«Господь, Бог Израиля, говорит: „Отпусти Мой народ в пустыню, чтобы израильтяне устроили празднество в Мою честь”».
«Кто такой Господь? Почему я должен слушать Его? Почему я должен отпустить Израиль? Я не знаю Господа и не отпущу Израиль».
«Моисей и Аарон, вы отвлекаете народ от дела. Не мешайте людям работать, и сами идите и занимайтесь своим делом!
«Фараон решил, что не будет больше давать вам солому для изготовления кирпичей,
«Почему вы не изготовляете столько же кирпичей, сколько раньше? Если вы могли делать это раньше, то и теперь можете!»
«Почему ты так обращаешься с нами, слугами твоими?
«Вы обленились и не хотите работать. Поэтому и просите отпустить вас, потому и хотите уйти отсюда и принести жертвы Господу.
«Господи, для чего Ты подверг такому бедствию Свой народ? Для чего послал меня сюда?
Стих 1
Спрашивается, каким образом Бог говорит народу, что Он выведет их из Египта в землю Ханаанскую, а фараону говорит, что они хотят выйти в пустыню на три дня пути, чтобы принести Богу жертву по Его требованию (18 И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Исх 3:18). Нужно понимать это так, что, хотя Бог и знал, что фараон собирается делать, так как Он предвидел, что фараон не согласится отпустить народ, сначала было сказано то, что произошло бы, если бы он отпустил их. Непреклонность фараона и его людей заслужила, чтобы все произошло так, как последовательно свидетельствует Писание. Итак, Бог действительно приказывает то, что, как Он знает, не будет выполнено тем, кому Он приказывает, чтобы последовал справедливый суд.
Вопросы на Семикнижие, Сl.0270,2.Quaest.Exodi.13.73
Стих 9
Хорошие и плохие делают одно и то же и претерпевают одно и то же, и должны различаться не по делам и наказаниям, но, по крайней мере, по причинам. Фараон обременял народ Божий тяжелыми работами, а Моисей подвергал этот же народ за его нечестие строгим наказаниям (27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. Исх 32:27). Они творили одно и то же, но не хотели одного и того же — помочь: тот был вдохновлен властью, а этот — воспламенен любовью.
Источник: Послания 93, СSEL 34.2:450
Стих 22
Слова, которые Моисей говорит Господу, не являются словами непокорности и негодования, но поиска и молитвы, что явствует из того, что Господь ему ответил. Он не обвинил его в неверии, но открыл то, что ему надо будет сделать.
Источник: Вопросы на Семикнижие, Сl. 0270,2. Quaest. Exodi. 14.184