
ἀρχή (
G746) начало.
κτίσεως gen.* sing.* от κτίσις (
G2937) творение. Они утверждают, что обещаниям Бога нельзя верить, что Его вселенная — устойчивая, неизменная система, в которой не может произойти такого события, как второе пришествие (
Green*).
Gen.* описания.
5 λανθάνει praes.* ind.* act.* от λανθάνω (
G2990) быть незаметным, быть сокрытым; «они закрывают глаза на тот факт, что...» (
Mayor*;
RWP*;
Kelly*).
θέλοντας praes.* act.* part.* от θέλω (
G2309) желать, хотеть.
Part.* имеет почти что наречное значение (
RWP*).
ἦσαν impf.* ind.* act.* от εἰμί (
G1510) быть.
ἔκπαλαι (
G1597) долго, давно.
συνεστῶσα perf.* act.* part.* от συνίστημι (
G4921) состоять (
см.* Кол 1:17).
λόγος (
G3056) слово. Здесь
dat.* средства или
instr.*
6 κατακλυσθείς aor.* pass.* part.* от κατακλύζω (
G2626) полностью заливать, затапливать, наводнять.
Part.* средства или образа действия, объясняющее, как был уничтожен мир.
ἀπώλετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἀπόλλυμι (
G622) разрушать, уничтожать.
7 νῦν (
G3568) теперь, в настоящем.
τεθησαυρισμένοι perf.* pass.* part.* от θησαυρίζω (
G2343) накапливать, сохранять, беречь. Суть метафоры: «откладывать для», «предназначать для» (
Mayor*).
Perf.* подчеркивает завершенное состояние или условие.
εἰσίν praes.* ind.* act.* от εἰμί (
G1510) быть.
πῦρ (
G4442) огонь.
τηρούμενοι praes.* pass.* part.* от τηρέω (
G5083) стеречь, наблюдать.
κρίσις (
G2920) суд
ἀπώλεια (
G684) гибель, разрушение.
ἀσεβής (
G765) нечестивый, безбожный.
8 λανθανέτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от λανθάνω (
G2990) быть незаметным (
см.* ст. 5).
ἔτη nom.* pl.* от ἔτος (
G2094) год. Это цитата из
Пс 90:4. Суть в том, что для Бога долгий период времени может казаться коротким. Бог не исчисляет время так, как человек (
BBC*;
Bauckham*; также смотри у него об иудейских основах и разных толкованиях).
9 βραδύνει praes.* ind.* act.* от βραδύνω (
G1019) быть медленным, откладывать. О примерах из папирусов
см.* MM*.
βραδύτης (
G1022) медлительность, отсрочка.
ἡγοῦνται praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἡγέομαι (
G2233) считать, думать, полагать (отсрочка происходит от бессилия или нежелания действовать [
Bigg*]).
μακροθυμεῖ praes.* ind.* act.* от μακροθυμέω (
G3114) быть долготерпеливым. Дух может отомстить, но не торопится это сделать (
NTW*, 84;
TDNT*;
Рим 2:4). Отсрочка наказания основана на долготерпении Бога, о котором много говорится в иудейской традиции, в то время, как греческому мышлению это понятие не было известно (Jerome H. Neyrey, “The Form and Background of the Polemic in 2 Peter”,
JBL* 99 [1980]: 424−27).
βουλόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от βούλομαι (
G1014) желать, стремиться, хотеть, с
inf.*ἀπολέσθαι aor.* med.* (dep.*) inf.* от ἀπόλλυμι (
G622) погибать.
μετάνοια (
G3341) изменение мнения, покаяние (
см.* Мф 3:2).
χωρῆσαι aor.* act.* inf.* от χωρέω (
G5562) давать место, иметь место для. Отсрочка, данная Богом, выражает Его желание, чтобы все имели место, то есть возможность, для покаяния.
10 ἥξει fut.* ind.* act.* от ἥκω (
G2240) приходить.
Гл.* стоит в начале предложения и этим сильно выделяется (
Kelly*).
