Исход 19 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 На третий месяц пути израильский народ добрался до Синайской пустыни.
2 Израильтяне двинулись из Рефидима в Синайскую пустыню и расположились станом неподалёку от горы.
3 Моисей поднялся на гору, чтобы встретиться с Богом, и Бог обратился к нему на горе с такими словами:
«Скажи израильскому народу, великому семейству Иакова:
4 „Вы видели, что Я могу сделать с Моими врагами, видели, что Я сделал с народом Египта, видели, как Я словно орёл вынес вас из Египта и принёс сюда ко Мне.
5 Теперь же Я говорю вам: исполняйте Мои заповеди, соблюдайте соглашение со Мной и будете Моим особым народом.
6 Вы будете особым народом — царством священников. Моисей, ты должен передать израильскому народу то, что Я сказал”».
7 Когда Моисей спустился с горы, он созвал всех старейшин народа и передал им всё, что повелел Господь.
8 И весь народ ответил в один голос:
«Мы исполним всё, что говорит Господь».
Тогда Моисей возвратился к Богу на гору и сказал, что люди будут послушны Ему.
9 Господь сказал Моисею:
«Я приду к тебе в густом облаке и буду говорить с тобой, чтобы народ услышал, как Я говорю с тобой, и поверил тебе навсегда».
И тогда Моисей поведал Богу обо всём, что говорили люди.
10 Затем Господь повелел Моисею:
«Сегодня и завтра ты должен подготовить народ к особой встрече. Пусть люди выстирают свои одежды
11 и на третий день пусть будут готовы к Моему появлению: на третий день Господь сойдёт на гору Синай, и весь народ увидит Меня.
12 Ты же должен сказать людям, чтобы они держались подальше от горы, проведи черту и не разрешай им пересекать её.
13 Всякий, кто прикоснётся к горе, будь то человек или животное, должен быть забит камнями или пронзён стрелами, и пусть никто не прикасается к нему. Израильтяне должны дождаться, пока прозвучит труба, только тогда они могут подняться на гору».
14 И вот Моисей спустился с горы, пошёл к народу, чтобы подготовить людей к особой встрече, и они выстирали свои одежды.
15 И сказал тогда Моисей народу:
«Подготовьтесь к встрече с Богом через три дня; до этого времени мужчины не должны прикасаться к женщинам».
16 На утро третьего дня на гору опустилось густое облако, гремел гром, сверкала молния, и раздавался оглушительный звук трубы, и испугался народ в стане.
17 Тогда Моисей вывел народ из стана к месту около горы для встречи с Богом.
18 Гора Синай была скрыта в дыму, который поднимался с её вершины словно дым из печи, так как Господь сошёл на гору в огне и вся гора сотрясалась.
19 Трубный звук становился всё громче и громче, и каждый раз, когда Моисей обращался к Богу, Бог отвечал ему громоподобным голосом.
20 Господь сошёл на гору Синай. Он сошёл с небес на вершину горы и призвал Моисея, чтобы тот поднялся к Нему на вершину, и Моисей взошёл на гору.
21 Господь сказал Моисею:
«Сойди вниз и предупреди израильтян, чтобы они не приближались и не смотрели на Меня, чтобы многим из них не умереть.
22 Скажи также священникам, которые приблизятся ко Мне, что они должны подготовиться к этой особой встрече, чтобы Я их не поразил».
23 «Но ведь народ не может подняться на гору, — сказал Моисей. — Ты ведь Сам предупредил нас, чтобы мы провели черту и не разрешали людям переступать через неё на святую землю».
24 «Спустись вниз к народу, — ответил ему Господь, — и приведи сюда Аарона. Народ же и священники пусть не подходят ко Мне, иначе Я накажу их, если они подойдут слишком близко».
25 Моисей спустился к народу и рассказал им всё это.

