Исход 33 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Господь повелел Моисею:
«Ты и народ, который ты вывел из Египта, должны уйти отсюда. Идите в ту землю, которую Я обещал отдать Аврааму, Исааку, Иакову и их потомкам.
2 Я пошлю перед тобой Ангела и одолею хананеев, аморреев, хеттеев, ферезеев, евеев и иевусеев. Я изгоню эти народы из твоей земли.
3 Иди в землю, изобилующую всякими благами, но Я не пойду с тобой: вы — народ неподатливый, и если Я пойду с вами, то как бы Мне не погубить вас в пути».
4 Услышав плохую новость, весь народ очень опечалился, и люди перестали носить украшения,
5 потому что Господь сказал Моисею:
«Вы — народ неподатливый. Я могу погубить вас, если проведу с вами в пути хотя бы короткое время. Снимите с себя все свои украшения, а Я решу, что с вами делать».
6 Тогда израильский народ снял с себя все украшения у горы Хорив.
7 В то время Моисей взял и поставил шатёр вне стана и назвал его шатром собрания. Каждый, желавший просить о чём-то Господа, приходил в этот шатёр собрания, находившийся за пределами лагеря.
8 Каждый раз, когда Моисей шёл в шатёр, народ наблюдал за ним, люди стояли у входа в свои шатры и смотрели вслед Моисею, пока он не войдёт в шатёр.
9 Когда же Моисей входил в шатёр, туда спускался облачный столб и становился у входа, и Господь говорил с Моисеем.
10 Увидев облако у входа в шатёр, люди выходили, и каждый поклонялся у входа в свой шатёр.
11 Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как говорят с другом. Поговорив с Господом, Моисей возвращался обратно в стан, а его помощник Иисус, сын Навина, никогда не отлучался из шатра.
12 Моисей обратился к Господу с такими словами:
«Ты сказал Мне, чтобы я вёл этот народ, но не сказал, кого пошлёшь со мной. Ты сказал мне: „Я хорошо знаю тебя, ты приобрёл Моё благоволение”.
13 Если я и в самом деле приобрёл Твоё благоволение, то открой мне, как лучше узнать Тебя, чтобы мне и впредь иметь Твоё благоволение. И не забудь, что эти люди — Твой народ!»
14 «Я Сам пойду с тобой, — сказал Господь, — Я поведу тебя».
15 И сказал тогда Моисей:
«Если Ты не пойдёшь с нами, то не выводи нас из этого места.
16 И ещё, как мы узнаем, что я и Твой народ обрели Твоё благоволение? Если Ты пойдёшь с нами, тогда мы будем знать наверняка! Если же Ты не пойдёшь с нами, то я и этот народ не будем отличаться от любого другого народа на земле!»
17 Господь сказал Моисею:
«Я сделаю то, что ты просишь, сделаю это потому, что благоволю к тебе и хорошо знаю тебя».
18 Тогда Моисей сказал Господу:
«Прошу Тебя, покажи мне Твою славу».
19 Господь ответил:
«Я проведу перед тобой Мою совершенную славу, Я — Господь, и Я объявлю Моё имя, Иегова, чтобы ты мог услышать его, потому что Я могу показать Свою милость и любовь тому, кого изберу.
20 Но тебе нельзя видеть Моё лицо, так как человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 Вот тут, неподалеку от Меня, есть скала. Встань на этой скале,
22 и Моя слава пройдёт мимо этого места. Я сделаю большую расселину в скале и покрою тебя Своей рукой пока не пройду,
23 а затем уберу руку, и ты увидишь Мою спину, но Моего лица не увидишь».

Толкования Августина

Стих 13

Если я приобрел благоволение перед Тобой, яви мне Самого Себя, чтобы мне разумно увидеть Тебя1

Святой Моисей, Его верный слуга, выразил это свое пламенное желание, когда сказал Богу, с Которым, как с другом, беседовал лицом к лицу: «Если я приобрел благоволение Твое, яви мне Самого Себя» (Ср. 18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. Исх 33:18). Что же, это не был Он Сам? Если бы это не был Он Сам, то Моисей не сказал бы Ему: Яви мне Самого Себя, но: «Яви мне Бога». Однако если бы он видел Его природу и сущность, то не говорил бы: Яви мне Самого Себя. Значит, Он Сам имел такой вид, в котором захотел явиться, но Сам Он не являлся в Своей собственной природе, которую хотел увидеть Моисей, ибо это было обещано святым в другой жизни. Отсюда ответ, который был дан Моисею, правдив: «Никто не может увидеть Бога и остаться в живых» (20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх 33:20), то есть никто в этой жизни не может видеть Его, каков Он есть. Ведь многие видели, но видели то, что выбрало желание, — когда Он хотел, в том виде, в каком Он хотел, а не в природе, в которой Он скрыт в Самом Себе, даже когда виден.