ῥοιζηδόν (
G4500)
adv.* с шипением и треском. Это звукоподражательное слово, обозначающее свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха, или же звуки, подобные шипению змеи, хлопанию птичьих крыльев, свисту стрелы; затем стало использоваться для обозначения стремительного движения, сопровождающегося свистящим звуком. Здесь, возможно, имеется в виду рев пламени (
Bigg*;
Mayor*;
Jos., JW*, 3:248).
παρελεύσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от παρέρχομαι (
G3928) проходить мимо, миновать, уходить.
στοιχεῖον (
G4747) элемент. Нечто, являющееся частью ряда: буква алфавита или природный элемент. Здесь очевидно имеются в виду физические элементы (
Bigg*). Могут иметься в виду четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух, или же небесные тела: солнце луна и звезды (
Green*); или же атомные частицы, составляющие основу природы.
καυσούμενα praes.* med.* (dep.*) part.* от καυσόομαι (
G2741) гореть, таять. Медики использовали это слово для обозначения горячки. Может обозначать воздействие внутреннего жара, например, в ситуации с вулканом (
Mayor*).
λυθήσεται fut.* ind.* pass.* от λύω (
G3089) распускать, расщеплять. Это распад структуры, растворение смеси на элементы (
Mayor*).
εὑρεθήσεται fut.* ind.* pass.* от εὑρίσκω (
G2147) находить;
здесь: находиться. Имеется в виду, что земля и человеческие достижения будут подвергнуты божественному суду (
Kelly*;
Mayor*).
11 λυομένων praes.* pass.* part.* (causal) λύω (
G3089) распускать.
Gen.* abs.* Praes.* либо представляет собой футуристический
praes.*, либо изображает процесс растворения (
RWP*).
ποταπός (
G4217) какой, какого рода. В данном контексте намекает на великие надежды, возлагаемые на читателей; «насколько выдающийся» (
Kelly*).
δεῖ (
G1163)
praes.* ind.* act.* необходимо, используется с
acc.* и
inf.*ὑπάρχειν praes.* act.* inf.* от ὑπάρχω (
G5225) быть существовать в качестве (
см.* 2:19).
ἀναστροφή (
G391) хождение, образ жизни, жизненный путь.
εὐσέβεια (
G2150) набожность, благочестие, уважение и почтение.
12 προσδοκῶντας praes.* act.* part.* от προσδοκέω (
G4328) ждать с нетерпением, смотреть вперед.
σπεύδοντας praes.* act.* part.* от σπεύδω (
G4692) ускорять, убыстрять, желать, стремиться к (
Mayor*;
Kelly*;
Bigg*;
HSB*, 731−32).
δι᾽ ἣν (
G1223;
G3739) из-за которого. Разрушение произойдет, когда наступит день Бога (
Green*).
πυρούμενοι praes.* pass.* part.* от πυρόω (
G4448) поджигать;
pass.* гореть, пылать.
λυθήσονται fut.* ind.* pass.* от λύω (
G3089) отпускать.
καυσούμενα praes.* pass.* part.* от καυσόω (
G2741)
pass.* быть поглощенным огнем, сгорать.
Сопутств.* или
temp.* part.*, описывает действие, одновременное действию основного
гл.*τήκεται praes.* ind.* pass.* от τήκω (
G5080) таять, плавиться;
pass.* быть расплавленным.
Praes.* футуристический (
Bigg*).
13 ἐπάγγελμα (
G1862) обещанное, обетование.
προσδοκῶμεν praes.* ind.* act.* от προσδοκέω (
G4328) ожидать, ждать. «Мы», включающее в себя говорящего (
GGBB*, 398).
κατοικεῖ praes.* ind.* act.* от κατοικέω (
G2730) устанавливаться, пребывать, быть дома (
см.* Отк. 21:1).
14 ταῦτα (
G5023) (
см.* 1:8); «эти вещи»; то есть заново сотворенные небо и земля, на которых будет преобладать воля Бога (
Kelly*).
προσδοκῶντες praes.* act.* part.* от προσδοκέω (
G4328) ждать с нетерпением, ожидать (
см.* ст. 12).
σπουδάσατε aor.* imper.* act.* от σπουδάζω (
G4704) стремиться, прилагать усилия (
см.* 1:10).
