2 Царств 12 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Господь послал к Давиду Нафана, и тот сказал:
«В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный.
2 У богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного не было ничего, кроме маленькой овечки, которую он купил. Он выкормил её, и она выросла вместе с его детьми. Она ела то, что он ел, пила из его чаши, спала у него на груди и была ему как дочь.
4 Однажды к богатому человеку пришёл странник, но богач не хотел брать животное из своих овец и коров, чтобы приготовить еду для странника. Он взял овечку бедняка и приготовил её для гостя, который пришёл к нему».
5 Давид очень разгневался на этого человека и сказал Нафану:
«Так же верно, как то, что Господь жив, человек, совершивший этот поступок, достоин смерти!
6 За овечку он должен заплатить вчетверо, так как совершил этот страшный грех и не имел сострадания».
7 Затем Нафан сказал Давиду:
«Ты и есть тот человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля: „Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула.
8 Я дал тебе дом твоего господина, дал тебе жён твоего господина и царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше.
9 Почему же ты пренебрёг словом Господа, сделав то, что Он считает злом? Ты поразил мечом Урию хеттеянина и взял себе его жену. Ты убил его мечом аммонитян.
10 За то, что ты пренебрёг Мной и взял себе жену Урии хеттеянина, твоя семья никогда не будет жить в мире”».
11 Так говорит Господь:
«Я навлеку беды против тебя в твоём собственном доме. У тебя на глазах Я возьму твоих жён и отдам их человеку, который очень близок тебе. Он будет спать с твоими жёнами, и все будут об этом знать.
12 Ты втайне познал Вирсавию, Я же прилюдно накажу тебя».
13 И сказал Давид Нафану:
«Согрешил я перед Господом».
Нафан ответил Давиду:
«Господь простил тебе твои грехи, ты не умрёшь.
14 Однако своим грехом ты дал повод врагам Господа возненавидеть Его, поэтому умрёт родившийся у тебя сын».
15 После того как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел.
16 Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле.
17 Старейшины его дома пришли к нему, чтобы поднять его с земли, но он не встал и отказался есть с ними.
18 На седьмой день младенец умер. Слуги Давида боялись сказать ему, что ребёнок мёртв, так как полагали следующее:
«Мы пытались говорить с Давидом, когда ребёнок был ещё жив, но он отказывался слушать нас. Как же нам сказать ему, что ребёнок умер? Услышав эту весть, он сделает с собой что-нибудь безумное».
19 Давид заметил, что его слуги перешёптываются между собой, и понял, что ребёнок умер. Он спросил:
«Умер ребёнок?»
Слуги ответили:
«Да, умер».
20 Тогда Давид встал с земли, умылся, переоделся и пошёл в дом Господа молиться. Затем он пошёл домой и потребовал, чтобы ему принесли еду. Слуги принесли ему еду, и он стал есть.
21 Слуги Давида спросили его:
«Почему ты ведёшь себя так? Когда ребёнок был ещё жив, ты постился и плакал, а когда ребёнок умер, ты встал и попросил есть».
22 Давид ответил:
«Когда ребёнок был ещё жив, я постился и плакал потому, что думал: „Кто знает? Может, Господь помилует меня, и дитя останется живым”.
23 Но сейчас ребёнок умер. Зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Нет! Когда-нибудь я пойду к нему, но он не вернётся ко мне».
24 Затем Давид утешил Вирсавию, свою жену. Он вошёл к ней и спал с ней. Она снова забеременела и родила сына, которого они назвали Соломоном. Господь полюбил его
25 и поэтому послал пророка Нафана, и тот от имени Господа дал ребёнку имя «Иедидиа».
26 Равва была столицей аммонитян. Иоав воевал против Раввы и захватил город.
27 Иоав отправил послов к Давиду с таким сообщением:
«Я воевал против Раввы и захватил источник, питающий город.
28 Теперь собери остальной народ, подойди к Равве и захвати его. Если я возьму город, то он будет назван моим именем».
29 Тогда Давид собрал весь народ и пошёл к Равве. Он сразился против Раввы и захватил город.
30 Давид снял с головы их царя корону из чистого золота, украшенную драгоценными камнями весом в один талант. Эта корона была возложена на голову Давида. Он также вынес из города много драгоценных вещей.
31 Давид также вывел всех жителей Раввы и заставил их работать пилами, железными кирками, топорами и обжигать кирпич. Так он поступил со всеми аммонитскими городами. Затем Давид и всё его войско возвратились в Иерусалим.

Толкования Августина

Стих 4

В сей притче, однако же, означено было только прелюбодеяние отъятием овцы бедного соседа; об умерщвлении же мужа или о том, что бедняк, имевший одну овцу, был убит, умолчано, чтобы Давид определил себе наказание за одно только прелюбодеяние. Отселе для проницательных видно, как умеренно сей Царь пользовался многими женами, когда и за одну согласился наказать сам себя. Плотское вожделение в Давиде было не господствующим, а случайным; почему и обличитель — Пророк — назвал непозволенную страсть гостем; не сказал, что овца бедного употреблена была для стола Царю, но гостю.

