Притчи 1 глава

Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Эти притчи — мудрое поучение Соломона, сына Давида, царя Израиля.
2 Притчи написаны для того, чтобы люди обрели мудрость, научились принимать наставления и понимать мудрые изречения.
3 Они написаны для того, чтобы люди учились благоразумию, добру, справедливости и честности,
4 чтобы даже глупец научился принимать мудрые решения, а юноша, полагаясь на обретённое знание, смог применить его в различных жизненных ситуациях.
5 Даже мудрые люди должны внимательно следовать этим наставлениям, потому что они узнают ещё больше и станут ещё мудрее, и тогда смогут справиться с любыми сложностями.
6 Тогда люди поймут смысл мудрых историй и притч и научатся понимать загадки мудрецов.
7 Человек должен прежде всего научиться почитать Господа и повиноваться Ему, и только после этого к нему придёт истинное знание. Но глупцы отрицают мудрость и не желают принимать поучение.
8 Сын мой, ты подчиняться должен поучениям своего отца и следовать наставлениям матери.
9 Слова отца и матери будут тебе короной, украшающей голову, а их поучения — золотым медальоном для шеи твоей.
10 Сын мой, люди, склонные к греху, будут тебя искушать, но ты не должен следовать за ними.
11 Эти грешники могут позвать:
«Пойдём с нами, мы спрячемся и будем ждать удобного для убийства момента.
12 Мы нападём на невинного и обречём его на смерть; сокрушив, отправим в могилу.
13 Мы похитим все драгоценности его и заполним наши дома этим добром.
14 Так что пойдём с нами, и мы разделим с тобой добычу!»
15 Сын мой, не следуй за людьми, склонными к греху, не иди по их стопам.
16 Эти недобрые люди всегда готовы совершить злодеяние, они всегда спешат пролить кровь.
17 Если ты расставляешь силки для ловли птиц у них на глазах, то ничего не поймаешь.
18 Однако злые попадают в свои же ловушки: они стремятся причинить вред другим, но на самом деле лишь себе вредят.
19 Такова судьба всякого, кто жаждет завладеть чужим добром. Алчных людей погубит всё то, что они отобрали у других.
20 Послушай! Мудрость пытается учить людей, она взывает к ним на базарах и улицах.
21 Она обращается к ним на людных перекрёстках; вблизи городских ворот она, стараясь привлечь внимание людей, говорит:
22 «Как долго вы, глупцы, будете творить неразумное и смеяться надо мной; как долго будете презирать знание?
23 Вам необходимо было слушать мои советы и поучения, я поделилась бы с вами всем, что мне известно, я передала бы вам все мои знания.
24 Но вы отказались слушать меня, когда я старалась помочь, я протянула вам руку, но вы отказались от помощи.
25 Вы отвернулись от меня и моих советов, вы отказались принять мои слова.
26 Поэтому я буду смеяться над вашими бедами, буду наслаждаться, видя ваши несчастья.
27 Великие беды придут к вам подобно грозе, заботы согнут вас как сокрушительный ветер, печаль великим бременем ляжет на вас.
28 Когда глупцы будут меня о помощи молить, я им не помогу, они будут меня искать, но не найдут.
29 Я им не помогу, потому что они никогда не желали моего знания, а также отказались чтить и бояться Господа.
30 Глупые отказались от моих советов и не хотели следовать учениям моим.
31 Они лишь следовали своим собственным желаниям, и тем самым навлекли на себя заслуженную погибель.
32 Глупцы умирают, отказываясь следовать мудрости, они с радостью продолжают свой неразумный путь, и это несёт им уничтожение.
33 Однако будет безопасно жить человек, слушающий меня, он будет жить спокойно, не боясь зла».

Толкования Августина

Стих 1

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление .

Источник: Толкование Псалмов 72.3,Сl. 0283, SL39.71.3.2.

Стих 2

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Притч 1:1−2).