ἄσπιλος (
G784) непорочный.
ἀμώμητος (
G298) безупречный.
αὐτῷ dat.* sing.* от αὐτός (
G846) сам; «Ему».
Dat.* может относиться к
adj.*: «безупречный и непорочный в Его глазах» — или к
inf.*: «чтобы Он нашел вас» (
Bigg*).
εὑρεθῆναι aor.* pass.* inf.* от εὑρίσκω (
G2147) находить.
Inf.* дополняет
гл.* σπουδάσατε.
ἐν εἰρήνῃ (
G1722;
G1515) в мире. Это состояние примирения с Богом, которым насладятся возрожденные грешники (
Kelly*).
15 μακροθυμία (
G3115) долготерпение, терпеливая выносливость (
см.* Гал 5:22;
RAC*, 9:254f).
ἡγεῖσθε praes.* med.* (dep.*) imper.* от ἡγέομαι (
G2233) считать, полагать, с двойным
acc.*ὁ ἀγαπητὸς ἡμῶν ἀδελφός (
G27;
G1473;
G80) «наш возлюбленный брат». В данном случае имеется в виду не просто брат-христианин, но брат-апостол (
Kelly*).
δοθεῖσαν aor.* pass.* part.* от δίδωμι (
G1325) давать.
Pass.* является богословским, обозначающим, что подлежащее — Бог (
BG*, 76).
ἔγραψεν aor.* ind.* act.* от γράφω (
G1125) писать. Петр может иметь в виду послание Павла к римлянам, или просто говорить об учении Павла вообще, отразившемся в его письмах (
Green*).
16 λαλῶν praes.* act.* part.* от λαλέω (
G2980) говорить.
δυσνόητος (
G1425) трудный, тяжелый для понимания.
ἀμαθής (
G261) необученный. Это слово обозначает моральную ценность обучения, воспитание привычек и реакций, воспитание чутья (
Bigg*).
ἀστήρικτος (
G793) нестабильный.
στρεβλοῦσιν praes.* ind.* act.* от στρεβλόω (
G4761) искажать, мучить. Это слово используется фигурально, скорее обозначая искаженность, извращенность, чем мучения. Результат действия — нечто ложное, извращенное (
Mayor*;
Bauckham*;
BAGD*).
λοιπός (
G3063) остаток.
γραφάς acc.* pl.* от γραφή (
G1124) Писание, боговдохновенные, авторитетные тексты (
Bauckham*). Петр очень высоко отзывает о посланиях Павла. Он ставит их наравне с «остальными писаниями» (
Green*;
Bauckham*;
Blum*).
ἀπώλεια (
G684) гибель.
17 προγινώσκοντες praes.* act.* part.* от προγινώσκω (
G4267) знать заранее, знать наперед.
Part.* может быть причинным.
φυλάσσεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от φυλάσσω (
G5442) стеречь, наблюдать;
med.* беречься.
Praes.* imper.* призывает к длительному действию.
ἄθεσμος (
G113) беззаконный (
см.* 2:7).
πλάνῃ (
G4106)
dat.* sing.* ошибка.
συναπαχθέντες aor.* pass.* part.* от συναπάγω (
G4879) уводить вместе, уносить вместе.
ἐκπέσητε aor.* conj.* act.* от ἐκπίπτω (
G1601) выпадать, отпадать.
Conj.* с
ἵνα (
G2443) используется в отр.
прид.* цели.
στηριγμός (
G4740) твердость, прочность, убежденность, твердая позиция. Имеется в виду неподвижность, противопоставленная движению, это сознательное противопоставление
ἀστήρικτοι, упоминаемому выше, свойственному еретикам и их жертвам Стабильность, устойчивая вера — качество, которое Петр высоко ценит (
Kelly*).
18 αὐξάνετε praes.* imper.* act.* от αὐξάνω (
G837) расти, продвигаться.
ἐν в. Предлог может обозначать область роста или его средство.
γνώσει dat.* sing.* от γνῶσις (
G1108) знание.
τοῦ κυρίου (
G2962) Господа.
Gen.* может быть объектным («знание о...») или субъектным («знание от...»).