Бытие 27 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Исаак состарился, и зрение его притупилось настолько, что он стал плохо видеть. Однажды он позвал к себе своего старшего сына Исава и сказал ему:
«Сын!» «Здесь я», — ответил Исав.
2 Исаак сказал:
«Я стар и, наверное, скоро умру!
3 Возьми свой лук и стрелы, пойди в поле и налови мне дичи.
4 Приготовь моё любимое кушанье и дай мне поесть, а затем я благословлю тебя перед смертью».
5 Исав отправился на охоту. Ревекка слышала, как Исаак говорил всё это своему сыну Исаву,
6 и сказала Иакову:
«Я слышала, как твой отец разговаривал с Исавом
7 и повелел ему: „Налови дичи и приготовь мне кушанье, чтобы я мог поесть, и тогда я благословлю тебя перед смертью”.
8 Теперь, сын мой, слушай и делай, что я говорю:
9 пойди туда, где мы держим коз, и принеси мне двух козлят. Я приготовлю из них кушанье, которое любит твой отец,
10 а ты отнесёшь эту еду отцу, и он благословит тебя перед смертью».
11 Но Иаков сказал своей матери Ревекке:
«Мой брат Исав покрыт волосами, я же не волосатый.
12 Если отец дотронется до меня, то догадается, что я не Исав, и тогда не благословит меня, а проклянёт за то, что я хотел обмануть его».
13 Ревекка же сказала ему:
«Если так случится, я приму вину на себя. Сделай всё, как я говорю: пойди и принеси мне козлят».
14 Иаков пошёл, взял двух козлят и принёс их матери, а мать приготовила их по-особому, как любил его отец.
15 Потом Ревекка взяла одежду, которую любил носить её старший сын Исав, надела её на младшего сына Иакова
16 и, взяв шкуры козлят, обернула ими руки и шею Иакова.
17 Затем она взяла приготовленную еду и дала её Иакову.
18 Иаков же пошёл к отцу и сказал:
«Отец».
Отец ответил:
«Кто ты, сын мой?»
19 «Я Исав, твой первенец, — ответил отцу Иаков. — Я сделал всё, как ты мне велел. Садись и поешь дичи, которую я для тебя наловил, а потом благословишь меня».
20 Но Исаак спросил сына:
«Как это ты так быстро нашёл и убил дичь?»
Иаков ответил:
«Господь, Бог твой, помог мне быстро найти дичь».
21 Тогда Исаак сказал Иакову:
«Подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, чтобы знать, ты ли мой сын Исав».
22 Иаков подошёл к отцу своему Исааку, и тот, ощупав его, сказал:
«У тебя голос Иакова, но руки все в волосах, как у Исава».
23 Исаак не узнал Иакова, потому что руки у него были волосатые, как у Исава, и благословил Иакова.
24 Потом он спросил:
«Воистину ли ты мой сын Исав?»
«Да, я», — ответил Иаков.
25 Тогда Исаак сказал:
«Принеси мне еду, я поем и благословлю тебя».
Иаков дал ему еду, и он поел, потом Иаков дал ему вино, и Исаак выпил его.
26 Исаак сказал Иакову:
«Сын, подойди, поцелуй меня».
27 Иаков подошёл к отцу и поцеловал его. Исаак почувствовал запах одежды Исава и благословил его, сказав: «Запах сына моего словно запах полей, благословенных Господом.
28 Да пошлёт тебе Господь дожди в изобилии, чтобы был у тебя хороший урожай и вино.
29 Да служат тебе люди, и да склонятся перед тобой народы. Ты будешь править братьями своими, и сыновья матери твоей склонятся перед тобой, и будут послушны тебе. Проклинающий тебя будет проклят, благословляющий же тебя будет благословен».
30 Как только Исаак закончил благословлять Иакова и тот ушёл от отца, Исав возвратился с охоты.
31 Приготовив кушанье, которое любил отец, Исав принес его отцу и сказал:
«Отец, это я, твой сын, встань и поешь мяса убитой мной для тебя дичи, а потом благословишь меня».
32 Но Исаак спросил:
«Кто ты такой?»
«Я — первенец Исав, твой сын», — ответил Исав.
33 Исаак в гневе затрясся, сказав:
«Тогда кто же это приготовил для меня еду и принёс мне её до того, как ты пришёл? Я поел и благословил его, и теперь уже поздно взять обратно моё благословение ».
34 Услышав слова Исаака, Исав закричал в гневе и горести и взмолился к отцу:
«Тогда благослови и меня тоже, отец!»
35 «Твой брат перехитрил меня, он пришёл и забрал твоё благословение!» — сказал Исаак.
36 «Не зря его зовут Иаковом!— сказал Исав. — Он перехитрил меня дважды: сначала отнял у меня право первородства, а теперь отнял и моё благословение ».
Затем Исав спросил отца:
«А для меня ты оставил какое-нибудь благословение?»
37 «Слишком поздно, — ответил Исаак. — Я отдал Иакову власть над тобой и сказал ему, что все его братья будут его слугами, и благословил его зерно и вино, и нечего мне больше дать тебе, сын мой!»
38 Но Исав продолжал с рыданиями умолять отца:
«Неужели у тебя только одно благословение, отец? Благослови и меня тоже, отец!»
39 И сказал тогда ему Исаак:
«Не жить тебе на хорошей земле, и не будет у тебя обильных дождей.
40 Тебе придётся бороться за свою жизнь, и будешь ты рабом брата своего, но в борьбе обретёшь свободу и вырвешься из-под его власти!»
41 После этого Исав возненавидел Иакова за то, что тот получил благословение, и решил про себя:
«После смерти отца, мы будем оплакивать его, а затем я убью моего брата Иакова».
42 Узнав о том, что Исав задумал убить Иакова, Ревекка послала за Иаковом и сказала ему:
«Послушай, твой брат Исав задумал убить тебя.
43 Так вот, сын мой, сделай, как я говорю: мой брат Лаван живёт в Харане, пойди и спрячься у него.
44 Побудь у него некоторое время, пока твой брат не перестанет сердиться.
45 Твой брат скоро забудет о том, что ты ему сделал, и тогда я пошлю за тобой слугу, чтобы ты возвратился, а иначе я в один день потеряю обоих сыновей».
46 Ревекка сказала Исааку:
«Твой сын Исав женился на хеттеянках, и это меня очень печалит, потому что они не нашего рода. Если Иаков тоже женится на одной из таких, то к чему мне жить!»