Источник: Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия, 3.31.

***

То, с какой кротостью и сдержанностью те мужи обращались со своими женами, ясно проявляется здесь в истории царя Давида. Этот царь был увлечен жаром страсти и ослеплен временным своим процветанием, и [поэтому] вступил в беззаконное обладание женщиной, мужа которой он повелел предать смерти. И царь был обличен в сем преступлении пророком, который, когда пришел обличить царя, прибег к притче о бедняке и богаче. У бедного из всего имущества не было ничего, кроме одной овечки, а у его богатого соседа было очень много мелкого и крупного скота. И когда странник пришел к богатому человеку, то тот пожалел взять одну из своих овец или волов, но, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. И когда сильно разгневался Давид на этого богатого человека и потребовал смерти для него, и сказал, что за овечку тот должен заплатить вчетверо (См. 1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; 2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота, 3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; 4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. 5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; 6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. 2Цар 12:1−6), тогда он тем самым непреднамеренно осудил своё преступление, которое сам совершил преднамеренно [в случае с Вирсавией]. И когда ему было предъявлено это обвинение и было объявлено наказание Господне за содеянное, Давид смыл свой грех глубоким покаянием. Но в притче пророка повествовалось лишь о грехе прелюбодеяния. И ничего в ней не было сказано об убийстве мужа Вирсавии Урии — об убийстве бедняка в притче ничего не сказано. Следовательно, обвинение высказано касательно одного только прелюбодеяния. И отсюда нам следует судить о том, с каким терпением он обращался со своими женами, когда был принужден казнить себя за совершенное им преступление по отношению к одной из них. Но в этом случае невоздержанность страсти постигла его как заезжий странник, но не нашла в доме его пристанища. И именно поэтому даже обличающий царя пророк назвал незаконное вожделение «странником» в доме богатого человека. И ведь не сказал, что овечку соседнего бедняка взяли, чтобы приготовить обед для царя, а сказал: чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему. Истинно, однако, и то, что в доме сына Давида, царя Соломона, сия плотская похоть бывала не как странница и случайная гостья, но как царица. И Священное Писание об этом не умалчивает, но прямо ставит ему в вину его увлечение чужестранными женщинами (См. 1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. 3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. 4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. 5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. 6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. 7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. 8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. 3Цар 11:1−8). Ибо в начале царства своего Соломон сгорал страстью к истине; но когда достиг её в любви духовной, то потерял её через любовь плотскую.

О христианском вероучении. Сl. 0263, 3.21.11.

Стих 5

Очевидно, царь Давид не подозревал о западне, в которую сам попал. И он решил, что достоин смерти богатый человек, сделавший зло бедняку, и еще он должен и за овечку заплатить вчетверо. И это было суровое суждение и целиком справедливое. Но его собственный грех не был еще у него перед глазами: то, что сам совершил, было всё еще спрятано за спиной. Он еще не допускал собственного преступления и поэтому не был склонен отпустить грех другому. Но пророк был послан ему с этой целью. Он достал грех из-за спины Давида и положил его перед глазами царя с тем, чтобы тот мог видеть суровый приговор, вынесенный самому себе.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL38.50.8.1

Стих 13

Давид согрешил и когда пророк обличил его, то сказал: согрешил я пред Господом. И тут же ему было сказано: Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь. Саул согрешил и когда пророк уличил его, то сказал: «Согрешил я», и грех его не был прощен, и гнев Господа остался на нем. Что же это может означать, как не одинаковость слов и неодинаковость сердец? Людям дано слышать слова — Богу читать в сердцах.

Проповеди. Сl. 0284, 291.PL38. 1318.34.

***

Крещеный человек, который, однако, отступился и предал сие великое таинство, если всё же раскается до глубины души, если совершит покаяние, какое увидит Бог, как Он увидел сердце Давида, когда обличенный пророком и жестоко упрекаемый, после грозных предостережений Господа, воскликнул одно: согрешил. И тут же услышал: Господь снял [с тебя] грех твой. Такова великая сила этих трех слогов. Согрешил — всего три слога, и всё же через эти три слога огонь жертвоприношения сердца достиг неба. Так и те, кто совершили истинное покаяние и были освобождены от пут, которые их связывали и отнимали их от тела Христова, и вели достойную жизнь после своего покаяния подобно тому, как им следовало жить до него, и пошли путями праведных после воссоединения. Что же, они также обращаются к Богу и находят покой, и Царствия Божиего не лишатся, и от народа дьявола отделены будут.

Проповеди. Сl. 0284, 393.PL39.1714.5.

Стих 20

См. 33 И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! 2Цар 18:33



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.