Псалмы 103 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Восхваляй, душа моя, Господа! Господи, Боже мой, Ты велик. Честь и слава — Твоё одеяние.
2 Словно мантией одеваешься Ты светом, как занавес распростёр Ты небеса.
3 Дворец небесный Свой над водами вознёс, облака — Твоя колесница, Ты летишь на крыльях ветра.
4 Господи, Ты сделал Ангелов Своими вестниками, пылающее пламя для Тебя — слуга.
5 Ты, Господи, установил на основании землю, и не рухнет она никогда.
6 Землю водами покрыл как одеялом, вода покрыла даже горы.
7 Но отступили воды по Твоему велению, от грома Твоего пустились в бег.
8 С гор они потекли в долины, в места, предназначенные для них Тобою.
9 Ты воздвиг морям границы, которых им не перейти. И никогда им больше землю не покрыть.
10 Ты послал источники в долины, с гор текут ручьи.
11 К ним дикие звери приходят, чтобы напиться, и даже дикий осёл жажду утоляет этою водою.
12 Птицы вьют гнёзда вокруг и песни поют в ветвях деревьев.
13 Дожди Твои напоят горы, плодами дел Твоих насытится земля.
14 Ты заставил траву расти для скота, заставил растения расти для людей:
15 вино дал для радости, масло — для сияния лиц, дал хлеб Ты для здоровья.
16 Кедрам ливанским, Тобой посаженным, даёшь Ты влагу.
17 Птицы вьют гнёзда на них, и только аисты для себя выбрали ели.
18 Высокие горы — дом для диких козлов, скалы — убежище для барсуков.
19 Господь, Ты дал луну нам, чтобы указать начало праздников, и место захода солнцу показал.
20 Из темноты Ты сделал ночь — это время, когда дикие звери выходят на добычу.
21 Львы рычат, атакуя, как будто просят Господа о пище.
22 Но когда встаёт солнце, то звери снова возвращаются в логова свои.
23 И тогда для работы человек встаёт и трудится до темноты.
24 Господи, Ты создал много прекрасных творений, земля полна ими.
25 Необъятен океан, несчетно в нём существ больших и малых.
26 Плывут по нему корабли, резвится творение Твоё — Левиафан.
27 Господи, все творения зависят от Тебя, Ты пищу им даёшь в назначенное время.
28 Ты кормишь, и насыщаются они, еду принимая из щедрых рук Твоих.
29 Когда Ты отворачиваешься от них, они в страхе замирают. Когда дыхания лишаешь их, они умирают, превращаясь в прах.
30 Однако, когда Ты миру дыхание жизни Своё даруешь, то обновляется и возрождается земля.
31 Да будет бесконечной Божья слава, и рук Своих делам пусть радуется Он!
32 Он только глянет, и земля трясется, Он тронет горы, и они дымятся.
33 Петь буду Господу всю жизнь и буду восхвалять Его до тех пор, пока не умру.
34 Пусть сделают Его счастливым мои песни. Я буду счастлив вместе с Ним.
35 Да пропадут с лица земли все до последнего: и грешники, и злые. Восхваляй, душа моя, Господа! Слава Богу!

Толкования Августина

Стих 2

См. комм. к 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] Быт 1:6

Стих 26

‹…› написано в книге Иова, когда речь идет о дияволе: «Сиесть начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его» (14 это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; Иов 40:14), согласно с чем, по-видимому, говорит и псалом, в котором читаем: «змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Пс 103:26), должно пониматься нами не в том смысле, будто он с самого начала создан был таким, чтобы над ним издевались ангелы, а в том, что он подпал этому наказанию после греха. Итак, по началу своему он есть создание Господне; ибо даже в числе последних и низших животных нет никакого естества, которого бы он не сотворил: от Него всякая мера, всякий вид, всякий порядок, без которых нельзя ни указать, ни вообразить ни одной вещи, а тем более — ангельской твари, которая достоинством своей природы превосходит все остальное, созданное Богом.

Источник: «О граде Божьем". Кн. 11. Глава XV. Что нужно думать о выражении Писания: «Сначала диавол согрешил»

Стих 29

Обратим теперь внимание на то, в каком смысле сказано: Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши духа твоего, и созиждутся и обновиши лице земли. По-видимому, изречение это говорит в пользу тех, по мнению которых души, как и тела, творятся от родителей, если понимать его в том смысле, что дух называется здесь их духом по той причине, что они получают его от людей; когда же умирают, дух уже не может быть возвращен им людьми, чтобы они воскресли, ибо он не от родителей опять изводится, как при рождении, а возвращается Богом, воскрешающим мертвых (23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы. 2Мак 7:23). Поэтому, один и тот же дух назван и их духом, когда они умирают, и Божиим, когда воскресают. Но так как и те, по мнению которых души посылаются не от родителей, а от Бога, могут понимать это изречение в смысле своего мнения таким образом, что дух называется их духом, когда они умирают, ибо он в них был и из них вышел, а Божиим, когда они воскресают, ибо он от Бога посылается и от Него же возвращается: то ясно, что и это свидетельство не противно ни тем, ни другим.

Со своей стороны я, впрочем, думаю, что лучше понимать это изречение о благодати, которою мы внутренне обновляемся. В самом деле, собственный дух всех гордецов, живущих по земному человеку и превозносящихся своею тщетностью, некоторым образом отнимается, когда они совлекаются ветхого человека и, отогнав гордость, укрепляются на пути совершенствования, говоря Господу: помяну, яко персть есмы (14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Пс 102:14), ибо именно им было некогда сказано: почто гордится земля и пепел (9 Что гордится земля и пепел? Сир 10:9)? Взирая очами веры на правду Божию, чтобы не желать свою правду поставити (3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, Рим 10:3), они, как говорит Иов, переводят свой взор на себя самих, уничижаются и считают себя землей и пеплом, а это и значит — и в персть свою возвратятся. Получив же Духа Божия, говорят: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Гал 2:20). Так чрез благодать нового завета обновляется лице земли, благодаря многочисленности святых!

Источник: О книге Бытия буквально, 10.8



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.