Толкования Августина

Стих 1

О пятидесяти днях сообщается и в Писании: не только в Евангелии, так как тогда сошел Святой Дух (14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Деян 2:14) , но и в книгах Ветхого Завета. Ведь после того как они отпраздновали Пасху, убив агнца, отсчитываются те самые пятьдесят дней до того дня, когда на горе Синай слуге Божию Моисею был дан Закон, написанный перстом Божиим, а в Евангелии открыто говорится, что перст Божий обозначает Духа Святого (20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк 11:20).

Послания 55, CSEL 34.2:202

***

В Пятидесятницу, то есть на пятидесятый день после страдания и воскресения, Он, как и обещал, послал нам Святого Духа Утешителя (14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: Деян 2:14). Это будущее событие было обозначено еще в иудейской Пасхе, когда, на пятидесятый день после заклания агнца, Моисей получил на горе Закон, написанный перстом Божиим (18 И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх 31:18). Читайте Евангелие и найдите там Святого Духа, названного перстом Божиим (20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк 11:20) .

Источник: Против Фавста-манихея 32.12, CSEL 25:770

Стих 11

Они пришли в пустыню, где был дан Закон, и так говорит Писание: В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской (1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. Исх 19:1). Господь сказал Моисею, чтобы те, кто получит Закон, очистили себя на третий день, когда Закон должен был быть дан. Значит, в начале третьего месяца на третий день требуется очищение.

Проповеди, Сl. 0284, 272B.MiAgl.384.30.

Стих 12

В этом удивительном совпадении есть большое различие: там народу под угрозой страшного наказания запрещается подходить к месту, где дается Закон, здесь Святой Дух нашел на тех, кто был собран вместе, ожидая исполнения этого обещания (1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Деян 2:1)

Источник: О духе и букве 17.29, CSEL 60:182.

Стих 16

Тогда был дан Закон, а именно на третий день третьего месяца. Итак, считай от четырнадцатого дня первого месяца, когда была Пасха, до третьего дня третьего месяца и получишь семнадцать дней первого месяца, тридцать дней — второго, три дня — третьего, что составляет пятьдесят дней.

Послания 55, CSEL 34.2:204

Иное толкование

Так же обычно Бог производит молнии и гром. Но так как на горе Синай они происходили необычным образом и те звуки были произнесены не как бессвязный шум, но так, что было ясно по вернейшим указаниям, что даются определенные знаки, то это и было чудом.

О Троице, Cl.0329,SL50.3.59.

Никто не может быть столь неразумным, чтобы верить, что дым, огонь, облака и туман и что бы то ни было подобного рода является сущностью Святого Духа или Слова Премудрости Божией, которая есть Христос? Что же касается Бога Отца, то даже ариане никогда не осмеливались думать подобным образом. Следовательно, все это было создано посредством творения, служащего Творцу, и было представлено сообразно Божественному устроению человеческим чувствам. Все же поскольку сказано, что Моисей взошел в облако, в котором был Бог, некоторые плотским образом считают, что, в то время как народ видел облако, Моисей внутри облака видел своими плотскими глазами Сына Божия, Которого обезумевшие еретики желают видеть в Его сущности.

О Троице,Cl.0329,SL50.2.15.

Стих 18

Звук этого голоса и голубь в телесном виде (22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22) , и разделяющиеся языки, как бы огненные, которые почили на каждом из них (3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Деян 2:3) , так же, как и страшные события на горе Синай и как этот столп дыма днем, а пламени — ночью (21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Исх 13:21) , — все это имело свое собственное значение. Здесь надо особенно остерегаться, чтобы кому-нибудь не показалось, что природа Бога или Отца, или Сына, или Святого Духа является переменчивой и изменяемой. И пусть никто не смущается, что иногда обозначающая вещь получает имя обозначаемой. Было сказано, что Святой Дух в телесном виде, как голубь, сошел и остался на Нем; так и скала — Христос, ибо обозначает Христа (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4)

Послания 169,CSEL 44:618



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.