Притчи 25 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Вот ещё мудрые изречения Соломона, собранные слугами Езекии, царя Иудеи.
2 Мы Господа восхваляем за неведомые нам тайны, но царю мы славу воздаём за те дела, которые он совершает прилюдно.
3 Никто не знает, насколько высоко небо или глубока земля, так и разум царей непостижим.
4 Удалив все примеси, ты очистишь серебро, и тогда из него ремесленник сделает красивое изделие.
5 Прогони злых советников от царя, и доброта сделает его царство сильным.
6 Не строй из себя важную персону, не хвались собой перед царём.
7 Гораздо лучше, если царь сам позовёт тебя, предоставив самоё почётное место, чем опозориться перед царскими вельможами, пересаживаясь на менее почётное место.
8 Не спеши оклеветать человека перед судьёй. Если он докажет, что он прав, ты будешь посрамлён.
9 Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить её между собой, но не выдавай его сокровенные тайны.
10 Иначе ты будешь опозорен и приобретёшь дурную славу, с которой никогда не расстанешься.
11 Нужное слово, сказанное в подходящее время, словно золотое яблоко в серебряной оправе.
12 Поучения мудрого стоят дороже, чем золотые кольца и украшения из лучшего золота.
13 Гонец, которому можно доверять, ценится, как освежающая вода в знойный день во время жатвы.
14 Кто обещает подарки и не приносит их, подобен ветру и облакам, не приносящим дождя.
15 Спокойный разговор может заставить любого изменить мнение, даже правителя. У кроткой речи своя великая сила.
16 Как ни хорош мёд, не ешь его слишком много, а то тебе станет плохо.
17 Также не ходи слишком часто в дом соседа твоего, иначе он возненавидит тебя.
18 Опасен человек, не говорящий правду. Он подобен дубине, мечу или острой стреле.
19 Будь независим от лжеца во времена бед. Его можно сравнить с больным зубом или хромой ногой, приносящей боль.
20 Петь счастливые песни грустному человеку так же глупо, как снимать одежду в холодный день или смешивать соду и уксус.
21 Если враг твой голоден, то накорми его, если пить хочет, напои его.
22 Если сделаешь так, то смутишь его, и тогда Господь вознаградит тебя за то, что ты был добр к своему врагу.
23 Северный ветер приносит дождь, а сплетни порождают злобу.
24 Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
25 Добрые новости издалека как прохладная вода в жаркий день.
26 Доброго человека, поддающегося влиянию злого, можно сравнить с чистым источником воды, который покрывается грязью.
27 Плохо, если ты ешь слишком много мёда, но также плохо, если ты ищешь для себя слишком много чести.
28 Человек, не способный держать себя в руках, подобен городу с разрушенными стенами.

Толкования Августина

Стих 21

Что милостыню должно раздавать всем, очевиднейшим образом учит апостол Павел, когда говорит: Итак, доколе есть время, непрестанно будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Гал 6:10). Откуда явствует, что предпочтение в этом следует отдавать праведным. Ибо кого еще мы подразумеваем под своими по вере, когда в других местах прямо указано: Праведник живет верой (4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4)1. Однако же, не следует затворять свои сердца к другим людям, и даже грешникам, пусть и обуреваемы они злобой против нас; ведь сам наш Спаситель говорил и увещевал: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк 6:27). Не умалчивают об этом и книги Ветхого Завета. Ибо там можно прочитать: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою , и также в Новом Завете эти слова употреблены апостолом2.

Проповеди 164 А.2, Сl. 0284, 164А.156.19.

Примечания

  • 1 — Ср. 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим 1:17; 11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. Гал 3:11; 38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Евр 10:38
  • 2 — Cм. 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Рим 12:20

***

По-видимому, здесь предписывается нечто неестественное и даже ужасное; поэтому это — фигура речи, указывающая, что мы участвуем в Господних страданиях и храним с благодарностью воспоминание о том, что Его плоть была распята и изранена за нас. Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою . Несомненно, что здесь предписывается благотворительность по отношению к ближнему, но в последующих словах: ибо, [делая это], ты собираешь горящие угли на голову его, внушается, по-видимому, желание зла ближнему. Итак, не сомневайся, что последние слова сказаны фигурально, и, хотя можно изъяснять их двояко — то есть и ко вреду, и к пользе ближнего, — любовь должна заставить тебя отнести их к благотворительности, то есть под огненным углем ты должен понимать не что иное, как жгучие стоны раскаяния, что он сделался врагом человеку, который помогает ему в бедности его.

Источник: Об учении христианском 3.16.24,Cl.0263,3.16.6



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.