Толкования Августина

Стих 16

Он несет на себе грехи других, и несет терпеливо, хотя это грехи других людей. Вот что означает иметь на себе надетой кожу козлят: он несет грехи других, не держась за свои.Таким образом, те, которые терпят грехи других ради единства в Церкви, подражают Иакову. Потому что и сам Иаков находится во Христе, поскольку Христос в семени Авраама (Ср. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Гал 3:16), как то было сказано: и благословятся в семени твоем все народы земли (18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18). Так и наш Господь Иисус Христос, Который не согрешил, нес грехи других. И следует ли тем, чьи грехи прощены, презирать грехи других? Итак, если Иаков обращается в Христа, он несет грехи других — кожи козлят. И где же здесь хитрость (35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. Быт 27:35)? Ведь приходит другой,приходит поздно, и приносит то, что отец повелел, и находит, что брат получил благословение за него, и не получает другого благословения.

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, 4, SL41.362.

Стих 27

Это поле — Церковь. Докажем, что поле есть Церковь. Послушай апостола, который говорит верным: Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. 1Кор 3:9). Не только Церковь есть нива Божия, но и пахарь есть Бог. Послушайте слова Самого Бога: Я есмь истинная виноградная лоза, а вы ветви, а Отец Мой — виноградарь (1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин 15:1−5). Трудясь на этой ниве в качестве соработника и уповая на вечную награду, апостол ничего себе не приписывает за исключением награды по труду. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. 1Кор 3:6−7). Заметь, как Павел соблюдает смирение, чтобы к Иакову принадлежать, к тому полю, которое есть Церковь, и чтобы не утерять одежды, запах которой есть запах от поля полного. Он не упускает из виду гордость Исава, который понимает по плоти и исполнен гордыни. Итак, поле пахнет одеждой Сына. Однако это поле само по себе ничего не представляет, и поэтому он добавил: которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, да поклонятся племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! Таково благословение, данное Иакову. И если бы Исав не был также благословлен, то не было бы и вопроса. Но и он благословлен, не этим благословением, но и не совершенно иным.

