Бытие 4 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Адам познал свою жену Еву, и она родила ребёнка, которого назвали Каином. «С помощью Господа я сотворила мужчину», — сказала Ева.
2 После этого она родила ещё одного сына, брата Каина, Авеля. Авель стал пастухом, а Каин — земледельцем.
3 Когда пришло время жатвы, Каин принёс в дар Господу некоторые из выращенных им плодов земли,
4 Авель же принес в дар животных из своего стада: лучшие части самых тучных овец. Господь принял дар Авеля,
5 а подношение Каина не принял. Каин был этим очень опечален и рассержен.
6 Господь спросил Каина:
«Почему ты сердишься? Чем опечален ты?
7 Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и тогда Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам править грехом».
8 Каин сказал своему брату Авелю:
«Пойдём в поле».
Когда они пришли в поле, Каин напал на своего брата Авеля и убил его.
9 Некоторое время спустя Господь спросил Каина:
«Где твой брат Авель?»
Каин ответил:
«Не знаю. Разве я сторож моему брату?»
10 «Что же ты сделал? — сказал тогда Господь. — Кровь твоего брата словно голос взывает ко Мне из земли.
11 И теперь Я проклинаю тебя и эту землю, на которой ты трудишься. Тебе больше не собирать с неё урожая, так как ты заставил её испить кровь своего брата.
12 Когда будешь возделывать землю, она не будет давать тебе богатый урожай, как это было раньше. У тебя не будет на земле дома, и ты будешь скитаться с места на место».
13 Каин ответил Господу:
«Вынести такое наказание свыше моих сил!
14 Ты изгоняешь меня с моей земли, и я не смогу больше быть рядом с Тобой! У меня не будет дома, мне придётся скитаться с места на место, и всякий, кого я повстречаю, сможет убить меня!»
15 «Если кто-нибудь убьёт тебя, Каин, — ответил ему Господь, — Я накажу того во много раз страшнее».
Господь пометил его, и эта отметина являлась предостережением всем встречным: увидев её, никто не посмеет убить Каина.
16 Каин ушёл от Господа и поселился в земле Нод, к востоку от Эдема.
17 Он познал свою жену, и она родила сына, которого назвали Енохом. Каин построил город и назвал его Енох, по имени своего сына.
18 У Еноха был сын Ирод, у Ирода был сын Мехиаель, у Мехиаеля был сын Мафусал, у Мафусала был сын Ламех.
19 Ламех взял в жёны двух женщин: одну жену звали Ада, другую — Цилла.
20 Ада родила Иавала, он стал отцом всех живущих в шатрах и добывающих пропитание скотоводством.
21 У Ады был ещё один сын, Иувал, брат Иавала, он стал отцом играющих на арфе и флейте.
22 Цилла родила Фувала-Каина, отца кующих орудия из железа и бронзы. У него была сестра по имени Наама.
23 Ламех сказал своим жёнам:
«Услышьте мои слова, Ада и Цилла! Слушайте, жёны Ламеха! Человек задел меня, и я убил его! Ребёнок ударил меня, и я убил его!
24 Наказание за убийство Каина было великое, но наказание за моё убийство будет во много раз страшнее!»
25 Адам познал Еву, и она родила ещё одного сына. Они назвали его Сифом. «Бог послал мне ещё одного сына. Каин убил Авеля, теперь же у меня есть Сиф», — сказала Ева.
26 У Сифа также родился сын, и он назвал его Еносом. К тому времени люди стали поклоняться Господу.

Толкования Августина

Стих 1

Каин означает «обладание»; поэтому, когда он родился, и отец, и мать его сказали: Приобрел(а) я человека от Господа.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.17. Сl. 0313, SL48, 15.17.10 [CCSL 48:479].

***

Родившийся вслед за Каином Авель, которого убил старший брат, впервые явил в себе образ будущего бесприютного града Божиего, которому предстояло принять неправедные гонения от нечестивых и как бы рожденных землею, то есть от привязанных к земле как к родному дому и радующихся земному счастью земного града.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.15. Сl. 0313, SL48, 15.15.19 [CCSL 48:475].