Толкование Псалмов.

Стих 3

Как ты знаешь, бывают некоторые пороки, которые, по очевидному различию, противоположны добродетели, как, например, неблагоразумие по отношению к благоразумию. Бывают же такие, которые, поскольку они пороки, постольку противоположны добродетелям, но, тем не менее, и сходны неким обманным образом с ними: например, когда мы благоразумию противопоставляем не безрассудство, но хитроумие. Ибо теперь я говорю о том хитроумии, под которым обыкновенно больше понимают и обозначают нечто лукавое, а не о том, как обычно это слово выражено в нашем Писании, каковое зачастую вкладывает в него положительный смысл, отчего встречаются такие места: будьте мудры, как змии (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), а также когда говорится, чтобы простым дать смышленость. Точно так же и неправедность противится праведности по явному несходству, тогда как обыкновенно страсть отмщения рядится в праведность, но остается пороком.

Источник: Письма 167,Сl.0262,167.44/2.593.7

Стих 7

По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости — страх Господень, которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

Письма 171 А, Сl. 0262, 171А.44/1.632.5

Стих 11

Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины... наберем всякого драгоценного имущества , — не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу — Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Мф 21:38).

Источник: О Гpaдe Божьем 17.20,Cl.0313,SL48.17.20.51

Стих 24

Что значит то, что во многих местах гласит Писание:воззовут, и не послушаю их. О них сказано: не призывающие Бога (5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Бога? Пс 52:5). Призывают, но не Бога. Ведь можно взывать к тому, кого любишь; можно взывать к тому, кого к себе приглашаешь, к тому, чьего прихода к себе желаешь. В свой черед, если взывать к Богу, дабы имел место денежный доход, дабы выпало наследство, дабы сподобиться мирских почестей, то и призовешь то, чьего появления добиваешься; но установишь, что Бог — пособитель твоей алчности, а не Тот, Кто внемлет прошению. Бог благ, если дает, что желаешь. Но если желаешь ты дурного, не большей ли милостью будет не воздать тебе? Но тогда, если не даст, то и Богом для тебя не будет; и ты вопиешь: сколько я молился, сколь часто я испрашивал, и не послушал меня! А что же ты просил? Вот бы недруга твоего постигла смерть! А если и он попросит для тебя? Тот же, Кто сотворил тебя, сотворил и его; ты человек, и он человек, а Бог — судия, слушает обоих и не послушает обоих. Ты печалишься, поскольку не послушали тебя против него; радуйся же, что не послушали его против тебя.

Источник: Толкование Псалмов 85.8, Сl. 0283, SL39.85.8.4.

***

Между надеждой и отчаянием мечется дух. Следует бояться, чтобы не сразила тебя надежда, ибо коль скоро много ты надеешься на милосердие, то будешь подлежать суду. Должно бояться, с другой стороны, чтобы не сразило тебя отчаяние, ибо коль скоро ты полага-ешь, что не будет тебе прощена тяжесть совершенного тобой, то не будет у тебя раскаяния и попадешь ты под суд мудрости, которая говорит: За то и я посмеюсь вашей погибели .

Что же, стало быть, делать Господу с теми, кто объят обоими недугами? Тем, которые испытуемы надеждой, говорит следующее: Не медли обратиться к Господу,, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (8 Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: 9 ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Сир 5:8−9). Тем, которые испытуемы отчаянием, что Он говорит? В какой бы день беззаконник ни обратился, забуду все беззакония его . Значит, ради тех, кто отягощен отчаянием, Он предусмотрел гавань прощения, а ради тех, кого развращает надежда и на кого воздействует соблазн попусканий, сделал так, что день кончины неизвестен. Когда придет последний день, тебе неведомо. Не будет ли с твоей стороны неблагодарным откладывать, раз ты располагаешь днем нынешним, в который можешь исправиться?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 33.3−4,Сl. 0278,33.8.14



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.