Бытие 7 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Господь сказал Ною:
«Я вижу, что, даже живя среди плохих людей, ты остаёшься хорошим человеком. Собери всю свою семью, и войдите все вместе в лодку.
2 Возьми семь пар от каждого вида чистых животных (по семь особей мужского и по семь особей женского пола) и по одной паре от всех остальных видов животных на земле (по одной особи мужского и по одной особи женского пола) и возьми их с собой в лодку.
3 Возьми семь пар от каждого вида птиц (по семь особей мужского пола и по семь особей женского пола), чтобы все эти животные продолжали жить на земле после того, как все остальные животные будут уничтожены.
4 Через семь дней Я пошлю на землю ливень. Он будет идти 40 дней и 40 ночей, и Я сотру с лица земли всё живое, что Я сотворил».
5 Ной сделал всё именно так, как Господь повелел ему.
6 В то время, когда начались ливни, Ною было 600 лет.
7 Вместе со своей семьёй он сел в лодку, чтобы спастись от потопа. С Ноем в лодке находились его жена, сыновья и жёны сыновей.
8 Все чистые животные и все остальные животные, все птицы, и все пресмыкающиеся, ползающее по земле,
9 вошли в лодку вместе с ним. Они вошли в лодку по паре: особь мужского пола и особь женского пола, как Бог и повелел Ною.
10 Семь дней спустя начался потоп, и на землю полился дождь.
11 В то время Ною было 600 лет. На семнадцатый день второго месяца вскрылись все подземные ручьи, и в тот же самый день небеса разверзлись, и на землю обрушились сильнейшие ливни.
12 Дождь лился на землю сорок дней и сорок ночей.
13 В тот же самый день Ной со своей женой, сыновьями Симом, Хамом и Иафетом и их женами вошёл в лодку.
14 Ной и его семья, а также всякого рода земные животные и всякого рода скот, всякого рода пресмыкающиеся и птицы вошли в лодку
15 — по паре от каждого вида живых существ, в которых было дыхание жизни.
16 Все эти животные мужского и женского пола вошли в лодку, как Бог повелел Ною. И тогда Господь закрыл за Ноем дверь.
17 Потоп продолжался на земле 40 дней. Вода начала подниматься и подняла лодку над поверхностью земли.
18 Вода продолжала подниматься, и лодка поплыла высоко над землёй.
19 Вода поднялась так высоко, что под ней скрылись даже самые высокие горы,
20 но она продолжала подниматься над ними и поднялась на 7,5 метров над самой высокой горой.
21 Всё живое на земле погибло: все мужчины и женщины, все птицы и земные животные.
22 Погибли все многочисленные виды животных и всё, ползавшее по земле, погибла всякая живая дышащая тварь на суше.
23 Так Бог смёл всё с лица земли. Он истребил всех живых тварей на земле: всех людей, всех животных, всех пресмыкающихся и всех птиц. В живых остались только Ной и те, кто были с ним в лодке.
24 Вода покрывала землю 150 дней.

Толкования Августина

Стих 1

Да узнаем этот ковчег, который служит прообразом Церкви. Да будем в нем чистыми животными, но не станем препятствовать, чтобы вместе с нами и нечистые могли укрыться в нем до конца потопа. Чистые и нечистые одновременно пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношений не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес жертву Богу от чистых животных, а не от нечистых. И тем не менее никто из чистых не покинул ковчег раньше времени из-за нечистых. Ворон, правда, оставил ковчег и раньше времени покинул сообщество в ковчеге; но ворон был из нечистых, взятых по двое, а не из чистых, взятых по семи. И да возненавидим нечистоту этого отделения.

Августин Иппонский, Послания 108. Cl. 0262, 108.34/2.7.633.23.

***

Сказанное в Писании о том, что вместе с Ноем в ковчег вошли также нечистые животные, еще не означает, что начальствующие должны препятствовать, если кто-либо из нечестивейших трагических актеров — которые, конечно, менее нечестивы, чем актеры комические — захочет принять крещение. Но тем самым предвозвещается, что нечистые в будущем окажутся в Церкви не из-за порчи вероучения и не из-за ослабления дисциплины, а по причине терпимости. Ибо нечистые животные вошли в ковчег не через любую часть ковчега, где кому вздумалось, но все через один и тот же вход, сделанный строителем.

Августин Иппонский, О вере и делах 27.49. Cl. 0294, 27.49.95.17.