Примечания

  • 1 — . Перевод по LXX. — Прим. ред.

Источник: Послания 147. CSEL 44:293.

***

Этому старому и вернейшему слуге Божию Моисею только за то, что он собирался трудиться на этой земле и вести этот народ, удивительным образом было дано то, о чем он просил — увидеть светлость Господа, Которому он сказал: Если я приобрел благоволение перед Тобой, яви мне Самого Себя. Тогда он получил соответствующий нынешнему веку ответ, что не может видеть лица Бога, которое никто не видел, чтобы остаться живым (20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх 33:20). Этим Бог показывает, что данное зрелище возможно в другой, лучшей, жизни. Поэтому в словах Бога изображено таинство будущей Церкви Христа.

Послания 147. CSEL 44:306.

Стих 19

кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею Бог не виновен

Если весь мир находился в плену, то верно сказано: Кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею1. Ведь если весь мир в плену, весь мир в грехе, весь мир справедливо осужден на казнь, но частично освобожден по милосердию, кто скажет Богу: «Почему Ты осуждаешь мир?» Как можно обвинять судью Бога, когда осуждается виновный мир? Ты — виновен. Если рассмотришь, что ты должен, это называется наказанием, и исполнитель, получающий с тебя долг, по праву не порицается. Исполнитель порицается, если взимает недолжное. Когда же исполнитель должное взимает, кто будет порицать его, хотя и ожидает Отпускающего грехи?

Примечания

  • 1 — См. также 15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Рим 9:15.

Послания 27. Сl. 0284,27.SL41.39.

Стих 20

Может беспокоить, каким образом сама сущность Бога могла быть увидена кем-либо из живущих, ввиду того, что было сказано Моисею: «Никто не может увидеть лица Моего и остаться в живых», если только не оказывается, что человеческий разум божественным образом может быть похищен из этой жизни в ангельскую жизнь еще до того, как через эту общую смерть человек освободится от плоти (Ср. 3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2Кор 12:3−4).

Источник: Послания 147. CSEL 44:305.

***

Моисею говорится, что в этой жизни никто не может увидеть лица Божия и остаться в живых. Чтобы увидеть Его лицо мы не должны жить в этой жизни — мы должны умереть для мира, чтобы в вечности жить с Богом (Ср. 20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: Кол 2:20). Тогда мы не будем грешить не только делами, но и желаниями, когда увидим это лицо, побеждающее все желания. Оно настолько сладостно, братья мои, настолько красиво, что, увидев его, вы уже не будете радоваться ничему другому. Будет неисчерпаемое изобилие, не будет пренебрежения; мы все время будем жаждать, все время будем исполнять свое желание.

Проповеди. Сl. 0284, 170.PL38.931.42.

Стих 21

«Вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо». Однако, дальше Писание не говорит, что так произошло телесным образом; а отсюда понятно, что сказанное относится к Церкви. Ибо это она — место у Господа, так как Церковь — храм Его и создана на камне, да и все остальное, сказанное тогда, соответствует именно такому пониманию.

О книге Бытия, 12.27

Стих 23

ты увидишь задняя Моя, а лицо Мое не будет видимо тебе1

Не без причины обычно предполагают, говоря о личности Господа нашего Иисуса Христа, что Его задняя есть Его плоть, в каковой Он был рожден от Девы, умер и воскрес. Слово задняя употреблено или по причине того, что смерть есть нечто последнее вообще, или потому, что Его воплощение произошло почти в конце веков, то есть в позднейший период. Слово же лицо или означает тот образ Божий, будучи которым Он не почитал хищением быть равным Богу (6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Флп 2:6) и который невозможно увидеть и остаться живым (20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх 33:20), или потому, что после этой жизни, в которой мы далеки от Господа (Ср. 6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 2Кор 5:6) и где тленное тело отягощает душу (15 ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Прем 9:15), мы увидим все лицом к лицу (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор 13:12), как говорит апостол. Об этой жизни говорится в псалмах: Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий (6 Вот, Ты дал мне дни, [как] пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Пс 38:6), а также: Потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих (2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Пс 142:2). И опять-таки в этой жизни, согласно Иоанну, еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин 3:2). Он хотел сказать, что все это будет после этой жизни, когда мы уже отплатим долг смерти и получим обещанное воскресение. Или даже сейчас в зависимости от того, насколько духовно мы понимаем Премудрость Божию, Которою все создано, настолько мы умираем для плотских страстей так, что, считая этот мир мертвым для нас, сами также умираем для него и говорим вслед за апостолом: Для меня мир распят, и я для мира (14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Гал 6:14).

Примечания

  • 1 — Перевод по LXX. — Прим. ред.

Источник: О Троице. Сl. 0329, SL50.2.16.34



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.