Стих 3

Говорят, христиане осуждают священные обряды, жертвоприношения, всесожжения и прочее, что совершается при богослужении в храмах, хотя это самое богослужение было установлено ими или почитаемым ими Богом еще в первоначальные времена, когда было решено, что Бог нуждается в приношении первин. На это надлежит ответить так. Поскольку данный вопрос возникает в связи с тем местом нашего Писания, где сказано, что Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель же — первородных от овец, то следует сделать вывод, что жертвоприношение — установление. Причем истинное и священное Писание убеждает нас, что приносить жертвы следует только единому истинному Богу. Однако Бог не нуждается в этих жертвах, ибо в том же Писании прямо утверждается: Я сказал Господу: ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны (2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. Пс 15:2). Принимая или отвергая жертвы, Бог лишь подает тем самым совет человеку. Таким образом, наше богослужение приносит пользу не Богу, но нам самим.

Августин Иппонский, Послания 102.16. Cl. 0262, 102.34/2.16.558.10.

Стих 17

Написано: И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. Но не следует заключать отсюда, будто это был его первый сын. Основанием для подобного заключения не может служить выражение, что он познал жену свою, которое как бы указывает на то, что он тогда впервые соединился с нею. Ибо и о самом отце всех, Адаме, это говорится не только тогда, когда был зачат Каин, бывший его первенцем. Но и после того Писание говорит: И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф (25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. Быт 4:25).

Августин Иппонский, О граде Божием 15.8. Cl. 0313, SL48, 15.8.44.

***

…Итак, о Каине написано, что он построил город; Авель же, будучи странником, города не построил. Ибо град святых есть град вышний, хотя он и здесь рождает своих граждан, в лице которых странствует, пока не наступит время его царства. Тогда соберет он всех воскресших с их телами, и будет им дано обетованное царство, в котором они станут со своим Главою и Царем царствовать вовеки.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.1. Сl. 0313, SL48, 15.1.55.

Стих 18

Место это читается так: Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала; он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

Этим заканчиваются поколения Каина, которых от Адама было всего восемь, включая и Адама, то есть семь поколений до Ламеха, имевшего двух жен, а восьмое поколение составляли его дети, в числе которых упоминается и женщина. Этим превосходно обозначено, что земной град до самого конца своего будет иметь плотские рождения, происходящие от соединения мужей и жен. Поэтому же называются собственными именами и жены сего человека, который упоминается в этом месте как последний отец.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.7. Сl. 0313, SL48, 15.17.32.

Стих 25

Когда родился Сиф, Адам по Божественному внушению вполне мог сказать: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. [Но сказано это] потому, что Сифу предстояло заменить Авеля по святости своей жизни, а не потому, что он родился первым по порядку после Авеля.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.15. Cl. 0313, SL48, 15.15.47.

Стих 26

Затем располагаются по порядку: с одной стороны, поколения Каина, с другой — поколения рожденного Адамом вместо того, кого убил брат. Адам навал его Сифом, сказав, по словам Писания: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. Потом эти два различающихся поколения, одно — Сифа, другое — Каина, входят каждое особым порядком в состав этих двух градов: одного — небесного, странствующего на земле, другого — земного, стремящегося и прилепляющегося к земным радостям.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.15. Сl. 0313, SL48, 15.15.24.

***

Имя Сиф в переводе означает «воскресение»1 , а имя его сына Еноса — «человек», но не в том смысле, в каком имя Адам. Ибо имя Адам в переводе тоже означает «человек», но на языке оригинала, то есть на еврейском языке, является общим и для мужчины, и для женщины. Ибо о нем было сказано так: мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя: человек (1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Быт 5:1−2). Из этого ясно видно, что жена была названа Евою как именем собственным; имя же Адам, означающее «человек», было общим именем их обоих. Имя же Енос обозначает человека так, что, по уверению знатоков еврейского языка, оно неприменимо к женщине. Он — сын «воскресения», где ни женятся, ни замуж не выходят (35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Лк 2:35).

Примечания

  • 1 — Среди значений, приписываемых этому имени, также можно найти такие, как «возмещение/замена», «назначенный», «слабый».

Августин Иппонский, О граде Божием 15.17. Сl. 0313, SL48, 15.17.14.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.