Стих 2

Говорят также, что ковчег такой величины не мог вместить так много родов животных обоего пола, и притом нечистых по две пары, а чистых — по семь. На мой взгляд, говорящие так принимают в расчет только его триста локтей в длину и пятьдесят в ширину; но не принимают в соображение, что столько же локтей было в верхнем ряду и столько же в еще высшем, и что поэтому локти эти, взятые три раза, составят девятьсот и сто пятьдесят. А если представить себе, как весьма удачно заметил Ориген1 , что Моисей, т. е. человек Божий, который, по словам Писания, «научен был всей мудрости» египтян (22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Деян 7:22), любивших геометрию, мог показывать размеры в геометрических локтях, которые, как утверждают, были в шесть раз больше наших, то кто не увидит, какое множество вещей могло вместиться в таком обширном пространстве?

Примечания

  • 1 — Homil. II in Gen.

***

Стих 6

Ной есть прообраз Христа, а ковчег круг земной. Для чего же и помещены в ковчег все животные, как не для того, чтобы означать все народы? Ведь Бог не нуждался в них, чтобы заново сотворить всякий род живых существ. Когда никого из них не было, разве Он не сказал земле, чтобы она произвела их, и земля произвела их? (См. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Быт 1:24) Следовательно, как Он сотворил их тогда, так сотворил бы и теперь; как сотворил словом, так словом бы и сотворил заново. Так разве, помещая их в ковчег, Он тем самым не возвещал тайну и не дополнял пророчество, представляя в дереве ковчега образ всех народов, ибо на дереве была утверждена жизнь всех народов?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 9.11. Сl. 0278, 9.11.1.

***

Разве не было других патриархов? Разве прежде этих святых не было Ноя, который один из всего рода человеческого, вместе с домом своим, заслужил спастись от потопа и в котором, как и в сыновьях его, был предвосхищен образ Церкви? Они убереглись от потопа на спасительном древе.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 11.7. Сl. 0278, 11.7.5.

Стих 10

Теперь посмотрим, каким образом можно с очевидностью доказать, что годы, насчитанные в продолжительной жизни тех людей, были вовсе не настолько коротки, чтобы десять их составляли один наш, а были столь же продолжительными, как и наши, образуемые круговым обращением солнца. На шестисотом году жизни Ноя, по словам Писания, произошел потоп. Если те годы были такими короткими, что десять их составляют один наш, то есть каждый из них состоял из тридцати шести дней, то почему тогда написано: Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца (10 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. 11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; Быт 7:10−11)? Ведь такой малый год (если он по древнему обычаю носил имя года) или вовсе не имел месяцев, или же, чтобы он мог иметь двенадцать месяцев, каждый месяц его должен был состоять из трех дней. Почему же тогда было сказано: во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца, если не потому, что месяцы тогда были такими же, как и теперь? Ведь иначе каким бы образом говорило Писание, что потоп начался в двадцать седьмой день второго месяца1 ?

Примечания

  • 1 — Августин следует числу дней в Септуагинте.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.14. Cl. 0313, 48.15.14.1.

Стих 20

Но никто не должен думать, будто бы... всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы.

Те же, которые утверждают, что это совсем не события, а только образы для обозначения других вещей, прежде всего считают невозможным такой большой потоп, чтобы вода, постепенно прибывая, покрыла высочайшие горы на пятнадцать локтей, и указывают на вершину горы Олимп, над которой, как утверждают, не могут образовываться облака, потому что она так высока, как небо, и оттого воздух на ней не настолько густ, чтобы могли появляться ветры, облака и дожди. Но они упускают из виду, что может же быть там земля, самая тяжелая из всех стихий. Разве будут они отрицать, что вершина горы состоит из земли? На каком же основании они утверждают, что земля могла подняться в эти небесные пространства, а вода — не могла, когда эти же самые мерятели и взвешиватели стихий говорят, что вода и выше и легче земли? Какую могут привести они разумную причину, по которой бы земля, более тяжелая и низменная, могла занимать тихие пространства неба в течение стольких лет, а воде, более легкой и высокой, нельзя было сделать этого даже на короткое время?

Стих 21

Разве нужно далеко ходить за примерами, когда тут же, немного выше, сказано: Да произведет земля душу живую (24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Быт 1:24)? Затем, через несколько страниц, когда повествуется о том, как погибло все живущее на земле при потопе, читаем: Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло (22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Быт 7:22). Итак, если подобные выражения мы встречаем и по отношению к скотам; если, далее, в подобных местах греки ставят в текстах не πνεὖμα1 , а πνοή2 , то разве не ясно, что Писание называет душу живой просто по принятому в нем обороту речи.

Примечания

  • 1 — πνεὖμα (от гл. πνέω) — 1)дуновение, ветер; 2) душа; 3) дух.
  • 2 — πνοή (от гл. πνέω) — 1) дуновение, порыв ветра; 2) дыхание; 3) испарение.

Августин Иппонский, О граде Божием 13.24. Cl. 0313, 48.13.24.121.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.