От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея благовествование
Еврейский Новый Завет → Синодальный перевод (МП)

 
 

В тот же день Иисус вышел из дома и сел у озера;
 
Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

но вокруг него собралось так много людей, что он вошёл в лодку и сел там, а народ стоял на берегу.
 
И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

Он о многом рассказывал им в притчах: "Вышел земледелец сеять.
 
И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, некоторые семена упали у дороги; прилетели птицы и поклевали их.
 
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Другие упали на каменистый участок земли, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока,
 
иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

когда же встало солнце, молодые растения опалились; и не имея глубоких корней, засохли.
 
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили растения.
 
иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Но остальные упали в плодородную почву и произвели зерно в сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Те, у кого есть уши, да услышат!"
 
Кто имеет уши слышать, да слышит!

Затем подошли ученики и спросили Иисуса: "Почему ты разговариваешь с ними притчами?"
 
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он ответил: "Потому что вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано.
 
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

Всякому имеющему что-либо, будет дано больше, так что у него будет много; но у того, кто ничего не имеет, отнимут даже то, что у него есть.
 
ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

Вот почему я говорю с ними притчами: они смотрят, не видя, и слушают, не слыша и не понимая.
 
потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

То есть в них исполняется пророчество Исайи, в котором сказано: 'Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но не увидите,
 
и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

потому что сердце этого народа огрубело — ушами едва слышат, глаза закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами, не понять сердцем и не возвратиться ко Мне, чтобы Я исцелил их'.
 
ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Но благословенны ваши глаза, потому что видят, и ваши уши, потому что слышат!
 
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

Да, в самом деле! Говорю вам, что не один пророк и не один праведник страстно желали увидеть то, что вы видите, но не видели этого, и слышать то, что слышите вы, но не слышали.
 
ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

Теперь послушайте, что означает притча о земледельце.
 
Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:

Всякий, кто слышит весть о Царстве, но не понимает её, подобен семени, посаженному вдоль дороги — приходит Злой и забирает посеянное в его сердце.
 
ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

Семя, посаженное на каменистой почве подобно человеку, который слышит весть и тут же радостно принимает её,
 
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

но в нём нет корня. Поэтому он остаётся на время; но как только из-за этой вести возникают неприятности или гонения, сразу же оставляет её.
 
но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

Ну, а семена, посаженные среди колючек, означают того, кто слышит весть, но заботы этого мира и обманчивое очарование богатства заглушают эту весть в нём, так что она не приносит плода.
 
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

Однако семя, посаженное на плодородной почве, — это тот, кто слышит весть и понимает её; такой человек обязательно принесёт плод, в сто, шестьдесят или тридцать раз больше того, что было посеяно".
 
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Иисус предложил им ещё одну притчу. "Царство Небес подобно человеку, посеявшему хорошие семена на поле;
 
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

но пока работники спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушёл.
 
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

Когда пшеница проросла и появились колосья, показались и сорняки.
 
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Слуги пришли к хозяину и сказали: 'Господин, ты ведь посеял на своём поле хорошие семена? Откуда же взялись сорняки?'
 
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

Он ответил: 'Это сделал враг'. Слуги спросили его: 'Хочешь, мы пойдём и выдернем их?'
 
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

Но он сказал: 'Нет, потому что если вы выдернете сорняки, то вместе с ними можете вырвать с корнем и пшеницу.
 
Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

Пусть растут вместе до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам сорвать сначала сорняки и связать их в снопы, чтобы после сжечь, а пшеницу собрать в мой амбар'".
 
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Ещё одну притчу предложил им Иисус. "Царство Небес похоже на горчичное семя, которое человек берёт и сажает на своём поле.
 
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

Оно самое маленькое из всех семян, но когда вырастает, становится больше любого растения в саду, превращается в дерево, и птицы, летающие вокруг, прилетают и вьют гнёзда в его ветвях".
 
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

И он рассказал им ещё одну притчу. "Царство Небес похоже на дрожжи, которые женщина взяла и положила в три меры муки, а затем ждала, пока подойдёт тесто".
 
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Всё это Иисус рассказывал народу в притчах; по сути, всё, что он говорил им, было в притчах,
 
Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: "Я отворю уста в притчах, Я скажу то, что было сокрыто от создания вселенной".
 
да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Затем он оставил людей и вошёл в дом. Его ученики подошли к нему и сказали: "Объясни нам притчу о семенах в поле".
 
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Он отвечал: "Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий;
 
Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

поле — это мир. Хорошие семена — это люди, принадлежащие Царству; а сорняки — люди, принадлежащие Злому.
 
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;

Враг, сажающий их, — это Противник, жатва — конец времён, а жнецы — ангелы.
 
враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

Подобно тому, как собирают сорняки и сжигают в огне, так будет и в конце времён.
 
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов, и они соберут из Царства всё то, что заставляет людей грешить, и всех тех, кто отдалился от Пятикнижия;
 
пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

и бросят их в горящую печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

Тогда праведники будут сиять, подобно солнцу, в Царстве своего Отца. Все те, у кого есть уши, да услышат!
 
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Царство Небес похоже на спрятанное в поле сокровище. Человек нашёл его, перепрятал, затем с великой радостью пошёл и продал всё, что у него было, и купил то поле.
 
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Ещё Царство Небес подобно купцу, искавшему красивые жемчужины.
 
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

Найдя одну очень ценную жемчужину, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
 
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

И ещё похоже Царство Небес на сети, заброшенные в озеро, в которые попалось много разной рыбы.
 
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

Когда сети наполнились, рыбаки вытащили их на берег, сели и собрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

Так будет и в конце времён — ангелы пойдут и отделят злых людей от праведных и
 
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

бросят их в огненную печь, где они будут стенать и скрежетать зубами.
 
и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Поняли ли вы всё это?" "Да", — ответили они.
 
И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!

Он сказал им: "Поэтому каждый книжник, ставший учеником для Царства Небес, подобен хозяину дома, выносящему из своей сокровищницы как старое, так и новое".
 
Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Когда Иисус закончил рассказывать притчи, он покинул то место
 
И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

и направился в свой родной город. Там он учил в синагоге так, что поражались, спрашивая: "Откуда у него такая мудрость и способность творить чудеса?
 
И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

Разве он не сын плотника? Разве не Мария его мать? Не его ли братья Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

А его сестры, разве они не среди нас? Так откуда у него всё это?"
 
и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

И они затаили обиду на него. Но Иисус сказал им: "Единственное место, где люди не уважают пророка, — это его родной город и его родной дом".
 
И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Он сотворил там мало чудес, так как им недоставало веры.
 
И не совершил там многих чудес по неверию их.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод (МП)
30 связки — в новых редакциях может использоваться — снопы, как минимум в изданиях 1968, 1976, 1988 года, а так же версии «Свет на востоке», библиях с комментариями МакАртура и Женевской. В ранних изданиях 1876, 1917, 1926 (Проханова), 1956 годов используется слово «связки».
39 диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.