«Два царя не могли остановить Ииуя, и мы не сможем остановить его!»
«Мы — твои слуги. Мы сделаем всё, что ты нам скажешь. Мы никого не сделаем царём. Поступай так, как тебе угодно».
«Если вы поддерживаете меня и подчиняетесь мне, то отрубите головы сыновьям Ахава и принесите их ко мне в Изреель завтра в это же время».
У Ахава было семьдесят сыновей. Они жили с вождями города, которые воспитывали их.
«Они принесли головы царских сыновей!» Тогда Ииуй приказал:
«Положите головы в две кучи у городских ворот до утра».
«Вы невиновны. Это я устроил заговор против моего господина и убил его. А кто убил всех сыновей Ахава? Вы убили их!
«Кто вы?»
Они ответили:
«Мы родственники Охозии, иудейского царя. Мы пришли навестить детей царя и матери-царицы».
«Схватите их живыми!» Всего было схвачено сорок два человека. Ииуй убил их у колодца возле Беф-Екеда, не оставив в живых ни одного из них.
«Друг мой, предан ли ты мне, как я тебе?»
Ионадав ответил:
«Да, я твой преданный друг».
Ииуй сказал:
«Если так, то дай мне руку».
Когда он протянул свою руку,
«Поезжай со мной. Ты увидишь, как сильны мои чувства к Господу».
И поехал Ионадав в колеснице Ииуя.
«Ахав мало служил Ваалу, а Ииуй будет служить ему больше!
«Подготовьте священное собрание для Ваала».
И священники объявили собрание.
«Принеси одежду для всех служителей Ваала».
И он принёс для них одежду.
«Посмотрите вокруг и удостоверьтесь, что среди вас нет никого из слуг Господа, а только люди, которые поклоняются Ваалу».
«Не дайте спастись ни одному из этих людей. Если кто-то из вас упустит хоть одного из них, заплатит за это своей собственной жизнью».
«Войдите и убейте служителей Ваала! Не дайте ни одному из них выйти из храма живым!» Затем они убили служителей Ваала мечами. Стражники и командиры бросили тела и вошли во внутреннюю комнату храма Ваала.
«Ты сделал всё правильно. Ты уничтожил семью Ахава, как Я хотел. Поэтому твои потомки до четвёртого поколения будут править Израилем».
Стих 18
Это утверждение бесчестит святых мучеников. Более того — оно полностью отрицает священномученичество. И ведь согласно прискиллианам1 , куда благочестивее и разумнее поступили бы христианские мученики, если бы не признались в том, что они христиане. И тогда не подвигли бы они своими признаниями преследователей своих к человекоубийству, а через ложь свою и отрицание своего вероисповедания, сохранили бы целость тела своего и устремление сердца, не способствуя тем самым своим преследователям в осуществлении их преступного замысла. Утверждают также и на том основании, что те [служители Ваала] не только не были ближними их по вере христианской, с кем требуется строго соблюдать единство слов на устах и говорящего сердца в груди, но и вовсе были врагами самой Истины.
Ибо Ииуй, на которого они взирают как на образцовый пример [праведной по их мнению] лжи, представляющейся им вершиной торжествующей премудрости, сделал лживое заявление о своей приверженности культу Ваала для того, чтобы убить служителей последнего. И в таком случае насколько более разумным, согласно извращенной логике прискиллиан, представляется христианам во времена гонений лживо объявить себя слугами демонов, дабы слуги демонов не истребили слуг Христа. И если Ииуй принес жертву Ваалу, чтобы убить людей, то они бы тогда приносили жертвы Ваалу, чтобы люди не погибли.
И что мешает [доброму христианину] , согласно столь остроумной доктрине неправдоглаголанья, открыто и лжеязычно объявить о своем почитании дьявола при том лишь условии, что в сердцах своих они сохранят почитание Бога?
Но нет, совсем не так истинные священномученики поняли апостола. Ибо они усмотрели и сохранили сказанное им: Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Рим 10:10), а также: В устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божьим (5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. Откр 14:5).
Поэтому они отошли без упрека туда, где им более не придется быть настороже против искушений лжецами, ибо не будет подле них более никаких лжецов ни в небесном их собрании, ни в небесном их окружении. Нет, не по пути им с Ииуем, который с помощью нечестивой своей лжи и кощунственного жертвоприношения искал случая истребить нечестивых и святотатствующих. Даже в том случае, если бы Писание умолчало о том, каков он был сам. Но коль скоро записано, что не имел сердца праведного пред Господом, что за польза ему была от той преходящей награды временного правления в ответ на акт повиновения, проявившегося в полном уничтожении дома Ахава, совершенный из жажды власти для самого себя?
Призываю тебя, брат, к защите верного взгляда мучеников веры, дабы ты был врагом лжецов, и не учителем лжи, а исповедником истины.
И еще прошу тебя, внимательно вслушайся в мои слова, дабы узнать, насколько осторожным следует быть тебе, — несмотря на похвальное твое устремление разоблачать и исправлять, а также избегать нечестивых, — с опасной доктриной, которая на поверхностный взгляд представляется [тебе] достойной распространения.
Примечания
- 1 — Секта, основанная испанским священником Прискиллианом во втор. пол. 4-го века. Хотя прискиллиан традиционно обвиняли в распущенности и излишней снисходительности, документальные источники, принадлежащие перу Прискиллиана и его последователей и обнаруженные лишь в конце 19-го в. (см. их публикацию в CSEL 18), содержат свидетельства о секте аскетического толка с тенденцией к эзотеризму. Некоторые ученые полагают, что Прискиллиан и его ученики старались не открывать их истинного учения в своих сочинениях, чтобы избежать письменного подтверждения выдвинутых против них обвинений.
Против лжи. Cl. 0304,2.3.472.12.