Августин Иппонский, Проповеди. Cl. 0284, SL41.577.

Стих 30

Что есть обман? Второй из двух приходит вечером, и приносит то, что приказал отец, и обнаруживает, что брат его благословлен вместо него, и не удостаивается другого благословения... Единственное благословение означает единство Церкви. С другой стороны, они представляют собой два разных народа (Ср. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Быт 25:23) ... имеющих отношение к Иакову. Ведь Господь наш Иисус Христос, Который пришел к иудеям и неиудеям, не был признан иудеями, что принадлежали старшему сыну. Но, однако же, Он избрал некоторых из принадлежавших младшему сыну — тех, которые духовно уже начали желать и понимать обетования Господа, которые желаемую ими иную землю не плотским образом принимали, но духовно стремились к тому городу, в котором никто телесно не рождается, поскольку никто телесно и духовно не умирает (Ср. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Евр 13:13−14).

Проповеди. Сl. 0284, 4, SL41. 380.

Стих 32

Отец ожидает старшего, а благословляет младшего. Ветхий Завет имеет в виду иудеев в буквальном смысле, но в своем духовном смысле он есть благословение христиан. Да обратит Ваша святость внимание на этот глубокий символ, на это великое таинство. Исаак говорит: брат твой пришел с хитростью — о человеке без хитрости. Будучи наделен пророческим духом, Исаак, без сомнения, знал, что происходит, и сам поступал преобразовательно: он во всем делает ставку на величайшую высоту таинств. Ведь если бы он не знал, что делает, то, верно, разгневался бы на сына за то, что тот обманул его. Старший из двух сыновей приходит и говорит: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак спрашивает: кто ты?Тот отвечает: я Исав, первенец твой. И тогда Исаак говорит: кто же это, который достал мне дичи и принес мне, ияелот всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его ? он и будет благословен. Он казался разгневанным. Исав ожидал от его речи чего-то вроде проклятия на брата. Но пока тот ожидает проклятия, Исаак подтверждает первое благословение. Вот вам и гнев, вот и негодование! Однако он знал глубокую тайну, и слепота плотских глаз означала слепоту помышления иудеев. Между тем взором своего сердца он мог видеть высоту раскрывающегося таинства.

Проповеди. Сl. 0284, 4,SL41. 478.

Стих 35

Хитрость — это когда делают одно, а изображают другое; когда одно в намерении, а другое на деле, это и называется хитростью. Следовательно, хитрость в прямом значении 1 достойна порицания подобно камню в прямом значении. Если бы вы сказали, что Христос в прямом значении — камень (Ср. 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4), это было бы святотатством, так же, как если бы вы сказали, что Христос в прямом значении был ягненком (Ср. 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Ин 1:29), это также было бы святотатством. В прямом значении агнец — это животное, в образном 2 же он — жертва. В прямом значении камень есть твердая земля, в образном — сама твердость. Хитрость в прямом значении — это ложь, но в образном — сам образ. Всякий образный, аллегорический текст или высказывание выглядит означающим одно в материальном смысле и подразумевающим иное в духовном. Оттого он и назвал этот духовный смысл хитростью. Что же тогда означает: он пришел с хитростью и взял благословение твое? Разум подсказывает, что применительно к он пришел с хитростью происходившее имеет образное значение. Ибо Исаак не подтвердил бы своего благословения на хитрого, лживого человека, который по справедливости заслуживал бы проклятия. Следовательно, здесь не было истинного обмана, тем более что тот не солгал, говоря: я Исав, первенец твой (19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. Быт 27:19). Ведь уже была заключена сделка Иакова с его братом, который продал ему свое первородство. Значит, он сказал отцу о том, что уже купил у брата своего: к одному перешло то, что потерял другой. Право первородства не было уничтожено и осталось в доме Исаака. Оно оставалось там — но не у того, кто продал его. Где же ему было быть, как не у младшего брата? Поскольку он знал о данном таинстве, Исаак подтвердил благословение и сказал оставшемуся другому сыну: что же я сделаю для тебя, сын мой? Тот ответил: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! Но Исаак знал только одно.

Примечания

  • 1 — Лат. in proprietate. — Прим. ред.
  • 2 — Лат. in figura. — Прим. ред.

