«Помните ли вы, что сирийский царь забрал у нас Рамоф Галаадский? Почему мы ничего не делаем, чтобы вернуть его? Он принадлежит нам».
«Пойдёшь ли ты со мной на войну против сирийского войска в Рамофе Галаадском?»
Иосафат ответил:
«Да, я пойду с тобой. Я и ты — мы будем как один, и мои воины будут в твоём распоряжении».
«Только сначала спроси совета у Господа».
«Идти ли мне войной на Рамоф Галаадский или нет?»
Пророки ответили:
«Иди, Господь позволит тебе победить».
«Нет ли здесь другого пророка Господа? Если есть, то мы должны спросить и у него, что говорит Господь».
«Здесь есть ещё один пророк, через которого мы можем спросить у Господа, его зовут Михей, сын Иемвлая. Но я ненавижу его, так как он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, а только плохое».
Иосафат сказал:
«Царь, ты не должен так говорить».
«Приведи немедленно Михея, сына Иемвлая!»
«Так говорит Господь: „Этими рогами ты сразишься с сирийцами. Ты поразишь и уничтожишь их”».
«Иди и атакуй Рамоф Галаадский. Ты выиграешь это сражение! Господь позволит тебе победить!»
«Все пророки единогласно предвещают царю успех. Ты должен согласиться с ними и сказать то же самое».
«Так же верно, как то, что Господь жив, я скажу лишь то, что говорит мне Господь».
«Идти ли мне с царём Иосафатом войной на Рамоф Галаадский или нет?»
Михей ответил:
«Да! Иди и сразись. Господь позволит тебе победить».
«Ты говоришь от своего имени. Сколько раз я должен приказывать тебе, чтобы ты говорил только правду? Скажи мне, что говорит Господь!»
«Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам как овцы без пастуха. И сказал Господь: „У этих людей нет командира. Пусть каждый возвращается домой с миром”».
«Видишь! Я говорил тебе! Этот человек никогда не пророчествует доброго обо мне, только дурное».
«Послушай, что говорит Господь. Я видел Господа, сидящего на престоле, и все Его Ангелы стояли возле Него, по правую и по левую руку.
«Всё именно так и произошло. Господь сделал так, чтобы пророки предрекли тебе ложь. Сам Господь предназначил тебе это великое несчастье».
«Ты действительно веришь, что Дух Господа вышел из меня и сейчас говорит через тебя?»
«Я говорю правду! Ты сам убедишься в этом, когда будешь прятаться в потаённой комнате!»
«Возьмите Михея и отведите его к градоначальнику Амону и к Иоасу, сыну царя.
«Люди, послушайте, что я скажу! Если ты, Ахав, вернёшься с битвы домой живым, значит Господь не говорил через меня!»
«Я переоденусь в одежду, в которой я буду похож на обычного солдата, и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды».
Переодевшись, израильский царь вступил в сражение.
«Не сражайтесь ни с кем, кроме израильского царя».
«Я ранен, развернись и вывези меня с поля битвы».
«Пусть каждый возвращается в свой город, в свою землю!»
«Пусть мои люди поплывут с твоими людьми», но Иосафат отказался.
Стих 20
См. комм. к 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 3Цар 22:21
Стих 21
О духе лжи, посланном обмануть Ахава
А о духе лжи, которым обманут был Ахав, мы думаем то, что, как я полагаю, уже достаточно и вполне ясно разобрано выше (См. комм. к 14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. 1Цар 16:14, 23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. 1Цар 19:23), а именно что всемогущий и праведный Бог, заслуженно распределяющий награды и наказания, не только добрыми и святыми слугами пользуется для приличествующих им дел, но использует также и злых для дел, достойных их; в то время как они стремятся нанести кому-либо вред по своему извращенному желанию, это дозволяется им лишь настолько, насколько считает подобное необходимым Тот, Кто «все расположил мерою, числом и весом» (21 Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом. Прем 11:21). А пророк Михей рассказал об этом так, как это было ему явлено. Ибо нечто сокровенное и весьма тайное показывается пророкам так, как может вместить это [их] человеческое чувство, когда в откровении даже образы вещей наставляют его, как слова. Ведь каким образом делает это Бог, везде присутствующий и притом присутствующий везде целиком и всегда; и каким образом осведомлены о Его простой, неизменной и вечной истине святые ангелы и все созданные тем же Богом высшие и чистейшие духи, и как они то, что видят вечно справедливым в Нем, осуществляют во времени с целью устроения низших вещей; каким образом также падшие духи, не устоявшие в истине, из-за нечистоты и немощи своих похотей и наложенных на них наказаний будучи не в силах созерцать и познавать присутствующую внутри истину, ожидают знаков извне, от некого творения, и ими побуждаются или делать нечто, или чего-то не делать; и каким образом вынуждаются они управляющим вселенной вечным законом, будучи побеждены и связаны, ожидать дозволения Божия или повиноваться повелению Его, — это и постичь трудно, и объяснять слишком долго.
О различных вопросах. Книга вторая (В которой разбираются прочие пять или шесть вопросов, предложенных из книги Царств)
Стих 22
См. комм. к 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 3Цар 22:21
Стих 23
См. комм. к 21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? 3Цар 22:21