Проповеди. Сl. 0284, 4, SL41. 524.

Стих 36

Исав говорит: не потому ли дано ему имя: Иаков? — ибо Иаков означает «подставить подножку». Но подножка эта не просто так, а следует принять ее образный смысл, как в случае с хитростью.1 Иаков, как видно, не держал такого сильного зла на брата, чтобы ему захотелось подставить брату подножку — имя свое он получил уже в тот момент, когда брата держал рукой за пяту в течение родов: тогда и был назван «подножкой» (См. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. Быт 25:26). «Подножкой» плотских людей является жизнь людей духовных. Все плотские, завидующие духовным в Церкви, сами как бы запнутыми оказываются и оттого становятся еще хуже. Послушай апостола, который говорит то же самое, в особенности в связи с запахом, о котором упоминает Исаак и о котором он произносит: вот, запах сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. (27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; Быт 27:27). Итак, апостол говорит: мы Христово благоухание во всяком месте, — и продолжает: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? 14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. 15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? 2Кор 2:14−16). То есть, чтобы было понятно, как мы можем быть запахом смерти для других людей без всякой на то нашей вины. Люди духовные проходят своим путем, не зная иного, нежели как им прожить хорошую жизнь. А кто невинным людям завидует, тот тяжкий грех совершает и за то их накажет Бог. И запахом к смерти для них становится тот человек, от которого для других пахнет к жизни. Ибо Сам Господь первый стал ароматом к жизни для верующих и смрадом к смерти для преследователей. Поскольку столь многие в Него уверовали, иудеи преисполнились зависти и совершили такое преступление, убив невинного, Святого святых. И если бы не сделали этого, то не запахом к смерти был бы для них аромат Христа. Вот как запнулся Исав в благословении отца своего.

Примечания

  • 1 — См. комментарий Августина на пред. стих. — Прим. ред.

Проповеди. Сl. 0284, 4,SL41.610.

Стих 39

Почему же, будучи поруганным1 , Исаак благословил его? Теперь уже по необходимости, уже по принуждению отец сказал сыну: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше. И затем, чтобы не думал о себе хорошо: и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему. Тем не менее, чтобы ты не отчаялся о себе, поскольку можешь исправиться: будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго с выи твоей. И вот, он получит от тука земли и от росы небесной свыше.

Однако Исаак, будучи поруганным, не дает, но бросает ему свое благословение. Не случается ли и сейчас в Церкви такое, когда терпят злых людей, желающих внести беспорядок в церковную жизнь, и терпят ради мира, из необходимости сохранить мир допускают их к участию в общих для верующих таинствах? И подчас известно о них, что они злы, и лишь по случаю невозможно предать их суду: чтобы были понижены в звании, чтобы лишились его, чтобы были выгнаны вон, чтобы их отлучить. Если же кто настаивает на обвинениях, то это иногда ведет к проблемам для Церкви. Настоятель церковный тогда вынужден сказать следующее: «Вот, тебе твое от тука земли и от росы небесной свыше, пользуйся таинствами: ты ешь в осуждение себе, пьешь себе в осуждение. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 1Кор 11:29). Ты знаешь, что допущен к таинствам ради мира церковного: все, что имеешь ты в сердце, порождает разлад и разделение. Вот поэтому ты будешь жить мечом твоим. Ведь что до того, что ты получаешь от тука земли и от росы небесной свыше, — ты не будешь жить этим. Нет в этом тебе наслаждения, не сладок тебе Господь (3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, Пс 134:3). Если бы ты наслаждался этим и Господь был сладок тебе, то ты подражал бы смирению Господа, а не гордыне диавола». Потому, сколько бы ни получал таинства смирения Господа от тука земли и от росы небесной свыше, не оставляет гордыни диавола, который всегда радуется распрям и раздорам (да не совершу я ничего такого!). — «Как бы ты ни участвовал в причащении от тука земли и от росы небесной свыше, ты все равно живешь мечом твоим, и от распрей с раздорами получаешь радость и страх. Поэтому измени себя — свергни иго с выи твоей!

Примечания

  • 1 — Лат. sugillatus. — Прим. ред.

Проповеди. Сl. 0284, 4,SL41.778.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.